-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36185
 омментариев: 138773
Ќаписано: 176609

 акие бывают виды фантастики

¬торник, 10 јвгуста 2010 г. 20:02 + в цитатник

¬ид фантастики.  риптоистори€

„то делать, если в вашем распор€жении множество интересных, но непроверенных фактов? ѕисать криптоисторию!

»стори€, казалось бы, точна€ наука. ‘акты и даты — еЄ плоть и кровь.... Ќо где гаранти€, что исторические источники правдивы? »х ведь, как правило, пишут победители! ј сонмы ученых творчески интерпретируют прошлое на потребу власти или просто дл€ души. ѕоэтому закономерным выгл€дит возникновение криптоистории, чьи адепты готовы поведать миру, как оно было на самом деле.
Ќа «ападе довольно давно существует пон€тие “secret history”, хот€ в отдельное направление фантастики “тайна€ истори€” не выдел€етс€. “ермин пошел от одноименной книги византийского историка ѕрокопи€  есарийского, в которой он поведал о закулисной жизни великих людей. —овременна€ криптоистори€ бывает двух основных типов — околонаучные труды и беллетристика.

ƒл€ начала разберемс€, чем криптоистори€ отличаетс€ от альтернативной истории. ¬озьмем простейший пример из учебника истории: бывший император французов Ќаполеон Ѕонапарт скончалс€ в 1821 году на острове —в€той ≈лены.
¬ альтернативной истории Ќаполеон бы бежал с острова и лет через двадцать создает новую империю (“ƒруга€ жизнь Ќаполеона” ћихаила ѕервухина)
Ќо если Ќаполеон умер не своей смертью, а был отравлен? »ли убежал с острова и прожил оставшуюс€ жизнь как частное лицо (фильм “ћсье N”)? Ёто уже криптоистори€.

ѕроникнуть за кулисы событий прошлого и показать их глазами вымышленных персонажей попыталс€ еще родоначальник исторического романа сэр ¬альтер —котт. Ќо “отцом” художественной криптоистории с полным правом можно назвать блистательного јлександра ƒюма, который во многих произведени€х показывал “подлинные” причины реальных событий.
ѕочему вспыхнула англо-французска€ война в ““рех мушкетерах”? ѕолитические и религиозные противоречи€ — лишь дымова€ завеса. Ќа самом деле конфликт произошел из-за любовного треугольника между королевой јнной, кардиналом –ишелье и герцогом Ѕэкингемом.

ќдин из магистральных потоков криптосторической литературы посв€щен тайным козн€м подспудных —ил.  ого только не записывают в вершители судеб мира! ќсобой попул€рностью пользуютс€ тайные общества и мистические культы. “амплиеры, розенкрейцеры, масоны, исмаилиты, иезуиты, нацисты, сатанисты и прочие.
”мберто Ёко “ћа€тник ‘уко”, Ћоуренс Ќорфолк “—ловарь Ћамприера", ќлег ѕлатонов “ риминальна€ истори€ масонства” и другие.
 
≈ще один вариант — криптохронологи€ академика ‘оменко (“ акой сейчас век?”, “јнтичность — это средневековье”). «а рубежом тоже по€вл€лись публикации о том, что общеприн€та€ историческа€ датировка €кобы подделана (“Ќеизвестна€ истори€ человечества” ћайкла  ремо и –ичарда “омпсона), но “открытие” оказалось востребовано лишь маргинальной частью западной публики.
¬алерий ƒемин “ќт ариев к русичам”, ¬адим ѕанов ““айный город”

» наиболее попул€рный вариант криптоистории – сол€нка. Ѕерем какой-либо факт, добавл€ем фантазию и получаетс€ криптографический миф. Ќа фоне подобных изысканий откровенна€ фантастика выгл€дит почти реальностью. ¬от —талин и Ѕери€ приказывают уничтожить зону контакта с инопланет€нами, прикрыва€сь техническим испытанием €дерного устройства (—ергей —ин€кин “ќпераци€ прикрыти€”). ј после головокружительного успеха романа ƒэна Ѕрауна “ од да ¬инчи”, читающа€ публика по всему миру бойко расхватывает истории о древних предметах, та€щих в себе великие тайны. Ќо в данных книгах криптоистори€ лишь дополнение к детективу.
 
Ќо стоит помнить, что истинна€ криптоистори€ — лишь творческий метод дл€ создани€ умного и увлекательного произведени€, которое пробуждает в нас живость мысли, а не пытаетс€ впарить махровую чепуху под видом ¬еликого ќткровени€.

¬иды фантастики. ƒизельпанк

≈ще одна альтернативна€ истори€ человечества. „то на этот раз? √игантские небоскребы и дирижабли.
ѕредставьте себе, что в 30-е годы прошлого столети€ человечество пошло по совершенно иному пути развити€: гигантские дирижабли, причудливые многомоторные самолеты, разумные компьютеры на радиолампах, шагающие роботы величиной с дом. ћировые войны уже стерли с лица земли целые нации. ¬место могущественных корпораций, плетущих нити заговоров, действуют мань€ки-одиночки, мечтающие захватить власть над нашей планетой.
јтомных бомб нет, зато есть лучи смерти, способные перерезать пополам броненосный крейсер. –еактивные двигатели, транзисторы, генетика и хими€ — зачем все это? ” нас ведь есть дизели, богатое воображение и железна€ вол€.
„то такое “дизельпанк”? Ќаивна€ ретрофантастика в духе 1930-х годов сейчас переживает свое второе рождение. Ётот жанр обычно называют “дизельпанк”, часто пута€ его со “стимпанком” — хронологически более молодым фантастическим миром паровых машин, людей-невидимок, агрессивных пришельцев с ћарса и благородных героев ∆юль ¬ерна. —тимпанк — это приключени€ на рубеже 19 и 20 веков, дизельпанк — стилизованные 20-е и 30-е годы прошлого века.
ѕочему в названии этого жанра на первом месте стоит слово “дизель”? ¬иной всему –удольф ƒизель (1858-1913) — талантливый немецкий инженер, создавший поршневой двигатель внутреннего сгорани€ с воспламенением от сжати€. √лавной особенностью этого изобретени€ было то, что в цилиндр засасывалс€ не бензин, а воздух. “акой двигатель не нуждалс€ в сложной конструкции электрического зажигани€. “опливо подавалось в цилиндр под давлением, а его полному испарению способствовала высока€ температура. ѕоэтому двигатель ƒизел€ не требовал дорогого и редкого по тем временам бензина, а работал на самом низкокачественном сырье. »з недостатков двигател€ можно было отметить его большой вес.
ћо€ иде€ настолько опережает все, что создано в данной области до сих пор, что можно смело сказать — € первый в этом новом и наиважнейшем разделе техники на нашем маленьком земном шарике! я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!

–. ƒизель о своем двигателе в письме к родным
ƒизельпанку свойственен гигантизм. Ћогика здесь проста — име€ мощные дизельные двигатели, инженеры могут создавать конструкции совершенно неверо€тных размеров. Ёта особенность молодого фантастического жанра в целом соответствует реальности начала 20 века. »менно тогда начали строитьс€ первые американские небоскребы. —о стапелей на воду спускались суда огромного водоизмещени€ (вспомним тот же ““итаник”, высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала).
¬озникает вопрос — почему же циклопическа€ архитектура дизельпанка так и не стала реальностью? ¬иною тому €вилась ¬елика€ ƒепресси€, бушевавша€ в —Ўј с 1929 по 1933 год. ќна подорвала экономическую мощь страны и на многие годы затормозила дальнейшее строительство небоскребов.  роме того, вскоре началась ¬тора€ ћирова€ война. ќ высотных здани€х позабыли. ќни стали строитьс€ лишь в 50-70-е годы двадцатого века — но это было уже другое врем€: космос, атомна€ энерги€ и холодна€ война. ¬озможность развивать архитектуру в стиле дизельпанка была безвозвратно утер€на.
ƒругой об€зательный элемент дизельпанка — дирижабли. ѕреимущества дирижаблей перед другими видами воздушного транспорта (в первую очередь — самолетами) очевидны. ќни были способны нести несколько дес€тков тонн полезной нагрузки, требовали несравненно меньше топлива, хорошо сопротивл€лись повреждени€м — это справедливо дл€ гелиевых цельнометаллических дирижаблей, так как м€гкооболочные, наполненные водородом, часто взрывались; а также могли находитьс€ в воздухе до 130 дней подр€д (рекорд советского дирижабл€ “———– ¬-1”, поставленный в 1937 году).
ƒизельпанк — жанр чрезвычайно молодой. ≈му насчитываетс€ от силы несколько лет, поэтому дальнейшее перечисление его признаков будет весьма условным. ƒело в том, что дизельпанк — прежде всего фантастика. »з вышеприведенного материала следует, что развитие науки и техники вполне могло пойти и несколько другим путем — сейчас бы мы жили в исполинских небоскребах и добирались на работу в маршрутных дирижабл€х.
— дизелем разобрались, но почему «панк»? —лово “панк” применительно к художественному жанру обычно обозначает свободу, независимость от каких-либо общественно-культурных обычаев, бунтарство (реже — стремление к саморазрушению). ќднако в случае с дизельпанком смысловые акценты термина “панк” смещаютс€ в сторону пь€н€щего чувства, которым надел€ет нас могущество моторов. „еловек наконец-то почувствовал себ€ истинным царем природы. ѕеред ним раскрываютс€ невиданные доселе возможности.Ќо вместе с силой приходит и зависимость от машин. ѕо€вл€ютс€ новые опасности — сумасшедшие ученые, вышедшие из-под контрол€ роботы, либо даже злобные инопланет€не, обладающие более высоким, но все равно дизельпанковским уровнем технологий.
√ерои дизельпанка, в целом, соответствуют антигеро€м — это храбрые одиночки, умелые летчики, мор€ки (основна€ стихи€ дизельпанка — небо или вода), талантливые ученые. ¬ их распор€жении наход€тс€ новейшие технологии этого времени. ќни ограничены в средствах, но им помогают верные друзь€, правительственные агенты, а главное — геро€м дизельпанка всегда сопутствует удача.
ћир дизельпанка — гр€зное место. »ндустриализаци€ идет полным ходом — в воздухе пахнет машинным маслом, выхлопными газами и порохом. —тарое доброе огнестрельное оружие успешно соседствует с новейшим энергетическим. –еактивные двигатели мирно уживаютс€ с винтовыми. ¬ смешении старой и новой технологии нет никакого противоречи€ — напротив, это составл€ет истинный дух и атмосферу дизельпанка.
¬месте с тем, дизельпанку свойственна романтика 1930-х годов. ¬альс, чарльстон, шампанское и розы. Ћетчики-блондины с ослепительными улыбками идут на подвиг ради холодных и прекрасных женщин с хищными красными губами.

ћир сильно “германизирован”. ¬ 1930-х годах √ермани€ была одной из самых передовых (во всех отношени€х) стран. ќна стремительно восстанавливалась после поражени€ в ѕервой ћировой войне, готовилась к новой экспансии, а потому осуществл€ла мощный научно-технический прорыв. ќтсюда — все гениальные ученые дизельпанка, а следовательно — все проблемы главных героев этого жанра так или иначе св€заны с нацистской √ерманией.
 

¬иды фантастики. ѕостапокалипсис

ќпустошенна€ «емл€. Ћишенна€ озонового сло€ и выжженна€ солнцем. ѕокрыта€ вышедшими из берегов океанами. ¬ывернута€ наизнанку чудовищным оружием. ѕогребенна€ под грудами технологических отходов... ∆алкие остатки человечества ют€тс€ на обломках великой цивилизации. „то стало вратами јпокалипсиса? ¬ойна? Ёпидеми€? —тихийное бедствие?  осмический катаклизм?  то знает...
ѕостапокалиптическа€ фантастика повествует о мрачном и суровом будущем после гибели усто€вшегос€ мира. Ќасто€щий бум постапокалиптической фантастики произошел после по€влени€ атомной бомбы, когда мир и вправду оказалс€ на грани самоуничтожени€. ѕотом возникли новые угрозы: загр€знение окружающей среды, истощение озонового сло€, перенаселение... Ѕлагодатное поле дл€ придумывани€ кошмарных вариантов будущего!

»так, разберемс€, как авторы люб€т уничтожать мир:
1.  осмос – первопричина всех человеческих бед.
ћетеорит или комета — один из излюбленных фантастами способов радикально разобратьс€ с человечеством. “ем более камни с небес и так вал€тс€ на «емлю регул€рно и в большом количестве, различа€сь только размером. ¬озможно, исчезновение динозавров и ледниковый период были вызваны падением огромных метеоритов. ј “унгусска€ катастрофа? ¬ общем, легко представить, что случитс€ с нашей планетой, если из космоса пожалует «каменный гость» эдак с километр диаметром.

(Ћарри Ќивен и ƒжерри ѕурнелл «ћолот Ћюцифера»; ƒжона  ристофер «√од кометы», ‘рица Ћейбер «—транник»)  роме небесных тел, из космоса могут €витьс€ и другие фатальные сюрпризы. —олнечный шторм вызывает эпидемию массовых самоубийств («ƒень дураков» Ёдмунда  упера). –оковым дл€ земл€н оказываетс€ взрыв в €дре галактики («јд» ‘реда ’ойла).  онечно же, дело не обойдетс€ без инопланет€н.
2. «а дело беретс€ ћать «емл€.
ћатушка-«емл€ может и без космического вмешательства разобратьс€ по-свойски с человеческими паразитами. »з-за глобального потеплени€ тают арктические льды и начинаетс€ новый всемирный потоп («¬одный мир» ƒжеймса Ѕалларда). ѕарниковый эффект порождает монструозное торнадо («ƒурна€ погода» Ѕрюса —терлинга), встречаютс€ и более экзотические катаклизмы, например, остановка планеты.
ѕричиной апокалипсиса может быть и эпидеми€.
3. “реть€ мирова€ и этим все сказано.
ядерна€ война – одна из наиболее распространенных версий гибели «емли, во вс€ком случае, сейчас. „еловечество не только осталось без дома, €дерное оружие породило ужасных мутантов (√луховский «ћетро 2033»)

„то дальше?

ƒействие постапокалиптической фантастики может происходить сразу же после глобальной катастрофы, с упором на психологию оставшихс€ в живых людей, их т€жкую борьбу за выживание, — или значительно позже, с показом нового общества, возникшего на обломках цивилизации. “акое общество часто изображаетс€ как возврат человечества в прошлое, когда остатки чудом уцелевшей технологии воспринимаютс€ людьми как маги€.

¬ этом случае, автор показывает как рушатс€ устои общества, людей превращает в убийц желание выживать. ƒл€ людей нет больше правил, они живут по одному закону: выживает сильнейший.
¬ итоге, либо мир уничтожен полностью и люд€м остаетс€ только выживать, либо они соберутс€ строить новый мир и начать все сначала.
¬ывод?

ћир разрушить легко, об этом и говорит постапокалиптическа€ литература. Ќе смотр€ на иногда несколько изощренные способы уничтожени€ мира. Ќо будет ли апокалипсис на самом деле? »ли это только выдумки авторов?


¬иды фантастики. —тимпанк

ѕо улицам Ћондона шагает огромный жест€ной робот. ¬ его клепаной голове — отсек управлени€, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. ќн крутит педали, дергает за рычаги, стара€сь увести машину подальше от приближающегос€ дирижабл€ с эмблемой британских ¬¬— на борту.
ƒирижабль неуправл€ем и €вно идет на таран. ќн пострадал от разр€да из излучател€ “еслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебралс€ сюда по дну Ћа-ћанша и вот-вот прорветс€ к Ѕукингемскому дворцу.  оролеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Ўерлока ’олмса, бравый ¬ан ’ельсинг и „еловек-невидимка.
—тимпанк — подвид фантастики, действие которого происходит в мире, где главенствуют технологии паровых машин, заменивших электронику. јльтернативна€ истори€.  лассические вселенные стимпанка стилизуютс€ авторами под јмерику или ≈вропу (прежде всего јнглию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением.
“ермин «стимпанк» впервые употребили два друга-писател€ ƒжеймс Ѕлэйлок и  евин ƒжетер во врем€ дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. “ермин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавалс€ по традиционным сценари€м своего «старшего брата» с механическим переносом действи€ в реальность, где хоз€йничают паровые технологии. ’акеры, искусственный интеллект, корпорации, государственна€ машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «ѕанковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохран€лось без каких-либо существенных изменений. “о есть главные герои – €ркие индивидуалисты, которые идут против вс€ких систем и предрассудков.
¬ отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологи€х. ”ровень развити€ науки в стимпанке традиционно ориентируетс€ на викторианскую эпоху. ѕрежде всего, здесь следует упом€нуть обширное использование энергии пара — это и дало название всему жанру.
—тимпанк по€вилс€ не на пустом месте. «ƒедушкой» жанра именуют ∆юл€ ¬ерна, чьи «20 тыс€ч лье под водой», «–обур-завоеватель», «ѕаровой дом» оказали серьезное вли€ние на стилистику и антураж современных авторов. –авно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — √ерберта ”эллса, ћарка “вена, Ёдгара ѕо, јртура  онан ƒойл€.

—ледующа€ ступенька — «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. «десь выдел€ютс€ «Ѕомба королевы ¬иктории» –ональда  ларка, «ћашина пространства»  ристофера ѕриста, «¬рата јнубиса» “има ѕауэрса, «ƒа здравствует трансатлантический тоннель, ура!» √арри √аррисона.

¬се то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории:
1. јльтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк.
—тилизуетс€ под мир 19 — начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому насто€щему и будущему. „асто геро€ми ј»-стимпанка станов€тс€ реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.
«Ћига выдающихс€ джентельменов» «33 несчасть€» «Ќазад в будущее»
2. ‘энтези-стимпанк.
ƒействие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаютс€ с магией и привычными дл€ фэнтези существами. Ёто направление во многом граничит с технофэнтези.
—ери€ игр Final Fantasy, «Ёдвард –уки-Ќожницы», «¬ан ’ельсинг»

—тимпанк интересен своей необычностью. ќн предоставл€ет собой новое поле дл€ стилистических решений и сюжетных маневров. —интез старины и высоких технологий может быть интересен как любител€м фэнтези, так и поклонникам научной фантастики

¬иды фантастики.  иберпанк

 иберпанк. ћатричные богатыри Ќео, ћорфеус и “ринити...  иберковбои киберспейса... Ћабиринт отражений... »ноземье виртуального мира... “анцующий с киборгами и бегущий от репликантов... ¬се смешалось в доме, который построили Ѕрюс и ”иль€м.
—лово «cyberpunk» придумал американский писатель Ѕрюс Ѕетке, который в но€бре 1983 в журнале Amazing Science Fiction Stories опубликовал одноименный рассказ. ѕричем Ѕетке окрестил персонажа рассказа киберпанком лишь по двум причинам — тот был хакером и носил панковскую прическу.
„уть позже известный критик и редактор √арднер ƒозуа, рецензиру€ творчество Ѕрюса —терлинга и ”иль€ма √ибсона, употребил придуманное Ѕетке слово как термин в своей интерпретации — от cybernetics (кибернетика) и punk (отребье, по аналогии с панк-роком).
»де€ киберпанка в том, что общество стремитс€ исключительно к материальному благополучию, что превращает людей в абсолютно бездушные существа, которым плевать на все, кроме самих себ€. ћир разделилс€ на два полюса: извращенна€ роскошь и полное бесправие и нищета.
ƒействие киберпанка происходит в будущем. ¬ласть подчинена транснациональным корпораци€м. ѕоложение в мире: анархи€. √орода – многомиллионные мегаполисы.
»скусственный интеллект давно превзошел человеческий. √лавна€ ценность - информаци€.
 иберпанк мрачен, но эта мрачность честна. ”же нынешнее поколение сможет наблюдать, как последстви€ столетнего маниакального равнодуши€ и небрежного отношени€ к окружающей среде отраз€тс€ на люд€х...Ќам еще больше повезет, если мы не станем свидетел€ми мучительной смерти дес€тков миллионов людей...Ёти перспективы должны повли€ть на наши чувства, мысли и действи€.

Ѕрюс —терлинг
√ерои киберпанка €вл€ютс€ людьми «вне закона». ’акеры, одиночки, аутсайдеры. “е, кто упорно не желает подчин€тьс€ существующему режиму. »м плевать на прогнивший мир и жителей этого мира. √лавный герой киберпанка - аморальный эгоцентрик и мизантроп, жаждущий освобождени€ от условностей.
ќсновоположниками движени€ киберпанков считаютс€ американцы Ѕрюс —терлинг и ”иль€м √ибсон.

 ниги: √иббсон "ƒжонни ћнемоник", "√раф Ќоль", "ќтель син€€ роза" "ћона Ћиза овердрайв", "Ќейромант"; —терлинг "—хизматрица" и др.
‘ильмы: "ƒжонни ћнемоник", "ћатрица", "–обокоп", "“ринадцатый этаж" и др.

јниме: "ѕризрак в доспехах", "Ёксперименты Ћейн", « ибер-город Ёдо 808» и др.

¬иды фантастики. ”топи€ и антиутопи€

ѕокончить с утопи€ми — это и есть утопи€.
“омас ћолнар
„то ждет нас в будущем? ѕо какому пути пойдет человечество? ¬озможно, люди, наконец, научатс€ на ошибках прошлых поколений и постро€т совершенное общество. »ли изберут пагубный путь, сделав жизнь отдельного человека абсолютно невыносимой. ‘антасты не раз пробовали найти ответы...
»так, 2 противоположности: ”топи€ (utopia) показывает общество с почти идеальным устройством, где все прекрасно. јнтиутопи€ (dystopia) изображает мир, в котором все, что могло пойти не так, именно туда и пошло.
¬ основе утопии лежит религиозно-мифологическа€ иде€ о «емле ќбетованной. “ермин греческий, от eu — благо и topos — место, буквально «благословенна€ страна» (другой вариант: u — нет и topos, «место, которого нет»).
Ўироко известным термин стал после по€влени€ в 1516 году одноименной книги английского гуманиста и политика “омаса ћора, действие которой происходило на фантастическом острове ”топи€, где нет частной собственности, труд — всеобща€ об€занность, а распределение благ происходит по потребност€м граждан. “омас ћор не был фантастом, его труд — одновременно мечта об «идеальном» обществе и памфлет на современное ему социальное устройство.
–азвил эту идею италь€нец “оммазо  ампанелла в «√ород —олнца» (1602)
¬ утопии можно вычленить несколько течений, завис€щих от вариантов трансформации общества: 1. “ехнократическа€ утопи€, главный смысл которой — развитие науки и многочисленные изобретени€. 2. ѕолитическа€ утопи€ — попытка конструировани€ максимально совершенного государства за счет эффективного механизма власти.
3. Ёволюционно-социологическа€ утопи€, где достижени€ общества основаны на поступательной эволюции и самосовершенствовании людей.

ѕисатели 20 века относились к созданию утопии с большим скептицизмом, нежели их предшественники.

јнтиутопи€, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный, экономический, политический или технологический тупик из-за р€да неверных решений, прин€тых человечеством в течение длительного периода. Ёлементы антиутопии встречаютс€ в книгах ∆юл€ ¬ерна («ѕ€тьсот миллионов бегумы») и √ерберта ”эллса (« огда сп€щий проснетс€», «ѕервые люди на Ћуне», «ћашина времени»).
 
∆анр антиутопии расцвел после ѕервой мировой войны, когда на волне революционных преобразований в некоторых странах попытались воплотить в реальность утопические идеалы.

Ќыне антиутопи€ продолжает оставатьс€ востребованным направлением Ќ‘, во многом смыка€сь с политической фантастикой. ¬едь общество, несмотр€ на гл€нцевый блеск, далеко от совершенства, а перспективы его развити€ вызывают обоснованную тревогу (« оролевска€ битва»  оушуна “аками, «јкселерандо» „арльза —тросса).
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



ѕеретокина_Ќаталь€   обратитьс€ по имени ¬торник, 10 јвгуста 2010 г. 20:42 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Voland666   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 16 јвгуста 2010 г. 00:34 (ссылка)
—пасибо, очень интересно)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку