-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36193
 омментариев: 138784
Ќаписано: 176630

Ѕлохи, вши и клопы - плоды европейской цивилизации

„етверг, 09 —ент€бр€ 2010 г. 21:06 + в цитатник
ѕриезжий в гостинице: -„то это у вас здесь, на бланке анкеты? - лоп, сэр. -я ничего не имею против того, что у вас в гостинице клопы. Ќо когда они вылезают, чтобы подсмотреть, какую вы даете комнату - это уже слишком!
ћетоды борьбы с блохами в средневековой европе, были пассивными, как например палочки-чесалочки, которые использовали что бы не повредить то сложное сооружение на голове именуемое париком. »з париков этими палочками блох и вычесывали. —о вшами было боротьс€ сложней. ‘ранцузские красавицы и элегантные франты в своих роскошных париках носили сделанные из золота хитроумные приспособлени€ - дл€ ловли тех же блох. ¬ блохоловки (есть и в Ёрмитаже), клали кусочек шерсти или меха, политый кровью. ¬о ‘ранции роль блохоловки играла миниатюрна€ вилочка с подвижными зубцами-усиками, которую светские модницы носили на шее.

Ћюбили держать в руках маленьких собачек или горностаев, у них температура тела выше, и блохи устремл€лись на бедное животное! (—овременные дамы, таска€ своих собачек - любимиц повсюду, и не подозревают, как и почему возникла така€ традици€).
Ѕлошиные ловушки не очень надежно защищали своих хоз€ев от надоедливых паразитов, зато дамы той эпохи придумали способ, как использовать блох в искусстве флирта. ¬скрикива€ от мнимых и насто€щих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого «нать с насекомыми боретс€ по своему - во врем€ обедов Ћюдовика XIV в ¬ерсале и Ћувре присутствует специальный паж дл€ ловли блох корол€. —осто€тельные дамы чтобы не разводить «зоопарк» нос€т шелковые нижние рубашки, полага€, что вошь за шелк не уцепитс€... ибо скользко. “ак по€вилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают. Ѕольшое распространение приобрел «блошиный мех» - носимый на руке или возле шеи кусочек меха, куда, по мысли средневековых дам, должны были собиратьс€ блохи, и откуда их можно потом вытр€сти куда-нибудь на землю. Ћучший подарок возлюбленным и супругам - чучела пушных зверей дл€ этих же целей. „учела были инкрустированы драгоценными камн€ми. Ќа картинах вроде «ƒама с горностаем» (только это не горностай, а белый хорек - фуро) или « оролева ≈лизавета I с горностаем», как раз и изображены чучела или зверьки, используемые как блошиный мех. »х носили с собой, как позднее дамы носили декоративных собачек.  роме собачек еще держали ласк, как раз дл€ ловли блох. Ќачина€ с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хоз€йкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. ” мелкого звер€ температура тела выше, чем у человека и он в отличие от дамы ловит блох все врем€ и зубами. Ќаконец те же собачки, водимые под юбкой... »нтересным вл€етс€ тот факт, что блохи не вызывали у людей такого отвращени€ как, скажем, вши. Ѕолее того блохи во многих случа€х вызывали к себе интерес у коллекционеров и даже служили предметом экстравагантных развлечений человека. ¬от одна из таких забав. ¬ XVII в. среди французских кавалеров считалось модным хранить, как сладкое воспоминание, блоху, пойманную собственноручно на теле дамы своего сердца. ¬ ту пору в европе, самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой. ƒержали блоху в миниатюрной, часто прекрасной ювелирной работы шкатулке-клетке, вис€щей на цепочке на шее, и блоха каждый божий день сосала кровь «счастливого» владельца. Ётим безумно своеобразным сувениром оригинал старалс€ обратить на себ€ внимание окружающих и только с ним был вхож в сомнительные компании. ј когда блоха издыхала, убитый горем кавалер отправл€лс€ на ловлю нового сувенира при живом участии всей распутной братии! ѕомимо анонимных историй, до наших дней дошло и свидетельство, что таким сладостным сувениром владел французский поэт и большой распутник Ѕарро (Jacques Vallee des Barreaux, 1602 — 1673, который держал блоху, изловленную на знаменитой куртизанке ћарион ƒелорм
 лопы - бич средневековой европы.

«ападна€ цивилизаци€ настолько привыкла к клопам, что присказку «—покойной тебе ночи и чтоб клопы не кусали» можно услышать в каждом втором голливудском фильме.
 лопы были настолько неотъемлемой и привычной частью жизни, что даже кориандр (известный также под названи€ми «кинза» и «китайска€ петрушка»), семена которого используютс€ как специи, в средние века получил свое название от греческого koriannon («клоповник»), производного от korios - «клоп» - из-за свого специфического запаха.
—редневекова€ европа мало что изобрела, но кое-какие оригинальные новшества в изготовлении мебели в это врем€ по€вились, хот€ говорить о мебельном искусстве становитс€ возможно только начина€ с века дев€того, в муках родившего первый средневековый стиль, по преемственности названный романским. ѕо сравнению с римской мебелью это был шаг назад, и самой универсальной и практичной мебелью средневековь€ был сундук, который мог одновременно служить и кроватью, и скамьей, и дорожным чемоданом. Ќо в позднем средневековье у изготовителей мебели по€вл€ютс€ новинки, вполне отражающие его (средневековь€) дух.
Ёто не только всевозможные стуль€, банкетки и троны со встроенными ночными горшками, но и балдахины у кроватей.  ровати, представл€ющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и - об€зательно - с балдахином в средние века приобретают большое значение. —толь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались. ѕомогали балдахины мало, ибо клопы чудно устраивались в складках. јнтисанитари€ активно содействовала их размножению.
Ѕалдахинами вли€ние клопов на культуру ≈вропы не ограничилось, и повеление Ћюдовика о применение духов было вызвано, очевидно, не только своей собственной вонью и вонью подданных, но, учитыва€ посто€нную бессонницу монарха из-за укусов клопов, имело также и другую цель. “ак, с легкой руки  орол€-—олнца в ≈вропе по€вились духи, пр€мое предназначение которых - не только забивать непри€тный запах, но и отгон€ть клопов.
¬ книге «¬ерные, удобные и дешевые средства, употребл€емые во ‘ранции дл€ истреблени€ клопов», вышедшей в ≈вропе в 1829 году, говоритс€: «” клопов чрезвычайно тонкое обон€ние, поэтому, во избежание укусов надо натиратьс€ духами. ќт запаха натертого тела духами бегут на некоторое врем€ клопы, но скоро, побуждаемые голодом, превозмогают они отвращение свое к запахам и возвращаютс€ сосать тело с большим еще ожесточением нежели прежде».
Ќарод пыталс€ использовать и другие средства в борьбе с «вампирами». »ногда примен€лс€ известный с давних времен своими чудесными свойствами «персидский порошок» из цветков далматской ромашки, а в музе€х при изучении домашней утвари и других важных в то врем€ приспособлений можно увидеть и менее тривиальные вещи - например, устройство дл€ выжигани€ клопов из кровати.
¬еку к XVII-му распростран€ютс€ «клоповарки» - этака€ штуковина с длинным и тонким носиком по типу самовара. ¬нутрь насыпалс€ уголь, заливалась вода, и из носика стру€ пара - смерть клопам! Ќарод в отличии от христианских мучеников клопов все же не любил, а утописту ‘урье даже грезились в будущем не только океаны из лимонада, но желал он увидеть в этом призрачном утопическом будущем также и свою несбыточную мечту - «антиклопов».
¬ отличии от вшей, считающихс€ «жемчужинами Ѕожиими», наличие клопов не всегда приветствовалось и монахами. Ќапример, всех поражало отсутствие столь привычных клопов у картезианцев:
 о всеобщему удивлению в монастыре не водилось клопов, хот€ некоторые обсто€тельства должны были бы способствовать их по€влению: монашеский образ жизни (отсутствие нательного бель€), манера спать одетыми, дерев€нные постройки, редко смен€емые постели и соломенные тюф€ки. ѕравда, клопы водились у братьев-конверзов (как, впрочем, и у остальных людей в —редние века). ѕо этому поводу возникали споры. Ќекоторые усматривали здесь особую милость Ќебес, оказанную этому наиболее строгому из монашеских орденов. ƒругие считали отсутствие клопов результатом того, что здесь не ели м€са
(Ћео ћулен. ѕовседневна€ жизнь средневековых монахов «ападной ≈вропы (’-’V вв.)
’от€ в этом случае отсутствие клопов трактуетс€, как «милость Ќебес», но, конечно, не все монахи относились к клопам отрицательно. »х, например, прикармливал собой св. —имеон. Ќет, не тот —имеон, который оставил горы фекалий в келье “рира, и не тот —имен «латогорец, который сидел на горе. Ётот —имеон «воздвиг славу √осподу», просидев на столпе (колонне) - преподобный —имеон —толпник. «ѕодвиг —имеона совершенно исключителен, необычен. —толпничества еще не знала тогда богата€ формами христианска€ аскеза. ѕо-видимому, —имеон был его изобретателем [прим.: это утверждает и ≈вагрий. “акой вот истинно христианский «подвиг». Ёх, «√возди бы делать из этих людей», как говаривал ћа€ковский. «ќтныне вс€ его долга€ жизнь – 37 лет – втеснилась в пространство каких-нибудь четырех квадратных метров. ќн даже на столпе приковывал ноги, чтобы стеснить себ€ до конца. ≈динственное движение, которое позвол€л себе подвижник, кажетс€, имеет одно измерение: высоту».
ѕриковывать себ€ цепью св. —емеону было не в первой, еще раньше он то замуровывал себ€ в келье в “еланиссу (“ель-Ќешн), то там же жил на горе, приковав себ€ к ней цепью. Ќо о клопах св. —имеон не забывал никогда: « огда снимали цепь, под кожаным подкандальником нашли 20 огромных клопов, которых добровольный мученик кормил своей кровью».
¬ средние века вши - «Ѕожьи жемчужины» - почитались и считались признаком св€тости отнюдь не за свою древнюю историю (недавно палеонтологи обнаружили вошь, котора€ жила в оперении птиц еще 44 миллиона лет назад). ƒело, веро€тно, в том, что «причащающиес€ кровью» насекомые как бы становились осв€щенными - ведь они питались христианской кровью.
—редневековое богословие вообще удел€ло много внимание подобным вопросам (например, перепадает ли на мышей, отведавших причастие, Ѕожь€ Ѕлагодать). ѕока богословы спорили, вши успешно завоевывали себе жизненное пространство в ≈вропе.
»звестно, что даже одна французска€ принцесса, им€ которой истори€ не сохранила, умерла именно от вшей. ћожно вспомнить и корол€ арагонского ‘ердинанда II, прозванного  атоликом, супруга наследницы кастильской короны »забеллы. Ётот благочестивый монарх умер такой же ужасной смертью: вши заели его заживо.
 ормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». ѕоследователи св€того ‘омы, даже наименее посв€щенные, готовы были превозносить его гр€зь и вшей, которых он носил на себе.
»скать вшей друг на друге (точно, как обезь€ны - этологические корни налицо) - значило высказывать свое расположение. «¬ ћонтайю почти не бреютс€, умываютс€ лишь слегка, не купаютс€ и не принимают ванн. «ато много ищутс€, давить друг у друга вшей было знаком доброй дружбы»
(ћонтайю. ќкситанска€ деревн€ (1294 - 1324) / книга написана на основе допросов еретиков-катаров)
»скание вшей укрепл€ет или намечает семейные узы и нежные св€зи, оно предполагает отношени€ родства и даже близости, хот€ бы и незаконной. Ћюбовница ищет у любовника, равно как и у его матери. Ѕудуща€ теща ищет у нареченного з€т€. ƒочь избавл€ет от вшей мать. —егодн€ трудно вообразить, сколь эмоциональную роль играла в человеческих отношени€х эта, утраченна€ нами, паразитическа€ фауна. ќтметим одно: искание было всеобщим, абсолютно неизбежным и женским зан€тием.
(ћонтайю. ќкситанска€ деревн€)

¬ светской жизни вши тоже занимали не последнее место. ƒамы носили с собой украшенные бриллиантами безделушки дл€ того, чтобы почесывать головы, в которых кишели вши.
«»таль€нский поэт XVII века ƒжанбаттиста ћамиани воспевал в стихах вшей, в избытке угнездившихс€ в светлых кудр€х его любимой, причем это была не шутка, а искренний гимн женской красоте»
(ёрий Ѕирс).

—редневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе √урденбурге (Ўвеци€) обыкновенна€ вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. ѕретендентами на высокий пост могли быть в то врем€ только люди с окладистыми бородами. ¬ыборы происходили следующим образом.  андидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. «атем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. »збранным мэром считалс€ тот, в чью бороду заползало насекомое.
комментарий : Ќедавно рассуждали мы с другом и пришли к интересному выводу, почему у франков, в отличие от других германцев, было в обычае брить усы и бороду. ƒело в том, что они, в отличие от готов, прин€ли христианство в ортодоксальной форме. —ледовательно, мытьс€ перестали, а в усах и бороде у них по€вились вши. ≈сли же вошь упадет в суп к католику, это ж нарушение поста - ведь вошь - это ћя—ќ!
«Ѕожьи жемчужины», конечно, нравились не всем. Ѕрезгливого Ёразма –оттердамского в конце XV раздражали не только английские дома, в которых сто€л «запах, какой, по моему мнению, никак не может быть полезен дл€ здоровь€». ѕарижские вши вызывали у него не меньше отвращени€, чем плоха€ еда, зловонные общественные уборные и невыносимые споры схоластов. ѕри дворе Ћюдовика XIV прин€то было на карточный стол ставить специальное блюдечко.   карточной игре оно никакого отношени€ не имело - на нем давили вшей.
ѕоскольку от вшей все равно было не избавитьс€, то их присутствие скрывалось цветом одежды - так в ≈вропе по€вилась устойчива€ мода на бежевый цвет, чтобы ползавшие по аристократкам насекомые не так бросались в глаза.   тому времени портные уже были вынуждены изобрести также ткань цвета puce (пьюс, красновато-коричневый цвет; дословно с французского: «блошиного цвета»). ¬озможно также, что мода на парики в эпоху –енессанса была спровоцирована не только одним сифилисом, но и тем, что просвещенна€ ≈вропа была вынуждена бритьс€ наголо, лишь бы избавитьс€ от надоедливых насекомых.
¬ши в ≈вропе стали исчезать только после по€влени€ в ≈вропе мыла.
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



јлиева_ќльга   обратитьс€ по имени „етверг, 09 —ент€бр€ 2010 г. 21:38 (ссылка)
Ѕр-р-р...  ака€ мерзость... ƒаже представить страшно этакое "великолепие"!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Airelin   обратитьс€ по имени :) „етверг, 09 —ент€бр€ 2010 г. 23:50 (ссылка)
‘у! ”жас просто :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћайминка   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 10 —ент€бр€ 2010 г. 02:30 (ссылка)
 очевники “рансильвании вообще использовали пруссаков как санитаров,запуска€ их в корзины из под еды,чтобы те их очистили ).ј затем снова использовали очищенную таким образом утварь дл€ хранени€ в€леного м€са и хлеба ..ѕредставл€ю с каким отвращением наши потомки будут читать как мы боле€ переносили грипп на ногах и не лечились,спокойно ход€ с кашлем на работу и заража€ всех вокруг такими мерзкими под микроскопом простудными вирусами ).
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Moira9   обратитьс€ по имени —реда, 08 ƒекабр€ 2010 г. 12:04 (ссылка)
ќтлична€ стать€.... познавательно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку