-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 37271
 омментариев: 140483
Ќаписано: 179424


ƒетска€ дружба Ц что это? —тупеньки на лестницеЕ

ѕонедельник, 13 —ент€бр€ 2010 г. 17:57 + в цитатник

http://aleksin-city.ucoz.ru/_ph/4/404572935.jpgƒетска€ дружба – пон€тие сложное, многогранное и, главное, чрезвычайно динамичное, поскольку дружба трехлетних малышей, дружба первоклассников и дружба подростков – это три совершенно разных варианта отношений. »так, познакомимс€ поближе?

«ачатки дружбы – это общение двух-трехлеток. √лавное в этом возрасте – эмоциональный контакт, причем играют детишки «не вместе, а р€дом» – им, в принципе, все равно, с кем прыгать, носитьс€, кричать и квакать – лишь бы весело. ћалыши еще плохо запоминают лица и имена своих товарищей по песочнице, зато нередко остро реагируют на попытки завладеть их игрушками.

ѕодавл€ющее большинство ссор в этом возрасте свод€тс€ к фразе: «ќн вз€л мой м€чик!!!» » дело здесь отнюдь не в жадности, а в возрастных особенност€х психики: реб€тишки пока еще эгоцентричны, дл€ них характерно неумение пон€ть желани€, мотивы, намерени€ другого ребенка, поставить себ€ на его место, учесть его интересы. Ѕолее того, свои собственные вещи еще воспринимаютс€ как часть себ€, и если отбирают любимую машинку, это нередко бывает пон€то как попытка забрать ушко или пальчик: ведь все это – одинаково «моЄЄЄЄЄ!» » следует помнить, что в этом возрасте игрушка – однозначно более интересный объект, чем сверстник.

Ѕезусловно, взрослые не должны в сторонке наблюдать за своими чадами в таких ситуаци€х, ведь грамотному общению надо просто обучить: предлагать временный обмен, учить договариватьс€ и не скандалить, не впадать в истерику… ќднако относитьс€ к таким особенност€м младших дошкольников надо с пониманием и не требовать от двухлетнего недоступной ему пока широты взгл€дов.

Ћучшие коллективные игры дл€ этого возраста – хороводы, «караваи», «ручейки», а также игры с имитацией движений и криков животных, то есть – шумна€ возн€-беготн€, когда можно покричать, порадоватьс€ и выплеснуть эмоции и привлечь к себе внимание: больше от игр со сверстниками малыши в этом возрасте и не ждут.

ќднако врем€ идет, и детки мен€ютс€: уже в возрасте 4-5 лет они не просто играют р€дом – партнер по общению необходим им дл€ того, чтобы лучше пон€ть… себ€. ќкружающие – своеобразные «зеркальца», в которые смотр€тс€ детишки в цел€х более глубокого познани€ своей личности, потребностей, особенностей, умений.

ƒети еще не про€вл€ют интереса к делам, мысл€м, проблемам своих друзей – при€тели пока нужны им как фон, как средство дл€ того, чтобы утвердить свою нарождающуюс€ «самость», убедитьс€, что «€ хороший и важный» (причем детьми пока игнорируетс€, что у собеседника – точно такие же потребности).

¬от типичный диалог п€тилетних, в котором каждый слышит только себ€:

– ј у мен€ есть нова€ машина!

– ј у мен€ – две!

– ј мен€ папа брал на рыбалку!

– ј € зато на море ездил!

– ј € умею ездить на велике лучше теб€!!!

—соры возникают еще и в силу того, что дети бывают довольно резки в оценках и неразборчивы в эпитетах (нередко, увы, копиру€ нас, взрослых) – поэтому их так сложно бывает «разрулить».

 роме того, поскольку сверстник нужен лишь дл€ того, чтобы сравнить его с собой, иногда возникают жестокие разочаровани€ на почве ревности и конкуренции: девочка вполне может обнаружить, что соседска€ ћаша намного симпатичней, а у  ати кукол раз в 10 больше… ¬ этом случае типичной реакцией ребенка будет негатив, обращенный против ни в чем не повинных ћаши и  ати. » если таким вещам взрослые не удел€т должного внимани€, обиды могут превратитьс€ в типичную реакцию на более удачливого «конкурента» и остатьс€ «в активе» на всю жизнь…

 ак решить вопрос? ѕостаратьс€ «сдвинуть» интересы ребенка со сферы самоутверждени€ в сферу «игры на равных» – ведь это самый подход€щий возраст дл€ ролевых игр, где одинаково важны все участники и от действий каждого зависит общий успех. ќрганизуйте подобные игры, а еще проговаривайте с ребенком его «обиды» – это поможет избежать укоренени€ позиции завистливого неудачника.

”же в этом возрасте дети начинают обращать внимание на личные качества своих сверстников. ¬ коллективе всегда находитс€ несколько попул€рных детишек и несколько «отвергаемых» реб€т. ѕочему это происходит? ѕотому что с одними общатьс€ при€тно, с другими – проблематично или же «никак».

— кем же при€тно в этом возрасте? — тем, кто чуть «взрослей» в плане коммуникативной культуры – хорошо разговаривает, всегда может придумать интересную и необидную игру, доброжелателен ко всем, не вредничает, не ноет, не жалуетс€, у кого обычно хорошее настроение, с кем весело и нескучно.

ѕока еще не оцениваютс€ морально-этические моменты, но вот что однозначно не приветствуетс€ – так это драчливость, ворчливость, склонность к мелким пакост€м.

», увы, часто детишки, не похожие в чем-то на других (с физическими дефектами или дефектами развити€ психики, а также слишком €вно отличающиес€ от остальных внешне: рыжие, ушастые, слишком полные и т.д.), тоже имеют гораздо больше шансов оказатьс€ в р€дах «изгоев», нежели «обычные» дети.

Ќе стоит таких детей намеренно изолировать от детского коллектива, даже если общение упорно не удаетс€ – попытавшись «заменить» дл€ ребенка общение со сверстниками общением со взрослыми членами семьи, поселив его преждевременно во взрослый мир, мы окажем ему медвежью услугу – вписатьс€ в детский коллектив в школе ему будет гораздо трудней. ¬зрослые и дети – все они играют в общении свои уникальные роли, и нет смысла подмен€ть их искусственно. Ќапротив, таким деткам можно помочь – в этом возрасте малыши сильно ориентированы на мнение старших, и если они будут посто€нно создавать дл€ ребенка с проблемами в общении «ситуации успеха» – т.е. такие, в которых он будет интересен остальным, когда у него точно получитс€ задание, упражнение, где он сможет продемонстрировать свои возможности – то всЄ может изменитьс€.

ј вот близкое общение 6-8 летних – это уже практически насто€ща€ дружба. ѕомните проблемы предыдущих этапов: «не хочу делитьс€», «€ – центр мироздани€»?   этому возрасту в норме они должны остатьс€ в прошлом, и если они до сих пор актуальны дл€ вашего ребенка – это повод обратитьс€ за психологической помощью дл€ коррекции ситуации.

”вы, в последнее врем€ наметилась негативна€ тенденци€: детей, «не умеющих дружить», становитс€ все больше и больше.  ак правило, это единственные дети, досуг которых сводитс€ к играм на компьютере, просмотру телепрограмм и общению со взрослыми. “акие дети нередко слишком самолюбивы, тревожны и просто не имеют опыта социальных контактов, в особенности если в дворовой компании они не прижились или их туда не пускают родители, в детсад они не ходили, а братиков-сестричек, даже двоюродных, у них нет.

–епутаци€, авторитет, способность вписатьс€ в детский коллектив, место на «иерархической лестнице» – все это выходит на первый план дл€ семилеток и €вл€етс€ важнейшими достижени€ми личности в младшем школьном возрасте.

¬ норме в этот период дети уже охотно дел€тс€ игрушками, чтобы создать вместе что-то новое, придумывают довольно сложные игры с правилами. ≈сли раньше дет€м были интересны главным образом они сами, то теперь искренний интерес начинает про€вл€тьс€ друг к другу. ¬спомним диалог п€тилетних и попробуем представить, как он прозвучал бы у первоклашек:

– ј у мен€ есть нова€ машина!

– ”х ты, а кака€ модель? ј где тебе ее купили?

– ¬ супермаркете по дороге, когда мы с папой ездили рыбалку.

– ј тебе там было интересно?

– јга!

– ј ты сам поймал рыбу?

– ƒа! ј помнишь, ты тоже поймал, когда на море ездил.

¬ качестве ценностей начинают «котироватьс€» морально-этические. ƒаже младшие школьники уже способны пон€ть разницу между тем, кто готов прийти на помощь и объ€снить, и тем, кто подсказывает, не дава€ возможности другу подумать самосто€тельно и нарочито демонстриру€ всему классу свой «блест€щий ум».

ƒети начинают ценить готовность помочь товарищу, способность посочувствовать, чувство юмора – и, напротив, отвергают зазнаек, жадных, слишком эгоистичных, слишком агрессивных и вспыльчивых, а также назойливых или слишком пассивных («никаких»).

¬ этом возрасте уже хорошо сформированы пон€ти€ «хорошо и плохо», поэтому некоторые поступки дети уже могут квалифицировать как предательство, измену – это возраст, скажем так, «маленьких трагедий», однако они полезны дл€ взрослени€ детской души.

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку