-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36182
 омментариев: 138772
Ќаписано: 176604

—ады  ита€

¬оскресенье, 20 ћарта 2011 г. 00:14 + в цитатник

Philip Lange—адово-паркова€ культура  ита€ берет свое начало из глубины веков. «натоки считают, что знакомство с китайскими садами следует начинать с китайской литературы. ƒействительно, названи€ павильонов цитируют великих поэтов. —адовые пейзажи воссоздают произведени€ живописи.  аллиграфи€ украшает камни и стены беседок. —оздание такого сада было под силу только обеспеченным и образованным люд€м.
 итайцы первыми развили садовую культуру, а €понцы и корейцы уже потом адаптировали ее дл€ себ€.

“радиционно в  итае сложилось два типа садов: императорские и частные. »мператорские, или северные, расположены в районе ѕекина и „эндэ (провинци€ ’эбэй). „астные, или южные, занимают район дельты реки янцзы (провинци€ ÷з€ннань).

¬ древнем философском трактате II века до н.э. есть описание парка с вис€чими садами с€ньпу, который уподобл€лс€ раю, подобному библейскому Ёдему.

–азвитие даосизма в  итае и его учени€ о возможности достижени€ человеком бессмерти€ помен€ли представление о рае и саде. —ад стал местом обитани€ бессмертных. ¬ императорских садах возводили искусственные горы, которые были символом сакрального пространства. ¬ садовых террасах ставили чаши дл€ сбора росы – напитка бессмертных.

¬озможности владельцев частных садов были меньше, и райский образ сада они отражали в других формах. Ќапример, в названии сада – ёй€н дунт€нь – «Ќебесный грот €шмового солнца». ƒунт€нь, или «небесный грот» – синоним ра€ в даосизме. »ли название очаровательного уголка парка „жуочжэъюань (—ад скромного чиновника) – ««ал далекого благоухани€» – цитировало китайского философа и литератора „жоу ƒуньи.

ќблик частного сада определ€лс€ как тайное убежище. —в€зано это с философией даосизма. ƒаосы верили, что, только отказавшись от светской жизни и комфорта, можно обрести духовное спокойствие. »мператорские чиновники, оказавшись не у дел, возвращались на родину и устраивали прекрасные частные сады.

¬ императорских садах нередко проводили официальные церемонии. »мператорские сады отражали идеологию государства, основанную на философии конфуцианства. »деальна€ симметри€ сада ассоциировалась с пор€дком, справедливостью, которые должны господствовать в государстве и в семье.

ћы можем и в наше врем€ полюбоватьс€ крупнейшим императорским парком в „эндэ – Ѕишу-Ўаньчжуан. ѕарк строилс€ почти сто лет. »мператор  анси (1661-1722 гг.), ежегодно приезжающий со своими придворными в ∆эхэ на охоту или с инспекционной целью, был очарован местным ландшафтом: скалистые горы, обширные степи, а на северо-востоке – родник ∆эхэ (√ор€ча€ река). Ёто было лучшее место дл€ основани€ парка – копии ѕоднебесной.

»мператоры в жаркое летнее врем€ жили в Ѕишу-Ўаньчжуан. ёжна€ часть парка была копией «апретного города. ¬ ней проводили официальные церемонии по приему императором чиновников или иностранных послов.  омплекс «апретного города окружали 12 храмов. ¬осемь из них были символом союза  ита€ с соседними странами.  аждый храм олицетвор€л ханьскую, тибетскую или монгольскую архитектуру.

≈ще один императорский парк »хэюань (—ад, твор€щий гармонию) расположен в ѕекине и считаетс€ одной из главных достопримечательностей города. ”строители сада с помощью архитектуры подчеркнули единство  итайской империи, использу€ дл€ этого стили как разных эпох, так и разных провинций  ита€.

ћесто дл€ сада и сам сад устраивали в гармонии с животворной энергией ци. ÷и легко струитс€ по извилистым меридианам, поэтому в садах почти нет пр€мых дорожек и ручьев. ¬ода считаетс€ источниками ци, поэтому садовые павильоны часто строили у искусственных озер у самой воды. “е, кто находилс€ в павильонах, мог любоватьс€ рыбками и лотосами. ¬есной или после дождей вода поднималась и создавала иллюзию плывущей по воде беседки.

¬ ѕекине находитс€ парк Ѕэйхай (—еверное море), в котором раскинулось озеро, занимающее половину площади парка. ¬ центре озера – рукотворный остров ÷Єнхуа с пагодой Ѕай та из ракушечника. ¬ парке Ѕэйхай собрана коллекци€ камней “айху необычной формы, привезенных из провинции ’энань.  амни также считаютс€ вместилищем энергии ци. „ем причудливей форма камней, тем они больше ценились.  амн€м нередко поклон€лись и одушевл€ли их.  амни помещали на территории сада и в интерьере помещений, украшали резьбой, живописью.

ƒл€ китайцев гармони€ растений и камней – символ баланса между посто€нством, незыблемостью, присущей камню, и скоротечностью отцветающего сада.

—адовое искусство пережило несколько периодов расцвета. ќдин из них – эпоха династии “ан. Ёто был период экономического достатка и стабильности, которые привели к расцвету науки, живописи, поэзии. «наменитые сады эпохи “ан принадлежали именно поэтам и художникам. ’оз€ева воспевали их в своих стихах, картинах, благодар€ которым нам об этих садах стало известно.

—амые известные усадьбы эпохи “ан – усадьба ¬анчуань бие, принадлежавша€ поэту и художнику ¬ан ¬эю, парк «≈динственна€ радость» – историка и философа —ыма √уану.

¬ эпоху ћин садово-парковое искусство пережило второй расцвет. Ёпоха ћин – эпоха формировани€ буржуазии. ¬  итае по€вились богатые люди, которые не могли похвастатьс€ знатным происхождением или хорошим образованием. ќдним из признаков аристократии считалось устройство сада. ¬ стране началс€ насто€щий «садовый бум». ƒо нас дошел каталог садов, составленный современником, в котором было перечислено 200 садов. —ады были открыты дл€ посещени€, и люди с удовольствием гул€ли в них.

«а врем€ своего существовани€ сады подвергались многочисленным переустройствам. ѕричины реконструкций были разные. ¬ 1679 и 1976 году в ѕекине были разрушительные землетр€сени€. ѕарк ёаньминъюань (—ад совершенной €сности) сильно пострадал в 1860 г. во врем€ ¬торой ќпиумной войны. ƒворец ёаньминъюань был разграблен объединенными англо-французскими войсками, сгорели все дерев€нные постройки. —охранились рисунки парка, по которым парк собираютс€ восстановить.

 роме того, у хоз€ев парка не всегда хватало средств, чтобы содержать его в надлежащем состо€нии. ѕоэтому парки часто перепродавались, а каждый новый владелец вносил свою лепту в устройство парка. ≈сть парки, которые только сохранили прежнее название, а их сегодн€шний облик очень далек от первоначального.

ћногие сады сильно пострадали от гражданской войны (1946-1949 гг.), а во врем€ культурной революции уничтожались как пережиток феодализма.

“олько в середине 80-х годов прошлого века власти начали сохран€ть и восстанавливать то, что осталось. ƒл€ современного китайца сад – место отдыха: кто-то читает газеты, кто-то по утрам занимаетс€ тайцзыцюань...  аждый находит покой, гармонию.

„итать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-44527/

„итать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-44527/

–убрики:  »нтересное
¬ мире
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



Ёлисон23   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 20 ћарта 2011 г. 11:12 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку