-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36194
 омментариев: 138793
Ќаписано: 176641

 азанова: средний мужик и скучный писатель?

—реда, 11 јвгуста 2010 г. 07:53 + в цитатник

ƒжованни ƒжакомо  азанова

„ем же все-таки  азанова столь прельщает людей, что им€ сие стало практически нарицательным? » коль нарицательным, то в каком смысле? »м€ это действительно ассоциируетс€ у большинства людей с пон€ти€ми «дамский угодник», «ловелас» и даже, говор€ современным €зыком, секс-символ во веки веков.   тому же он считалс€ выдающимс€ путешественником, драматургом, химиком, математиком, финансистом, дипломатом, знатоком оккультных наук и т. д., а по€вление 4545-страничных мемуаров «»стори€ моей жизни», восхищавших √ейне, —тендал€, —ен-Ѕева, ћюссе и др., поставило его в один р€д с великими писател€ми того времени. ќб этой книге беседовали персонажи ѕушкина и ƒостоевского, а ее автор из реального человека инкарнировал в миф, став, в свою очередь, героем произведений ќлдингтона и ÷вейга, Ўништера и ÷ветаевой, не говор€ о многочисленных литературно-исторических изыскани€х. ¬осемь кинолент рассказывают о жизни венецианского авантюриста, включа€ шедевр ‘еллини, не говор€ уж о том, что практически каждое уважающее себ€ периодическое издание считает оскорблением дл€ читател€ не поместить материалы о «великом любовнике». ќднако большинство публикаций отличаетс€ стандартностью суждений, не говор€ о стереотипности высказываний, подсунутых почтенной публике пару столетий назад самим же  азановой. ƒавайте попробуем посмотреть на оборот монеты. »так,  азанова:

¬есной 1725 г. –осси€ потер€ла цар€ - ѕетра ¬еликого. Ќа фоне подобного событи€ мировой истории по€вление на свет той же весной, три недели спуст€, ¬ ¬енеции ƒжованни ƒжакомо  азаковы можно считать событием малозначительным. “олько, естественно, не дл€ будущего великого афериста. ≈го матерью была молода€ венецианска€ актриса «анетта ‘арусси, котора€, хоть и вышла замуж за танцора по имени  азанова, строгостью нравов не отличалась. —ам ƒжованни впоследствии усомнилс€ в отцовстве и стал приписывать его известному в те времена актеру ћикеле √римани.

¬ 1741 г,  азанова принимает постриг и становитс€ послушником в духовной семинарии. Ётот статус сохран€лс€ за ним всего два мес€ца, до первой самосто€тельной проповеди, посреди которой он свалилс€ под кафедру в св€зи с совершенно не подобающим сану алкогольным опь€нением крайней степени. ’одили слухи, что из семинарии его торжественно поперли и за гомосексуальные наклонности, но сам  азанова это категорически отрицал. «атем последовала работа у венецианского адвоката и в июне 1742 г. ƒжованни защищает диссертацию по юриспруденции. ¬ следующем году юноша оказалс€ в семинарии св.  иприана, но оп€ть-таки ненадолго: за сексуальные похождени€ его вновь выдворили. »менно в это врем€ и родилс€  азанова-авантюрист. —огласно словарю ќжегова, авантюризм означает склонность беспринципного человека к «сомнительным по честности предпри€ти€м в расчете на случайный успех». „то говорить, си€ формулировка однозначно подходит нашему герою. ќднако главное досто€ние любого авантюриста - это то, что было «вначале», - слово. »менно красноречием он об€зан поддерживать свою репутацию. », наверное, посему традиционный рассказ  азаковы, которым он «потчевал сильных мира сего» разных стран о побеге из тюрьмы ѕьомби длилс€, как минимум, два часа, невзира€ на просьбы о сокращении повествовани€. ѕопул€рность авантюризма в конце эпохи ѕросвещени€ объ€сн€етс€ достаточно просто. —мутна€ эпоха, надвигаетс€ врем€ террора, когда «верхи не могут, а низы не хот€т», сиречь, по ¬. ». Ћенину «революционна€ ситуаци€». ј во временном промежутке, предшествующем каждой уважающей себ€ революции, словно первые предвестники-подснежники по€вл€ютс€ в изобилии маги, чародеи, астрологи, алхимики, целители и т. д. “радици€ стара€, как мир. Ќо если у нас „умак да  ашпировский, в тогдашней ≈вропе их предшественниками были  алиостро, —ен-∆ермен да  азанова. јналоги€ налицо, хот€ никого не хочу пугать. ¬прочем, как тогда, так и сейчас, авантюристы давали обществу то, в чем оное нуждаетс€, - поиски неизведанного, надежду выйти из тупиковой ситуации, хот€, зачастую, и абсурдными методами и, наконец банальное, но неугасаемое желание развлечьс€. ѕутешеству€ по городам и вес€м ≈вропы, искатели приключений внесли свой посильный вклад в культуру многих стран - они €вл€лись законодател€ми не только мод, вкусов и взгл€дов, но зачастую выступали в роли носителей новых политических идей. ќдну из них они, пожалуй, предрекли - объединение ≈вропы в экономический союз.  стати, о путешестви€х. ƒл€  азановы они были не только поисками заработка и благодарной публики.

 арамзин, путешествовавший по –оссии намеренно исказивший в «ѕисьмах русского путешественника» свой маршрут, сделал это не случайно. ¬едь подобный «променад» он совершил по указанию «вышесто€щих инстанций». ќн был масоном.  ак и  азанова. —в€зь с масонством давала  азанове не только возможность относительно свободных передвижений - его высокопоставленные соратники неоднократно выручали его из вполне криминальных ситуаций.  стати, после многих лет скитаний свой последний приют ƒжованни нашел именно у друзей-масонов.

√лавное правило авантюриста - он об€зан быть знатоком того, о чем даже не имеет представлени€. » не случайно  азанова с потр€сающей наглостью организовывал вместе с кардиналом де Ѕерни парижскую лотерею, в ¬енеции выдавал себ€ за прославленного химика, в –оссии - за реформатора календар€ и астролога. —енатор Ѕрагадин был уверен, что видит перед собой самого великого мага, а император »осиф II - гениального финансиста. ѕериодически он инкарнировал в горного инженера, иноземного посланника, процветающего фабриканта и банального сводника, просвещенного ученого и народного целител€ и т. д. » уж если говорить о целительстве, то  азанову можно смело назвать предтечей отечественных экстрасенсов. ќднако методы лечени€ у него были весьма своеобразными, хот€ и достаточно однобокими.   примеру, он достаточно неадекватно пыталс€ сделать аборт своей знакомой X. —. ”. (в мемуарах  азановы нет конкретных имен - лишь инициалы). ќн предложил попробовать «древний магический» рецепт, согласно которому женщине, испытавшей сексуальное возбуждение, необходимо смазать матку «знаменитой мазью ѕарацельса» каким-нибудь предметом длиной 15-18 сантиметров. —ами понимаете, при подобном лечении невозможно наде€тьс€ на какой-либо результат, но  азанова здорово повеселилс€. »ли классический пример сексуального авантюризма - случай с маркизой де ёрфе. —традающа€ старческим маразмом маркиза решила сохранить свою душу. » дабы душа ее возродилась в новом теле, необходимо было только одно: немедленно родить мальчика (!) и переселить в его тело свою ув€дающую душу. ј тут, как всегда кстати, по€вл€етс€  азанова, с которым она на прот€жении двух лет проводила эксперименты «переселени€ духа в плоть». Ќашему герою подобна€ «работа» вр€д ли доставл€ла сексуальное удовлетворение, но по крайней мере во врем€ св€зи с маркизой,  азанова никогда не нуждалс€ в деньгах. (ѕравда, к «целитель-ским» экспериментам своих собрепьев по ремеслу, он, разумеетс€, относилс€ скептически, а подчас крайне ревниво. »з зависти к более удачливому на этом поприще —ен-∆ермену он вс€чески старалс€ его принизить в глазах доверчивой общественности, распростран€€ слухи, что вовсе никакой он не чародей, а лишь бездарный италь€нский скрипач по имени  аталани).

Ћюдовик ’V

¬ принципе, деньги основна€ цель авантюристов, не желающих заниматьс€ чем-либо конкретным. ј посему и ƒжованни не особенно смущалс€ в выборе средств достижени€ богатства: торговал рецептами изготовлени€ золота, был профессиональным карточным шулером и не менее профессиональным сводником (некоторые женщины из постели  азаковы попадали непосредственно в постель Ћюдовика XV, который, собственно, и превратил тогдашнюю ‘ранцию в огромный гарем). », разумеетс€, как и прочие авантюристы,  азанова т€готел к предсказани€м, где традиционный набор трюков (хрустальный шар, магический круг и т. д.) дополн€лс€ весьма нетрадиционными. ёной девице де –оман наш герой предсказал благосклонность вышеупом€нутого корол€, а последнему - по€вление новой возлюбленной, после чего немедленно распространил слух о своем пророчестве». —пуст€ некоторое врем€ он привез девушку из √ренобл€ в ѕариж, где и представил любвеобильному монарху. » все удивл€лись: вот ведь - предсказание-то сбылось! ј сам ƒжованни писал: «≈сли предсказание не сбываетс€, то грош ему цена, но € отсылаю снисходительного моего читател€ ко всеобщей истории: там обнаружит он множество событий, какие, не будь они предсказаны, никогда бы и не совершились».

ƒжакомо  азанова

Ћюбой авантюрист по натуре игрок. „ем бы ни занималс€  азанова, дл€ него действительность была игрой, конечной целью которой €вл€лс€, разумеетс€, какой-либо приз. »менно жажда такого своеобразного приза, как слава не только преход€ща€, но и во веки веков, подтолкнула на склоне лет старика- азанову к мысли облачить свои устные истории, которыми он развлекал современников, в мемуарную форму. ќднако мемуары - далеко не единственное сочинение  азановы. ќн €вл€етс€ автором довольно средних пьес (никогда не пользовавшихс€ попул€рностью), брошюр по математике (аккуратно «слизанных» у более разбирающихс€ в данном вопросе современников), 5-томного фантастического романа «»козамерон», которым очень гордилс€ автор, но из-за вторичности сюжета и нудности повествовани€ выгл€девшего довольно уныло (правда, иде€ романа о путешествии к центру «емли нашла свое воплощение спуст€ сто лет у ∆юл€ ¬ерна):

ѕомимо всего прочего,  азанова «доставал» современников всевозможными трактатами: после того как ¬ольтер доказал ƒжованни ничтожность его личности, по€вилс€ антивольтеровский трактат «–азмышлени€ над «ѕохвальными словами г-ну де ¬ольтеру». —недаемый завистью,  азанова анонимно издает «–азговор мыслител€ с самим собой», направленный против его коллег —ен-∆ермена и  алиостро; стара€сь вернуть расположение инквизиции, отсылает в (¬енецию подхалимный труд «ќпровержение «»стории ¬енецианского государства» јмело де ла ”ссЄ» (кстати, руководство венецианской инквизиции не только простило блудного сына, но и произвело его в почетный ранг шпиона и доносчика) и прочие произведени€, вр€д ли оставившие заметный след в литературе или истории. ј подобным образом «наследить»  азанове хотелось до умопомрачени€. »менно поэтому он и пишет свои воспоминани€.

«»стори€ моей жизни» €вл€етс€ типичным «продуктом» своего времени. Ќа рубеже ’”Ќ-’”Ў веков склонность почтенной публики к мемуарной литературе достигла апоге€. ≈вропейцы зачитывались воспоминани€ми писателей Ћарошфуко и д’ќбинье, кардиналов –ишелье и ћазарини, королев √енриетты јнглийской и ћаргариты ¬алуа и многих-многих менее известных авторов так, что мемуары как жанр стали доминантой тогдашней литературы. ќднако современники почему-то именно воспоминани€  аза-новы считали верхом неприличи€. Ќесмотр€ на то, что по сравнению с романами маркиза де —ада или јндре де Ќерсиа «»стори€ моей жизни» выгл€дит литературой дл€ детей, первое, изр€дно сокращенное издание (и то в немецком переводе) увидело свет лишь в 1822 г., а полный текст мемуаров по€вилс€ уже в 1960. „ем же воспоминани€  азаковы столь отличались от массы аналогичных изданий? ќбщее в них, конечно же, то, что автор, несмотр€ на реалии собственной жизни, старалс€ выставить себ€ в,максимально выгодном свете перед читател€ми, зачастую искажа€ факты, а подчас попросту лгал. Ќо если у политиков и писателей любовные приключени€ мелькают на страницах мемуаров как бы между прочим, то у  азановы €вл€ютс€ доминантой, что, собственно, и создает его нынешнюю репутацию. »менно «амурные» подвиги автора €вл€ютс€ целью воспоминаний  азановы, хот€ он и забывает упом€нуть, что любовь дл€ него не только потребность, но и работа ради хлеба насущного. ќднако за давностью достаточно большое количество фактов из мемуаров нашего геро€ подтверждени€ не имеют, а посему исследователи зачастую обращаютс€ непосредственно к тексту воспоминаний. ƒавайте и мы посмотрим на страницы «»стории моей жизни» с точки зрени€ фактов.

«…ѕолнота изумлений перед его физическими подвигами заставили наш мир, регистрирующий только рекорды и редко измер€ющий душевную силу, возвести  а-занову в символ фаллического триумфа и украсить его драгоценнейшим венком славы…» (—тефан ÷вейг, « азанова»)

—амый распространенный способ рассмотрени€ фактов - это маги€ чисел, сиречь статистика. я думаю,  азанове не имело смысла преуменьшать количество св€зей с женщинами, так как в те времена бытовал жанр романа - «списка любовных побед» и, разумеетс€, отнюдь не в интересах автора подобный список сокращать. »так, статистика: согласно тексту мемуаров, у  азановы было 122 женщины в 39 лет. Ёлементарна€ арифметика намекает: 3,1 любовных приключени€ в год. ƒумдю, подобна€ цифра может поразить воображение лишь монаха да законченного пуританина. “ем паче, что у знаменитых людей разных эпох (например, Ѕайрона, ћопассана, ѕресли, ƒжоплин и многих других) этот «список» в несколько раз длиннее. —тало быть, дело не в количестве.

ƒействительно, в отличие от ƒон ∆уана,  азанова не стремилс€ доказывать свою мужскую состо€тельность количеством любовных побед.  аждую св€зь он рассматривал исключительно с позиции «качества». ¬ этом (нужно отдать ему должное) ƒжованни преуспел - скольких женщин, хот€ и временно, он все же сделал счастливее… Ёто напоминает легенду о Ўиве, согласно которой попул€рный индийский бог пребывает в вечном стремлении найти свою женскую половину. Ќо как только находит, она немедленно ускользает, €вл€€сь через некоторое врем€ а новом обличье. ∆изнь  азановы также напоминает одну бесконечную любовную св€зь (ведь практически каждую свою партнершу он действительно по-своему любил). “ем более, ќн считал, что длительное воздержание влечЄт за собой цепь всевозможных заболеваний не только духа, но и плоти (наверное, поэтому в качестве «издержек производства» ƒжованни перенес одиннадцать венерических заболеваний). ƒа к тому же поиски новых ощущений €вл€ютс€ смыслом существовани€ авантюристов, в том числе сексуальных. Ќе отставал в этом и наш герой, начина€ с вышеупом€нутой аферы с маркизой де ёрфе и заканчива€ соблазнением монашек и собственной дочери. ќднажды  азанова влюбилс€ в содержанку герцога-гомосексуалиста Ћеониду, а позднее вы€снил, что это его дочь от мимолетной св€зи с Ћукрецией 17 лет назад. Ћишь спуст€ дес€ть лет, когда Ћеонида вышла замуж за старика-маркиза, она стала любовницей своего отца, а через некоторое врем€ от сего откровенного инцеста у них по€вилс€ сын. “еоретическую базу под свои отцовские чувства  азанова подвел следующим образом: «… € никогда не мог пон€ть, как отец может нежно любить свою дочь, если он не спал с ней хот€ бы один раз». „то ж, право на версии - неотъемлемое достижение человечества…

ƒжованни ƒжакомо  азанова

ќднако сколь веревочке ни витьс€, рано или поздно наступает неумолимый финал. “акой финал наступил и у  азановы.  ак расплата за грехи молодости. —о временем наступает пресыщение, за которым по п€там крадетс€ старость. ¬се чаще начинают подстерегать неудачи не только в любви, но и в делах. »з-за посто€нного жульничества его перестали принимать при европейских дворах, из многих столиц выгон€ли как преступника. ƒа и женщинам уже не нужен был стареющий плейбой без славы, денег и потенции. ¬се чаще великий любовник слышал отказ из уст женщин различных сословий и после очередного с горечью написал: «¬ тот роковой день в начале сент€бр€ 1763 € начал умирать и перестал жить. ћне было тридцать восемь лет». ј в 50 «вечный игрок» хвалит себ€ за умеренность, экономию и крайне редко выкраивает из своего и без того скудного бюджета малую толику средств, чтобы изредка бывать в обществе женщин, немолодых и непривлекательных, но это все, что он мог себе позволить. Ѕурно прошедша€ молодость смен€етс€ болезн€ми и беллетристикой. «Ќе име€ довольно денег, дабы померитьс€ силами с игроками или доставить себе при€тное знакомство с актеркой из французского или италь€нского театра, € воспылал интересом к библиотеке монсеньора «алуского». ѕоследний свой приют  азанова нашел в замке ƒукс у своего давнего друга Ўарл€ де Ћин€ в качестве библиотекар€ его плем€нника графа ¬альдштейна. »менно там он завершает «»сторию моей жизни», котора€ начиналась достаточно лихо и закончилась грустными сентенци€ми угасающего старика. ѕолуча€ со всех сторон щелчки да насмешки, так как молодое поколение уже считало  азанову унылой пародией на давно прошедшую эпоху, сгора€ от бессильной €рости, старик наде€лс€ лишь на последнюю главу своей жизни - воспоминани€. «„итатель простит мен€, узнав, что писание мемуаров было единственным средством, мною изобретенным, чтобы не сойти с ума, не умереть от гор€ и обид, что во множестве чин€т мне подлецы, собравшиес€ в замке графа ¬альдштейна в ƒуксе».  огда-то в молодости он назвал себ€ «гражданином мира», что дало плоды в старости - родины у него действительно не было, как ни печально сие сознавать. ƒрузь€ похоронили его там же, в замке, в Ѕогемии, отдав последние почести хоть и сомнительному, но все же €ркому представителю своего времени…

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку