-—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ѕрикольные_футболки ќ_—амом_»нтересном MY_HIT

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36171
 омментариев: 138763
Ќаписано: 176584

–убенс, Ђѕохищение дочерей Ћевкиппаї.  радут невест?

„етверг, 12 јвгуста 2010 г. 07:31 + в цитатник

«ритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617-1618 годах, –убенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «ѕохищение дочерей Ћевкиппа».
≈сли он (зритель) знаком с греческой мифологией, ему пон€тно, кто перед ним: брать€-близнецы  астор и ѕоллукс и их двоюродные сестры, дочери их д€ди Ћевкиппа – ‘еба и √илайера. Ёти две сестры – одновременно и невесты »даса и Ћинке€, двоюродных братьев  астора и ѕоллукса. (—ложновато описать сюжет в двух словах, но попробую: брать€ крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. –одство не пр€мое, а двоюродное.) ћесто действи€ – —парта.

∆енщины более чем средней упитанности. ћужчины мощного телосложени€, совершенно не похожи друг на друга, хот€ и вылупились из одного €йца, которое снесла Ћеда. ј Ћеда снесла €йцо не от кого-нибудь, а от самого «евса, который упал на нее в виде лебед€. ѕоэтому у братьев есть еще одно им€ – ƒиоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновь€ «евса».
ќдин спешенный, другой – на коне. ¬садник – это  астор, он укротитель коней. —пешенный – кулачный боец ѕолидевк (или ѕоллукс, что одно и то же). ¬идимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, брать€ пытаютс€ усадить на кон€. ƒругую ставит на ноги ѕоллукс. “у, которую подн€ли, зовут √илайера, а вторую, сами понимаете, ‘еба.
(ћаленькое отступление. ƒревние источники никаким образом не определ€ют возраст героев этого мифа. ¬озможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15-16 лет: таков, по ѕлатону, брачный возраст тех времен.)
ћесто действи€ – не в доме, не в усадьбе. —овершенно открыта€ местность. ¬рем€ кражи (суд€ по тени) – около полудн€. „то делали в поле девушки в такое врем€ и в таком виде – неизвестно. Ќо выгл€д€т они достаточно соблазнительно. ѕо выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ќи испуга, ни ужаса. ћожет быть, брать€ с ними заранее договаривались о свидании? ћожет быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? ј тут – вот тебе и на! – их груз€т на лошадей и пытаютс€ увезти.
Ѕыло между ними до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? — одной стороны,  астор уже в полных доспехах. ƒа и ѕолидевк в ботинках и в тоге. ¬еро€тно, все-таки что-то было. » только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, брать€ оделись, сходили к лошад€м и вернулись за добычей. ѕолидевк спешилс€ и начал грузить ношу. ј девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хот€т.  ажетс€, они даже закричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). ћожет быть, они позвали на помощь. (ќдумались! –аньше надо было думать о последстви€х!)
Ќо похоже, они только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивлени€: они не отталкивают похитителей, не т€нут их за волосы или за другие места. ”дивление, изумление – да, но все не так уж и страшно!
«а рамкой картины осталс€ мотив кражи. Ёто была ссора между двоюродными брать€ми: невест украли не из любви, а из желани€ отомстить за обиду. Ќо –убенс решил, что надо придать умыканию невест любовную окраску: над лошадьми летают амурчики.
(”веренно можно утверждать, что –убенс достаточно хорошо знал историю ƒревнего ћира. »менно поэтому девушки оказались в чистом поле. ѕр€мого указани€ на свободу добрачных отношений у греков нет, есть лишь подсказка.
»сторики пишут, что «отношени€ замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношени€ молодых девушек. Ќа улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами.  огда одного спартанца спросили о происхождении этого обыча€, он ответил: «ƒевушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остаетс€ только сберечь того, который уже есть»».   тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. » надо полагать, что не все сохран€ли себ€ до бракосочетани€.
ƒевушки на картине – золотоволосые.  азалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Ќо историки пишут, что женщины в то врем€ активно использовали специальные составы дл€ окрашивани€ волос в золотистый цвет.
» почему похищение не вызвало активного сопротивлени€? ƒа потому, что похищение в те времена – это замужество. ј замужество, как и рождение детей, в ƒревней √реции были религиозной об€занностью. Ќикто не спрашивал согласи€ на брак: крали, приводили в дом – и дл€ женщины начиналась семейна€ жизнь. ј жених просто должен был невесту украсть.
¬озмездие последовало вскоре после этого. —мертный  астор погиб. ѕоллукса тоже ожидала смерть, но «евс дал ему бессмертие. » вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит «евса сохранить жизнь брату. «евс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни. “о есть полдн€ можно проводить на ќлимпе, а полдн€ – в царстве мертвых. “о же самое будет с  астором. ѕоллукс согласилс€.
»менно это – бесконечна€ братска€ любовь, готовность жертвовать собой дл€ брата – и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. ќчень необычной, очень великой была жертва во им€ братской любви!
—ами брать€ – далеко не образец благочести€: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Ќо легенда их обожествл€ет. ’удожники твор€т их образ на прот€жении всего времени существовани€ мифа. ќни и в стату€х, и на монетах, и в роспис€х храмов, и в роспис€х ваз. ≈сть даже на небе (созвездие Ѕлизнецов). «»х чтили не только в —парте, но и в √реции, и в »талии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушени€х».
¬се предыдущее касалось героев картины. ј теперь – о самой картине.
≈сли верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подт€нутыми. ј каких мы видим: раздавшихс€, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. ѕочему –убенс отклонилс€ от легенд о —парте? Ќе нашел подход€щих натурщиц? »ли намеренно ушел от классических линий? Ќо может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! »менно такие ему нравились ( стати, втора€ жена –убенса, ≈лена ‘оурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Ћевкиппа, но во врем€ написани€ картины ей было всего 4 года).
„ем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Ѕыть может, и –убенс считал, что женщину надо вз€ть силой, украсть? »ли важно то, что за этой кражей последовала трагеди€ – смертельна€ схватка с двоюродными брать€ми?

», может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последстви€м?

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку