-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36749
 омментариев: 139674
Ќаписано: 178088

»стори€ массажа и –усь

ѕ€тница, 03 —ент€бр€ 2010 г. 14:51 + в цитатник

»стори€ слав€н выгл€дит не лучшим образом, отдел€ть зерна от плевел становитс€ все сложнее. — одной стороны «ученые» разных мастей выдвигают теории, которые €кобы подтверждаютс€ исследовани€ми, эти теории используютс€ часто как политический аппарат, воздейству€ на сознание людей. ѕреимущество науки в запутанной терминологии, используемой как некий тайный €зык в закрытом обществе: кто его понимает — вхож в систему и с ним можно делитьс€ информацией, догадками и т.п., на тех, кто не разбираетс€ в хитросплетенных терминах, навешиваютс€ €рлыки дилетанта и посмешища, лиша€ его возможности серьезно работать.

— другой стороны сто€т попул€ризаторы, спекулирующие на громком прилагательном «слав€нский». »х идеи поражают менее широкие массы, но к сожалению, делают это там, где есть действительный интерес, а не вынужденный, как в школе. ќни увод€т в сторону от истины людей, предлага€ им доступный материал, пропущенный через призму их собственного мнени€.

Ќо довольно о прозаике. ¬начале определимс€ с объектом «исследовани€». ћассаж (франц. massage) — метод лечени€ и профилактики, представл€ющий собой совокупность приемов дозированного механического воздействи€ на различные участки тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами. –усским аналогом французского слова может быть «растирание» или «разминание». ¬ зависимости от вида и назначени€ массажа, воздействию подвергаютс€ почти все м€гкие ткани организма: мышцы спины, шеи, живота, груди, рук, ног, волосистой и лицевой части головы, половые органы, внутренние органы, кровеносные и лимфатические сосуды, нервы. ¬ современном мире есть два основных направлени€ массажа: восточный (энергетический) и западный (анатомический).

 

 олыбелью западной школы массажа наверное стоит считать ƒревний ≈гипет. ѕриемы врачевани€ зародились в ≈гипте за 4000 лет до н. э. »сточниками сведений о медицине в ≈гипте €вл€ютс€ в первую очередь папирусы, а также иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строени€х. ¬ них описаны не только различные заболевани€, поражавшие египт€н, но и средства, при помощи которых они лечились. Ќа одном из папирусов, найденных в 1841 г. в саркофаге египетского полководца, €сно обозначены такие приемы, как растирание стопы, поколачивание спины, поглаживание, а может быть, разминание икроножной мышцы. —амое древнее изображение массажа, которому теперь свыше 2600 лет, находилось в ассирийском отделе Ќового ћузе€ в Ѕерлине, среди предметов из дворца ассирийского цар€ —ан***иба, царствовавшего с 705 до 681 г. до н. э. в Ќиневии. ¬ числе этих предметов был небольшой рельеф из алебастра, на котором изображены два человека — один лежит на постели, а другой, суд€ по положению его рук, массирует лежащему живот. ≈гипет очевидно оказывал большое вли€ние на культуру јссирии и ¬авилона, в том числе и на развитие медицины и массажа. ¬ ≈гипте также широко использовались различные эфирные масла и водные процедуры, часто сопутствующие массажу и в наши дни. Ќе стоит забывать, что примерно в те времена оплотом науки была јлександри€ и ее обширна€ библиотека. ¬ этот город по многим причинам съезжалось большое количество ученых из √реции, с востока. »менно в јлександрии (предположительно) произошла анатомическа€ революци€ — там были проведены одни из первых научных вскрытий человека, до этого анатоми€ человека изучалась на животных.

 

ћассаж вместе с растирани€ми (умащиванием) тела маслом и маз€ми и широким пользованием баней перешел из ≈гипта в классическую Ёлладу. ≈ще √омер описывал, как ÷ирце€ развлекала ќдиссе€ в бане, натира€ его тело маслом и маз€ми. √реческие бани были посв€щены √еркулесу. Ёто свидетельствует отчасти о том, что употребление их было св€зано с телесными упражнени€ми. √реческие спортсмены перед сост€зани€ми отдавались в руки “педотрибов”(учителей гимнастики), которые их купали, натирали, смазывали и посылали мельчайшим песком, часто привозимым издалека, с берегов Ќила. ѕосле сост€зани€ снова примен€лись растирани€. ќчевидно социально-культурный обмен и в –имской »мперии привил любовь к термам и физиологическим процедурам.

ќднако здесь след тер€етс€. ѕрин€тие христианства, как официальной религии –има сильно повли€ло на дальнейший ход событий.  лавдий √ален (2-3в. н.э.) был выдающимс€ римским ученым. ќн развивал идеалистический подход ѕлатона к анатомии, в то же врем€ подходил к делу с материалистической точки зрени€. ¬ итоге более тыс€челети€ после √алена его идеи были «закреплены» в науке с помощью католической церкви, быстро набравшей авторитет. ‘актически изучение анатомии человека остановилось на 12 — 13 веков.  ульт тела, прекрасное знание строени€, по-крайней мере, опорно двигательного аппарата, полученное в наследство от античных ученых и художников, сменилось стыдливостью и вс€кого рода запретами касательно любого аспекта физической жизни.  ак говоритьс€: маразм крепчал. ≈стественно, что в таких услови€х техники массажа просто не могли практиковатьс€. ¬о-первых: массаж не может делатьс€ через одежду ни в коем случае, даже через шелковую шаль, в то врем€ христианство запрещало такие контакты между врачом и пациентом. ¬о-вторых: одним из немногих противопоказаний к массажу €вл€ютс€ кожные заболевани€ и поражени€ кожи паразитами, что было в изобилии в века немытых тел в ≈вропе.

«десь, пожалуй, нужно сделать лирическое отступление, довольно значимое. я упом€нул про контакт между врачом и пациентом, хот€ многие могут и не знать, что массаж — более лечебна€ (либо профилактическа€) процедура, нежели как прин€то считать, расслабл€юща€ или эротическа€. ѕоказаний к применению массажа неисчислимое количество. Ёто и профилактика варикозного расширени€, и целлюлит, и боли в спине, шее, позвоночнике, суставах, засто€м крови, лимфы, отечности конечностей, рубцевание м€гких тканей, сухожилий.. да всего и не перечесть.

–асшевелившим средневековую науку человеком был Ћеонардо да ¬инчи (1452-1519), но на нем € останавливатьс€ не стану, просто показал промежуток времени, в который ничего не происходило в науке. –еволюционером в анатомии был јндрей ¬езалий (1514-1565), он использовал объективный метод наблюдени€, материалистический подход, широко примен€л вскрытие трупов. ќн расшатал постулаты √алена, исправил более 200 ошибок . ≈го книга «ќ строении тела человека в семи книгах» (1543) взорвала средневековый мир. ¬ неравной борьбе ¬езалий пал жертвой католической церкви. “ака€ же участь постигла его великого последовател€ ¬иль€ма √арве€ (1578-1657).  остры инквизиции не стихали до 1748 — года выпуска трактата ∆юльена ќффре Ћаметри «„еловек — машина». “.е. все это врем€, вплоть до середины 18 века в ≈вропе были сильны позиции церкви, и ни о каком массаже речи идти на мой взгл€д не может.

ќднако наследие античности не кануло в Ћету. ѕальму первенства в этом вопросе перехватил ближний восток. »звестный таджикский философ, медик, ученый јбу јли ’усейн ибн јбдаллах ибн —ина, нам более известный как јвиценна (980-1037), написал более полутыс€чи работ в различных област€х науки. ќн широко описывает и техники массажа, его назначение и терапевтический эффект. Ёта ниточка обрываетс€ на территории древней √рузии, где сохранились гравюры, показывающие процесс массажа в бан€х. ѕри этом древние массажисты также активно использовали ноги, как и руки.

ƒруга€ школа — восточна€. ≈е истоки проследить почти невозможно. Ќа востоке очень силен традиционализм, сказалась так же и нека€ изолированность. ћедицина там развивалась сама по себе, не испытывала вливаний «свежей крови». ќтсюда и ее крайн€€ специфичность. ќднако некоторые сведени€ можно найти в »ндии. »сточниками дл€ изучени€ истории массажа в ƒревней »ндии €вились свод законов ћану (1000—500 лет до н. э.), письменный пам€тник јюрведа ««нание жизни», составление которого относитс€ к 9—3 вв. до н. э. ¬ јюрведе описаны более 150 острых и хронических заболеваний, указаны способы лечени€, изложены подробно приемы лечебной гимнастики и массажа, в особенности различные способы растираний и давлений (разминаний). Ќакануне свадьбы в »ндии жениха и невесту об€зательно массировали, индийские матери умели делать массаж новорожденным.

¬  итае и в  орее вне конкуренции стоит акупунктура. ƒа, это тоже массаж. —читаетс€, что иглоукалывание «изобрели» около 4 тыс. лет назад. ѕо легенде некий китайский кресть€нин наступил на рисовом поле на острый камень и излечилс€ от т€желого недуга. ‘актически, иглоукалывание это «концентрированный» вид точечного массажа, хот€ сложно сказать теперь что из чего произошло. ¬ противовес анатомическому подходу, где массаж рассматриваетс€ с точки зрени€ строени€ и физиологии тканей, восток культивирует идею течени€ энергии по каналам. »голки в нужных местах перенаправл€ют потоки энергии. ’от€ в восточной философии € не силен, да и не очень это важно дл€ дела.

Ќезависимой ни от восточных традиций, ни от античных выгл€дит северна€ культура.  онкретно € говорю о финах и карелах.   чему бы € их упоминал? ƒело в том, что фино-карельский эпос  алевала повествует о распространении в быту массажа. ’от€ в этом моменте рискую подвергнутьс€ критике. —ам €  алевалу так и не осилил ввиду непомерной наполненности еЄ именами собственными, о которых ломаетс€ €зык, и за€вл€ю € о упоминании массажа в тексте на свой страх и риск, довер€€ человеку читавшему песни.

’от€ сути дела это не очень мен€ет. ¬едь изначально моей целью был анализ возможности применени€ этого вида терапии у слав€нских народов. ѕоэтому самое врем€ обратитьс€ непосредственно к теме.

»так, смотрим в книгу.. видим, как и ожидалось, фигу. ќбща€ истори€ не интересуетс€ вопросами быта, археологических находок быть не может, поскольку нет инструментов. ≈динственный источник — литература: летописи, бересты, предани€…   ним еще вернемс€.

ƒл€ проформы. »стори€ медицины. јга, есть пару строк, читаем:

«ћедицина на –усь была привезена первыми греческими монахами. ћонастыри стали научными и медицинскими центрами, в которых лечились больные, изучались свойства растений. “радици€ паритьс€ в бане так же досталась русичам от греков»

¬от те на. ¬от так поворот. Ќе было оказываетс€ на –уси медицины. “олько монахи научили пользоватьс€ дл€ лечени€ травами (притом собственно в ¬изантии такие травы не произрастают) и паритьс€ в бане. Ћадно, промолчу, мне кажетс€ комментарии излишни — в топку.

Ќу раз истори€ медицины повествует о гр€зных дикар€х, то наверное бессмысленно искать историю массажа. ƒл€ спокойстви€ попробуем. ќколо 5-6 книг мне попадали в руки по массажу: две — советского издани€, остальные — новоделы. —одержание всех примерно одинаково: общий, лечебный, расслабл€ющий, точечный , приемы, показани€, тайский, корейский и т.д. Ќи слова даже про территорию слав€нских племен.

»нтернет, к несчастью, засорен хламом, выдаваемым за слав€нскую историю и культуру. Ћюбые попытки что-то найти по теме оказывались тщетны, поисковики упр€мо отсылали на сайт с некой  нигой ∆изни, по некоторым словам становитс€ пон€тно чьЄ это творчество, однако € себ€ пересилил и бегло прочитал текст. Ќи слова по делу.

ѕока писал последний абзац вдруг подумал.  то-то может задать законный вопрос: с чего € вообще за эту тему зацепилс€, зачем вообще задумал писать? Ќу во-первых, что называетс€ из любви к искусству, ни словом, ни полсловом не упоминаютс€ в истории медицины люди, которые воевали, т€жело трудились, значит, не по наслышке знали раст€жени€, больные суставы, по€сницу, шею, травмы мышц и сухожилий, защемлени€ нервов и нарушени€ кровообращени€. ј ведь все это без мануальной терапии практически не проходит, все эти «болезни» накапливаютс€, ухудшают жизнь, выбивают человека из стро€,. „то же они всю жизнь мучились с больной спиной от работы на земле? ¬се мы знаем как иногда помогает едва ощутимое поглаживание близкого человека, успокаивает не только боль, но и нервы.  аждый рефлекторно хватает и мнет, вдруг заболевший сустав или мышцу. Ќеужели не знали они всего этого? Ќу несправедливо: государство нам привезли вар€ги, медицину — византийцы, булат — арабы. «ато еще недавно бились за «мозги» из слав€нских стран, сколько было гениев среди ученых, сколько было талантливых людей..

¬тора€ причина менее лична€.  освенные доказательства. —овершенно точно на –уси владели искусством правки — вправление суставов, позвоночника, костей. ¬ глубинке встречаютс€ дедушки, получившие такое умение от дедов, их стиль не похож на современный медицинский, в нем меньше анатомических знаний и больше чего-то неуловимого, знаний о нематериальной части человека. »сконна€ традици€ многих слав€нских народов — бан€. ¬едь банный веник кроме очищени€ от гр€зи и пота выполн€ет массаж, но только кожи.  роме того описываютс€ лечебные процедуры, похожие на современный перкуссионный массаж, только делалс€ он специальными палочками через толстую ткань, почти игра на митлафоне. ¬от мы и имеем: самое сильное воздействие — костоправка; самое слабое — веник в бане, а посередине — пусто, не догадались, пренебрегали…?

ƒа что мы вообще точно знаем о предках? ярка€ вышивка, украшение резьбой домов, мебели, упр€жей, украшение посуды, одежды, инструментов, оружи€, сбруи, красивые и богатые обр€ды свадеб, похорон, праздников, уважение пожилых людей. Ќе могли эти люди жить, муча€сь годами больной спиной, отнимающимис€ конечност€ми, ломотой в суставах. Ќет, они любили жизнь, любили жить, любили и ценили красоту, здоровье, не надо быть семи п€дей во лбу, чтобы не верить в диких варваров. Ѕогата€ торговл€ с соседними странами, вокруг наших земель не один центр самобытной развитой культуры: √реци€, Ѕлижний ¬осток,  итай,  арели€, —кандинави€, и лишь огромное белое п€тно на карте — среднерусска€ равнина, богата€ лесами, дичью, рудой, черноземом, водой, с умеренным климатом. ∆иви и развивайс€, по логике вещей — лучшего места дл€ цивилизации нет. “ак нет же, убеждают, что были только дикари.

 роме всей пользы медицинской от массажа, он так же сближает людей, супругов, помогает легче довер€ть человеку, которого подпускаешь так близко. ”лучшает настроение, помогает приобрести большую тактильную чувствительность, и еще много чего полезного.

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку