-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 38265
 омментариев: 141812
Ќаписано: 181753


 ак воспитывают детей в »ндии

—реда, 10 Ќо€бр€ 2010 г. 11:27 + в цитатник

≈сть такой известный древнеиндийский афоризм: «ƒо п€ти лет обращайс€ с сыном, как с царем, с п€ти до п€тнадцати — как со слугой, после п€тнадцати — как с другом».
“рудно что-нибудь возразить против этой мудрости и сегодн€. ƒействительно, »нди€ €вл€етс€ в большой степени «законодательницей» в отношении воспитани€. ј между тем, ее воспитательную систему во многом можно упрекнуть. Ќапример, до сих пор в этой стране €ростно сопротивл€ютс€ введению в школах такой дисциплины, как сексуальное воспитание.  огда индийское правительство попыталось осуществить федеральную правительственную программу сексуального воспитани€ школьников, это вызвало резкий отпор всего общества.

Ќе только религиозные, но и общественные, особенно женские организации подн€ли волну протестов против публичного обсуждени€ подобных вопросов в школьных стенах: €кобы от таких разговоров дети потер€ют целомудрие. » это — на родине  амасутры, в стране, где девочек выдают замуж с 10-летнего возраста, а к 13 годам некоторые из них уже имеют собственных детей!
Ќикакие аргументы о том, что необходимость введени€ сексуального воспитани€ в школах »ндии обусловлена в первую очередь опасностью эпидемии —ѕ»ƒа, а вовсе не желанием просветить младших школьников во «взрослых» отношени€х, не подействовали. јссоциаци€ преподавателей средней школы в провинции ”ттар-ѕрадеша даже угрожала сжечь книги, если уроки сексуального воспитани€ не будут отменено немедленно. ј ведь главна€ цель введени€ этого курса в средних учебных заведени€х была именно сформировать у школьников правильное понимание проблемы ¬»„. Ќо оказалось, что начинать такое воспитание надо со взрослых...

» тем не менее индийска€ педагогическа€ традици€, сформировавша€с€ в течение тыс€челетий, причем опиравша€с€ на кастовую систему построени€ общества, может многому научить современную педагогику. —истема воспитани€ в современной »ндии вобрала в себ€ лучшее, что мог дать сплав индуистской, буддийской и мусульманской педагогических традиций.

¬оспитание и образование в средневековой »ндии не были прерогативой государства и рассматривались прежде всего как личное дело человека и семьи в зависимости от религиозных убеждений. ѕомимо традиционных религиозно-философских учений брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитани€ накладывал проникший в »ндию ислам.

 онечно, доступ к образованию у различных групп населени€ был неравным. Ѕольше того, даже среди трех высших каст нарастало неравенство при получении образовани€. √лавенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к зан€тию должностей св€щеннослужителей. ќднако у представителей двух других высших каст, т.е. кшатриев (воины и управл€ющие) и вайшь€ (торговцы и земледельцы), обучение было более практически направленным.  шатрии, например, — будущие воины — проходили разностороннюю физическую подготовку, изучали владение разными видами оружи€. –ебенок вайшь€ должен был уметь се€ть и различать плодородные и неплодородные земли, измер€ть вес, площадь, объем и пр. ќн мог знакомитьс€ с основами географии, изучать иностранные €зыки, набиратьс€ опыта в торговых операци€х и т.д. ¬се эти знани€ приобретались не только в школе, но и у родителей.

Ѕолее демократический характер имела буддийска€ система образовани€, котора€ не принимала во внимание кастовые различи€. Ѕуддисты отказались от домашнего обучени€, передав функции образовани€ монахам. ¬ буддийских монастыр€х дети и подростки обучались 10-12 лет. ќт учеников ждали полного послушани€, нарушителей дисциплины исключали. ќбучение имело сугубо религиозно-философскую основу. —о временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикологи€, медицина, философи€, логика.

ѕостепенно происходило сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась едина€ культурно-образовательна€ система.

ћусульманска€ педагогическа€ концепци€ носила заметный интеллектуалистский характер и смысл. —читалось, что вершины воспитанности достиг человек, активно использующий знани€. —реди необходимых наук на особое место ставилась логика, котора€ должна была выработать у ребенка €сность мысли и точность выражений.

Ќепременным условием обучени€ и воспитани€ мусульманина в »ндии было изучение  орана на арабском €зыке.  роме того, в 16-17I веках в р€де школ обучали персидскому €зыку, который использовалс€ государственными чиновниками и учеными.

—истема мусульманского образовани€ в средневековой »ндии во многом была сходна с той, котора€ существовала во всем исламском мире. ¬месте с тем у нее были свои особенности. ќбразование можно было получить с помощью домашних учителей и в школах. Ўколы существовали при мечет€х и монастыр€х. доминировало обучение у частных учителей и в частных учебных заведени€х. ћатериальна€ поддержка зависела от каприза властей и богатых покровителей. ¬ конце обучени€ преподаватели могли рассчитывать на плату от учащихс€. ѕосто€нным приработком была переписка рукописей, за которые получали немалые деньги.

—уществовали четыре типа мусульманских школ начального и повышенного начального образовани€: школы  орана (чтение —в€той книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо персидского €зыка на образцах поэзии —аади, ’афиза и др.); школы персидского €зыка и  орана (сочеталась программа первых двух школ); арабские школы дл€ взрослых (чтение и толкование  орана, литературное образование в духе персидской традиции.)

¬ысшее образование мусульмане могли получать в медресе и монастырских учебных заведени€х — даргабах.   числу наиболее крупных можно отнести даргаб в ƒели. ¬ысокой репутацией пользовались медресе ’айрабада, ƒжампура, ‘ирозабада. –асцвет этих центров просвещени€ пришелс€ на 15-17 века. «десь в дес€тках учебных заведений, где занимались тыс€чи студентов различных конфессий, преподавали известные ученые и литераторы со всего ¬остока.

ќбучение в медресе шло на персидском €зыке —туденты-мусульмане в об€зательном пор€дке изучали и арабский €зык. ¬ программу входили грамматика, риторика, логика, метафизика, теологи€, литература, юриспруденци€. ќбучение было по преимуществу устным. ќднако постепенно учебна€ литература, которой пользовались студенты, становилась все более многообразной.


Ўкольное образование предназначалось дл€ мужчин. ќднако почти кажда€ богата€ семь€ приглашала учителей и дл€ обучени€ девочек.

ѕопытки реформировани€ средневековой системы мусульманского образовани€ в »ндии делались в XVI веке: основатель династии ¬еликих ћоголов Ѕабур (1483-1530) поставил целью поддерживать школы дл€ организованной подготовки верных слуг государства. ¬ продолжение такой политики внук бабура, император јкбар (1542-1605) и его ближайший советник јбу-л ‘азл јллами (1551 — 1602) предприн€ли меры по изменению и обновлению системы образовани€ и воспитани€. јллами выступал против деспотического домашнего воспитани€, религиозного фанатизма и сословности обучени€. √лавным человеческим пороком он считал дурное воспитание.

–еформы императора јкбара предполагали ввести в об€зательные учебные планы светские науки: арифметику, алгебру, геометрию, медицину, агрономию, основы управлени€, астрономию. Ѕыл составлен широкий список предметов, которые рекомендовалось изучать. Ёти новшества отражали стремлени€ приблизить школу к практическим потребност€м своего времени. «Ќикто не должен пренебрегать требовани€ми дн€», — говорил јкбар. ѕри его дворце была создана школа дл€ девочек, где изучались гуманитарные науки и персидский €зык. јкбар также предприн€л попытку ввести дл€ всех подданных, независимо от касты и вероисповедани€, единое светское образование.

ѕланы јкбара и его верного советника јллами были смелыми, но, конечно, во многом утопичными. ќтсутствие материально-педагогических предпосылок, серьезного контрол€ привели к тому, что эти планы по большей части остались нереализованными. » все-таки — это был еще один шаг по пути к таким педагогическим, образовательным и воспитательным достижени€м, вершиной которых стала так называема€ духовна€ педагогика. » наиболее €ркое представление об этом удивительном €влении — духовной педагогике — дает опыт Ѕангалорской школы.

“е, кто знает о существовании Ѕангалорской школы, обычно называют ее школой –ериха. ‘ормально это не так — Ќиколай  онстантинович –ерих не был ни ее создателем, ни руководителем. ≈е создали ученики и последователи видного философа и йога јуробиндо √хоша, его им€ она и носит. Ќо по сути –ерих в течение тридцати лет действительно был истинным наставником и учителей, и учеников, их вдохновителем и другом. Ќос€ща€ им€ гуру јуробиндо, созданна€ воспитанниками его ашрама, Ѕангалорска€ школа в огромной степени впитала сам дух учени€ и философии –ериха. ¬ основе всей ее программы лежит морально-нравственное воспитание.

¬от как рассказал о посещении этой школы один из российских журналистов.

«ћы сидим с директрисой в тенечке в углу просторного внутреннего двора. Ќа другом его конце, достаточно далеко от нас, нескончаемой струйкой вливаютс€ в классы веселые отдохнувшие дети. » почти каждый, заметив издали нас, специально делает крюк и, подбежав, радостно здороваетс€ с директрисой. ј та, улыба€сь, говорит каждому ласковые напутственные слова.

ћожете вы представить что-либо подобное в какой-либо из наших школ? „тобы дет€м доставл€ла радость встреча с директором? „тобы специально подойти и поздороватьс€, хот€ дл€ этого надо пробежать под пал€щим солнцем не один дес€ток метров?

¬с€ школа звенит от счасть€, вс€ школа цветет улыбками. ¬се вежливы, хот€ никто не ходит по струночке, учител€ не р€вкают, ученики не дерутс€, чужой человек проходит по светлым коридорам как долгожданный гость, не бо€сь, что по нему пробегут старшеклассники, как стадо несущихс€ бизонов.

—уществует эта школа с 1962 года, многие воспитанники прошлых лет вернулись в нее преподавател€ми, другие привели в нее своих детей. Ўкола эта частна€, но общий объем знаний даетс€ по государственным стандартам. Ќа более чем 2100 учеников приходитс€ примерно 130 учителей.

¬ школу принимают с трех лет. «десь проходит и детство, и юность — в одном здании, среди тех же товарищей, от малыша-несмышленыша до почти взрослого человека, без травмирующей смены обстановки и требований, в услови€х спокойного поступательного развити€.

–одители, узнав о существовании школы (в частности, из объ€влений в газетах) привод€т своих детей на беседу с директрисой. Ёта перва€ беседа остаетс€ в пам€ти ребенка как забавна€ игра — добра€ тет€ показывает ему картинки, шутит с ним, причем на его родном €зыке: это немаловажна€ деталь дл€ много€зычной »ндии. ƒл€ директрисы же эта беседа — исходный момент определени€ личности будущего школьника. ѕоказыва€ картинки, она отмечает его реакцию. —ме€сь и игра€, определ€ет степень его развити€. –езультаты беседы наход€т отражение в первом описании характера, со всеми плюсами и минусами. «аписи эти она сохран€ет у себ€ навсегда, но ни родител€м, ни дет€м, даже по прошествии времени, не демонстрирует.

–аскрытие личности, построение характера — вот цель школы. Ќе просто дать знани€, а научить учитьс€. Ќаучить думать, приучить размышл€ть. ѕровод€тс€ уроки медитации, уроки пам€ти. ќдин час в день советуют проводить в молчании, говор€ лишь самое необходимое. —оветы учителей иногда бывают неожиданными, как например: не хочетс€ учить по учебнику — возьми сугубо научную книгу на ту же тему и заставь себ€ прочесть хот€ бы половину; после этого учебник будет читатьс€ легко и с интересом.

Ќар€ду с общеобразовательными предметами учат йоге, учат терпению и терпимости, учат даже улыбатьс€. Ќе стыд€тс€ про€вл€ть свою любовь к дет€м, обнимают их, глад€т, шут€т — при этом нет ни чувства превосходства над учениками, ни избирательности и любимчиков.

« аким должен быть учитель?» — спросил € директрису. «“ри момента важны, — ответила јдити ¬асшитха, — самоуважение учител€, но и понимание относительности своей важности; самоконтроль, не позвол€ющий ни гнева, ни обиды; жизнь в соответствии с проповедуемыми принципами. » еще одно, — добавила она, помолчав, — надо сделать так, чтобы учител€, у которых плохо дома, черпали бы силы в школе».

ћоральное обучение расцветает в этой атмосфере добра и взаимоуважени€. “о в виде еженедельно мен€ющихс€ «лозунгов» на стене, то утренней надписи на классной доске, то россыпью букв на обороте тетради или дневника ребенка сопровождают изречени€, заставл€ющие думать об очень важных вещах. ¬от некоторые из них:

- «Ќаша жизнь должна управл€тьс€ любовью к »стине и стремлением к —вету».

- «Ќам, каждому из нас, предстоит сыграть определенную роль, выполнить определенную работу, зан€ть место, которое только мы можем зан€ть».

- «¬ы должны воздерживатьс€ думать о тех, о ком вы не можете думать хорошо».

- «¬ других мы находим то, что есть в нас, и если мы всегда видим вокруг себ€ гр€зь, значит, где-то в нас самих есть гр€зь».

- «ћир оглох от бесполезных слов».

- « акие бы трудности на нас ни обрушились, если мы будем истинно спокойными, решение придет само».

- «“ело должно так же решительно отторгнуть болезнь, как разум отторгает лживость».

- «¬елика€ красота скрыта в простоте».

- «≈сли вы сможете всегда улыбатьс€ жизни, то жизнь в свою очередь будет всегда улыбатьс€ вам».

- «Ќет большего мужества, чем признать свои ошибки».

- «ѕеределайте себ€, если вы хотите переделать мир».

Ќо, разумеетс€, моральное обучение не ограничиваетс€ только этим. ќно идет по хорошо разработанной программе, по специально написанным учебникам. ¬ младших классах читают истории всех времен, разбитые по разделам, например, истории о мужестве — это замечательна€ возможность вспомнить и своих героев, и отдать должное геро€м других стран! Ќо чита€ учебник дальше, ребенок узнает, что есть мужество не только физическое, но и еще более трудное — внутреннее, духовное. ћужество не согласитьс€, мужество заступитьс€, мужество пойти против толпы. ƒругие главы рассматривают такие темы, как искренность, терпение, строительство и разрушение.

ƒети постарше изучают такие непривычные дл€ нас тексты, как «ƒисциплина», «ќтношение к еде», « ак учитьс€?», « ак развивать свое тело» — а р€дом с ними и совсем уже серьезные темы: «»деал», «—мерть» и т.д. ”читель не тратит врем€ урока на изложение темы, его дело — зав€зать и направить дискуссию, вовлечь в нее всех — и разве не учитс€ при этом педагог у своих собственных учеников?

” вас может сложитьс€ впечатление, что школа живет по законам полной свободы. Ёто совсем не так: свобода здесь вполне управл€ема€, хот€, конечно, ни о какой палочной дисциплине и речи быть не может. ƒискуссии и споры заканчиваютс€ жесткими экзаменами два раза в учебном году, кроме того, в конце мес€ца провод€тс€ тесты. ≈жемес€чно на общем собрании выдают сертификат лучшим ученикам и особые «карточки успехов» тем, кто улучшил за этот мес€ц свои отметки.

» вот здесь необходимо остановитьс€ на одном моменте, который имеет принципиальное значение. « арточка успехов» выдаетс€ (под аплодисменты всей школы) не тому, кто обошел других, а тому, кто превзошел свои собственные результаты прошлого раза. Ќе тому, кто «лучше всех», а тому, кто стал лучше самого себ€.  аждый ребенок соревнуетс€ не с зубрилой — соседом по парте, а с самим собой прошлого мес€ца. » пусть другой ученик получил две «карточки успеха», а ваш ребенок только одну, но он подн€лс€ над самим собой вчерашним!

» с этим св€зано еще одно, очень тонкое обсто€тельство: всем родител€м раз в два мес€ца рассылаетс€ информаци€ об успехах их ребенка, причем — только положительна€! „тобы ребенок гордилс€ своим табелем, а не стыдилс€ его. ќт родителей ждут помощи, чтобы не получилось так, что они сдали ребенка, а дальше отдуваетс€ только школа. —пециальные педагогические бюллетени, которые рассылают родител€м, таким образом незаметно воспитывают и их. –одителей приглашают в школу, и они рассказывают дет€м о своих професси€х. ≈сли у них проблемы, то по субботам (день не учебный) они приход€т к учител€м и беседуют с ними без детей и без директрисы.

 стати, еще одна деталь. ¬ каждом из двух зданий школы есть, помимо ведущих уроки педагогов, еще по два учител€ — один из них всегда сидит в кабинете и готов ответить на любые организационные вопросы, а другой ходит по этажам, чтобы прийти на помощь, если потребуетс€ — вдруг у кого-то из учеников заболит голова или живот...

ѕо субботам собираютс€ все учител€, слушают лекции, обсуждают событи€ в школе и стране, говор€т о «ѕравилах поведени€» — не учащихс€, а учителей! ¬от некоторые из этих правил дл€ учителей:

- «Ќикогда не требуйте от других того, что вы не делаете сами».

- «Ќикогда не говорите ребенку — это тебе пока нельз€, вот вырастешь, тогда...».

- «Ўкола — семь€, страна — семь€, человечество — семь€».

ј вот еще один очень важный момент: даже когда директрисе приходитс€ вызывать «на ковер» нашкодившего школьника, она об€зательно улыбаетс€ ему и — самое главное, — он разговаривает с ней сид€! Ќи в коем случае нельз€ унижать ребенка, нельз€ заставл€ть его сто€ть перед директорским столом, — это правило соблюдаетс€ неукоснительно.

» последнее, самое трогательное, открывающее всю тонкость индийской души. ¬ школе прин€та форма, и за ношением ее строго след€т (другое дело, что в отличие от наших школ, у них есть свой портной, и поэтому их форменные плать€ не похожи на безразмерные балахоны). ѕрийти на зан€ти€ (кроме дополнительных в субботу) не в форме — немыслимо. » только один раз в году каждый ученик приходит в обычной, не форменной одежде. Ёто происходит в его собственный день рождень€. » он идет по коридорам, и все поздравл€ют его: ведь школа — это больша€ семь€.  ак вс€ »нди€. » как все человечество.

¬от так живет и работает в »ндии совершенно нова€ школа — школа духовности, школа жизни. —обранный по крупицам, отсе€нный веками, ее опыт вполне может быть адаптирован к нашим услови€м и нашим традици€м. ≈сли мы хотим, чтобы новое тыс€челетие стало тыс€челетием терпимости и надрелигиозной духовности, воспитатели об€заны помочь ребенку стать тем, кем его изначально задумала природа: гражданином «емли, соедин€ющим в себе макро- и микрокосмос.

«≈сли вы хотите найти Ѕога, то служите „еловеку», — так сказано в ¬едах...

–убрики:  ¬ мире
ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз



светска€_львица1   обратитьс€ по имени —реда, 10 Ќо€бр€ 2010 г. 11:36 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
vasilisa4   обратитьс€ по имени —реда, 10 Ќо€бр€ 2010 г. 13:35 (ссылка)
 акой прекрасный и поучительный пост... и конечно же поневоле начинаешь сравнивать ...даже не хочетс€ ничего говорить.Ќеужели мы не можем хоть в малой степени изменить нашу систему образовани€... воспитани€ ...?ѕока мы не сделаем акцент на духовно-нравственное воспитание...не научимс€ подходить серьезно к физическому воспитанию-в смысле здоровь€ каждого ребенка индивидуально...деградаци€ приблизитс€ к нам намного быстрее... ак поразительно точно поставлена цель этой школы-–ј— –џ“»≈ личности и ѕќ—“–ќ≈Ќ»≈ характера... знани€ идут второй строкой...ѕочему же мы не можем поставить такую же цель ну хот€ бы в один из углов задач воспитани€...?ќчень горько осознавать что така€ красива€...талантлива€...умна€ Ќј÷»я уже начала изживать себ€ изнутри...Ѕлагодарю за очень интересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
»риша_алейник   обратитьс€ по имени „етверг, 11 Ќо€бр€ 2010 г. 23:52 (ссылка)
—пасибо =))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
SPACELilium   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 05 ћарта 2012 г. 12:41 (ссылка)
ћудрые мысли и философи€!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
»рина_нова€   обратитьс€ по имени —реда, 19 Ќо€бр€ 2014 г. 12:11 (ссылка)
’ороший пост. —кажите, пожалуйста, ¬ы его сами написали или процитировали?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку