-—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ѕрикольные_футболки MY_HIT ќ_—амом_»нтересном

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 38204
 омментариев: 141747
Ќаписано: 181627


»ноземцы о –оссии

ѕ€тница, 10 ƒекабр€ 2010 г. 11:59 + в цитатник

XVI–XVII века – начало становлени€ бытовых черных мифов о –оссии. ¬озникают эти мифы на «ападе и основываютс€ на записках и воспоминани€х европейских путешественников: —игизмунда √ерберштейна, јльберто  ампенезе, √енриха Ўтадена и других. ¬ XVII веке по€вл€ютс€ также и сочинени€ других авторов: Ѕуссова и ‘летчера.

ћожет сложитьс€ впечатление, что стоит любому западному человеку приехать в –оссию, и он тут же напишет что-то гадкое. ѕримерно такой вывод и делают горе-«патриоты», считающие любого иноземца по определению врагом –оссии.

÷арь ћихаил ‘едорович –оманов. ћиниатюра из «“итул€рника».1672 г. —амодержец, избранный на царство на насто€щем съезде народных депутатов XVII в.

” человека же умного тут же по€вл€етс€ мысль – а может, мы знаем не все сочинени€ иностранцев? ¬едь не может быть, чтобы все так просто…

—тоит начать изучать действительные источники, как все оказываетс€ еще более сложным. ћало того, что не все знаем, так и не все авторы, ославленные «русофобами», на самом деле ими были. Ќо и те, кто были таковыми, писали не так однозначно, как кажетс€.

ѕожалуй, начинателем тут был √ерберштейн…

«игмунд √ерберштейн, конец XV – середина XVI в.

¬ –оссии барон √ерберштейн (’ерберштейн, Herberstein), дипломат и путешественник, был два раза.  рупный государственный де€тель, он выполн€л деликатные поручени€ императора ћаксимилиана I. »мператор хотел, чтобы великий кн€зь ¬асилий III »ванович передал —моленскую землю польскому королю, а потом выступил против “урции вместе с ѕольшей и —в€щенной –имской империей германской нации.

√ерберштейн дважды был в ћосковии в роли собственно официального посла: в 1517 и в 1526 годах. ќбе его миссии, естественно, не увенчались успехом.

¬ 1549 году √ерберштейн выпустил книгу ««аписки о московитских делах». ќсновна€ часть посв€щена землеописанию –оссии: ее городов, торговых путей, сел, рек. “ут же описываютс€ экономика, быт, религи€ страны, поведение русских, даетс€ конспективное изложение русской истории.

√ерберштейн первым, как считаетс€, писал о том, что русские патологически нечестны и не способны пор€дочно вести дела. ќни не умеют работать и все врем€ пытаютс€ что-нибудь выкл€нчить или украсть. ¬ торговле они тоже нечестны, лживы, коварны и всегда пытаютс€ обмануть покупател€ и продавца.   тому же они пь€ницы и безответственные типы, им нельз€ довер€ть совершенно ни в чем. ј самые отпетые жулики из русских – это именно москвичи.

јльберто  ампенезе, XVI в.

ѕапский нунций в ѕольше јльберто  ампенезе жил в ћосковии недолго.

 роме собственных наблюдений, он использовал отзывы многих людей – в основном выходцев из ѕольши. ¬ начале XVI века отношени€ ѕольши и –уси оставались очень напр€женными. ѕосто€нно шли войны за —моленскую землю, пограничные конфликты. ѕравославные кн€зь€ «отъезжали» на –усь, ослабл€€ ¬еликое кн€жество Ћитовское и –усское. ѕол€ки практически не рассказывали ничего хорошего о русских.

ƒокладыва€ ѕапе о своих впечатлени€х,  ампенезе сообщает: русские не умеют и не люб€т работать, они лживы и вечно пь€ны. ќдновременно, правда, пишет и о том, что у русских «почему-то» в стране полное изобилие товаров, продовольстви€, золотых и серебр€ных денег – больше, чем в других странах.

ќн пишет о €зыческих «суевери€х» и «сказочных представлени€х» русских – и тут же о высоком уровне бытовой морали и честности в делах.

ќчень противоречива€ книжка, из которой легко сложить пр€мо противоположные образы страны – от омерзительного до прекрасного. ќчень характерно, что современники сразу же сложили отрицательный образ –оссии. ¬идимо, у европейцев уже была к тому времени готовность принимать за истину только скверные сведени€ о –оссии. »з рассказов путешественников они извлекали в основном факты, подтверждавшие их предрассудки.

јнтонио ѕоссевино, XVI в.

ј. ѕоссевино родилс€ в ћантуе, вступил в ќбщество иезуитов в 1559 году и сделал в нем блест€щую карьеру. — 1572 по 1578 год – секретарь √енерального Ќасто€тел€ ќбщества.

¬ 1579 году ѕоссевино впервые прибыл в столицу ¬еликого кн€жества Ћитовского и –усского город ¬ильно с дипломатическим поручением.

¬ 1581–1582 годах ѕоссевино исполн€л дипломатическую миссию в ћосковии: папский престол рассчитывал склонить –усь к ”нии с католицизмом. ¬ августе 1581 года в —тарице он встретилс€ с »ваном √розным, оттуда поехал в ѕсков дл€ организации переговоров с пол€ками.

— 13 декабр€ 1581 года по 15 €нвар€ 1582 года ѕоссевино вел российско-польские переговоры и составл€л протоколы заседаний. Ёти переговоры вылились в ям-«апольское перемирие на 10 лет, остановившее Ћивонскую войну. Ќе без его усилий –осси€ отказалась от ѕолоцка и Ћивонии.

14 феврал€ 1582 года ѕоссевино второй раз пересекает русскую границу и прибывает в ћоскву. «десь он оп€ть пытаетс€ склонить »вана √розного к ”нии… Ѕезрезультатно.

15 марта 1582 года ѕоссевино выехал из ћосквы в –им вместе с русским посольством якова ћолв€тинова. ќн вез грамоту от »вана √розного к ѕапе –имскому. ћисси€ его, несмотр€ на внешние знаки уважени€, неудачна: русские не заинтересовались идеей ”нии.

¬прочем, карьеры ѕоссевино эта неудача не испортила. ƒо 1586 года он был главным инспектором католических семинарий в ѕольше. — 1586 по 1611 годы – ректором јкадемии в ѕадуе. Ќаход€сь на этом посту, он написал свои знаменитые сочинени€: «ћоскови€», «ћосковское посольство» и «Ћивони€».[47] ”мер 26 феврал€ 1611 года в ‘ерраре, в зените уважени€ и известности.

ѕоссевино сетовал на полу€зыческую веру русских, – по его мнению, именно она мешает им стать до конца хорошими людьми. »менно эта иде€ «изначальной консервативности и, следовательно, вредности» православи€ не в пример с протестантизмом, часто впоследствии доставалась «из заначки» нашими критиками (вплоть до ћакса ¬ебера и представителей доморощенной интеллигенции в попытке объ€снить «откуда есть пошла така€ отсталость на русской земле).

Ёто, утверждал ѕоссевино, все из-за православи€: тиранство в государстве и в семь€х, повальное пь€нство, воровство, невежество, зазнайство.

Ќа уровне плохого анекдота. јльберт Ўлихтинг

¬ 1570 г. ѕапа ѕий V и ¬енецианска€ республика вознамерились привлечь московского цар€ к антитурецкой лиге. ѕосредником между ѕапой и республикой, с одной стороны, и »ваном IV, с другой, был избран польский нунций ѕортико.

ќдновременно ѕортико должен был вести переговоры о примирении ћосквы с ѕольшей. ѕольский король —игизмунд II јвгуст не имел ничего против посредника, но сильно бо€лс€, как бы не зав€залась между ћосквой и папской курией дружба, вредна€ дл€ интересов ѕольши.

» тут, очень воврем€, в ѕольше оказалс€ некий јльберт Ўлихтинг, недавно бежавший из московского плена. Ќемецкий двор€нин из ѕомерании, ј. Ўлихтинг (годы рождени€ и смерти неизвестны) в ћоскве далеко не бедствовал.

«на€ русский и латынь, он устроилс€ в качестве слуги и переводчика к некому «италь€нскому врачу», лечившему самого цар€ »вана IV. ¬прочем, никаких италь€нских врачей у »вана √розного не было, был бельгиец… ¬озможно, јльберт Ўлихтинг имел в виду именно его. ”же такие неточности заставл€ют усомнитьс€ в любых других сообщаемых сведени€х.

—ам Ўлихтинг на себе никаких непри€тностей не испытал, и, в конце концов, сам его хоз€ин помог ему уехать из ћосквы. Ќо о ћосковии, ее нравах Ўлихтинг рассказывал такие ужасы, что король захотел с ним лично познакомитьс€. ј познакомившись, попросил записать все, что Ўлихтинг знает о ћосковии.

 ороль беседовал с Ўлихтингом, видимо, корректировал обличительный трактат о злодействах «московского тирана». ѕолучилось, действительно, жутковато.

Ќазывалс€ документ « раткое сказание о характере и жестоком правлении московского тирана ¬асильевича» (так в тексте! – јвт.).

¬ записках Ўлихтинга нет никаких политических обобщений, никаких заключений – что именно делалось и дл€ чего. ѕросто перечисление пыток и казней, такой средневековый фильм ужасов. ÷ифры убитых и умерших под пытками он называет такие, что если их сложить, получитс€ больше миллиона человек. ¬се городское население –оссии того времени.

Ћюбопытно, что тексты Ўлихтинга на немецком и латинском €зыках различаютс€. —вое латинское сказание Ўлихтинг завершает торжественным заверением: «“о, что € пишу вашему королевскому величеству, € видел сам собственными глазами соде€нным в городе ћоскве.

ј то, что происходит в других больших и малых городах, едва могло бы уместитьс€ в (целых) томах».

¬ немецкой записи тон куда менее решителен: «“о, что € только что описал вашему королевскому величеству… не выдумано, Ѕог тому свидетель, что € все это отчасти сам видел и слышал».

≈стественно, нунцию вручили текст на латыни, вежливо переведенный дл€ ознакомлени€ и дл€ доклада в ¬атикане.

¬ ¬атикане творение Ўлихтинга произвело сильное впечатление.

¬ итоге нунций ѕортико получил от ѕапы следующую инструкцию: «ћы ознакомились с тем, что вы сообщали нам о московском государе; не хлопочите более и прекратите сборы. ≈сли бы сам король польский стал теперь одобр€ть нашу поездку в ћоскву и содействовать ей, даже и в этом случае мы не хотим вступать в общение с такими варварами и дикар€ми». “аким образом, вс€ка€ мысль о переговорах с ћосковией была оставлена.

¬иват польской дипломатии! ѕоздравим польского корол€, он блистательно добилс€ того, что хотел.

Ўлихтинг называет себ€ военным: двор€нское происхождение заставл€ет его гор€чо сочувствовать бо€рству, преследуемому √розным. Ќо само свирепствование «тирана» и его опричников находит, по его мнению, объ€снение, главным образом, в дурном нраве русских.

«ћосковитам врожденно какое-то зложелательство, в силу которого у них вошло в обычай взаимно обвин€ть и клеветать друг на друга перед тираном и пылать ненавистью один к другому, так что они убивают себ€ взаимной клеветой. ј тирану все это любо, и он никого не слушает охотнее, как доносчиков и клеветников, не забот€сь, лживы они или правдивы, лишь бы только иметь удобный случай дл€ погибели людей, хот€ бы многим и в голову не приходило о взведенных на них обвинени€х». —ильно сказано…

√енрих Ўтаден, XVI в.

√енрих Ўтаден родилс€ около 1542 года в городке јлен (¬естфали€). Ѕедна€ семь€ бюргера, нищета… јктивный юноша нанимаетс€ в полуразбойничий отр€д, идущий в Ћивонию.  ак он служил в немецкой Ћивонии, мы не знаем, но по его собственным словам, «бежал под страхом виселицы».

Ѕежит он своеобразно: предлагает свою службу русскому царю. ѕрин€ли его в ћосковии более чем хорошо, даже дали имение. ѕравда, сам Ўтаден тут же начал в своих имени€х гнать водку, – русским это запрещалось, а иноверцам было можно. ¬прочем, бутлегерством дело не ограничивалось.

—лужба в опричнине давала и другие способы обогащени€.

Ўтаден откровенно рассказывает об этом в св€зи с походом »вана IV на Ќовгород: «“ут начал € брать к себе вс€кого рода слуг, особенно же тех, которые были наги и босы; одел их. »м это пришлось по вкусу. ј дальше € начал свои собственные походы и повел своих людей назад внутрь страны по другой дороге. «а это мои люди оставались верны мне. ¬с€кий раз, когда они забирали кого-нибудь в полон, то расспрашивали честью, где – по монастыр€м, церквам или подворь€м – можно было бы забрать денег и добра, и особенно добрых коней. ≈сли же вз€тый в плен не хотел добром отвечать, то они пытали его, пока он не признавалс€. “ак добывали они мне деньги и добро».

¬ общем, шайка-лейка, а-л€ «„ерна€ кошка». “олько «√орбатый главарь» параллельно состоит на довольствии непосредственно в «службе безопасности ѕрезидента», то бишь в опричном войске цар€ »вана.

 стати, о «горбатых» и топорах. —реди разбойничьих набегов Ўтадена описываетс€ такой случай: «»з окон женской половины на нас посыпались камень€.  ликнув с собою моего слугу “ешату, € быстро взбежал вверх по лестнице с топором в руке. Ќаверху мен€ встретила кн€гин€, хотевша€ броситьс€ мне в ноги. Ќо, испугавшись моего грозного вида, она бросилась назад в палаты. я же всадил ей топор в спину, и она упала на порог. ј € перешагнул через труп и познакомилс€ с их девичьей». ѕр€мо кино…

ќднако спуст€ год регул€рные опричные войска не смогли отсто€ть ћосквы, и татары сожгли ее дотла. ¬ 1572 году земские войска успешно отбили новое нападение хана ƒевлет-√ире€. ѕосле этого доверие цар€ к опричнине пошатнулось.

Ќачалс€ новый «перебор людишек», по выражению √розного, то есть пересмотр военных списков. ” опальных опричников отнимали поместь€ и возвращали прежним собственникам. Ўтаден не был прин€т ни в один из новых списков, лишилс€ всех своих владений, но, благодар€ своей изворотливости, избегнул пр€мой опалы. ќн бросил все московские дела и предпри€ти€, перебралс€ на север. —начала построил в –ыбной слободе (–ыбинске) мельницу, потом, обдумыва€ «как бы уйти из этой страны», двинулс€ дальше на ѕоморье, где зан€лс€ торговлей мехами.

Ќа —евере Ўтаден был посредником между голландцами, англичанами, бергенцами из Ќорвегии и русскими. ¬ 1576 году в  оле он сел на голландский корабль, который вез 500 центнеров каменных €дер дл€ артиллерии повстанцев, боровшихс€ в Ќидерландах против »спании. —ам он увозил с собой большой груз мехов, которыми вместе с одним из русских купцов удачно расторговалс€ на Ћейпцигской €рмарке.

„то характерно: Ўтаден считает, что его судьба по-прежнему св€зана с –оссией. ќн вовсе и не думает, что покинул совсем и навсегда русскую землю. ¬опрос – как вернутьс€?

ќн пытаетс€ поступить на службу к шведскому королю. ѕо просьбе брата корол€, герцога  арла «юйдерманландского, «разузнает», нет ли в √олландии караванов русских купцов. Ќазыва€ вещи своими именами, служит «наводчиком» у пиратов.

–азыскива€ по √ермании шведского принца, Ўтаден попадает к его родственнику пфальцграфу √еоргу √ансу – своего рода «люмпен-аристократу» без своих феодальных владений. јвантюрист, который вечно носитс€ с разнообразными безумными прожектами. —ейчас он носитс€ с идеей создани€ подобного шведскому немецкого флота дл€ борьбы с «нехрист€ми-московитами». Ўтаден крайне заинтересовал пфальцграфа своими рассказами о ћосковии.

Ќесколько мес€цев пфальцграф продержал у себ€ в Ћюцельштайнском замке в ¬огезах бывшего московского опричника. ѕо требованию графа √енрих Ўтаден к концу 1577 – началу 1578 года успел составить описание ћосковии. «а это же врем€ новые друзь€ разработали новый план борьбы с ћосквой: план ее военной оккупации. ѕлан они представили императору –удольфу II √абсбургскому. —уть плана Ўтадена-√анса довольно проста: союз с ѕольшей и Ўвецией, а ћосковию подчинить √ермании.  ак? “оже просто.

«ѕотребна€ дл€ того первоначальна€ сумма равна 100 000 талерам. » воинские люди должны быть снар€жены так, что, когда они придут в страну (великого кн€з€), они могли бы служить и в коннице. Ёто должны быть такие воинские люди, которые ничего не оставл€ли бы в христианском мире: ни кола, ни двора. “аких ведь много найдетс€ в христианском мире. я видел, что такое великое множество воинских людей побиралось, что с ними можно было бы вз€ть и не одну страну. » если бы великий кн€зь имел в своей стране всех побирох из военных, которые шатаютс€ по христианскому миру, – причем некоторые из них поворовывают, за что кое-кого вешают, – то он захватил бы все окрестные страны, у которых нет государей и которые сто€т пустыми, и овладел бы ими».

¬от и весь план! —обрать побольше бездомных авантюристов, «побирох» и на корабл€х вывести их в –усское ѕоморье. “ам перес€дут на коней… » пор€док. –осси€ завоевана и становитс€ колонией —в€щенной –имской империи германской нации. »вана IV надо вывести в √ерманию и держать под сильным надзором, чтобы не сбежал.

¬ книге о ћосковии Ўтаден пишет обвинительный акт против московского цар€. «ќписание страны и правлени€ московитов» и автобиографи€ Ўтадена составл€ют как бы приложение к военно-политическому плану и предназначены дл€ того, чтобы осветить слабые пункты московской политики и доказать негодность стро€, основанного €кобы на голой жестокости и на ограблении правителем своих собственных подданных.

 акое моральное право имеет Ўтаден писать подобное – отдельный вопрос. ќн ведь не только очевидец, но и участник, даже организатор ужасов и злодейств, которые описывает. Ќет у него ни чести, ни совести: наживши и награбивши в ћоскве много добра, он не питает к народу и государю, его приютившим, иных чувств, кроме презрени€ и ненависти.

»збега€ называть »вана IV царем и примен€€ к нему только прежний титул великого кн€з€, Ўтаден стараетс€ возбудить против него общественное мнение в ≈вропе. Ёто своего рода подстрекательство государей и всего двор€нства к борьбе против восточных «нехристей».

 нига Ўтадена вполне достигла этой цели. ќна много содействовала тому, что в дипломатии, публицистике и литературе «апада за »ваном IV утвердилась сама€ невыгодна€ репутаци€… ƒаже на фоне массовых казней при √енрихе VIII в јнглии, ¬арфоломеевской ночи во ‘ранции »вана √розного стали считать кровожадным чудовищем.

ќпричник-«обличитель» бросил мрачную тень на весь русский народ. ¬едь кто такие московиты у Ўтадена? Ёто дикие и грубые невежды, которыми можно управл€ть только палкой. »х, московитов, не стоит стесн€тьс€ самих обманывать и водить за нос, это толпа дикарей, склонных к грабежу и насили€м.

ƒжером √орсей, конец XVI – начало XVII в.

ƒжером √орсей – из «нового английского двор€нства», не брезговавшего торговыми делами. √орсей жил в –оссии в 1573–1591 годах. ќн управл€л конторой ћосковской компании, его лично знал и привечал царь. ¬ 1580 году √орсей доставил в –оссию порох, медь и другие припасы, необходимые дл€ ведени€ Ћивонской войны. √орсей приумножил в –оссии немалое наследственное состо€ние. ¬ернувшись в јнглию, получил рыцарское звание и избиралс€ в парламент.

“ем не менее он редко называл –оссию иначе, чем «долиной печали» или «областью скорби». » посто€нно упоминал, что жизнь в –оссии безмерно трудна, жестока, полна лишений и вс€ческих ужасов.

ѕорой √орсей сообщает вовсе уж фантастические сведени€. —кажем, о походе опричников на Ќовгород он пишет, что московиты убили в Ќовгороде 700 тыс€ч человек. –. √. —крынников[50] называет другую цифру – «от 2 до 3 тыс€ч человек».

 ниги всех этих авторов стали основой дл€ черного антироссийского мифа. ƒело нетрудное: ведь в них активно пропагандировалось негативное отношение к –оссии. Ќо есть, правда, нюансы.

ј они в том, что в этих книгах попадаютс€ позитивные оценки! ѕричем эти противоречащие друг другу оценки даютс€ в одном и том же сочинении! јльберто  ампенезе, например, писал о том, что русские ленивы…

ј через несколько страниц: «ћоскови€ весьма богата монетою, добываемою больше через попечительство государей, нежели через посредничество рудников, в которых, впрочем, нет недостатка, ибо ежегодно привозитс€ туда со всех концов ≈вропы множество денег за товары, не имеющие дл€ москвит€н почти никакой ценности, но сто€щие весьма дорого в наших кра€х».

“ак, простите, мы ленивы? »ли со всех концов ≈вропы едут покупать наши товары?

ќтцы-основатели черного мифа порой высказывают пр€мо противоположные друг другу суждени€.

—игизмунд √ерберштейн утверждал: «Ќарод в ћосковии, как говор€т, гораздо хитрее и лукавее всех прочих и в особенности вероломен при исполнении об€зательств». Ёто высказывание перекочевало затем в отчеты некоторых других заморских посланцев.

ќднако совсем иное мнение о жител€х ћосковии выражает несколько лет спуст€ италь€нец јльберто  ампенезе: «ќбмануть друг друга почитаетс€ у них ужасным, гнусным преступлением, а о кл€твопреступлении и богохульстве и вовсе не слышно».

“аким образом, даже эти книги трех вышеперечисленных авторов, в принципе, нельз€ считать абсолютно негативом, только дл€ этого нужно не «выдергивать» цитаты из контекста, а пытатьс€ прочитать целиком.  ак правило, эти противоречи€, взаимоисключени€ не принимались в расчет другими «туристами». » негативные мифы находили «подтверждени€» в каждом новом описании. “аким образом, бытовые мифы подкрепл€лись поверхностными сторонними наблюдени€ми большого числа путешественников.

—работало! или ƒжильс ‘летчер, XVII в.

ƒжильс ‘летчер училс€ в  ембриджском университете. ≈здил с дипломатическими поручени€ми в Ўотландию, √ерманию, Ќидерланды. ќбычна€ биографи€ «джентльмена». ¬ 1588 году был послан в ћоскву дл€ поддержани€ перед русским правительством ходатайства англо-московской компании о монополии на торговлю с северорусскими портами.  роме того, один из агентов компании, некий ћерш, наделал в –оссии у казны и частных лиц личных долгов от имени компании. ƒело это надлежало уладить.

ѕосольство ‘летчера оказалось совсем неудачно, причем по его собственной вине. Ќа первой же аудиенции у цар€ ‘летчер вступил в нелепые дл€ дипломата пререкани€ о царском титуле: он не пожелал прочитать его целиком, чтобы не признавать »вана царем (а не только ¬еликим кн€зем). ѕодарки, присланные с ‘летчером от королевы ≈лизаветы царю и √одунову, были найдены неудовлетворительными (хот€ не€сно, как повернулось бы, признай ‘летчер »вана IV царем).

¬ результате ‘летчера прин€ли сухо, то есть по современным пон€ти€м просто «опустили уровень переговоров»: не пригласили его к царскому столу и дл€ ведени€ с ним дел назначили дь€ка ј. ўелкалова. ƒь€к же сам был одной из «жертв» упом€нутого жулика ћерша и имел личные счеты с англичанами. ¬ итоге в даровании компании монополии ‘летчеру было отказано. Ѕолее того: у компании было отн€то право беспошлинной торговли в пределах –оссии. ѕо делу ћерша часть предъ€вленных долговых претензий была начтена на компанию.

¬ 1591 году ƒжильс ‘летчер издал книгу о –оссии, а затем сочинение о татарах. ≈го сочинение о –оссии имело странную судьбу: книгу старалась уничтожить сама торгова€ компани€, в которой служил ‘летчер, убо€вшись, что распространение этой книги окончательно восстановит против компании русское правительство. ¬идимо, понимали, что многое в ней оскорбительно.

”правление, общественный быт и народные нравы, даже природу –оссии ‘летчер изображал самыми мрачными красками. ѕри составлении своего труда ‘летчер открыто пользовалс€ показани€ми √орсе€. —уд€ по всему, читал он и √ерберштейна. Ќевольно возникает подозрение: а ведь он заранее знал, что увидит в –оссии! »деологическа€ мина сработала, только и всего…

Ќо одновременно с этими сочинени€ми на «ападе выходили другие, в которых русские вовсе не выгл€дели смрадными чудовищами.

ѕознакомимс€ и с этими сочинени€ми

–афаэль Ѕарберини, XVI в.

«натна€ семь€ Ѕарберини известна с XII века. ѕо заданию английских купцов –афаэль Ѕарберини в 1564 году выехал в ћосковию с рекомендательным письмом от английской королевы ≈лизаветы. ќн ехал через јнтверпен, јмстердам, ¬естфалию, Ћюбек, ћекленбург, ѕомеранию, ƒанциг,  енигсберг, –игу, –евель, Ќарву, Ќовгород, “оржок и “верь.

ћисси€ –афаэл€ Ѕарберини оказалась удачной лишь отчасти, но это мало волновало дипломата и все его семейство: деньги были «диверсифицированы», вложены в весьма разные меропри€ти€.

ѕо желанию своих патронов и работодателей Ѕарберини описал все, что видел и слышал в –оссии. ≈го рукопись до сих пор хранитс€ в –име, в Ѕарберинской библиотеке, под заглавием: «Relazione di Moscovia Scritta da Raffaello Barberino al conte di Nubarola, Anversa li 16 ottobre, 1565». »здавалась она и в XVI, и в XVII вв. несколько раз на разных €зыках.

Ѕарберини про€вил себ€ взвешенным и спокойным исследователем. ѕоругива€ русских за мотовство, –афаэль Ѕарберини относитс€ к ним, скорее, с интересом. Ётот интерес мало окрашен эмоционально. Ћегкое тепло, пожалуй, так.

–ичард „енслор, XVI в.

–ичард „енслор – английский мореплаватель. ¬ 1553 году английский король Ёдуард VI отправил три корабл€ в —еверный океан, под начальством в том числе и капитана „енслора. јнгличане искали ни много ни мало – северо-восточный путь в »ндию. ¬се, что дальше «земли норманнов», то есть —кандинавии, оставалось совершенно неизвестным. Ќекоторые ученые того времени предполагали – может, сразу за —кандинавией кончаетс€ материк, и можно, держа курс на юго-восток, и постепенно приплыть в »ндию?!

¬ »ндию „енслор не попал, но благополучно доплыл до Ѕелого мор€. 24 августа 1553 года он вошел в ƒвинский залив и пристал к берегу, где был тогда монастырь —в. Ќикола€.

ћестные жители изумились, увидев большой корабль, и рассказали, что этот берег – русский. “огда англичане объ€вили, что имеют от английского корол€ грамоты к русскому царю. “акие грамоты на вс€кий случай, действительно, заготовили. ћестные начальники немедленно отправили гонца к царю »вану √розному, и тот пригласил „енслора в ћоскву. –усские снабдили англичан всем необходимым и неплохо организовали путешествие.

¬ ћоскве „енслор подал царю »вану грамоту Ёдуарда, писанную на разных €зыках ко всем северным и восточным государ€м. ќн обедал у цар€, а после вел переговоры с бо€рами. Ѕо€ре ему понравились, а „енслор – им.

¬ феврале 1554 года „енслор был отпущен »ваном с ответом английскому королю. ÷арь писал Ёдуарду, что он, искренне жела€ быть с ним в дружбе, с радостью примет английских купцов и послов. Ёдуард к тому времени умер, и „енслор вручил грамоту »вана королеве ћарии. —воими вест€ми он вызвал большую радость в Ћондоне.

¬ 1555 году „енслор вторично отправилс€ в –оссию на двух корабл€х, с поверенными, представл€вшими английское общество купцов, чтобы заключить торжественный договор с царем. »ван милостиво прин€л „енслора и его товарищей, называ€ королеву ћарию любезнейшей сестрой. Ѕыл учрежден особенный совет дл€ рассмотрени€ прав и вольностей, которых требовали англичане; главна€ мена товаров была назначена в ’олмогорах, осенью и зимой; цены остались произвольными, то есть рыночными.

ћ. јвилова «÷аревич »ван на прогулке с опричниками». ¬ отличие от своего большого поклонника »осифа ƒжугашвили, царь »оанн ¬асильевич среди собственных опричников регул€рных «чисток» не устраивал

»ван дал англичанам торговую грамоту, объ€вив в ней, что они свободно и беспошлинно могут торговать во всех городах –оссии.

¬ 1556 году „енслор отплыл в јнглию с четырьм€ богато нагруженными корабл€ми и с русским посланником, воложанином »осифом Ќепеей.   сожалению, бур€ рассе€ла его корабли; только один из них достиг Ћондона, остальные погибли близ шотландских берегов. —ам „енслор оказалс€ в числе погибших; русский посланник ». Ќепе€ спасс€.

¬ своих записках о –оссии „енслор отмечал хорошее качество дорог, быструю езду, обилие вкусной еды, и большую честность населени€.

»саак ћасса, конец XVI – середина XVII в.

√олландский торговец »саак ћасса впервые находилс€ в ћосковском государстве в 1601–1609 годах. ¬ернувшись в Ќидерланды, по просьбе других купцов и правительственных чиновников, составил свое описание исторических событий в ћосковии начина€ со времени »вана √розного.

¬ 1612 году, во врем€ —мутного времени, ћасса снова поехал в ћоскву. — тех пор он не прекращал дипломатическую и торговую де€тельность. √енеральные штаты неоднократно поручали ему вести переговоры с ћосквой о свободной торговле.

—ведени€ ћассы основаны как на его собственных наблюдени€х, так и на слухах и общении со многими людьми. ќн крайне редко высказывает негативные суждени€ и, по крайней мере, никогда не обвин€ет русских в жестокости или в склонности к холопству.

ќписыва€ двор и поведение »оанна ¬асильевича, ћасса замечает: «ћне надлежало бы немного рассказать об его ужасной тирании, но это не относитс€ к предмету предлагаемого сочинени€, и об этом много раз пом€нуто во всех истори€х, и посему здесь неуместно; к тому же говор€т о нем столь различно, что писать о сем совершенно правдиво невозможно».

 онрад Ѕуссов, конец XVI – начало XVII в.

–одом из Ћюнебургского герцогства,  онрад Ѕуссов получил довольно хорошее образование. ¬ 1601 году находилс€ на службе у шведского герцога  арла (впоследствии корол€  арла IX) в Ћифл€ндии, где занимал важную должность интенданта областей, завоеванных в 1600 и 1601 годах шведами у ѕольши. ¬есной 1601 года он вызвалс€ сдать царю Ѕорису √одунову ћариенбург (јлукскене) и Ќарву. ѕопытка провалилась, и Ѕуссов вынужден был бежать в ћосковию. ѕосле смерти Ћжедмитри€ I Ѕуссов принужден был выехать из ћосквы. ќн жил попеременно в ”гличе,  алуге и “уле, потом снова в  алуге, где и соединилс€ со вторым самозванцем.

ѕосле того как Ћжедмитри€ II убили, Ѕуссов подалс€ в ѕольшу, под покровительство корол€ —игизмунда III и вторично €вилс€ в ћоскву. ќн служил в польском войске, занимавшем тогда столицу. ¬есною 1612 года он очутилс€ в –иге, откуда потом вернулс€ в √ерманию и там вскоре умер. ¬ 1612–1613 годах Ѕуссов описал событи€ 1584–1612 годов, свидетелем которых был. јктивный участник событий, лично знавший √одунова и Ћжедмитри€ I,  онрад Ѕуссов считал, что у русских хороших черт больше, чем плохих.

яков ћаржерет, середина XVI – начало XVII в.

ћаржерет начал карьеру с того, что участвовал на стороне известного нам всем по романам ј. ƒюма √енриха Ќаваррского (гугенота) в борьбе его с католической лигой.

Ћжедмитрий I (√ригорий ќтрепьев). √равюра ‘. —н€децкого. XVII в.

¬есьма неглупый был на троне персонаж. » не злой. Ёто его и сгубило

¬ 90-х годах XVI в. ћаржерет уехал на восток, успел побывать на службе во многих странах, а в 1600 году перешел к царю Ѕорису, которым был поставлен во главе конного отр€да иноземцев.

ѕозже ћаржерет перешел к «ƒимитрию», которого искренне считал и после гибели его истинным сыном √розного.

ќн был приближенным к нему и получил пост старшего из трех начальников его личной охраны. ѕосле гибели «цар€ ƒимитри€» ћаржерет в сент€бре 1606 года уехал на родину, где рассказывал заинтересовавшемус€ далекой ћосковией королю об этой стране.

«атем продолжающа€с€ —мута в –оссии снова увлекла его. ќн оказалс€ в “ушино, потом перешел на службу к польскому королю —игизмунду. ћаржерет участвовал в  лушинской битве, в которой разгромили кн€з€ Ўуйского. яков пришел с ∆олкевским в ћоскву и оставалс€ в ней до сент€бр€ 1611 года, ћаржерет про€вил выдающуюс€ доблесть и воинское искусство в обороне  ремл€ в дни мартовского восстани€ москвичей.

—игизмунд щедро наградил французского капитана вотчинами и поместь€ми в –оссии.  азалось бы, вот она – награда за многолетние труды. Ќо, что типично дл€ ћаржерета, он не осталс€ ни в –оссии, ни вообще на службе у корол€.

1612 год застал его в √амбурге, откуда ћаржерет с разноплеменным отр€дом искателей подвигов и жаловань€ собиралс€ снова в –оссию. Ќа этот раз он предлагал свои услуги кн€зю ƒмитрию ѕожарскому и хотел воевать против недавних своих нанимателей, пол€ков. ѕредложение вызвало недоумение у ѕожарского и его окружени€.

¬ 1619 году ћаржерет жил в √ермании, по-видимому, недалеко от Ќюрнберга. ѕо некоторым данным, он состо€л на службе у кн€з€ –адзивилла и получал от него жалованье. ƒальнейших сведений о ћаржерете нет. ”мер, видимо, естественной смертью.

 нига ћаржерета о –оссии сразу получила широкую известность. ≈е издали еще при жизни автора в 1607 году, переиздавали в 1669, 1821, 1855 и 1860 годах. ƒва последние издани€ делались с биографическими и библиографическими сведени€ми, с комментари€ми.

ћаржерет долго служил в –оссии, хорошо знал русский €зык, имел широкий круг знакомств и немалый талант к наблюдени€м и оценкам. язык у него простой и €сный, свои мысли ћаржерет излагал конкретно и обсто€тельно. ѕрофессиональный наемник, ћаржерет ни об одном народе не был хорошего мнени€. “ем не менее он считает русских более честными, чем пол€ки, и более стойкими в бою, чем немцы. ќн полагал, что особенно же неоценимы русские в осадах, здесь с ними никто не сравнитс€. «ќни могут жить в крепости сколько угодно, если у них есть вода, мука и водка, а немцы так не могут и сдают даже сильные крепости».

јдам ќлеарий, XVII в.

ќлеарий прошел через ту суровую бедноту, котора€ выпадает на сиротское детство. ќднако он смог поступить на учебу в Ћейпцигский университет, затем стал асессором философского факультета. Ѕедстви€ 30-летней войны заставили ќлеари€ покинуть Ћейпциг и искать покровительства у шлезвиг-голштинского герцога ‘ридриха III. ¬ 1633 году герцог ‘ридрих отправил посольство к русскому царю ћихаилу ‘едоровичу и персидскому шаху —ефи с целью зав€зать торговые сношени€ с ћосквой и, в особенности, с ѕерсией. ‘ридрих III хотел забрать в свои руки сухопутную торговлю шелком-сырцом.

ћорем достигнув –иги, посольство сухим путем прибыло в Ќарву, где провело зиму и весну, а летом двинулось через Ќовгород в ћоскву. ¬ этом посольстве јлеарий и работал р€довым секретарем.

¬скоре после того было снар€жено второе посольство, во главе которого поставлены прежние лица, а ќлеарий зан€л место не только секретар€, но и советника посольства. ѕосольство состо€ло более чем из 90 лиц, среди которых находилс€ и »оанн јльбрехт фон-ћандельсло, известный своим описанием путешестви€ по »ндии (описание это было впоследствии издано ќлеарием).

ќлеарий понравилс€ царю ћихаилу ‘едоровичу, который предложил ему остатьс€ в ћоскве в качестве придворного астронома и землеведа. ќлеарий отказалс€. 2 августа 1639 года посольство возвратилось в √олштинию. —тоило оно громадных издержек, но главной цели своей – завести торговые сношени€ с ѕерсией через –оссию – оп€ть не достигло.

¬озврат€сь из ѕерсии, ќлеарий поселилс€ в √отторпе, зан€в должность придворного библиотекар€ и математика. ¬ 1643 году он третий раз был в ћоскве. ÷арь вновь приглашал его к себе на службу, но ќлеарий снова отказалс€ и вернулс€ в √ерманию.

ќлеарий описал посольство подробно, день за днем. ≈го наблюдени€ удивительно точны и в то же врем€ художественно сочны и €рки.[55] јдам ќлеарий был не только крупным ученым, но и одним из лучших немецких прозаиков своего времени.   тому же свободно знал русский и персидский €зыки. ≈му принадлежит перевод «√юлистана» —аади, под заглавием «Persianisches Rosenthal» – «ѕерсидска€ долина роз».

¬ –оссии ќлеарию нравилось далеко не все. Ќо он обладал качествами, которыми не могли похвастатьс€ иные творцы черных мифов: наблюдательностью, осторожностью, критичностью, тактом.

ƒа посмотрите, кто пишет!

¬ы€сн€€, правду или неправду писали о нас иноземцы, полезно посмотреть: а откуда, из каких стран они сами-то происходили. —транно, что русские исследователи не догадались этого сделать – ведь тогда очень многие вопросы сн€лись бы сами собой.

ƒействительно – кто первый стал говорить о плохих дорогах в –оссии?

ј это, оказываетс€, ѕоссевино!

»нтересно, а дороги еще каких стран не нравились италь€нцам? ќказываетс€, не нравились им дороги в Ѕритании, √ермании, ѕольше и даже в —еверной ‘ранции.  стати, жители юга ‘ранции тоже считали дороги на севере своей страны очень плохими. «  северу от Ћуары не проехать», – говаривали в “улузе.

—тоит вы€снить этот вопрос, и многое становитс€ €сно – возмущалс€ дорогами житель —редиземноморь€, той области, в которой осталось много римских дорог. ѕодн€тых над местностью, вымощенных камнем, удобных дорог, которых не топило во врем€ паводков, не заливало и не размывало дожд€ми, которые сто€ли худо-бедно уже полторы тыс€чи лет…

Ќе италь€нцы и не народы юга современной ‘ранции строили эти дороги, но они привыкли ими пользоватьс€. » соответственно оценивали дороги тех стран, где не было подобного чуда.

ѕол€ки и немцы ничего не писали о скверных дорогах –оссии. ќни тогда жили в маленьких, вечно враждовавших друг с другом кн€жествах. ѕольское же государство было поражено анархией из-за неслыханных вольностей шл€хты. ƒороги отсутствовали и там, и там.

ѕол€ки и немцы с недоверием относились к централизации государства, и особенно к бюрократии. ѕол€ки тем более привыкли, что любой шл€хтич намного значительнее любого чиновника. »м было дико смотреть, что «люди государевы в –оссии» важнее родовитых бо€р, и дь€к вполне может указывать знатному человеку, даже с кн€жеским титулом.

Ќо ведь –осси€ во много раз больше ѕольши и √ермании.  аждому монарху в громадной стране нужен такой штат доверенных людей. » у более поздних царей был свой аппарат, с помощью которого они собирали нужные им сведени€, организовывали деликатные дипломатические миссии, тонко управл€ли, внос€ в работу государственного аппарата свою волю.

ѕри ≈катерине II такой аппарат называлс€ “айной канцел€рией. ¬ царствование јлександра I и Ќикола€ I это была Ћична€ его императорского величества канцел€ри€ с ее страшным «“ретьим отделением» (в составе всего нескольких дес€тков офицеров), которое ведало политическим сыском и настроени€ми подданных.

≈сли соотносить с современными реали€ми, то московские дь€ки из центральных приказов были чем-то вроде современной јдминистрации ѕрезидента.

Ќо что характерно – персы удивл€лись вовсе не централизации управлени€. »х поражало, как вольно ведут себ€ росси€не с бо€рами и даже с самим царем, сохран€€ личное достоинство в их обществе.

¬о врем€ бунта 1648 года царь јлексей ћихайлович выходил на площадь, беседовал и договаривалс€ о чем-то, а потом «по рукам бил» с «народом» – то есть с людьми из скопившейс€ перед царским дворцом толпы. ƒл€ пол€ков как раз не было ничего нового в такой сцене. ј вот персы были буквально потр€сены. » правда – представьте себе ѕерсидского шаха, который на площади спорит о чем-то с людьми, договариваетс€ с ними, жмет или бьет рука об руку.

» о пь€нстве русских байку пустили не немцы, – хот€ бы потому, что пили столько же, если не больше, и примерно такие же напитки. ¬от французам и италь€нцам было странно видеть действие крепких напитков. “о ли дело виноградное вино! ѕот€гивай весь день, мозги в тумане, а со стороны ничего, не особо заметно. ƒержишьс€ вертикально, громко не орешь и не шатаешьс€… Ѕлагодать!

«аметим, этот стереотип в странах ёжной ≈вропы действует не только по отношению к –оссии. ≈сли посмотреть комедийные французские фильмы 1950– 1960-х годов, особенно с участием Ћуи де ‘юнеса, то увидим, что в этих фильмах англичанин непременно алкоголик. ѕричем тонкие, из€щные вина ему не интересны, а обнаружив в своем номере гостиницы бутылку с иным напитком, оскаливаетс€ и берет ее тр€сущимис€ руками: – ќ-о-о!!!! ¬иски!!

ƒл€ непьющих же мусульман, турок и персов все были одинаковы – что французы, что британцы, что русские. ¬ общем, иноземцы творили не один какой-то миф, а великое множество, каждый в соответствии со своим архетипом.  аждый писал о том, что видел с точки зрени€ жител€ своего государства, с точки зрени€ своего личного и исторического опыта.

ѕочему же настал тот момент, когда соединились бытовые мифы италь€нцев и персов, немцев, британцев и французов?

ќтвет может быть только один: кому-то это очень было нужно.

ќтбор «подход€щих» стереотипов

»ноземцы отличались многообразием точек зрени€ на –усь, и зависели эти точки зрени€ от множества разных причин.

¬о-первых, от причин, которые привели иноземца на –усь: от дипломатических и военных миссий до торговли и миссионерства.

«аметим, от католических миссионеров исход€т самые негативные оценки –уси. Ѕорьба за приход и сферу конфессионального вли€ни€ была одной из основных причин рождени€ черных мифов о –оссии.

” греческого православного јрсени€ ≈лассонского вероисповедных споров с московскими православными ненамного меньше, чем у католиков. Ќо он не шел в –оссию с миссией и не пыталс€ ее исправл€ть и переделывать.

» потому сама€ пр€ма€ причина русофобии – изначально нечестный подход к стране. ¬атикан хочет унии с московским православием, хочет перекрестить –усь в католицизм, хочет подчинить ее духовную жизнь себе. ≈стественно, такое желание идет от изначального признани€ страны скверной и неполноценной. ¬от удастс€ перекрестить, – можно будет рассказать положительный миф в духе «ѕовести временных лет»: были русские «зловидны» и «зверообразны», а сделались католиками, и св€тые на небесах не нарадуютс€ на их ангелоподобие. √ерберштейн также выполн€ет очень неблаговидную миссию стравливани€ ћосковии и турок, после чего —в€щенна€ –имска€ импери€ германской нации загребла бы жар русскими руками.

ќтметим, что первые негативные книги о –оссии написаны людьми, которые пришли на –усь далеко не как союзники.

¬о-вторых, оценка –уси пр€мо зависит от успеха миссии иноземца.

’арактерно, что один из самых «положительных» отзывов оставил мор€к „енслор. ќн попал на –усь случайно, совершив великое и рискованное плавание по совершенно неизвестным мор€м. Ёто ведь совершенно не то, что ехать по дорогам √ермании и ѕольши с пачкой дипломатических писем, поднос€ к носу надушенный платочек на посто€лых дворах.

ћиссии дипломатов оказались в основном неудачными потому, что они хотели переделать –оссию, исправить ее, изменить. ќлеарию это свойственно меньше, поэтому его описание объективнее.

„енслор же – мор€к, первооткрыватель, торговец, приехал в новую дл€ него и уже потому очень интересную страну. ѕережил увлекательные приключени€. ѕознакомилс€ с новыми людьми. «аработал неплохие денежки. «лобствовать вроде ни к чему.

—равните русофилов и русофобов того времени: среди первых намного больше успешных людей.

¬-третьих, оценка –оссии зависит от личности пишущего.

‘летчер и „енслор хотели примерно одного и того же, но у „енслора все получилось, в том числе и потому, что он по-человечески другой. ј у ‘летчера не получилось, потому что с первых часов пребывани€ на русской земле он противопоставил себ€ русским традици€м.

ј когда не получилось, то и –осси€ оказалась плохой, неказистой страной.

ћаржерет – профессиональный наемник. ∆ил наемником, умер наемником. Ќо он честен, разумен, справедлив. ” него есть сво€ лична€ точка зрени€ на любые событи€, и он не идет против своей совести. ¬ его биографии много битв, но нет ни одного палаческого приключени€ в стиле Ўтадена…

Ўтаден – тоже авантюрист и наемник, слуга многих государей. Ќо в отличие от ћаржерета это тип, которому в любые времена и при любом устройстве общества самое красное место на виселице или, по крайней мере, на каторге.

“акой, как ћаржерет, в чужой стране будет искать других таких же, чтобы с ними объедин€тьс€ и дружить. ќн будет смотреть на другую страну и народ честным взгл€дом воина, искать в «другом» какие-то положительные черты. Ќу, хот€ бы черты не непри€тные, не отвратительные. ¬едь странно как-то и непри€тно жить и умирать в стране идиотов.

ј такие, как Ўтаден, будут как раз старатьс€ увидеть вокруг гр€зь и гадость. ¬о-первых, по привычке: ведь дл€ него гр€зь – привычна€ среда обитани€. ¬о-вторых, из самозащиты, – чтобы везде была гр€зь и мразь, чтобы не слишком выдел€тьс€ на общем фоне. ¬-третьих, дл€ самоутверждени€: не € один такой. ¬се вокруг тоже дерьмо!

¬ конце концов, –осси€ XVI века велика и многообразна. –осси€ – это и благовест, слышный за дес€тки верст от ближайшей колокольни. » вопли пь€ниц, дерущихс€ на исп€тнанном мочой снегу у кабака. Ёто героическа€ оборона ѕскова и приключени€ «предприимчивых» бандюганчиков типа слуг самого Ўтадена. –усский народ – это и незаслуженно забытый сегодн€ кн€зь ¬оротынский, остановивший ƒевлет-√ире€ у Ћопасни,[56] спасший нашу столицу от полного уничтожени€, и профессиональный палач ћалюта —куратов. » духовник »вана IV —ильвестр – автор ƒомостро€, и сумасшедший юродивый на паперти.

¬опрос: во что упретс€, что выхватит взгл€д иноземца. ј выхватит он €вно то, что ближе ему.

Ѕыло бы странно, если бы ћаржерет описывал русских как пь€ниц и негод€ев, а Ўтаден – как людей умных и справедливых.

Ќе только на примере ћаржерета и Ўтадена видно, как вли€ют личные качества писавшего на характеристику страны и народа. “ак же и с двум€ британцами – ‘летчером и „енслором. » голландский торговец ћасса по своим человеческим качествам куда привлекательнее аристократа и дипломата √ерберштейна.

 

 источник  

–убрики:  »стори€
ћетки:  

ѕроцитировано 8 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Ferapont   обратитьс€ по имени —уббота, 11 ƒекабр€ 2010 г. 22:54 (ссылка)
»нтересные вещи написаны в –убрике »стори€. Ќужно прочитать
все, а сейчас не хватает времени.Ѕольшое спасибо!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
√ламоздун   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 12 ƒекабр€ 2010 г. 17:16 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 ƒекабр€ 2010 г. 05:32 (ссылка)
..... аждый из них и субъективен, и объективен по-своему.....такова жизнь....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку