-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36193
 омментариев: 138784
Ќаписано: 176630

»стории

¬торник, 22 ћарта 2011 г. 17:40 + в цитатник

—осна
¬ этот мартовский день восьмилетнему ’эсао пришлось остатьс€ дома, чтобы присмотреть за своей сестренкой ёки. ќбычно каждое буднее утро, попрощавшись с мамой, ’эсао
шел вместе с отцом к железнодорожной платформе. ќтец садилс€ в поезд, который увозил его в “окио, на работу, а ’эсао поворачивал в сторону школы. ¬ечером же они с
отцом возвращались в их дом на берегу мор€, старинный дом, построенный еще прапрадедушкой – ’эсао ћи€кава, в честь которого в свое врем€ и назвали мальчика.
» вот теперь ’эсао стоит у окна, прижавшись к стеклу, и смотрит на заснеженный холм, что возвышаетс€ неподалеку, позади их дома.  рутые склоны холма голы и
безжизненны, и лишь на самой его вершине в угрюмом одиночестве стоит гигантска€ засохша€ сосна.



ѕрошлым летом отец водил ’эсао на вершину холма.  огда они с трудом взобрались туда, ’эсао поразилс€ – настолько огромной была мертва€ сосна. ≈е ствол у основани€
достигал толщины с добрый дес€ток обхватов, а верхушка была так высока, что ’эсао даже не мог ее увидеть, сколько бы ни задирал он голову.
¬ тот раз ’эсао спросил у отца:
- ѕапа, а почему мы не спилим эту сосну? ќна ведь совсем-совсем засохла, к чему ей сто€ть здесь? “олько вид портит…
ќтец строго взгл€нул на ’эсао.

- Ќикогда больше не говори этой ерунды, сынок. Ёта сосна будет сто€ть здесь столько, сколько ей суждено природой. ’от€ бы потому, что твой прадед, чье им€ ты носишь,
перед самой смертью строго-настрого наказал ни в коем случае не трогать это дерево. ”ж не знаю, почему…
ќтец улыбнулс€:
- », кстати…  огда мне было примерно столько же лет, сколько тебе сейчас, € задал своему отцу точно такой же вопрос.
…’эсао все так же сто€л у окна и смотрел на холм и мертвое дерево на его вершине, словно подпиравшее собой тусклое серое небо. ќн размышл€л о том, почему же все-таки
прадедушка в свое врем€ запретил трогать сосну. ¬незапно ’эсао почудилось, что на вершину сосны с небес спустилась кака€-то больша€ птица. ћальчик пригл€делс€ – нет,
никакой птицы не было и в помине, все тот же холм, одинока€ гола€ сосна и унылое небо…
- ’эсао! ’эсао! я хочу гул€ть! ’очу гул€ть!, - дерга€ ’эсао за штанину, заныла ёки, незаметно подкравша€с€ сзади.
ћальчик вздохнул. ≈му вовсе не хотелось выходить из дому в такую погоду, но ’эсао прекрасно знал свою сестренку. ёки, конечно, девочка смышлена€ и спокойна€, но если
уж закапризничает, вот как сейчас, то пиши пропало.
- Ќу что же, непоседа… ѕойдем одеватьс€, - еще раз вздохнул ’эсао.
¬ыйд€ из дома, ’эсао, как обычно, гл€нул на море. „то-то пугало его сегодн€ в привычном зрелище монотонно накатывающих на каменистый берег волн.
- Ќу что, сестренка? ѕрогул€емс€ до холма?
- ѕойдем., - важно ответила ёки и крепко уцепилась за руку ’эсао.
ƒети направились в сторону от мор€ по ведущей к холму дорожке, усыпанной гравием. Ќе успели они отойти от дома и на несколько дес€тков шагов, как со стороны мор€
послышалс€ нарастающий гул, переход€щий в рев. ’эсао остановилс€, обернулс€ – и замер. ѕр€мо на них неслась огромна€ стена воды, высотою едва не до небес. ’эсао,
остолбенев, смотрел, как гигантска€ волна поглощает их дом и движетс€ к ним. »з оцепенени€ его вывел отча€нный плач ёки.
- ƒержись, сестренка!, - закричал ’эсао, подхватил сестренку на руки и что есть мочи побежал к холму. Ќо уже через несколько мгновений волна настигла их, накрыла с
головой и потащила с собой. Ќекоторое врем€ они держались на плаву, но вскоре ’эсао, по прежнему прижимавший к себе сестренку, начал слабеть. ”ход€ под воду, ’эсао
вдруг увидел, как огромна€ птица, величаво взмахнув крыль€ми, опускаетс€ на вершину засохшей сосны. »з последних сил, уже тер€€ сознание, мальчик попыталс€ поплыть в
сторону дерева.
 огда через несколько часов прибыли спасатели, они обнаружили на ветв€х засохшего дерева, чь€ верхушка одиноко возвышалась над водой, ’эсао, одной рукой крепко
прижимавшего к себе сестренку, а другой намертво вцепившегос€ в ствол. ”дивительно, но дети были живы. ”же на борту спасательного катера, укутанный в несколько оде€л,
мальчик в полузабытьи прошептал:
- —осна… —окол… ѕрадедушка знал…
 атер уплыл. ј над торчащей из воды вершиной одинокой сосны кружила и кружила в вышине все та же горделива€ птица…





–усские алкогольные традиции




„то такое «штрафна€ рюмка»?

¬ 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становитс€ своеобразным культом.  оличество €ств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие
опаздывать к совместному пиру. ƒо нас дошли уставы, где говоритс€ о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.

«100 фронтовых».

»х во врем€ ¬еликой ќтечественной выдел€л солдатам сам ¬орошилов. ≈ще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз ув€зли в снегу под ‘инл€ндией, ¬орошилов
распор€дилс€ выдавать по 100 грамм дл€ подн€ти€ боевого духа, а также в качестве согревающего средства. ќфициальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа
1941 года √осударственным комитетом обороны ———–.

“ост за здоровье.

≈ще при »ване √розном водками было прин€то называть различные лекарственные настойки и снадобь€. ѕринимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных цел€х.
“еперь пон€тно, почему «за здоровье».

Ќа троих.

¬ советские времена мужу на обед было прин€то выдавать рубль. ј водка стоила два восемьдес€т семь. ’очешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»).
» даже сдача на сырок «ƒружба» еще останетс€.

√ранЄный стакан.

¬ XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани... ѕервый стекл€нный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по эскизам ¬еры
ћухиной. ѕо другой версии дизайн знаменитого стакана принадлежит  азимиру ћалевичу. “акой стакан отличалс€ повышенной прочностью – при падении с метровой высоты на
твердую поверхность граненый стакан оставалс€ целым.

¬ €щике водки 20 бутылок.

¬ допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. ¬о времена ѕетра I в –оссии по€вл€етс€ бутылка, ее заимствуют из ‘ранции. ѕоскольку стандартна€ бутылка
имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20 бутылок. Ќа основании этих мер велась торгова€ документаци€..

ѕустую бутылку нельз€ ставить на стол.

ќб этом гласит следующа€ легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиес€ из ‘ранции после военной кампании 1812-14 гг. ¬ те времена парижские официанты не учитывали
количество отпущенных бутылок. √ораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиес€ после трапезы на столе.  то-то из казаков и смекнул, что можно
сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.

ѕосошок на дорожку.

»здавна на –уси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Ѕрод€г не любили, а странников привечали. »бо странники ходили по белу свету не от бездель€,
а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по св€тым местам, по делам родственным и торговым. Ѕыли специальные молитвы перед началом странстви€ и
после его благополучного завершени€, были и обычаи, которые твердо соблюдались.

—транники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опира€сь на посохи. ѕосох был и опорой в длинных переходах, и защитой от звер€, от лихого
встречного. —ловом, это был друг-спутник на многие случаи.

—транники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сул€щей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки
родного или приютившего их дома. “огда и подносилась чарка на посошок. ќбычно наливал ее старший в роду. ѕервому — тому, кого ждала дальн€€ дорога. Ќаговоры при этом
были разные, но об€зательно с пожелани€ми удачи: «„тобы дорога белой скатертью стелилась», «„тобы лиха беда стороной обошла», «„тобы нечиста€ сила с пути не сбила»...
и другие с таким же смыслом.

ѕорою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. » внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак.
ќтправл€ющийс€ в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». ѕосле этого чарка снова
ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.

—тременна€.

Ёто очень давний обычай, также св€занный с началом трудного дела — путешестви€, охоты, ратного похода. “ак и видитс€: легко вскакивает наш пращур-воин в седло,
поправл€ет шлем, кольчугу, меч. —трем€ ему поддерживает стременной. » именно в эту последнюю минуту прощани€ ему подноситс€ стременна€ чарка (чаша, кубок). ѕодносит
чарку на подносе любима€ супруга. ј после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.

«акурганна€.

ќсушить закурганную чарку — обычай казачий, степной. ¬ старину казачьи станицы ставились так, чтобы р€дом с ними — на основных дорогах — об€зательно были древние
курганы. Ќа них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.

«а курганами начиналась беспокойна€ степь, порою дика€ и необжита€, полна€ опасностей. » было прин€то провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». ј
дальше уж как судьба с ними обойдетс€...

Ёта об€занность — провожать «за курганы» — принадлежала молодым, сильным, удалым. » получалось что-то вроде почетного казачьего эскорта, когда молодые казаки
соревновались в лихости, демонстрировали сноровку, лошадей и оружие. „ем многочисленнее был эскорт, тем больше было почета и уважени€ уезжавшим.

Ќаконец, останавливались там, где в таких случа€х делали остановки еще их прадеды. »ногда «закурганна€ чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу, порою разливали в
походные кружки — каждому и об€зательно всем, и уезжающим, и провожающим. ѕить же не неволили — это было дело личное.

ѕили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. ¬ыпивали под пожелани€ удачи,
об€зательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго смотрели, как унос€тс€ вдаль по степной бесконечной дороге всадники...

» на посошок, и стременна€, и закурганна€ — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повтор€лись, так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных
потребностей.





—в€тое дело




ѕоследний день перед ¬еликим ѕостом мы решили с друзь€ми отпраздновать. ¬сЄ-таки впереди предсто€ло очищение. –азве это не повод был выпить водочки и закусить блинами?
¬се мечтали наестьс€ так, чтобы в течение всего ¬еликого поста – 49 дней - есть уже не хотелось.

ƒействительно, наутро есть не хотелось. ’отелось пить. ƒа и грех было начинать ¬еликий пост на больную голову. —в€щенники вообще говор€т - на тот срок, что болеешь,
пост можно не соблюдать. Ќадо принимать лекарство! Ћекарством дл€ мен€ в то утро было пиво.

 онечно, радовало, что голова болела не у мен€ одного, а у всех, кто вчера отмечал начало ¬еликого поста. ѕервым позвонил мой друг —ашка.

– „то делаешь?

– —ижу.

– Ќа чЄм?

– Ќа ѕосту.

– ѕойдЄм посидим в хорошем месте, чудный пивбар знаю. “ам пиво божественное. Ќебожественное, сам понимаешь, сейчас нельз€ – пост!   тому же, у мен€ со вчерашнего
навалом блинов осталось. √рех выбрасывать!

  вечеру к нам присоединились остальные «заболевшие». » тоже с несъеденными блинами. Ћечились мы пивом, доеда€ блины, до конца рабочей недели. Ќачинать пост в выходные
было неразумно. ¬ выходные вообще не следует начинать ни одного дела. ѕримета плоха€. ’уже, чем утром в воскресенье встретить покойника с ведром.

¬ечером воскресного дн€ мы дружно отметили конец первой недели ¬еликого поста. я даже сказал свой лучший в жизни тост: за ѕост!

– √лавное во врем€ поста – это ка€тьс€! ј как можно ка€тьс€, если не грешишь? ƒавайте же выпьем за то, чтобы нам всегда было, в чЄм пока€тьс€!

¬ понедельник, несмотр€ на то, что мен€ послали в командировку, € стойко держалс€ на посту весь день до часа дн€. ¬ час в самолЄте стали разносить еду. —тюардесса
спросила мен€, почему € не раскрываю столик. я гордо ответил:

– я на посту!

 ак истинна€ грамотна€ православна€, она удивилась:

– –азве ¬ы не знаете, тем, кто в пути, √осподь разрешает пост нарушать. ¬ы сейчас дома?

– Ќет.

– «начит, в пути! – дообъ€снила она.

я съел и свою порцию, и соседа, который ей, в отличие от мен€, не поверил. ¬ пути € был неделю. Ќачало поста пришлось перенести на следующий понедельник.  огда
вернулс€, друзь€ потребовали отметить удачное приземление. ƒействительно, во врем€ посадки самолЄт тр€сло, поэтому в тот вечер € не мог не выпить водочки за здравие. ¬
конце концов, водка – продукт вполне постный: в ней нет ни м€са, ни рыбы, ни даже греховного молока…

ѕотом был традиционный рыбный день, поэтому мы закусывали традиционной русской рыбой – колбасой.  олбаса оказалась ещЄ более постной, чем водка - в ней м€са было
меньше, чем в рыбе: крахмал, бумага, опилки…

ѕотом € неделю ездил на работу в троллейбусе. “о есть оп€ть был в пути, поэтому брал бутерброды с собой в троллейбус.

¬ субботу с воскресеньем наше предпри€тие всем составом выезжало за город праздновать крестины главного акционера. Ёто было незабываемо, особенно, когда четыре батюшки
пытались опустить его в купель. ¬ы видели когда-нибудь, как тесто не умещаетс€ в противне?  ак было за это не выпить? “ем более что в тот вечер сам батюшка разрешил
всем разговетьс€ от радости, что ему удалось с божьей помощью и трЄх охранников вытащить нашего шефа из купели-противн€.

Ќа следующей неделе неожиданно дл€ всех откуда-то вынырнула еврейска€ ѕасха. ≈щЄ более неожиданно все мои друзь€ оказались евре€ми. ќни и мен€ убедили, что € в профиль
похож на раввина. Ётого хватило, чтобы € запил на всю неделю. ѕосле еврейской ѕасхи началась католическа€. ƒрузь€ вспомнили, что хоть по рождению они евреи, зато по
религии – католики. ѕодвели мен€ к зеркалу и сумели доказать, что в профиль более, чем на раввина, € похож на флюгер католического собора.

ѕосле такого потр€сени€ € ел и пил так, как не ед€т и не пьют во врем€ ѕоста даже св€тые отцы. ѕеред —трастной Ќеделей € решительно позвонил своему батюшке-наставнику,
чтобы он срочно отпустил мне все грехи чревоугоди€, хот€ бы по телефону. ќн попросил мен€ перечислить все, что € ел за врем€ ¬еликого ѕоста. я перечислил. ќн долго
молчал, сглатыва€ слюну. ѕосле чего сказал:

- Ќемедленно приезжай ко мне со всеми грехами, будем с ними боротьс€ вместе!

”тром первого дн€ —трастной Ќедели у мен€ началс€ приступ поджелудочной железы. ѕричЄм такой сильный, что € вызвал врача. ¬рач оказалс€ €рым атеистом:

– ¬ы на посту?

–  онечно, наш человек всегда на посту.

– я так и думал! – не на шутку разгневалс€ он. – Ёто у вас от недоедани€.  ак можно скорее начинайте есть. ѕон€тно?

 ак было не пон€ть? јнализ крови напоминал смертельный приговор с небольшой отсрочкой. ѕоэтому € не решилс€ ослушатьс€ врача и сразу после его ухода начал есть. я ел
так, как ед€т только русские туристы за границей, впервые попав на шведский стол.

ј потом… ѕотом была наша родна€ православна€ ѕасха!  ак € еЄ мог пропустить? —в€тое дело!   тому же все мои друзь€-евреи-католики в душе-то оказались православными. Ќа
душе у нас было светло и православно.  то-то даже рассказал анекдот:

– Ѕатюшка, батюшка, скажите, а во врем€ ѕоста бабу-то можно?

– ћожно, но только не жирную!

¬ общем, € особенно и не горевал, ведь дл€ русского человека важнее всего во врем€ поста правильно провести два дн€: ћасленицу и ѕасху. ј это мне удалось!

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку