-—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ѕрикольные_футболки ќ_—амом_»нтересном MY_HIT

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36957
 омментариев: 139999
Ќаписано: 178624


ћедуза √оргона

—уббота, 15 январ€ 2011 г. 19:01 + в цитатник
»м€ «√оргона» известно с глубокой древности.
»м€ «√оргона» известно с глубокой древности. «адолго до √омера греки называли «горгонейоном» маску-талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружи€, инструментах, украшени€х, монетах и фасадах зданий. ”же в те древние времена мифы о √оргоне и ћедузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами.

√оргона наделена неверо€тно коварной красотой, завораживающей любого, кто взгл€нет на нее. ¬ зависимости от обсто€тельств ее жертва окаменевает, тер€ет дар речи, лишаетс€ чувств или умирает. —илу ћедузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.
—огласно различным, зачастую противоречивым, источникам, ћедуза – женское существо. Ћегенда о ћедузе √оргоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. ¬ эпоху √омера √оргона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излага€ ее истории, котора€, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. «евс всел€л ужас в своих врагов щитом јфины – эгидой, на котором была изображена голова √оргоны. Ќи один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаур€дные способности. ¬ гомеровские времена изображени€ ћедузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах дл€ вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. —читалось, что капли ее крови в амулете предохран€ют владельца от несчастий.
ѕосле √омера значительный вклад в развитие образа ћедузы сделал √есиод (конец VIII—VII век до н. э.). ¬ поэмах «“еогони€» и «щит» упоминаютс€ две из п€ти сестер √оргоны – —тено и Ёвриала – чудовища, живущие на краю мира, а также описываетс€ смерть √оргоны от руки ѕерсе€. ѕо сравнению с беглыми упоминани€ми и намеками √омера это уже огромна€ информаци€. Ёсхил (525—456 годы до н. э.) добавл€ет к ней еще несколько деталей. ¬ «ѕрикованном ѕрометее» он говорит о сестрах ћедузы – крылатых женщинах со зме€ми вместо волос и смертоносным взгл€дом. ¬ двух других трагеди€х Ёсхила образ ћедузы олицетвор€ет отвратительность зла и безжалостность человека.
ќднако особенно интересные поправки к истории о √оргоне делает в «ƒвенадцатой пифийской оде» ѕиндар. ¬ отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан јфиной, впечатленной криками сестер √оргоны в день ее смерти. ѕиндар описывает красоту и привлекательность ћедузы, вдохновл€вшую поэтов-романтиков на прот€жении многих столетий. ќт него же исход€т сведени€ о том, что жертвы √оргоны окаменевают от ее взгл€да.
—вою лепту в развитие мифов о ћедузе внес ≈врипид (V век до н. э.) в «»оне». √ероин€ этой поэмы  реза описывает два небольших полых амулета, доставшихс€ ей от отца – Ёрихтони€, который, в свою очередь, получил их от јфины.  аждый из амулетов содержит каплю крови ћедузы. ќдна из капель – благотворна€, обладающа€ целительными свойствами, друга€ – €д из змеиного тела. «десь, как и у ѕиндара, ћедуза – существо двойственное.
Ќаиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание √оргоны сделано ќвидием в четвертой и п€той книгах «ћетаморфоз». ¬ его истории главным персонажем становитс€ смелый, дерзкий и жестокий герой ѕерсей. ƒл€ того чтобы подчеркнуть значимость победы ѕерсе€ над ћедузой, ќвидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способност€х его змее-волосой соперницы. »менно описанию ќвиди€ в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.
ѕод пером ќвиди€ истори€ ћедузы превратилась в легенду. ƒочь ‘орци€, сына мор€ и суши, и ÷ето, ћедуза принадлежит к младшей тройне сестер √оргон (по ќвидию, старших сестер √оргон – √рей – было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). ’от€ у всех трех младших √оргон вместо волос змеи, только ћедуза обладает чудесным даром завораживать людей взгл€дом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражени€) и только она одна из трех сестер смертна. ѕерсей избегает ее пр€мого взгл€да и отрубает сп€щей ћедузе голову, гл€д€ в ее отражение на своем отполированном щите. »з крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», по€вл€ютс€ сыновь€ ћедузы – ѕегас и ’ризаор. »х отцом, видимо, следует считать ѕерсе€.
¬ завершение героического рассказа ќвидий еще раз излагает родословную ћедузы и упоминает о прокл€тии, наложенном на нее ревнивой и завистливой јфиной. ќн рассказывает о том, что в юности √оргона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. ќднако все изменилось после того, как ѕосейдон насильно овладел ею в храме јфины. –азгневанна€ осквернением своего св€тилища (а может быть, и из зависти к красоте ћедузы), јфина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. — тех пор на щите јфины изображена голова ћедузы, устрашающа€ врагов.
–убрики:  »нтересное
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



pavelshichinov   обратитьс€ по имени —уббота, 15 январ€ 2011 г. 19:20 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јфина_Ёфа   обратитьс€ по имени —уббота, 15 январ€ 2011 г. 19:57 (ссылка)
очень интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёли€_ѕетров   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 16 январ€ 2011 г. 11:38 (ссылка)
я читала о том (и, кстати, по Ќешенел ƒжеографик был фильм о том же), что первоначально ћедуза была жрицей јфродиты, ее, сироту, подбросили туда. ј жрицы јфродиты должны были быть девственницами. » вот, красавицу ћедузу возжелал кто-то из пантеона бессмертных богов-ќлимпийцев.  ак бы не сам «евс (боюсь ошибитьс€). ќн практически изнасиловал ее. — этого момента она уже не могла быть жрицей. Ќо это еще не все. ќна, жертва насили€, была ¬»Ќќ¬Ќј в том, что лишилась девственности, и наказанием было то, что она превратилась в жуткое созданье, один взгл€д на которое грозил смертью любому! ¬от такие нравы были у них, никакого феминизма и соблюдени€ прав человека!)))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку