-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36862
 омментариев: 139862
Ќаписано: 178390


»скусство боевого веера (тэссэндзюцу)

¬торник, 12 ќкт€бр€ 2010 г. 14:18 + в цитатник

¬ японии веера использовали представители самых различных общественных классов и дл€ самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при ве€нии риса или пшеницы. “акже веер использовалс€ и в качестве смертельного боевого оружи€, причЄм таковое использование веера впервые по€вилось именно в японии, и ни в какой более стране мира.



¬еера дл€ личного пользовани€ имеют древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подраздел€ютс€ на две группы:

- жЄсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
- складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

”тива упоминаютс€ в самых древних хрониках €понцев и их происхождение можно вывести из придворного обыча€ носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддержива€ таким образом осанку и придава€ ей величие.  ак видно из истории, утива с успехом пришЄл на замену саку.

—кладной веер многие учЄные считают истинно €понским изобретением, несмотр€ на не€сность и неточность сведений о его происхождении. Ёто св€зано с тем, что в хрониках уже упоминавшейс€ выше китайской династии —ун есть сведени€ о «€понских веерах», причЄм речь идЄт именно о таком типе веера, как оги. Ёто может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношени€, несмотр€ на то, что поздние конфуцианцы, преклон€€сь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

¬еера складного типа стали особенно попул€рны при дворе и €вл€лись личными знаками отличи€, сообща€ о ранге и занимаемом положении своего владельца. “акже оги использовались и в придворных церемони€х. ¬последствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сослови€, пришедшего к власти, в частности дерев€нные спицы были заменены на железные, а рЄбра веера укрепили лакировкой. “акже к этому времени буси (войны) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всЄ ту же округлую форму и бывшие крайне жЄсткими. “акие веера известны под названием гумбай.

ѕервоначально гумбай имели при себе все командиры отр€дов, но с началом периода “окугава он превратилс€ в особую прерогативу главнокомандующих., причЄм такие боевые веера стали весьма утончЄнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. –исунками дл€ таких вееров были созвездие Ѕольшой ћедведицы, драконы, символы инь и €н, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

¬оенный веер - гумбай-утива.  онец XVIII в.

— помощью гумбай (т.е. определЄнного рода жестикул€ции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались дл€ вызова на поединок, а в насто€щее врем€ гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

ќднако с позиции смертоносности куда больший интерес представл€ет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). √унсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носилс€ с повседневной одеждой. ќба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или дес€ть спиц. ¬о многих рю по стране проводилось обучение технике бо€ с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повтор€ли программу тренировок на мечах.

 ак можно было ожидать, множество легенд окружает возникновение метода бо€ с применением железного веера. ќдна из них, например, рассказывает, как ®шитсуне, герой многих €понских легенд, победил великана Ѕенке€ (ставшего позже его преданным последователем), отразив удары копь€ соперника своим железным веером, а потом, зажав древко между жесткими ребрами веера, вырвавшего копье из рук Ѕенке€. —екреты ведени€ бо€ веером ему, по легенде, открыло лесное божество тенгу , ранее уже обучившее его искусству владени€ мечом.

¬ литературе, посв€щЄнной боевым искусствам, нередко описываютс€ случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. ќчень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утружда€ себ€ фехтованием мечом. Ћегендарный фехтовальщик XVI века √анрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из бо€ с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.

”мение использовать такой веер в качестве оружи€ приобрело попул€рность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождени€». “эссэном можно было фехтовать, отражать им лет€щие дротики и ножи или же координировать действи€ подчинЄнных, а также использовать веер любыми другими способами.

Ѕоевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, пр€мо св€занных с профессиональной об€занностью самура€ – ведением боевых действий. ¬оин мог фехтовать им, вырыва€ меч из рук противника, зажима€ лезвие между стальными ребрами веера и резко дерга€ на себ€. ћог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Ѕолее того, веер служил важной частью обучени€ определенным техникам плавани€, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

японский боевой самурайский веер “≈——≈Ќ - черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана »чидзэн на обеих сторонах веера. Ќа одной из металлических пластин - подпись мастера. –аритет! »меет музейное значение.

ћногослойна€ €понска€ бумага (washi), лак, гравировка, золочение. Ёпоха Ёдо, конец 18 в.
Ќа верхней металлической пластине - выбиты 5 иероглифов, Hi Ri Ho Ken Ten, которые €вл€ютс€ акронимом видоизмененного поэтического изречени€ выдающегос€ полководца  усуноки ћасасигэ, вошедшедщего в историю как символ военного таланта и самурайского духа.
«начение иероглифов: Hi-жестокость, Ri-принцип, Ho-закон, Ken-меч, Ten-небеса.
ѕриблизительный смысл акронима:

∆естокость не властна над принципами.
ѕринципы не властны над законом.
«акон не властен над мечом.
ћеч не властен над небесами.

Ѕез сомнени€ искусство применени€ боевого веера €вл€етс€ самым необычным и самым редким видом техники кобудо. Ѕолее мирного предмета, чем веер, трудно придумать, и все же он тоже может быть оружием. Ќикакой мистики в этом нет и секретной техники тоже. ѕросто в поединке используетс€ не совсем обычный веер. ј если быть совсем точным, то совсем необычный.

—мертоносность веера заключалась в том, что он был снабжен острыми лезви€ми, которые размещались в складках и на концах веера, придава€ ему ещЄ более режущие и ударные свойства. Ѕыстрота и эффективность применени€ веера была на столько неожиданна, что жертва умира€ так и не могла пон€ть, что с ней произошло.

”дарной поверхностью веера были боковые его части, кончик руко€тки и верхушки ребер веера в открытом виде. — того момента, когда ребра веера стали делать из твердых пород дерева, его удар в висок или горло противника мог легко вызвать смертельный исход. —егодн€ техники работы веером не включают в себ€ те элементы, которые могут вызвать потерю сознани€, боль или временный паралич.
Ѕоковые поверхности веера использовали дл€ блокировки ударов руками и ногами.  онтактными цел€ми дл€ веера были точки акупунктуры вз€тые из восточной медицины, которые вызывали широкий диапазон повреждений: от резкой боли до потери сознани€, паралича или смерти.

Ќаиболее часто используемые точки дл€ ударов веером - это точки выше и ниже колена. ѕри резком тычке сюда противник падает или тер€ет баланс. “ак же используютс€ чувствительные точки около зап€сть€, удар куда может позволить выбить предмет или ослабить его захват. ”дар по точкам на подъеме стопы или с тыльной стороны икроножной мышцы может вызвать потерю баланса противника .

—ила манипулировани€ веером создаетс€ за счЄт скорости маха путЄм действи€ расслабленной кисти. ƒвижение кисти, напоминающей подметание, создают как скорость, так и ударные возможности веера. ћастера современности показывают, как они бросают наземь своих оппонентов движением веера, не повредив ни одного пера хрупкого обрамлени€ веера. » можно только представить, что испытывает человек, который получил удар невинным на вид веером.

 

—егодн€ искусством боевого веера по-прежнему занимаютс€ несколько специалистов в японии, так что древний, т€желый гумбаи, нар€ду с другим специализированным оружием феодальной эры, по€вл€етс€ врем€ от времени в тренировочных методиках современных дисциплин координации, таких как каратэ, айкидо и кендо.

 

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 17 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Artem_Maklaud   обратитьс€ по имени ¬торник, 12 ќкт€бр€ 2010 г. 22:29 (ссылка)
последний веер ахуенен, прошу прощени€ за мат, но ни одно другое слово не подойдет.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒаки_ёль   обратитьс€ по имени —реда, 13 ќкт€бр€ 2010 г. 23:01 (ссылка)
яркие и красивые иллюстрации подобраны!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку