-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36193
 омментариев: 138784
Ќаписано: 176630

»нтересные факты о человеческой пам€ти

„етверг, 13 январ€ 2011 г. 23:12 + в цитатник

http://news.studclub.poltava.ua/upload/icons/25122008095646_5.jpgѕам€ть — одна из психических функций и видов умственной де€тельности, предназначенна€ сохран€ть, накапливать и воспроизводить информацию. Ѕлагодар€ пам€ти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. ћожно ли как-то улучшить ее? ќт чего она зависит? ѕопробуем ответить на эти вопросы.
ѕам€ть кратковременна€ и долговременна€
ѕам€ть бывает двух видов - кратковременна€, или оперативна€, и долговременна€. —туденты во врем€ сессии ухитр€ютс€ за ночь «затолкать» в свою пам€ть огромное количество сведений, которые улетучиваютс€ сразу после экзамена. Ѕольные с так называемой старческой забывчивостью в мельчайших подробност€х помн€т событи€, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад.

Ѕилл √ейтс помнит сотни кодов созданного им программного €зыка

¬озможности пам€ти безграничны. —читаетс€, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тыс€ч слов. ≈сть люди, обладающие феноменальной пам€тью. јлександр ћакедонский помнил имена всех своих воинов. јкадемик јбрам »оффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. ћоцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. ѕрослушав «ћизерере» јллегри (в 9 част€х), он сумел по пам€ти записать всю партитуру этого произведени€, котора€ сохран€лась ¬атиканом в тайне. ѕри втором прослушивании ћоцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот. “акой же музыкальной пам€тью обладал и —ергей –ахманинов. ƒирижер јртуро “осканини помнил каждую ноту из 400 партитур. ”инстон „ерчилль знал наизусть почти всего Ўекспира. ƒоминик ќ`Ѕрайен из ¬еликобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Ѕилл √ейтс помнит сотни кодов созданного им программного €зыка.

„еловек начинает запоминать уже в утробе матери

ѕо мнению ученых, пам€ть у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачати€. ¬о врем€ тестов через живот матери посылалс€ звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции. ¬ы€снилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двига€ телом или ногами. ѕравда, после п€того сигнала, он «привыкал» к повтор€ющемус€ звуку и мог его игнорировать. ѕри повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. ”ченые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери.

ѕам€ть индивидуальна

Ќа пам€ть вли€ет множество факторов.  то-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. ¬ таких случа€х говор€т о зрительной или слуховой пам€ти. Ћучше запоминаетс€ предмет, вызывающий интерес. ќбщеизвестна стойкость пам€ти чувств. ¬ состо€нии эмоционального подъема из пам€ти иногда вызываютс€ вещи, казалось бы, давно забытые. ќчень важна мотиваци€. „еловек, считающий себ€ абсолютно неспособным к €зыкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто выучивает €зык. ¬о многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Ѕританские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, котора€ заведует перемещением в пространстве, у шоферов такси и представителей других профессий. ќказалась, что она развита у таксистов гораздо больше. ћало того, чем лучше водитель ориентируетс€ в городе, чем более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобна€ дол€ его мозга. ѕри этом объем серого вещества в целом не мен€етс€, оно просто распредел€етс€ по иному.

–ассе€нность – не признак плохой пам€ти

— плохой пам€тью нередко путают рассе€нность. Ќо рассе€нные люди на самом деле просто погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на чем-то ином, а бытова€ информаци€ им не интересна. „асто за нарушени€ пам€ти принимаетс€ невнимательность, вызванна€ переутомлением, последстви€ми болезни, то есть состо€нием, в котором в данный момент находитс€ человек. ќслаблению пам€ти преп€тствуют запахи. Ёто объ€сн€етс€ соседством центра обон€ни€ с «запоминающей» зоной мозга. ќстра€ реакци€ пам€ти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика.

— возрастом пам€ть ухудшаетс€ не всегда

∆алобы на плохую пам€ть учащаютс€ после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. Ќа самом деле, это не совсем так. ѕросто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напр€гать пам€ть, и она «детренируетс€». јктеры, которым приходитс€ учить новые роли всю жизнь, и в старости справл€ютс€ с длиннейшими текстами. —ейчас в некоторых странах, например, в √ермании и —Ўј, все чаще люди, выйд€ на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаютс€ и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками.

”мение забывать

¬се помнить невозможно. ”мение забывать имеет огромное значение в выживании людей. ћозг должен освобождатьс€ от ненужного груза впечатлений и сведений. ѕам€ть как бы сама регулирует нагрузку, готовитс€ к приему новой информации. ѕри этом стара€ информаци€ не исчезает бесследно, но переходит из активной пам€ти в пассивную, откуда иногда ее удаетс€ извлечь. Ёто замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуаци€х.

ѕам€ть можно улучшить

¬ большинстве случаев пам€ть можно улучшить. –анее считалось, что у взрослого человека клетки мозга – нейроны - не дел€тс€ и постепенно отмирают. Ќо оказалось, что это не так. –езультаты последних исследований говор€т о том, что нейроны делитс€ даже в 70-летнем возрасте. ѕричем, размножающиес€ клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга. —ейчас ученые считаю, что возрастное ослабление пам€ти св€зано не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов между ними. ¬ещества, помогающие установлению подобных контактов, известны. Ёто прежде всего витамины —, ≈, ¬6, ¬12, бета-каротин, жирные кислоты, содержащиес€ в лососе, тунце, сардинах, сельди, выт€жка из растени€ гинкго билоба.

¬печатление, повторение и ассоциаци€

—редний человек использует не больше дес€ти процентов врожденных возможностей своей пам€ти. ќстальные дев€носто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоватьс€ естественными законами запоминани€. ј эти законы весьма просты. »х три - впечатление, повторение и ассоциаци€.

»так, вы хотите что-либо запомнить. ¬о-первых, дл€ этого нужно сосредоточитьс€ и получить впечатление, использу€ дл€ этого не только зрение, но и слух, обон€ние.

«рительное впечатление самое прочное. ¬едь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. ћарк “вен не мог запомнить последовательности своего выступлени€, когда пользовалс€ запис€ми, но когда он бросил записи и дл€ запоминани€ стал пользоватьс€ рисунками, все его трудности исчезли.

¬торой закон пам€ти - повторение. “ыс€чи студентов-мусульман знают наизусть  оран - книгу примерно такого же объема, как Ќовый завет. »м удаетс€ запомнить ее главным образом за счет повторени€.

», наконец, третий закон - ассоциации. ≈динственный способ надежно запомнить некий факт - это св€зать его с каким-либо другим.

“ренировка пам€ти

1. „ерез 5-10 минут после пробуждени€ как можно быстрее сосчитайте в обратном пор€дке от 100 до 1.

2. ѕовторите алфавит, придумыва€ на каждую букву слово. ≈сли вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. «десь важен темп.

3. Ќазовите двадцать мужских имен и столько же женских.

4. ¬ыберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихс€ с нее.

5. «акройте глаза и сосчитайте до двадцати.

6. ћожно учить стихи. √лавное – делать это постепенно и регул€рно, посто€нно увеличива€ объем заучиваемого текста.   тому же стихи должны нравитьс€ именно вам – если процесс заучивани€ будет проходить через силу, то хорошего результата вр€д ли удастс€ достичь.

7. ¬споминайте прожитый день. ¬ечером, лежа перед сном в постели, необходимо мысленно прокрутить все событи€ прошедшего дн€, как кинопленку, причем в обратном пор€дке – с вечера до утра. ѕри этом нужно постаратьс€ вспомнить как можно больше деталей. √лавное правило этого упражнени€ – нельз€ концентрироватьс€ на негативе. ¬споминать событи€ нужно отстранено, как бы наблюда€ за ними со стороны.

8. —оставл€йте ассоциации. Ќапример, все мы в детстве запоминали радугу при помощи фразы « аждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первые буквы каждого слова ассоциируютс€ с цветами самой радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). “очно так же можно попытатьс€ запоминать событи€, придава€ им ассоциации. Ќапример, во врем€ чтени€ представьте себе, что идете по улице.  аждое слово – это кака€-то ее часть. “аким образом, разместив по маршруту, которым вы обычно ходите за хлебом, данные, вы потом их с легкостью вспомните.  аждый раз дл€ новой информации нужно придумывать новые маршруты.

√лавное – чтобы тренировки пам€ти приносили радость, а также чтобы вы осознавали их необходимость. “огда в следующий раз вам не придетс€ мучительно долго вспоминать им€ того актера, который играл в фильме, который вы только вчера посмотрели.

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку