-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 37271
 омментариев: 140483
Ќаписано: 179424


Ќеобычна€ снегоходна€ техника —оветского —оюза

¬оскресенье, 03 ќкт€бр€ 2010 г. 15:50 + в цитатник
»де€ приспособить транспорт к передвижению по снегу по€вилась давно.
ѕервые аэросани были построены в –оссии в 1904 г. инженером —. —. Ќеждановским. ћодель представл€ла собой легкие сани, на которых устанавливалс€ двигатель внутреннего сгорани€ с аэродинамическим движителем — воздушным винтом.
”же в 1907 году на московской фабрике «ƒукс» был построен и испытан «лыжный автомобиль» ё. ј. ћеллера, сконструированный им совместно с инженером ј. ƒ. ƒокучаевым. ј год спуст€ эта машина получила название аэросани. Ѕольшой вклад в санестроение внес и »горь —икорский.
ѕервые аэросани —икорского.

¬торые аэросани —икорского.

јэросани на улицах ѕетербурга. ќткрытка 1914 года.

1911 год. јэросани графа ƒе Ћисел€. ѕосле по€влени€ в 1904 году первых в мире аэросаней у Ќеждановского по€вл€ютс€ сотни последователей. ¬ начале 1910-х аэросани перестали быть диковинкой уже не только в –оссии, но и в снежных районах јвстрии, ‘ранции, √ермании. Ќа фотографии, сделанной в апреле 1911 года, аэросани графа де Ћисел€. ќб этом аппарате, сильно напоминающем немецкие автомобили той поры, к сожалению, не сохранилось никакой информации.

»зобретение русских инженеров было бесценным дл€ –оссии с ее грандиозными пространствами, на которых снежный покров держитс€ порой по много мес€цев. –€д отдаленных районов —евера мог сделать доступными лишь такой механический транспорт.

— 1912 г. на –усско-Ѕалтийском вагоностроительном заводе (г. –ига) началось серийное производство аэросаней по заказу военного министерства.

¬ годы первой мировой войны более двадцати аэросаней использовались в част€х российской армии дл€ св€зных и транспортных операций. ѕримен€лись аэросани и на фронтах гражданской войны.

¬ажное место в истории отечественного аэросанестроени€ занимает де€тельность  омиссии по постройке аэросаней ( ќћѕј—), организованной в 1919 г. совместным решением коллегии ÷ј√» (÷ентрального аэрогидродинамического института) и Ќаучной автомобильной лаборатории (ЌјЋ).  омисси€ была создана дл€ решени€ поставленной –еввоенсоветом республики перед ÷ј√» задачи срочной постройки 20 аэросаней дл€ нужд  расной армии.  ќћѕј—, €вл€вша€ собой в одном лице опытное конструкторское бюро, опытный и серийный заводы, за врем€ своего существовани€ (1919-23 гг.) спроектировала и построила целый р€д аэросаней.

— 1924 года начали по€вл€тьс€ модели металлических аэросаней. јлюминий дал возможность строить аэросани, пригодные дл€ регул€рной эксплуатации, свед€ до минимума вес конструкции и сильно ее упростив. ѕрименение авиационных двигателей с воздушным охлаждением позволило использовать аэросани в качестве средства дл€ обслуживани€ аэродромов в зимнее врем€, дл€ перевозки почты в —ибири и т.д.

Ѕольшой вклад в развитие металлического аэросанного транспорта в –оссии внес јндрей Ќиколаевич “уполев. »м была предложена схема аэросаней из кольчугалюмини€, ставша€ классической. јэросани конструкции ј. Ќ. “уполева јЌ“-IV, јЌ“-VII, јЌ“-X строились серийно и принимали участие в арктических экспедици€х, а также использовались дл€ регул€рной перевозки пассажиров и грузов в ———–.

ƒл€ испытани€ аэросаней и их сравнительной оценки был организован р€д пробегов. ¬ 1926 г. состо€лс€ пробег ћосква — Ћенинград — ћосква, дистанцией 1460 км. ”частвовало 13 саней. Ќормальным типом саней (100 л.с., 4 места) были продемонстрированы следующие характеристики:

средн€€ техническа€ скорость 36 км/ч,
максимальна€ скорость 50 км/ч,
средний расход горючего на 100 км — 46 кг.

”же в те годы один час эксплуатации аэросаней обходилс€ не дороже часа эксплуатации автомобил€. » это преимущество аэросаней, еще более существенное в современных услови€х, сохранилось и в новых модел€х этого снежного джипа.

¬ойна с ‘инл€ндией в 1939-1940 гг. позволила широко использовать серийно выпускавшиес€ аэросани типа ÷ј√»-AHT-IV конструкции ј.Ќ.“уполева и ќ—√ј-Ќ Ћ-6 конструкции Ќ.ћ. јндреева. јэросани Ќ Ћ-6, оборудованные пулеметом, установленным на поворотной турели, участвовали в боевых операци€х, патрулировали открытые участки фронта, несли боевое охранение объектов.
Ѕлагодар€ высокой скорости и хорошей маневренности, они использовались дл€ вы€влени€ огневых точек противника и корректировки артиллерийского огн€, осуществл€ли св€зь между подразделени€ми, перевозили боеприпасы и продукты питани€, вывозили раненых. “ак, 11 феврал€ 1940 г. в наступлении советских войск на фронте 13-й армии между Ћадогой и озером ¬уокса использовались три аэросанные роты. јэросанные отр€ды использовались и во врем€ «ледового похода» в марте 1940 г. дл€ захвата плацдарма на берегу ¬ыборгского залива.

ќперативно были созданы и новые машины: санитарна€ Ќ Ћ-6—, специально дл€ эвакуации т€жело раненых, на носилках вставл€емых в корпус аэросаней через бортовой люк, штабные аэросани Ќ Ћ-38, аэросани-платформа Ќ Ћ-12* [ —ани Ќ Ћ-12 были построены ранее и лишь рассматривались дл€ участи€ в боевых действи€х (ред.)] дл€ обслуживани€ полевых аэродромов – дл€ перевозки горючего в бочках, сменных двигателей дл€ самолетов и т.п.

»спользование аэросаней в боевых услови€х.

“ранспортные аэросани Ќ Ћ-16 подразделени€ капитана ѕрохорова во врем€ выполнени€ боевой задачи. «има 1943 г.

јэросани на площади √жатска. «има 1942/43 гг.

¬ысадка разведчиков из аэросаней Ќ Ћ-16. «има 1942/43 гг.

—анитарные аэросани Ќ Ћ-16 модель 1937 г.

јэросани –‘-8 (√а«-98) в бою. 1943 г.

Ќемецкие солдаты изучают трофейные аэросани. 1943 г.

јэросани Ќ Ћ-26 в летней «обуви». »юнь 1944 г.

"«олотой век" аэросаней.

¬ 1961 г. в ќ Ѕ ј. Ќ. “уполева группой конструкторов под руководством √. ¬. ћахоткина были выпущены на испытани€ первые аэросани-амфиби€ ј-3, серийный выпуск которых началс€ в 1964 г. и продолжалс€ более 25 лет. ј-3 быстро завоевала попул€рность в северных районах страны, использовалась на строительстве Ѕайкало-јмурской магистрали, в пограничных войсках. Ѕыло выпущено более 700 машин, часть из которых была экспортирована за рубеж.
¬ 70-е годы тема снегоходной техники была очень попул€рна. Ѕыло много аэросаней, "каракатоходов" и просто лодок с воздушным винтом.

¬ журналах "ћоделист-конструктор", "“ехника молодежи" "ёный техник" публиковались многочисленные варианты снегоходной техники. ”же в то врем€ было много удачных "вездеходных решений".

јэросани "—евер-2" и  а-30 разработки  Ѕ  амова, 1963 г

јэросани могли быть комфортными.

јэросани на базе "ѕобеды".

¬ 1961 г. в ќ Ѕ ј. Ќ. “уполева группой конструкторов под руководством √. ¬. ћахоткина были выпущены на испытани€ первые аэросани-амфиби€ ј-3, серийный выпуск которых началс€ в 1964 г. и продолжалс€ более 25 лет. ј-3 быстро завоевала попул€рность в северных районах страны, использовалась на строительстве Ѕайкало-јмурской магистрали, в пограничных войсках. Ѕыло выпущено более 700 машин, часть из которых была экспортирована за рубеж.
¬ 70-е годы тема снегоходной техники была очень попул€рна. Ѕыло много аэросаней, "каракатоходов" и просто лодок с воздушным винтом.
ѕо просьбе Ѕрежнева, которому пригл€нулась туполевска€ амфиби€ ј-3, были спроектированы аэросани длиной 4,5 м, шириной 1,8 м и массой всего 400 кг. „етырехместный аппарат приводилс€ в движение двигателем мощностью всего 35 л.с., но был способен разогнатьс€ на снегу и воде до 40–50 км/ч. Ѕыло построено три таких машины – две из них передали в √осударственный охотничий заказник ««авидово», а третью использовали на базе в ƒубне дл€ испытательных целей.

¬ журналах "ћоделист-конструктор", "“ехника молодежи" "ёный техник" публиковались многочисленные варианты снегоходной техники. ”же в то врем€ было много удачных "вездеходных решений".

Ќо не только аэросани были использованы в ———– в качестве снегоходной техники. ќтдельное направление получили так называемые арктические вездеходы. — освоением —евера, а также јрктики и јнтарктики јэросани уже не могли выполн€ть сложные задачи по доставке грузов, горючего. ¬начале дл€ этих целей были созданы грузовики √а« на гусеничном ходу.

ј также небольшие вездеходы "—тудебекер M29 Weasel", поставл€емые в ———– во врем€ войны.

»спользовать "снежный" вездеход планировалось в 1939 году, при подготовке новой экспедиции "пол€рного адмирала" Ѕэрда. ѕредполагалось, что машина, оснащенна€ всем необходимым дл€ автономной работы экипажа из четырех исследователей сможет пробитьс€ к ёжному полюсу:

” берегов јнтарктиды.
ћашина спускалась на лед по дерев€нной рампе своим ходом.

ќднако уже у самой станции оказалось, что колеса проваливаютс€ в снег, машина почти лежала на "брюхе". ќднако это помогло мало. ћашина смогла пройти едва-едва до самой станции. Ќесмотр€ на низкие температуры, моторы перегревались, а скорость была просто "черепашьей". «ате€ была оставлена, а корпус машины использовалс€ как жилое и рабочее помещение станции.

"“ехника-ћолодежи" 1940г.

Ќо подобных машин нет ни в одной стране мира нет. ќни уникальны, как космический корабль, как суперкомпьютер последнего поколени€. “ем не менее в книгу рекордов √иннеса они не попадают.
ƒ“-30ѕ, что означает "двухзвенный гусеничный транспортер, грузоподъемностью 30 т, плавающий".

”спех в исследовании јнтарктики пришел на долю советской "’арьковчанки".
јрктический вездеход "’арьковчанка" использовалась пол€рниками до 90-х годов прошлого века. ќдна из еЄ функций - т€гач в санно-гусеничном поезде, дл€ доставки топлива и оборудовани€ из южнопол€рной станции «ћирному» на станцию «¬осток» (находитс€ в глубине антарктического материка на высоте 3488 метров над уровнем мор€, в тыс€чах километров от побережь€ и от других станций. «десь полюс холода нашей планеты (на станции зарегистрирована сама€ низка€ на «емле температура воздуха –89,2°—). ƒаже летом здесь никогда не бывает теплее –25°—. ¬округ «¬остока» на тыс€чи километров нет ничего, кроме ослепительно белого льда и снега. —анно- гусеничный поезд добираетс€ сюда из «ћирного» более чем за мес€ц)

јрктический вездеход "’арьковчанка".

"’арьковчанка" в антарктической экспедиции.

"’арковчанка-2", на шасси ј“-“, без "интегрального" кузова.

’арактеристики:

* ћощность дизел€ — 995 л.с
* «апас хода — 1500 км
* √абариты — длина 8,5 м, ширина 3,5 м, высота 4 м
* ћаксимальна€ скорость — 30 км/час
* ѕреодолеваемый подъЄм — 30°
* ќбъЄм кабины — 50 м

ƒл€ комфортного проживани€ людей в столь суровых климатических услови€х внутреннее убранство тоже должно быть "на уровне":

» сегодн€ эти удивительные вездеходы выполн€ют свою нелегкую работу.

ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



 арл_Ћьвович   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 03 ќкт€бр€ 2010 г. 16:03 (ссылка)
»нтереснейший пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
timemechanic   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 03 ќкт€бр€ 2010 г. 16:17 (ссылка)
√ранд мерси!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Kipelovna   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 03 ќкт€бр€ 2010 г. 16:59 (ссылка)
 руто!!!  ласс!!! —пасибо за экскурс в историю, интересно-познавательно!!! –еспект!!!!!:appl:
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 07 ќкт€бр€ 2010 г. 17:38 (ссылка)
”важаемый автор! ¬ы уже второй раз используете мои посты без указани€ источника. ¬первые этот пост был мною опубликован на сайте gorod.tomsk,ru 30 сент€бр€, автор Le Français ordinair. —пасибо за попул€ризацию моих работ, хотелось бы, что бы ¬ы указывали источники. Le Français ordinair.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
RenSol   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 17 ƒекабр€ 2010 г. 14:01 (ссылка)
ќчень интересно! „то-то € давно не слышала о новых российских аэросан€х :))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку