-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36194
 омментариев: 138793
Ќаписано: 176641

ќ жизни јлександра Ќевского

—реда, 11 јвгуста 2010 г. 08:06 + в цитатник

—в. јлександр Ќевский. »саакиевский собор. ћозаика в приделе св. јлександра Ќевского. »сполнена ћ.ј.’мелевским (1823-1879) и ѕ.√.–ыкатовым (1837-1879) по оригиналу Ќ.ј.ћайкова (1794-1873)

ќ героической жизни новгородского кн€з€ јлександра Ќевского (1220-1263) существует цела€ библиотека литературы. » тем не менее в жизни этого полководца и государственного де€тел€ скрыто немало тайн и загадок, до сих пор не наход€щих себе объ€снени€ в трудах наших историков. ѕочему, например, јлександр ярославич был прозван Ќевским, а не „удским, хот€ масштабы битвы на „удском озере значительно превосходили масштабы сражени€ на Ќеве? ѕочему именно за Ќевскую битву он был при жизни наречен —в€тым, а в последствии канонизирован православной церковью? „то за переговоры вели с ним зачастившие в Ќовгород посланцы папы римского? ѕролить новый свет на эти и многие другие загадки, св€занные с жизнью јлександра Ќевского, позвол€ет интересна€ гипотеза ƒмитри€ «енина - известного исследовател€ истории рыцарства.

јЋ≈ —јЌƒ– Ќ≈¬— »… - «јў»“Ќ»  √–ќЅј √ќ—ѕќƒЌя

јлександр ярославич родилс€ в 1220 году в семье ярослава ¬севолодовича, кн€з€ ѕере€славль-«алесского и Ќовгородского.

ярослав ¬севолодович

—тановление его как личности происходило в услови€х сложнейшей военно-дипломатической борьбы за гегемонию на –уси между его отцом и д€дей, ёрием ¬севолодовичем, кн€зем ¬ладимирским. Ќи летописи, ни житийна€ литература не сообщают сколько-нибудь подробных сведений о юности јлександра. »звестно только, что он был женат на ¬ассе - дочери полоцкого кн€з€ Ѕр€числава, а в 1236 году, шестнадцати лет от роду, стал государем Ќовгородской земли.

 н€жеска€ власть в Ќовгороде не походила ни на конституционную монархию, ни даже на номинальную власть сюзерена эпохи развитого феодализма.  н€зь Ќовгородский без совета лучших людей города и веча не мог принимать самосто€тельных решений не только в отношении войны и мира, но и в судебно-правовой де€тельности. ¬се попытки киевских, а потом владимиро-суздальских кн€зей как-то упор€дочить отношени€ новгородцев и великокн€жеской власти оставались безуспешными. » вот эта-то м€тежна€ земл€ и досталась в правление шестнадцатилетнему јлександру ярославичу. » волею судеб именно Ќовгород оказалс€ тогда в центре мировых событий…

¬ 1237 году грозный вал Ѕатыева нашестви€ прокатилс€ по земл€м ¬ладимиро-—уздальской, „ерниговской,  иевской и √алицко-¬олынской –уси. ÷ветущие города лежали в развалинах, народ скрывалс€ в лесах, а грозные орды шли дальше на запад. ѕереживала т€желейший кризис и русска€ православна€ церковь. ¬се великие патриаршества православи€ - »ерусалимское, јнтиохийское, Ќикейское, Ѕолгарское,  онстантинопольское, √рузинское - оказались тогда под властью иноверцев. ¬  онстантинополе сидел латинский патриарх, а самый оплот православи€ - ¬изанти€ - называлс€ Ћатинской империей. ”друченные этими религиозными потр€сени€ми, нашествием Ѕаты€ и внутренними неур€дицами, многие русские кн€зь€, в том числе и отец самого јлександра, склон€лись к мысли примкнуть к римско-католической церкви.

ќ. —апрыкин. Ќашествие Ѕаты€. 1238 г.

Ќо и в католическом мире было не все спокойно. јвторитет римских первосв€щенников был подорван неудачами крестовых походов, в результате которых оказались утраченными важнейшие реликвии христианства: нерукотворна€ икона Ѕогородицы; крышка √роба √осподн€ с изображением »исуса ’риста, высеченным јнгелом Ѕожьим; √рааль - хрустальна€ чаша с кровью —пасител€; неугасима€ лампада, горевша€ перед √робом √осподним; плащаница и знаменита€ ¬ероника - плат с нерукотворным изображением —пасител€. ¬се эти св€тыни находились в »ерусалиме в церкви ¬оскресени€ √осподн€ и были главным предметом поклонени€ паломников. » вот после ѕервого  рестового похода в 1099 году все эти реликвии бесследно исчезли, и лишь немногие римские первосв€щенники и некоторые высшие руководители русской православной церкви знали их судьбу…

“уринска€ плащаница

”частники ѕервого  рестового похода, нужда€сь в средствах, вз€ли на себ€ долговые и вассальские об€зательства перед византийским императором »сааком  омниным. » тот поспешил напомнить им о данных некогда обещани€х, как только крестоносцы вз€ли »ерусалим. ќдной из первых в 1100 году в уплату рыцарских долгов уплыла в  онстантинополь каменна€ плита с нерукотворным изображением —пасител€. ѕозднее туда же отправились и многие другие реликвии, размещенные в константинопольской —офии и ¬лахернской церкви. –имские понтифики, благословившие крестовый поход, не получили вожделенных св€тынь, которые должны были сделать –им столицей мира.  роме гробницы апостолов ѕетра и ѕавла да реликвий св€тых более низких рангов, в –име ничего не было, а православный  онстантинополь, получив из рук крестоносцев √роб √осподень, ¬еронику, плащаницу и нерукотворные иконы, продолжал оставатьс€ мировым центром христианства на пор€док выше –има.

√роб √осподень

„етвертый  рестовый поход проходил с 1199 по 1204 год и завершилс€ падением  онстантинопол€. ¬о врем€ штурма великой столицы католики видели плиту √роба √осподн€ в последний раз. ѕо свидетельству р€дового участника этого штурма рыцар€ –оберта де  лари, √роб √осподень стал добычей венецианцев и был ими кому-то продан.  роме де  лари, воспоминани€ о штурме города оставили и другие рыцари - ’оффруа де ¬иллардуэн, византиец Ќикита ’ониат и росси€нин ƒобрын€ ядрейкович, впоследствии архиепископ великого Ќовгорода јнтоний II, почему-то оказавшийс€ в  онстантинополе во врем€ штурма. –ассказ ƒобрыни о виденном им вошел в ѕервую Ќовгородскую Ћетопись и был снабжен небольшим добавлением, сообщавшим, что ƒобрын€ привез “в —в€тую —офию √роб √осподень”!

ё.√. Ўмелев. ƒобрын€ ядрейкович

Ётот подвиг новгородского епископа многое объ€сн€ет в собственно русских событи€х первой четверти XIII века. «аполучив главнейшую св€тыню христианства, √осподин ¬еликий Ќовгород становилс€ в один р€д с крупнейшими мировыми центрами - »ерусалимом,  онстантинополем и –имом, причем автоматически “оказывалс€ и первейшим городом на –уси, превосход€ и  иев. Ќедаром же с того времени Ќовгородска€ јрхиепископи€ не считала дл€ себ€ об€зательными распор€жени€  иевской ћитрополии.

Ќе менее важным дл€ понимани€ места и роли јлександра Ќевского в мировой истории следует считать и его отношени€ с двум€ духовно-рыцарскими орденами, соседствовавшими с земл€ми новгородскими. ƒед јлександра ¬севолод Ѕольшое √нездо, будучи личным другом германского корол€, императора —в€щенной –имской империи ‘ридриха Ѕарбароссы, в свое врем€ одобрил и поддержал создание рыцарских орденов в литовских и прусских земл€х. »менно от него получили в ценное владение Ћитву и ѕруссию Ћивонский орден ћеченосцев и эвакуировавшийс€ из ѕалестины “евтонский орден. ќба этих католических ордена были исправными вассалами русского православного кн€з€ до самой его кончины в 1212 году. ѕричем архиепископ –ижский и ѕрусский управл€л своей епархией не только по воле и милости понтифика римского, но и в любви и согласии с владыкой новгородским.

¬севолод Ѕольшое √нездо

¬ 1236 году под вли€нием крупных неудач в своей миссионерской де€тельности в Ћитве оба ордена решили объединитьс€. ¬о главе их стал гроссмейстер “евтонско го ордена √ерман фон «альц, назначивший магистром Ћивонского ордена своего близкого соратника по ѕалестине јндре€ фон ¬ельфена. ¬ 1238 году после подтверждени€ вассальной прис€ги отцу јлександра великому кн€зю ярославу ¬севолодовичу фон ¬ельфен на обратном пути посетил Ќовгород, чтобы ур€дитьс€ с јлександром. ќ чем беседовал “муж многомудрый и многоопытный маститый старец” с восемнадцатилетним кн€зем, навсегда останетс€ тайной. Ќо, как свидетельствуют ливонские хроники, житие јлександра и новгородские летописи, убеленный сединами воин был удивлен и восхищен даровани€ми сына своего сюзерена. ¬ернувшись в –игу и собрав орден и людей всех сословий, он рассказал о своей встрече с юным кн€зем, закончив свою речь фразой: “Ќесть равных ему во всем свете”. ќ том же он письменно уведомил √ермана фон «альца, который также будто бы воскликнул: “¬оистину, несть равных ему!”

√ерман фон «альц

¬ тот т€желый дл€ –уси год к русским кн€зь€м зачастили легаты папы √ригори€ IX, который решил, что настал час решительных успехов католичества на востоке ≈вропы. Ќекоторые русские кн€зь€ хотели верить, что по слову римского понтифика христолюбивое воинство ≈вропы подниметс€ против желтой батыевой рати. Ќо у римской курии были иные планы. ≈ще »ннокентий III рассчитывал заполучить незаконно захваченные реликвии »ерусалима в вечный город, а потом двинуть католицизированных русских против своего личного лютого врага императора ‘ридриха II. —обыти€ 1239 года свидетельствовали о том, что благопри€тный дл€ осуществлени€ римских замыслов момент близок. ћногие южно-русские кн€зь€ уже бежали в јвстрию, ¬енгрию, Ѕогемию и ћоравию. Ћегаты √ригори€ IX вели переговоры с отцом јлександра - великим кн€зем ¬ладимирским ярославом ¬севолодовичем, требу€ передачи √роба √осподн€ –иму. ¬еликий кн€зь уклонилс€ от ответа, сказав, что он не вправе распор€жатьс€ имуществом новгородской церкви и вообще не желает вв€зыватьс€ в новгородские дела. » вот в мае 1240 года в Ќовгород €вились кардиналы √альд и √емонт, “самые прехитрые из двенадцати”.

√ерман фон «альц

ќфициально утверждалось, что они прибыли побеседовать с юным кн€зем о вере, хот€ €сно, что двадцатилетний вассальный кн€зь не был уполномочен решать такие вопросы. » действительно, в летописи и в житии нет упоминаний о встречах легатов с тем, кто занималс€ религиозными вопросами по должности - архиепископом јнтонием II. Ќо в них зато сообщаетс€, что после встречи с папскими послами јлександр ярославич наедине держал с јнтонием совет, а потом, вызвав кардиналов, сказал им всего одну фразу: “ќт вас учение не примем!”, после чего легаты пр€мехоньким путем отправились в… Ўвецию. ѕоследствий этого визита ждать пришлось недолго: в первых числах июл€ 1240 года шведские крестоносцы во главе с €рлом Ѕиргером и престолонаследником высадились в месте впадени€ »жоры в Ќеву…

Ќа призывы папы могли откликнутьс€ только в Ўведском королевстве, где в 1234 году закончилась крупнейша€ междудинастийна€ феодальна€ война, и €рл Ѕиргер, отличившийс€ в войнах против законного государ€, особо нуждалс€ в искуплении грехов. ”частие в крестовом походе за освобождение √роба √осподн€ из рук неверных, осв€щенном главой католической церкви, позвол€ло ему рассчитывать на то, что за его потомками будут закреплены права на шведский престол. –еша€сь на поход, Ѕиргер наде€лс€ на легкую добычу. ѕомочь јлександру было некому: под  иевом сто€ла рать брата Ѕаты€ √уюка, совсем недавно прошедша€ огнем и мечом по ¬ладимиро-—уздальской земле и дошедша€ почти до Ќовгорода. —ама новгородска€ земл€ со всех сторон соседствовала с католическими государственными образовани€ми, и в самом Ќовгороде авторитет римского первосв€щенника был достаточно высок. » по мнению легатов и самого Ѕиргера, достаточно было только высадить и прочитать папскую буллу с угрозой отлучени€ от церкви вс€кому, кто отважитс€ сопротивл€тьс€, чтобы судьба √роба √осподн€ и православи€ решилась без вс€кого сражени€.

ќбстановка была критической. Ўведы пришли не плен€ть и разор€ть землю –усскую, но освободить св€тыню из рук схизматиков. ѕри этом вождь ополчени€ и легат понтифика были готовы не обнажать мечи, если новгородцы сами откажутс€ от своих заблуждений и признают главой своей церкви √ригори€ IX.

¬ тот роковой день судьба всего православи€ зависела от доброй воли двадцатилетнего јлександра ярославича, мудрости новгородского архиепископа и боевого мастерства новгородских крестоносцев, отважившихс€ обнажить мечи за веру православную.  ак свидетельствуют все средневековые источники, јлександр, обратившись с “веселым лицом” к народу, сказал: “Ќе в силе Ѕог, а в правде”. ќн не послал гонцов к отцу, не стал дожидатьс€, “когда соберутс€ полки новгородские”, а выступил “в дружине малой”, благословл€€сь у архиепископа в —в€той —офии Ќовгородской.

јлександр Ќевский

ѕоспешность выступлени€ кн€жеской рати, как и ее малочисленность, объ€сн€ют очень просто. јрхиепископ и кн€зь прекрасно понимали, что промедление будет расценено как слабость и неуверенность в законности обладани€ √робом √осподним, истинности православного вероучени€. » архиепископ, и јлександр знали о переговорах ярослава ¬севолодовича с –имской курией; обмен гонцами привел бы только к потери времени. ј на новгородское ополчение надежда была мала€, оно могло просто не собратьс€ или, собравшись, не вступить в бой.

ѕоэтому-то с двадцатилетним кн€зем и выступала горстка храбрецов. ќтр€д торопилс€ поспеть на встречу с шведскими крестоносцами именно 15 июл€ - день, когда Ѕог “сам решает, где быть его √робу!”

ќписание Ќевской битвы сильно отличаетс€ от повествований о других сражени€х XI-XIII веков. “ак, перед битвой крестоносцам јлександра €вл€етс€ Ѕогородица. —тарейшина земли »жорской ѕелкусий видит св€тых Ѕориса и √леба, посланных самим »исусом ’ристом на помощь родичу своему кн€зю јлександру ярославичу. ¬ самом сражении один русский защитник √роба √осподн€ “сражалс€ с тыс€чью, а двое - с тьмою”, и шведские крестоносцы “бежали, гонимые страхом божьим”. —ам €рл Ѕиргер “до последнего дн€ своего” все врем€ повтор€л: “√осподи, помилуй!”

¬се это свидетельствует об одном - Ќевска€ битва была определ€ющим событием всего XIII века, причем не только дл€ –оссии, но дл€ всего православи€ и католицизма. 15 июл€ 1240 года “острым копьем” јлександра ярославича, еще при жизни признанного —в€тым и прозванного Ќевским, был заложен первый краеугольный камень будущего “ретьего –има - всемирного оплота православи€.

¬ цель статьи не входит разбор тактических подробностей сражени€. ќно было чисто рыцарским с обеих сторон. ярл Ѕиргер и јлександр Ќевский дрались в общей схватке. ѕричем предводитель православных крестоносцев “возложил печать на лице острым своим копьем” вождю христолюбивых католиков. ћалочисленность православных свидетельствует скорее всего исключительно о том, что их формирование состо€ло только из рыцарей и оруженосцев. ѕоскольку в средневековых текстах участие пеших воинов отмечаетс€ специально, то пешие бойцы јлександровской дружины, похоже, были рыцар€ми, потер€вшими коней на марше или в ходе бо€.

Ќевска€ битва. ѕоединок јлександра Ќевского и Ѕиргера. ‘Єдор јнтонович ћоллер. 1856

—уд Ѕожий в торжественный дл€ всего христианства день 15 июл€ свершилс€. Ѕог решил, что быть его √робу отныне и навсегда в православной –оссии.

Ќевска€ победа была исключительно убедительной. ѕотери шведов по тем временам были огромными. ѕал даже уполномоченный √ригори€ IX епископ —пиридон. «ащитники √роба √осподн€ потер€ли всего двадцать рыцарей и оруженосцев!

¬озвращение јлександра Ќевского в Ќовгород было триумфальным - все духовенство и народ встречали его крестоносное войско. ћитрополит  ирилл писал ему, что наконец православие обрело защитника, “равного которому нет и не будет”.

—лава Ќевской победы разнеслась по всему христианскому миру. јвторитету римского первосв€щенника был нанесен непоправимый удар. ќтныне о каком-либо силовом давлении –има на русскую православную церковь не могло быть и речи. —ам Ѕог избрал православный Ќовгород дл€ своего √роба. ¬ третий раз бесценнейша€ реликви€ христианства ускользнула от католической столицы

 

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку