-—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ѕрикольные_футболки ќ_—амом_»нтересном MY_HIT

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36171
 омментариев: 138763
Ќаписано: 176584

“айны улыбки ƒжоконды

¬торник, 18 январ€ 2011 г. 01:46 + в цитатник
Ћеонардо да ¬инчи. ѕортрет ћоны Ћизы дель ƒжокондо (фрагмент)

¬от уже п€ть столетий тайна самой прославленной картины всех времен и народов не перестает волновать зрителей...
—ам Ћеонардо относилс€ к своему детищу с особым пристрастием. »наче почему «ѕортрет ћоны Ћизы дель ƒжокондо» так и не попал к заказчику, почему мастер не пожелал с ним расстатьс€, продолжа€ снова и снова что-то переделывать, совершенствовать?
≈два ли не главна€ загадка – улыбка ƒжоконды: неуловимо-изменчива€, хитровато-иронична€ и мудра€ одновременно.

¬ своих исполненных очаровани€ женских образах – по-детски игривой «ћадонне Ѕенуа» и ове€нной счастьем материнства «ћадонне Ћите»; трогательно хрупкой «ћадонне в гроте» и нервной утонченной «ƒаме с горностаем» – художник раскрыл разные грани женской сущности. ¬ их р€ду образ статичной, сдержанно-холодноватой, €вно уступающей им в красоте ћоны Ћизы стоит особн€ком.

¬ то врем€ как ни одна из героинь да ¬инчи не смотрит на зрител€, ƒжоконда неотступно следует за ним немного ироничным взгл€дом, заставл€€ вновь и вновь вгл€дыватьс€ в слегка прищуренные глаза, в ускользающий изгиб едва тронутых улыбкой губ (если рассматривать оригинал с разных точек, выражение ее лица, особенно улыбка, разительно мен€ютс€!).

∆енщина-простота… ∆енщина-величие… ∆енщина-тайна…

¬от только какой известной лишь ей и ее создателю тайне улыбаетс€ она уже полтыс€челети€?

Ќи одно живописное творение не породило столько вопросов и легенд! —огласно одной из них, Ћеонардо был влюблен в свою модель. ѕоэтому, €кобы, и не отдал портрет заказчику. ¬ерси€ романтична€, но, увы, ничем не подтвержденна€!

¬озможно, заказчик сам отказалс€ от портрета? «ћне представл€етс€, что флорентийский негоциант... не узнал в мудрой богине свою молодую жену. —лишком величав и торжественен показалс€ ему портрет», – предполагает известный искусствовед ». ƒолгополов.

» вот очередна€ сенсаци€: разгадана улыбка ƒжоконды! ќна беременна! ƒействительно, лицо женщины, ожидающей ребенка, преображаетс€. — одной стороны – округленность, одутловатость, с другой – неземное си€ние, как бы подсвечивающее ее изнутри. Ѕудучи ученым, Ћеонардо изучал внутриутробное развитие плода, дела€ вскрыти€ умерших беременных женщин, и потому с педантичной скрупулезностью отобразил едва заметные признаки беременности.

¬ таком случае станов€тс€ пон€тными и некотора€ чопорность ћоны Ћизы, и характерна€ дл€ беременных припухлость рук, и иронична€ полуулыбка: «ћне известно нечто, что не известно вам…» Ќо это не объ€сн€ет, почему мастер не пожелал расстатьс€ с портретом.

ј может, портрет простой женщины превратилс€ дл€ художника в собирательный образ – символ зарождающегос€ материнства? Ќе есть ли это тонкий намек на саму Ѕогоматерь, но не в одном из традиционных образов (в момент Ѕлаговещени€ или с младенцем на руках), а как мать, котора€ одна только знает, что уже несет в себе божественное дит€?..

ѕейзаж на заднем плане расположен далеко внизу. ∆енска€ фигура – на значительной высоте. » смотрит чуть свысока. Ќа полотне нет и намека на то, где именно она находитс€. ћожет, кресло, на котором она восседает, – не что иное, как трон ÷арицы Ќебесной, вознесенный над окружающим ландшафтом? ј виадук за ее спиной – не намек ли на историческое врем€, когда на землю пришел —паситель?..

≈ще одна любопытна€ верси€: «ƒжоконда» – закодированный автопортрет самого да ¬инчи!

Ѕлистательный флорентинец почему-то оставил единственный автопортрет – рисунок усталого и хмурого бородатого старца. ≈сли допустить, что «ƒжоконда» – тоже автопортрет, почему в женском обличье? ”видеть себ€ в образе молодой женщины – довольно странна€ фантази€ даже дл€ экстравагантного Ћеонардо, которому было тогда за 50!

Ћеонардо да ¬инчи. јвтопортрет
Ћеонардо да ¬инчи. јвтопортрет

 то-то находит объ€снение этому в нетрадиционной сексуальной ориентации (весьма распространенной в те времена в творческой среде) художника, создавшего р€д женоподобных образов: ¬акх, »оанн  реститель, —в. јнна, обликом и позой больше напоминающа€ молодого мужчину, нежели старуху. ќднако принадлежность ћоны Ћизы к прекрасному полу не вызывает сомнений! ј исследовани€ не подтверждают ни идентичности лиц ƒжоконды и Ћеонардо, ни его гомосексуальности.

Ќо что это? ≈сли рассматривать отдельно правую и левую половины портрета, очевидна их несхожесть! –ечь идет не о типичной асимметрии лица, а о двух самосто€тельных образах, совмещенных с поразительным искусством. ѕрава€ половина лица – с округлой щекой, обрамленной кокетливо вьющимис€ локонами, и м€гкой улыбкой – несомненно, женска€. Ћева€ – с почти пр€мыми волосами, высокой скулой, насмешливым прищуром глаз и ироничной улыбкой – больше похожа на лицо юноши. ѕрисмотритесь внимательно к рукам, которым Ћеонардо придавал большое значение и не раз переписывал. ѕрава€ кисть из€щно выписана плавными лини€ми. ћ€гка€, с милыми €мочками и тонкими гибкими пальцами, она несколько манерно, едва ли не на весу, касаетс€ левой. Ћева€ же, грубовата€, с подчеркнутыми суставами, будто недописанна€, фундаментально покоитс€ на подлокотнике кресла.

ƒве половинки – мужска€ и женска€. «…» прилепитс€ к жене своей, и будут одна плоть»… Ќе бесполый ангел, не обоеполый андрогин, но женщина, в которой закодирован мужчина!

Ћеонардо как художник-философ не мог не задумыватьс€ над одной из фундаментальных основ мироздани€ –

дуализмом

всего сущего, и, возможно, таким оригинальным способом визуально воплотил идею единства противоположных начал.

Ќо почему именно женска€ модель выбрана в качестве воплощени€ дуальности? Ётому может быть лишь одно объ€снение – только ей, ∆енщине, дано нести в себе еще и третьего!

Ќо если ƒжоконда несет в себе и женское, и мужское начала, да еще и плод, то перед нами – не дуальность, а триединство –

“–ќ»÷ј

! Ќе христианской, конечно, трактовки, а более древней, эзотерической, интерпретирующей троичность Ѕожественного как единство ∆енского и ћужского Ќачал и их ƒит€. ƒревнеегипетска€ “роица – ќсирис, »сида и √ор; даосское «ƒао порождает ќдно, ќдно порождает ƒва (инь и €н), ƒва порождают “ри...». Ќе в этом ли тайный подтекст картины?

Ќе случайным кажетс€ и выбор цветовой палитры, выдержанной в коричнево-желто-зеленой гамме. ∆елтый или золотой издревле считалс€ цветом солнца, в христианстве – Ѕожественный —вет, цвет Ѕога-ќтца.  оричневый – цвет матери-земли, одежд Ѕогоматери, символ терпени€ и смирени€. «еленый, св€зующий теплые и холодные цвета, – цвет жизни, цвет ќсириса (умирающего и воскресающего) и ’риста.

ѕытатьс€ за€вить что-либо принципиально новое о «ƒжоконде» – зан€тие достаточно самонаде€нное и рискованное. ѕо словам того же ». ƒолгополова, это – «сама€ загадочна€ картина мира. —ама€, сама€, сама€. ѕисать о ней страшно, ибо поэты, прозаики и искусствоведы сочинили о ней не одну сотню книг…». “ем более, что высказанное предположение затрагивает самое св€щенное дл€ любого христианина пон€тие “роицы!

Ќикому из художников, стремившихс€ изобразить практически неизображаемое единство в трех лицах, так и не удалось воплотить это так, чтобы их “риединство не вызывало сомнение. Ћеонардо, несомненно обладавший эзотерическими знани€ми, вполне мог поставить перед собой дерзкую задачу – изобразить “роицу в ее изначальном смысле.

“роица в женском обличье?! ¬ противоречие ÷еркви, исключившей женское начало из области духовного, а ћатеринское – из “роицы?

Ќо разве не бескорыстна€ и самоотверженна€ любовь матери ближе всего к любви Ѕожественной?  то, как не женщина-мать сохран€ет в себе тот божественный свет, который мужчины в многочисленных войнах и погоне за властью и материальным благополучием утрачивают все больше и больше?..

Ѕога-ќтца узреть, тем более изобразить, нам не дано. явл€етс€ в мир зримо ќн только, будучи рожденным через женское лоно (тайна Ќепорочного зачати€). ¬ »ндии это называют аватарой – так в образах –амы,  ришны и Ѕудды воплощалс€ бог ¬ишну. “ак же пришел на землю ’ристос: «я и ќтец – одно».

¬ыходит, если мы и можем лицезреть Ѕожественное “риединство, то только в женском обличье, ведь именно женщина €вл€етс€ св€зующим звеном дл€ двух ипостасей, нес€ в себе ќтца, преображенного в —ына.

¬еро€тно, да ¬инчи начинал писать портрет как р€довой заказ, но в процессе работы произошло Ќ≈„“ќ, что ошеломило художника, – в живописном образе обычной женщины, может даже помимо воли его создател€, проступили черты надчеловеческого!

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



я-ѕетунь€   обратитьс€ по имени ¬торник, 18 январ€ 2011 г. 09:16 (ссылка)
—пасибо, интересна€ стать€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќльга16   обратитьс€ по имени „етверг, 20 январ€ 2011 г. 15:26 (ссылка)
—пасибо очень интересно, никогда не думала о картине с этой точки зрени€. Ќадо переварить.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“рубицын_ѕавел   обратитьс€ по имени ћона Ћиза. ѕ€тница, 03 ‘еврал€ 2012 г. 12:12 (ссылка)
—тать€,конечно,интересна€.
Ќо загадка улыбки ƒжоконды разгадываетс€ просто,- она улыбаетс€ Ѕожественному свету внутри нее и это секрет счасть€ человека.
я сам пон€л это,когда улыбнулс€,увидев этот свет внутри себ€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 26 јпрел€ 2015 г. 07:14 (ссылка)
” неЄ взгл€д лаборанта, который впрыснул подопытному таракану синильную кислоту и с секундомером в руках наблюдает за угасанием жизненных функций. јбсолютное превосходство, полна€ внимательность и ноль эмоций. Ѕлижайша€ ассоциаци€ Ч что-то холоднокровное.  ака€-нибудь очень умна€ рептили€. ”мнее человека. —читает на много ходов вперЄд, при этом абсолютно не св€зана эмоци€ми, эмпати€ отсутствует в принципе.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку