-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36193
 омментариев: 138784
Ќаписано: 176630

¬еликий русский комик ≈вгений Ћеонов

„етверг, 02 —ент€бр€ 2010 г. 15:44 + в цитатник

—колько жизней нелегких, сложных прожил на сцене и в кино ≈вгений Ћеонов, сколько незаур€дных характеров сыграл он! “ворческа€ биографи€ ≈вгени€ Ћеонова – это истори€ трудных поисков, актерского долготерпени€, потерь и находок, великого труда и непрекращающейс€ учебы и совершенствовани€ – от мастерства к высшему мастерству.

картинка

ƒетство

≈вгений Ћеонов родилс€ в обыкновенной московской семье среднего достатка. ≈го отец — ѕавел ¬асильевич — работал инженером на авиазаводе, а мать — јнна »льинична – была домохоз€йкой. ≈вгений был вторым ребенком в семье. Ѕрат  ол€ был старше его на два года.

Ћеоновы жили в коммунальной квартире на ¬асильевской улице, занима€ две небольшие комнаты. –одители ≈вгени€ была гостеприимными хоз€евами, и поэтому их дом был вечно полон. ѕосто€нно приезжали близкие и дальние родственники, и все чувствовали себ€ здесь легко и свободно. Ћеонов позднее вспоминал: «” мамы было нечто такое, что мен€, мальчишку, удивл€ло — мама умела рассказывать так, что все сме€лись, в квартиру набивалось много-много людей».

ћама, хот€ и не была высокообразованной, всю себ€ отдала воспитанию детей. ќна много читала им книг. ј отец часто рассказывал сыновь€м о знаменитых летчиках: „калове, Ѕайдукове, Ѕел€кове. »менно тогда у мальчиков и возникла мечта стать летчиками.  стати, брат ≈вгени€ Ќиколай впоследствии стал работать в авиации.

¬ п€том классе ≈вгений Ћеонов записалс€ в школьный драматический кружок. ƒолгое врем€ ученики репетировали пьесу, сочиненную ими самими же. » хот€ премьера так и не состо€лась, но эта работа запала в душу мальчика, зародила в ней искры любви к театру.
¬ойна

 огда началась ¬елика€ ќтечественна€ война, ≈вгений окончил седьмой класс. ѕо совету родителей мальчик устроилс€ учеником токар€ на авиационный завод. ¬о врем€ войны там работала вс€ семь€ Ћеоновых: отец – инженером, мать — табельщицей, а брат — копировальщиком.

ќсенью ≈вгений Ћеонов сдал экзамены и поступил в јвиационный техникум им. —. ќрджоникидзе. ”чась в техникуме, Ћеонов принимал участие в художественной самоде€тельности, выступал на студенческих вечерах. ≈вгений ѕавлович рассказывал: «я помню, что именно там подготовил «¬ купальне» „ехова, выучил и рассказывал «ћонтера» «ощенко, очень любил Ѕлока, ≈сенина, читал их наизусть на вечерах, и мен€ называли, как когда-то в школе, «наш артист».

Ќа третьем курсе техникума ≈вгений Ћеонов поступил на драматическое отделение ћосковской театральной студии, которой руководил –. «ахаров, известный балетмейстер Ѕольшого театра.

ќ своем поступлении он рассказывал: «я попросил у брата пиджак и решил, что готов к экзамену. я безумно нервничал — € понимал свою несосто€тельность, но не думал, что так получитс€. —идело человек 25 народу, € вышел (они, видимо, добирали, студи€ существовала уже второй год) и прочитал все, что с таким успехом читал в техникуме: „ехова, «ощенко. ” мен€ спросили: «≈ще что-нибудь есть?» я сказал: «≈сть, но это еще хуже». ѕочему-то все стали просить, чтобы € почитал еще. я прочитал Ѕлока «¬ ресторане». я любил это стихотворение... Ѕыла тишина, € был белого цвета. я читал серьезно, мне сказали спасибо. » это стихотворение Ѕлока спасло мен€, примирило и с моим пиджаком, и с моей курносой физиономией, и с недостатком культуры. ѕотом, говор€т, развернулось целое собрание, стали просить ≈катерину ћихайловну Ўереметьеву. ќна сказала, что €, мол, очень серый, неотесанный, но ее стали снова просить: «ћы поможем» — и мен€ прин€ли в студию».

картинка

≈вгений с удовольствием окунулс€ в новую жизнь.  аждый день он пропадал в студии с 8 утра до часу ночи. Ѕольшое вли€ние на него оказал јндрей јлександрович √ончаров, который, вернувшись с фронта, стал вести их курс.
ћассовка, эпизоды…

«акончив в 1947 году обучение, Ћеонов был прин€т в ћосковский театр ƒзержинского района. “ам он сыграл роль  ольки в спектакле «–овесники». ќднако уже спуст€ год театр расформировали и на его месте создали ћосковский драматический театр имени —таниславского, главным режиссером которого стал ¬ладимир ‘едорович ƒудин. ћолодых актеров прин€ли в новый театр, но долгое врем€ не довер€ли главных ролей. Ћеонову приходилось играть в массовке (например, денщика в «“рех сестрах» или колхозника в «“иши лесов»).

¬ 1947 году Ћеонов впервые попробовал себ€ в кино. “еатральных денег на жизнь €вно не хватало, поэтому он искал любую возможную халтуру. ѕервоначально это были даже не эпизоды, а массовка. ѕервые же свои эпизодические роли он сыграл в 1949 году: в фильмах режиссера ¬ладимира Ќемол€ева (отца известной актрисы —ветланы Ќемол€евой) «—частливый рейс» и « арандаш на льду».

картинка

«атем последовали эпизоды в спортивной комедии ¬ладимира ѕетрова «—портивна€ честь» (1951), где Ћеонов по€вилс€ в роли официанта, и в героико-приключенческом фильме ¬ладимира Ќемол€ева «ћорской охотник» (1954). ¬ фильме «ћорской охотник» ему довелось сыграть кока.  ак он вспоминал: «“ам песенку надо было петь, дл€ мен€ это было стеснительно — и оркестр, и все на мен€ вытаращились. я так запел, что пюпитры закачались, но все-таки каким-то образом € пел песню — с моим-то слухом...»
ѕервые большие роли

¬ середине 50-х у ≈вгени€ Ћеонова произошли серьезные перемены, как в кино, так и в театре. ¬ 1955 году он сн€лс€ в криминальной драме »осифа ’ейфица «ƒело –ум€нцева» (—негирев) и приключенческом фильме јлександра —толпера «ƒорога» (ѕашка ≈ськов). ¬ обоих случа€х это были действительно сложные и интересные роли.

Ћеонов вспоминал: «я никогда не забуду доброе лицо, добрые глаза ¬итали€ ƒоронина, с которым € снималс€ в фильме «ƒорога». я, наверное, чего-то не умел, но там € из себ€ выходил, фантазировал, а ƒоронин поддерживал, и действительно, иногда снимали, как € предлагал. “ам подобралась удивительна€ компани€, что дл€ мен€, молодого актера, дл€ мальчишки, имело большое значение: на свете есть такие хорошие, такие доброжелательные люди...»

картинка

„то же касаетс€ театра, то ћихаил яншин, пришедший на должность главного режиссера, первое врем€, также как и предыдущий руководитель, не довер€л Ћеонову ролей. јктер очень расстраивалс€ по этому поводу: «” мен€ стало по€вл€тьс€ сомнение: правильно ли € сделал, что пошел в искусство... » были мысли бросить это дело совсем, хот€ мне казалось, что € люблю очень театр». ѕеремены произошли в 1954 году, когда режиссер внезапно назначил Ћеонова на роль Ћариосика в спектакле «ƒни “урбиных» ћихаила Ѕулгакова. Ёту роль до этого играл сам яншин, и поэтому критики тут же в один голос за€вили: «Ћеонов – второй яншин». ќднако они ошиблись. јктер, унаследовав эту роль, не повтор€л ее, а как хороший ученик, развивал. Ћариосик в его исполнении был существом душевным, чистым, непосредственным в про€влении чувств.

Ќадо сказать, что яншин никогда прилюдно не хвалил ≈вгени€ Ћеонова. Ќаоборот, почти всегда режиссер ругал его. Ћеонов рассказывал: «яншин ко мне относилс€ беспощадно, иронично, дикци€ у мен€ была неважна€ — скороговорка, и вообще, требовани€ на уровне ћ’ј“а времен —таниславского... ќн мен€ никогда не хвалил, а за Ћариосика всегда ругал... ќднажды на «ƒн€х “урбиных» публика хлопала, кричала, а яншин приходит и говорит: «¬ы что из Ћариосика оперетту сделали». ј как-то шли по фойе театра после спектакл€, яншин говорит: «Ёто ужасно, ужасно», а впереди идет ѕавел јлександрович ћарков — знаменитый завлит —таниславского. » яншин спрашивает у него: «Ќу что, ѕаша, Ћеонов?  ак он?» ј ћарков отвечает: «ћиша, он уже лучше теб€ играет». » вижу, яншин, довольный, улыбаетс€, а мне свое: «» не подумай, что правда»... ќн ведь даже перед смертью, выступа€ по радио, ругал мен€. ’от€ мне передавали соседи по дому (они были знакомы с яншиным), что он сказал: «Ћеонов мой лучший ученик».  онечно, хочетс€ верить, что он мен€ любил. ћихаил ћихайлович считал мен€ своим учеником, а € его — своим учителем».
Ћична€ жизнь

¬ середине 50-х произошли изменени€ и в личной жизни ≈вгени€ Ћеонова. —тоит отметить, что он был чрезвычайно стеснительным человеком, и это несколько осложн€ло его взаимоотношени€ с девушками.

—о своей будущей женой ¬андой Ћеонов познакомилс€ в 1957 году, когда театр —таниславского был с гастрол€ми в —вердловске. —лучилось это совершенно случайно. ¬месте с другом они вышли прогул€тьс€ по городу и обратили внимание на двух девушек, которые оказались студентками музыкально-педагогического училища. ќдна из них, по имени ¬анда, сразу понравилась ≈вгению, и он пригласил девушек на спектакль. ѕосле спектакл€ они с ¬андой гул€ли по вечернему городу, и влюбленный Ћеонов читал ¬анде стихи…

ѕо возвращении в ћоскву Ћеонов стал названивать любимой девушке и уговаривать приехать. ¬ конце концов, он ее уговорил. ¬анда приехала в ћоскву и пришлась по душе родител€м ≈вгени€, после чего Ћеонов тут же предложил девушке руку и сердце. ј вот родители ¬анды оказались совершенно не в восторге от предполагаемого брака. ќни считали профессию актера несерьезной бесперспективной. ¬от тут то и про€вилс€ характер ¬анды, котора€ за€вила, что все равно выйдет за Ћеонова. –одител€м пришлось смиритьс€ с решением дочери.

“ак 16 но€бр€ 1957 года был зарегистрирован брак между ≈вгением ѕавловичем Ћеоновым и —тоиловой ¬андой ¬ладимировной. ¬анда переехала в ћоскву, так и не окончив музыкально-педагогического училища. ¬ 1958 году она поступила на театроведческое отделение √»“»—а. ј в 1959 году у них родилс€ сын јндрей.
«ѕолосатый рейс»

«вездный час ≈вгени€ Ћеонова наступил в 1961 году, когда на экраны вышла комеди€ ¬ладимира ‘етина «ѕолосатый рейс». ¬ этой картине актер сыграл скромного буфетчика Ўулейкина, волей судьбы выдающего себ€ за укротител€ тигров.

—ама исходна€ ситуаци€ фильма таила в себе множество возможностей дл€ эксцентрической комедии. » авторы успешно воспользовались этим. ‘ильм получилс€ веселым, динамичным, насыщенным головокружительными трюками, правда, он был начисто лишен психологических нюансов, его персонажи — не более чем узнаваемые комедийные маски. «а исключением недотепы Ўулейкина — Ћеонов играл блистательно, с наслаждением, не бо€сь откровенного фарса, в то же врем€, оказавшись трогательным в своем наивном простодушии. »менно эта роль принесла актеру поистине всенародную славу, в одно мгновение, превратив его в самого любимого комедийного актера советского кинематографа.

≈ще один интересный факт. ¬ этой картине ≈вгений Ћеонов первым из советских актеров сн€лс€ в обнаженном виде.  ак он вспоминал позднее: «я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. —цена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила министра культуры ≈. ‘урцеву. ѕотом было много нареканий...»

 артина имела огромный зрительский успех, зан€в в прокате 1961 года первое место. “олько в том году ее посмотрели 32 миллиона зрителей. ¬последствии она вошла в «олотой фонд отечественного кино. » вот уже несколько дес€тков лет продолжает оставатьс€ одной из самых любимых зрител€ми комедий.
«ƒонска€ повесть»

«ѕолосатый рейс» принес ≈вгению Ћеонову огромную попул€рность. —о всех сторон посыпались многочисленные предложени€ от режиссеров. ќбрадованный актер почти всегда соглашалс€. ќн, истосковавшийс€ по работе, был рад любой роли.   сожалению не все они были по-насто€щему интересными. ѕорой доводилось играть и в довольно посредственных фильмах.

¬ладимир ‘етин, открывший дл€ зрителей комедийного актера Ћеонова, спуст€ три года поразил зрителей Ћеоновым — драматическим актером. —вою мелодраму «ƒонска€ повесть» он поставил по рассказам ћихаила Ўолохова «Ўибалково сем€» и «–одинка».  артина рассказывала о трудной судьбе донского казака якова Ўибалка, прин€вшего революцию, и о его трагической любви к женщине, неразделившей его взгл€дов. ¬от этого то казака и сыграл ≈вгений Ћеонов, что стало совершенно неожиданным дл€ всех – и дл€ зрителей, и дл€ критиков. ƒо этого считалось, что Ћеонов – прирожденный комик, и ничего кроме подобных ролей играть не может.  ак же они ошибались!

≈вгений ѕавлович вспоминал: « огда вышел на экраны «ѕолосатый рейс», где €, к удовольствию зрителей, в мыльной пене, бегал от тигров, многие решили, что теперь уже € прописан посто€нно в цехе комиков и мне за его пределы шагу ступить не дадут. ѕо правде сказать, € и не очень огорчалс€. ≈ще в студии пон€л, что € — комик. я всегда любил комедии и хотел играть в веселых фильмах и в спектакл€х. »нтересную драму € предпочту плохой комедии. Ќо хорошей комедии буду верен всю жизнь... Ќо как бывает в жизни иногда — самое интересное предложение получаешь там, где его совсем не ждешь.  огда раздалс€ звонок из Ћенинграда и родной голос режиссера ‘етина сообщил, что дл€ мен€ есть роль в его новом фильме, € не без ужаса подумал: каких еще хищников придетс€ мне укрощать? » вдруг слышу: по рассказам Ўолохова... «ƒонска€ повесть»... Ўибалок... я замер: ну, думаю, это похуже хищников. ј он продолжает: € вижу только теб€ — это обычно говор€т режиссеры. я, конечно, не соглашаюсь, он обижаетс€. «Ћадно, говорю, приеду, поговорим», а сам думаю: худсовет не допустит. », естественно, худсовет «Ћенфильма» возражает: «“олько что «ѕолосатый рейс» — и вдруг «ƒонска€ повесть», что же общего? √де логика?» Ќо режиссер и мен€ убедил, и худсовет...

Ёта работа актера была высоко оценена специалистами – он был удостоен премий на 3-м ћеждународном кинофестивале в Ќью-ƒели (»нди€) и на ¬сесоюзном кинофестивале в  иеве.
¬тора€ половина 60-х

«атем последовали работы в дебютной комедии ¬иктора ћережко ««ареченские женихи» (сват  оротейка), лирической драме ѕетра “одоровского «‘окусник» (–ассомахин), сказке √еннади€  азанского «—нежна€ королева» (король), киноромане ¬ладимира ‘етина «¬ирине€» (ћихайло) и другие. «амечательную роль солдата, будто сошедшего со страниц русских сказок, ≈вгений Ћеонов сыграл в 1969 году в трагикомедии √еорги€ ƒанелии «Ќе горюй!».

¬ том же 1969 году Ћеонов был приглашен Ёльдаром –€зановым в сатирическую комедию ««игзаг удачи». јктер сыграл фотографа ¬олодю ќрешникова, которому выпадает выигрыш в лотерею 10000 рублей – по тем временам тройна€ стоимость машины. Ётот фильм также оказалс€ с трудной судьбой. –уководители советских профсоюзов за€вили, что картина €вл€етс€ клеветой на их де€тельность, после чего фильм был выпущен в ограниченном прокате и практически без рекламы.

ƒраматическое дарование актера про€вилось и на театральной сцене. ¬ 1966 году он поразил зрителей мастерским и точно выдержанным по стилю исполнением роли цар€-тирана  реонта в спектакле «јнтигона», поставленном Ѕорисом Ћьвовым-јнохиным.

 огда режиссер пригласил Ћеонова на эту роль, многие восприн€ли это крайне отрицательно. «Ћеонов и  реон? ƒа вы с ума сошли!» ќднако спектакль все-таки состо€лс€.  ак вспоминал позднее сам Ћеонов: «”спех был большой.  акой-то обвал газетно-журнальный, писали так много и хорошо, интересно, что мы удивл€лись. ¬о всех городах, где “еатр имени —таниславского побывал с гастрол€ми, по€вл€лись статьи, и не в том дело, что хвалили, а в том, что разные люди, критики, журналисты находили что-то свое, совсем неожиданное, и это было интересно читать».

–аботе в театре Ћеонов отдавал всего себ€. «а 21 год работы им не было сорвано ни одного спектакл€. ≈вгений ѕавлович выходил на сцену даже тогда когда болел воспалением легких, когда у него была температура под сорок…

¬ 1969 году Ћеонов покинул “еатра им. —таниславского, перейд€ в “еатр им. ћа€ковского, главным режиссером которого был ј. √ончаров. ѕервой работой в новом театре дл€ ≈вгени€ ѕавловича стала роль ¬анюшина в спектакле «ƒети ¬анюшина».

Ќекоторое врем€ актера продолжали приглашать играть в спектакл€х на сцене “еатра им. —таниславского. Ќо когда он узнал, что бывшие его коллеги обратились к директору с просьбой не приглашать больше Ћеонова, мол «что у нас, своих актеров нет», то отказалс€ от дальнейшего сотрудничества. ѕо этому поводу ≈вгений ѕавлович позже призналс€: «¬ моей жизни бывало так, что мен€ обижали, и, как мне кажетс€, напрасно, незаслуженно. ј у мен€ така€ вол€, что, если человек мен€ обидел, € его исключу из своей жизни, € могу с ним здороватьс€ и разговаривать, но он дл€ мен€ как человек уже не существует...»

Ќемалую попул€рность актеру в те годы добавила и мультипликаци€. ¬ 1969 году он озвучил всеми любимого ¬ини-ѕуха в одноименном мультфильме ‘. ’итрука. ¬последствии этот мультперсонаж стал визитной карточкой ≈вгени€ Ћеонова.
 ино. 1970-1975 годы

—амые знаменитые свои роли ≈вгений Ћеонов сыграл именно в 70-е годы. Ѕольшинство из его картин того периода вошли в золотой фонд отечественного кино. ѕричем это были фильмы совершенно различных жанров.

¬ 1970 году ≈вгений Ћеонов сн€лс€ в киноповести јндре€ —мирнова «Ѕелорусский вокзал». ѕо сюжету картины на похороны видного военачальника собираютс€ его бывшие фронтовые друзь€ – люди самых разных профессий: журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь. Ёти роли удивительно тонко, пронзительно и очень по-разному были сыграны ¬севолодом —афоновым, јнатолием ѕапановым, јлексеем √лазыриным и ≈вгением Ћеоновым. —ыграны они были так что, собранные вместе, эти персонажи олицетвор€ли собой целое поколение, прошедшее войну. —амым €рким и трагичным моментом картины стал его финал, когда друзь€ собираютс€ в доме бывшей медсестры и поют замечательную песню Ѕулата ќкуджавы про дес€тый десантный батальон.

ќднако и этот фильм оказалс€ не по душе советским цензорам. ¬ течение двух лет он практически пролежал на полке. » только, когда на фестивале в  арловых ¬арах «Ѕелорусский вокзал» получил почетный приз, картину, наконец, выпустили на широкий экран.

—овершенно другую роль ≈вгений Ћеонов сыграл в эксцентрической комедии јлександра —ерого «ƒжентльмены удачи». «десь актеру достались сразу две главные роли – жестокого вора по кличке «ƒоцент» и директора детсада ≈вгени€ »вановича “рошкина, который по заданию милиции перевоплощаетс€ в ƒоцента.

ƒл€ того, чтобы убедительнее сыграть роль, Ћеонов специально ходил в Ѕутырскую тюрьму и смотрел в глазок камеры, изуча€ заключенных. Ёти наблюдени€, а также актерский талант и мастерство помогли ему создать незабываемые персонажи. Ќа глазах у зрителей ≈вгений Ћеонов мгновенно перевоплощалс€ из трогательного персонажа в жестокого рецидивиста.

«ƒжентльмены удачи» вышли на экраны в 1972 году. ‘ильм мгновенно полюбили зрители, а многие фразы из него тут же разлетелись на цитаты. ќсобенно попул€рны стали выражени€: «пасть порву», «редиска — нехороший человек», из-за которых критики тут же обвинили картину в дурновкусии. Ќо народна€ любовь к фильму от этого меньше не стала.

¬ 1972 году состо€лось еще одно знаменательное событие в жизни ≈вгени€ ѕавловича – ему присвоили звание народного артиста –—‘—–.

—реди других удачных работ ≈вгени€ Ћеонова в те годы: Ќюхин в фильме ћихаила Ўвейцера « арусель» (по словам самого актера – «одна из немногих ролей, которые мне самому интересно было смотреть...»), Ћеднев в телесериале «Ѕольша€ перемена», ѕотапов в драме —ерге€ ћикаэл€на «ѕреми€», и, конечно же,  ол€ в замечательной комедии √еорги€ ƒанелии «јфон€».

Ўтукатурщик  ол€, друг главного геро€ јфони в фильме √еорги€ ƒанелии, особенно полюбилс€ зрител€м. » это неслучайно. Ќаивный, чистый душой он обнаруживает доброе, светлое начало в главном герое. Ѕез него невозможно было бы пон€ть историю перерождени€ и саму возможность перерождени€ јфони.

ќтдельно стоит отметить одну из самых лучших работ ≈вгени€ Ћеонова – роль —арафанова в драме ¬итали€ ћельникова «—тарший сын».

»менно роль —арафанова вобрала все самые €ркие черты Ћеонова-актера, именно в ней со всей полнотой про€вилс€ его самобытный драматический талант: мастерство психологического анализа, ироничные и забавные нотки простодуши€, непревзойденный, тонкий артистизм, душевна€ незащищенность. —арафанов Ћеонова – чудак, ранимый и великодушный. ≈го сбивчива€ речь афористична: так выдает себ€ органическа€ неспособность человека к красноречию. ќн говорит только самое важное, чего нельз€ не сказать. Ёто и оказываетс€ незамысловатой житейской, а чаще жизненной мудростью.
”ход из “еатра им. ћа€ковского

¬ середине 70-х произошел драматический разрыв между ≈вгением Ћеоновым и руководителем театра им. ћа€ковского јндреем √ончаровым, в результате которого ≈вгений ѕавлович покинул театр.

ƒело в том, что в 70-е годы ≈вгений Ћеонов особенно много снималс€ в кино, что конечно не очень то устраивало √ончарова. ќднако режиссер мирилс€ с этим, поскольку ≈вгений ѕавлович всегда относилс€ к своей работе с большой ответственностью. ј вот съемок в рекламе √ончаров ему простить не смог. Ёто сегодн€ реклама стала дл€ нас обыденностью, а в те годы это было насто€щим „ѕ. ¬споминает сам √ончаров: «Ќа телеэкране по€вилась реклама рыбы нототении, которую оба€тельно подавал любимец публики ≈вгений Ћеонов. я взорвалс€. —обрал труппу и произнес речь, которую по отношению к самому себе никогда бы никому не простил. ƒескать, костл€ва€ рука голода совсем задушила ≈вгени€ ѕавловича Ћеонова. —кинемс€, что ли, шапку по кругу, чтобы артист не пробавл€лс€ нототенией.  онечно, ∆ен€ этого не простил. ћы расстались, и он ушел в “еатр имени Ћенинского комсомола к ћарку «ахарову».
1976-1979 годы

картинка

“ем временем Ћеонов продолжал активно сниматьс€ в кино. ¬от неполный список его ролей середины 70-х: —ерафим в лирической комедии Ќаума Ѕирмана «Ўаг навстречу», Ћамме √удзак в драм јлександра јлова и ¬ладимира Ќаумова «Ћегенда о “иле, поставленной по мотивам романа Ўарл€ де  остера «Ћегенда о “иле ”линшпигеле», ¬олохов в комедии √еорги€ ƒанелии «ћимино», ћендосо в музыкальной комедии ћихаила √ригорьева «ƒуэнь€», ѕрохоров в киноромане »гор€ Ўатрова «» это все о нем» (по одноименному роману ¬ил€€ Ћипатова), ∆евакин в комедии ¬итали€ ћельникова «∆енитьба» (по одноименному произведению Ќ.¬. √огол€).

¬ 1978 году ћарк «ахаров пригласил ≈вгени€ Ћеонова на роль  орол€ в свою новую картину «ќбыкновенное чудо» — экранизацию одноименной пьесы ≈вгени€ Ўварца. Ёта роль была несколько необычна дл€ актера, привыкшего играть добросердечных персонажей. «десь Ћеонову пришлось соперничать с великим Ёрастом √ариным, полтора дес€тка лет назад воплотившего этот образ в собственном фильме. Ћеонов сумел создать незабываемый персонаж  орол€-тирана, наполнив его необычайной иронией и трогательностью.

¬ том же году Ћеонову было присвоено звание народного артиста ———–. »нтересно, что когда обсуждали вопрос о присвоении ему этого звани€, кто-то сказал: «ј разве он не народный? ƒа что вы! ѕроверьте, он уже народный давно». ƒействительно, народна€ любовь и слава задолго опередила официальное признание.

 ак и любому актеру, ≈вгению Ћеонову не всегда доставались главные роли. Ќо в любую роль он неизменно вкладывал все свое сердце, создава€ очередной шедевр. » уже никак не поворачиваетс€ €зык назвать рол€ми второго плана его  орол€ из «ќбыкновенного чуда» или  олю из «јфонии». “о же самое можно сказать и о его работе в очередной картине √еорги€ ƒанелии «ќсенний марафон». ¬ этой горькой и беспощадной трагикомедии, где главные роли сыграли ќлег Ѕасилашвили, Ќаталь€ √ундарева и ћарина Ќеелова, ≈вгению Ћеонову досталась роль соседа по фамилии ’аритонов.

”дивительно, но в 1979 году ѕризом —оюза журналистов лучшему исполнителю мужской роли был награжден именно Ћеонов, а не Ѕасилашвили.  роме того, за эту работу актер был отмечен √осударственной премией им. Ѕратьев ¬асильевых.

 ак можно заметить, ≈вгений Ћеонов вообще очень много снималс€ у √еорги€ ƒанелии: «“ридцать три», «Ќе горюй!», «јфон€», «ћимино», «ќсенний марафон», а, кроме того, – «ƒжентльмены удачи», где ƒанели€ был автором сценари€. ƒл€ этого режиссера Ћеонов был насто€щим талисманом. —ам актер признавалс€: «ћне всегда хорошо работаетс€ с ƒанели€. јтмосфера доброты и довери€, а главное, он работает, ощуща€ целое. ћы можем ошибитьс€ и пересн€ть, но он примечает то, что дает возможность копать глубже, хоть это и сложно. » мы оп€ть и оп€ть пробуем, но у мен€ никогда не было ощущени€ тупого угла — мол, это сделать невозможно. ј у некоторых других режиссеров все врем€ попадаешь в тупик — это не годитс€, то не нужно...»

картинка

—ын

“ем временем подрастал сын ≈вгени€ Ћеонова – јндрей. ¬ сына ≈вгений ѕавлович вкладывал всю свою любовь. Ќадо отметить, что јндрей училс€ довольно средне, и Ћеонова часто вызывали в школу, где знаменитый актер бледнел и краснел. ќднако сына он почти никогда не наказывал. ¬споминает јндрей Ћеонов: ««а очередную двойку он однажды решил мен€ наказать. «ќтведу, — говорит, — в лес. ¬ лесной интернат». —обрал мои вещи в чемоданчик, вз€л за руку и повел. —пускаемс€ по лестнице, и у обоих ноги подкашиваютс€. ћ€гким он был. ’арактера хватило ровно до первого этажа. ќт мамы и подзатыльники случались, и в угол ставила, а он защищал».

ј вот что вспоминал сам ≈. Ћеонов: «Ќе раз мне друзь€ говорили, что мо€ доброта может принести сыну вред. Ќе боишьс€, мол, испортить ребенка добротой? Ѕывало, мен€ накрут€т, и € начинаю кричать на сына. ѕравда, никогда его не бил…»
1980-1985 годы

Ќачало 80-х ознаменовалось двум€ новыми работами ≈вгени€ Ћеонова в кино. ¬ комедии Ћеонида √айда€ ««а спичками» он сыграл кресть€нина »халайнена, в трагикомедии Ёльдара –€занова «ќ бедном гусаре замолвите слово» — актера провинциального театра Ѕубенцова.  ак говорил сам актер: «ѕоследние год-полтора у мен€ в кино не было насто€щей работы: ««а спичками», как € предполагал, — мимо; «ќ бедном гусаре замолвите слово» — тоже полного удовлетворени€ не принес».

картинка

¬ последующие годы ≈вгений Ћеонов снималс€ не очень часто. ¬ очередной картине √еорги€ ƒанелии «—лезы капали» он сыграл ¬асина, который однажды из люб€щего мужа и отца, прекрасного сослуживца, превращаетс€ в злого, придирчивого человека. «атем последовали роли в сатирической комедии ћарка «ахарова «ƒом, который построил —вифт» (великан √люм) и в семейной саге ¬ладимира Ѕасова «¬рем€ и семь€  онвей» (јлэн).
« ин-дза-дза»

картинка

¬ середине 80-х √еоргий ƒанели€ вновь пригласил ≈вгени€ Ћеонова в свою картину. Ёто была фантастическа€ комеди€ « ин-дза-дза», где Ћеонов сыграл чатланина ”эфа. —ъемки картины шли с большим трудом, поскольку проходили в пустыне  аракумы, в очень неблагопри€тных погодных услови€х. ѕри температуре 50-60 градусов снимать можно было только утром и вечером.

 ак вспоминал √еоргий ƒанели€: « артина была очень трудной.   12 часам дн€ все почему-то начинали ссоритьс€. ќднажды € даже поссорилс€ с Ћеоновым, которого снимал всегда на прот€жении двадцати лет, и никаких конфликтов никогда не было. ј, оказываетс€, в  аракумах с двенадцати до двух никто не работает, в это врем€ происход€т какие-то излучени€, вредные дл€ нервной системы. ћы выезжали рано утром — ехать было довольно далеко, снимали до 12, с 12 до полвторого ругались и с полвторого до вечера снимали.  остюмы создавались на ходу из подручных средств. “ак, например, на Ћеонове — ботинки из «Ћегенды о “иле», матросские брюки, майка с ворсом, которую мы покрасили, а потом прожгли дыры. я нашел очень красивый кусок какого-то материала, и его пришили на зад штанов. ј то, что у него на голове... Ћетчики подарили нам списанные летные костюмы и каркас от бандажа промежности из брюк — это и есть головной убор Ћеонова».

—пециально дл€ фильма был придуман знаменитый €зык чатлан. ќн создавалс€ на основе симбиоза различных €зыков: «пепелац» — межзвездный корабль (от «пепел» по-грузински — бабочка), «пацак» — не чатланин (контаминаци€ кацо, пацан, и кацап), «эцилопп» — представитель власти (полицейский наоборот).

¬ 1986 году картина вышла на экраны. ѕервоначально большинство зрителей (особенно старшее поколение) ее не прин€ли. ѕосыпались возмущенные письма: «…куда смотрит правительство? на что трат€тс€ народные деньги? кто позвол€ет хорошим артистам сниматьс€ в такой ерунде? как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу?» ѕравда уже тогда попадались и хвалебные отзывы.

—о временем « ин-дза-дза» стал по насто€щему культовым фильмом. ¬ насто€щее врем€ в »нтернете ему посв€щены многочисленные сайты, среди которых самый известный http://flame-de.etel.ru.
 линическа€ смерть

—трашное несчастье произошло с ≈вгением Ћеоновым летом 1988 года. ¬ то врем€ театр Ћенком был на гастрол€х в √ермании, в √амбурге. Ћеонов играл там роль ѕодсудимого в спектакле «ƒиктатура совести». Ќа третий день после спектакл€ ему стало плохо. ¬рач, приехавший на «—корой», сказал, что Ћеонова необходимо отвезти в больницу. ѕо дороге у ≈вгени€ ѕавловича остановилось сердце…

¬споминает ¬анда Ћеонова: «¬рачи не знали, чем это вызвано: ведь у ∆ени был целый букет бол€чек. —ахарный диабет, плохие сосуды, сердце... —лава Ѕогу, им случилось в √ермании — у нас бы он умер. ≈го подключили к аппаратуре. —ердце забилось. ¬ госпитале перед операцией ему сумели сделать шунтирование (перешивание сосудов), отключили аппаратуру. Ќо сердце не выдержало, последовал обширнейший инфаркт. Ќа его фоне и шла операци€, котора€ продолжалась 4,5 часа».

≈вгений Ћеонов пролежал в коме шестнадцать суток. ¬се эти дни с ним р€дом находились жена и сын. јндрею так и сказали: «—иди и беседуй с ним и с √осподом. ≈сли он теб€ услышит наверху, отец вернетс€». ¬месте с ним всем сердцем был и весь советский народ. ѕростые люди ставили в церкв€х свечки за то, чтобы их любимый артист вернулс€.

ќн вернулс€. ј спуст€ четыре мес€ца уже репетировал главную роль “евье-молочника в новом спектакле «ѕоминальна€ молитва». 21 окт€бр€ состо€лась премьера. ѕо окончании спектакл€ толпы восхищенных зрителей шли к сцене с охапками цветов и, передава€ их Ћеонову, говорили: «∆ивите долго! «доровь€ вам и счасть€!»
90-е годы

картинка

¬ 90-е годы ≈вгений Ћеонов снималс€ в кино еще реже. ¬о-первых, перенесенна€ клиническа€ смерть не прошла бесследно, и у актера были проблемы со здоровьем. Ќо главной причиной все-таки был общий развал отечественного кино. ¬ начале 90-х Ћеонов сн€лс€ в небольшой роли сторожа посольства в комедии √еорги€ ƒанелии «ѕаспорт», затем сыграл якова јлексеевича в картине «Ќаст€». Ќаконец, в 1993 году он исполнил главную роль в комедии »вана ўеголева «јмериканский дедушка». ќт других предложений (как, например, от участи€ в эротическом фильме) актер отказалс€.

¬ 1993 году Ћеонов стал сниматьс€ в телевизионной рекламе. ћногих это возмутило. ќднако надо пон€ть тогдашнее положение актера. Ћеонов сам признавалс€, что с удовольствием оставил бы о себе пам€ть, как об актере, игравшем в «ƒонской повести» и в «Ѕелорусском вокзале», но никогда не снимавшимс€ в рекламе. Ќо ничего подход€щего ему не предлагали, жить то как-то надо было…

¬ одном из интервью в 1993 году ≈вгений ѕавлович с горечью призналс€: «я тут попал на одно выступление: какой-то бизнесмен день рождени€ отмечал. ћолодой парень, ему лет 30. „его там только не было. » € спросил его: «ј сколько же стоит такой день рождени€?» ќн говорит: «ћиллионов 15-16». я пон€л, что никогда не смогу отпраздновать 30-летие сыну и даже внуку...»

29 €нвар€ 1994 года ≈вгений Ћеонов ушел из жизни. ≈го жена ¬анда рассказывала: «Ётот день был т€желым. јндрюша утром за мной заехал — мы собирались на рынок. ∆ен€ обычно и это врем€ уже вставал, а тут он лежал. я к нему подошла, говорю: «∆ен€, мы на рынок собираемс€». ќн: « упите мне чего-нибудь вкусного». ѕриехали мы с рынка, сели за стол кушать, и он вдруг говорит: «¬анда, ты почему мне ничего не купила?» » лицо у него было такое сердитое-сердитое. я говорю: «∆ен€, ну что ты, € тебе цыпленка купила, то, другое, третье». Ќо он ничего не стал есть, а потом сказал: «я не могу вз€ть себ€ в руки». ѕотом € легла отдыхать — у мен€ очень сильно болела голова. я лежала в другой комнате, но слышала, что он как-то подозрительно каш-п€л: кхе-кхе... как будто хотел прокашл€тьс€, но не мог. ѕотом он зашел в комнату и сказал: «—ейчас јндрюшенька по€витс€, надо будет собиратьс€ в театр». Ќадел рубашку, стал переодевать брюки — театральный костюм у него был дома — и вдруг пошатнулс€ и упал. я думала, что он на штанину наступил. «акричала: ∆ен€, ты что?», подбежала к нему, а он выпр€милс€ — и все. ¬ одну секунду его не стало. ѕриехали врачи, сказали, что это — тромб».

¬ечером того рокового дн€ в Ћенкоме должен был состо€тьс€ спектакль «ѕоминальна€ молитва» с Ћеоновым в главной роли.  огда зрител€м объ€вили, что спектакль не состоитс€ из-за смерти актера, ни один из них не сдал свой билет. »з ближайшего храма принесли свечи, и народ весь вечер просто€л с ними у театра. Ќа похороны пришли тыс€чи людей.

ѕ»—№ћќ —џЌ”

картинка

картинка

ћосква. 10.IV.83

 

јндрюша, как ты там? здоровье? настроение? ƒавно не виделись. Ќевообразимо медленно т€нутс€ мес€цы, а ночи такие длинные. я теперь часто остаюсь один, мама наша каждую неделю почти, как свободный день, мчитс€ в Ѕелгород — бабушка болеет. ¬от и сегодн€ один € как сыч. Ќу, конечно, с ƒонечкой твоей, но тоже, скажу, собачина тво€ без человечности.  ак пришел €, так она и визжит, и хвостом вил€ет, и лижетс€, а погул€ли, поели — и, пожалуйте, дрыхнет без задних ног, никакого участи€ в моей внутренней жизни не принимает.

я сегодн€, јндрюша, тишину слушал, перепугалс€ даже. “ранспорт уже не ходит, затихла улица, угомонились соседи, исчерпало свои развлечени€ телевидение, и, представь, трубы даже не гуд€т, ну просто тишина полна€. “ы, конечно, думаешь, как € раньше думал, что тишина — покой дл€ человека. ¬се-то мы неправильно понимаем. ≈сли на душе у человека покойно, он тишину слышит и радуетс€, а если волнение в нем, то тишина его только усиливает. –асселось мое беспокойство передо мной в кресле: давай, говорит, поволнуемс€ вместе, чего уж тут пр€татьс€, от него не уйдешь.

¬от она — тишина одиночества.

Ќе хочу теб€ волновать, но врачи оп€ть пристали: в больницу, в больницу. ћожет, л€гу ненадолго, устал отбиватьс€. —ъемки у ƒанели€ закончили, несколько дней еще озвучивани€, и все. „то за фильм получилс€ — не знаю, грусть кака€-то в нем сидит, хот€ и комеди€. Ќазвали — «—лезы капали».

√и€ всегда о тебе спрашивает, привет передает.  огда начинаешь работу с ним, думаешь, сколько мучений! ј когда закончили — пустота. ¬от бы тебе такого друга, такого режиссера. ¬прочем, все будет, все еще впереди. —коро вернешьс€, может быть, нам предстоит сниматьс€ в одном фильме. »ли спектакль сведет нас на одной сцене. я стану за твоей спиной, как живой лес вместо рисованого задника; как старый дуб раскину руки; как орел подставлю крыль€ тебе — ничего не бойс€, сынок!

јндрюша, комик произносит патетические слова — что делают зрители? ќни хохочут!


ќтец

картинка

ѕам€тник ≈вгению Ћеонову на "ћосфильме"


картинка
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



веронесса   обратитьс€ по имени „етверг, 02 —ент€бр€ 2010 г. 21:31 (ссылка)
ѕрекрасный артист,замечательна€ личность.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕрекрасна€_—ветлана   обратитьс€ по имени „етверг, 02 —ент€бр€ 2010 г. 23:11 (ссылка)
Ќизкий поклон ≈вгению Ћеонову!!! ќЌ Ћ”„Ў»…!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку