-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36739
 омментариев: 139659
Ќаписано: 178063

÷ивилизаци€ ≈вропы

„етверг, 28 јпрел€ 2011 г. 15:56 + в цитатник

≈вропейцы во все времена считали –оссию варварской страной. » мы сами нередко выражаемс€ о ней в том же духе. ќ нынешних временах говорить не буду, но можно с уверенность сказать, что вплоть до 19 века –осси€, несмотр€ на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств.

ћногие с тоской представл€ют себе старую ≈вропу с благородными рыцар€ми (ха-ха), готовыми на подвиги во им€ прекрасных дам (хо-хо), с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами (ну-ну), с пышными королевскими приемами и благоухающими садами ¬ерсал€. ћногие думают: ну почему € не родилс€ (родилась) в те красивые времена? ѕочему мне приходитс€ жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли?

ѕоверьте – вам очень повезло

ƒо 19 века в ≈вропе царила ужасающа€ дикость. «абудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. ѕравда – она гораздо менее… хм… благоуханна. ѕричем это относитс€ не только к мрачному —редневековью. ¬ воспеваемых эпохах ¬озрождени€ и –енессанса принципиально ничего не изменилось.

 стати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той ≈вропе ответственна христианска€ церковь.  атолическа€, в первую очередь. “еперь € понимаю кн€з€ ћышкина, который говорил, что «католичество – еще хуже, чем атеизм».

јнтичный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. ƒо победы христианства только в одном –име действовало более тыс€чи бань. ’ристиане первым делом, прид€ к власти, закрыли все бани.

  мытью тела тогдашний люд относилс€ подозрительно: нагота – грех, да и холодно – простудитьс€ можно. √ор€ча€ же ванна нереальна – дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю – —в€той »нквизиции – и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось замен€ть четвертованием, а позже – колесованием.

 оролева »спании »забелла  астильска€ (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. ƒочь одного из французских королей погибла от вшивости. ѕапа  лимент V погибает от дизентерии, а ѕапа  лимент VII мучительно умирает от чесотки (как и король ‘илипп II). √ерцог Ќорфолк отказывалс€ мытьс€ из религиозных убеждений. ≈го тело покрылось гнойниками. “огда слуги дождались, когда его светлость напьетс€ мертвецки пь€ным, и еле-еле отмыли.

√ерцог Ќорфолк

–усские послы при дворе Ћюдовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». —амих же русских по всей ≈вропе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в мес€ц – безобразно часто.

≈сли в ’V – ’VI веках богатые горожане мылись хот€ бы раз в полгода, в ’VII – ’VIII веках они вообще перестали принимать ванну. ѕравда, иногда приходилось ею пользоватьс€ – но только в лечебных цел€х.   процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. ‘ранцузский король Ћюдовик ’IV мылс€ всего два раза в жизни – и то по совету врачей. ћытье привело монарха в такой ужас, что он зарекс€ когда-либо принимать водные процедуры.


король Ћюдовик ’IV

¬ те смутные времена уход за телом считалс€ грехом. ’ристианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мытьс€, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищени€. ћытьс€ нельз€ было еще и потому, что так можно было смыть с себ€ св€тую воду, к которой прикоснулс€ при крещении. ¬ итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. √р€зь и вши считались особыми признаками св€тости. ћонахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служени€ √осподу.

Ќа чистоту смотрели с отвращением. ¬шей называли «Ѕожьими жемчужинами» и считали признаком св€тости. —в€тые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.

Ћюди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору ‘.≈. Ѕильцу в попул€рном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мытьс€. «≈сть люди, которые, по правде говор€, не отваживаютс€ купатьс€ в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Ѕо€знь эта безосновательна, – писал Ѕильц в книге «Ќовое природное лечение», – ѕосле п€той или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». ƒоктору мало кто верил…

ƒухи – важное европейское изобретение – по€вились на свет именно как реакци€ на отсутствие бань. ѕервоначальна€ задача знаменитой французской парфюмерии была одна – маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

 ороль-—олнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состо€ние по утрам, ибо, как известно, Ћюдовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душитьс€. –ечь идет об эдикте Ћюдовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

ѕервоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. ƒамы европейского средневековь€, зна€ о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

— приходом христианства будущие поколени€ европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тыс€чи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. –оль забытой канализации выполн€ли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. «абывшие об античных благах цивилизации люди справл€ли теперь нужду где придетс€. Ќапример, на парадной лестнице дворца или замка. ‘ранцузский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ќочные горшки сто€ли под кроват€ми дни и ночи напролет.

ѕосле того, как французский король Ћюдовик IX (’III в.) был облит дерьмом из окна, жител€м ѕарижа было разрешено удал€ть бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Ѕерегись!» ѕримерно в 17 веке дл€ защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шл€пы.

»значально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шл€пу подальше от чувствительного носа дамы.

¬ Ћувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. ќпорожн€лись во дворе, на лестницах, на балконах. ѕри «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

“о же творилось и в ¬ерсале, например во врем€ Ћюдовика XIV, быт при котором хорошо известен благодар€ мемуарам герцога де —ен —имона. ѕридворные дамы ¬ерсальского дворца, пр€мо посреди разговора (а иногда даже и во врем€ мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справл€ли малую (и не очень) нужду.

 ороль-—олнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки ¬ерсал€ и других замков. —тены замков оборудовались т€желыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Ќо не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Ќет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже “радиции сто€ла …диаре€. Ѕеспощадна€, неумолима€, способна€ застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. ѕри соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Ёта же причина прослеживаетс€ в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состо€щие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев. ѕарижска€ мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. ’от€ юбки использовались также и с другой целью – чтобы скрыть под ними собачку, котора€ была призвана защищать ѕрекрасных ƒам от блох.

≈стественно, набожные люди предпочитали испражн€тьс€ лишь с Ѕожией помощью – венгерский историк »штван –ат-¬ег в « омедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием: «Ќескромные пожелани€ богобо€зненной и готовой к пока€нию души на каждый день и по разным случа€м», в число которых входит «ћолитва при отправлении естественных потребностей».

Ќе имевшие канализации средневековые города ≈вропы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. ќн роль «канализации» и выполн€л. —о стен в ров сбрасывалось дерьмо. ¬о ‘ранции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же ѕариже – куча разрослась настолько, что говно стало обратно переваливатьс€, да и опасно это показалось – вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

”лицы утопали в гр€зи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. »менно тогда, согласно дошедшим до нас летопис€м, во многих немецких городах по€вились ходули, «весенн€€ обувь» горожанина, без которых передвигатьс€ по улицам было просто невозможно.

¬от как, по данным европейских археологов, выгл€дел насто€щий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдес€т (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Ќебритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в ≈вропе болели практически все). ѕод рыцарским шлемом, в свал€вшихс€ гр€зных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.

»зо рта рыцар€ так сильно пахло, что дл€ современных дам было бы ужасным испытанием не только целоватьс€ с ним, но даже сто€ть р€дом (увы, зубы тогда никто не чистил). ј ели средневековые рыцари все подр€д, запива€ все это кислым пивом и закусыва€ чесноком – дл€ дезинфекции.

 роме того, во врем€ очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог сн€ть без посторонней помощи. ѕроцедура надевани€ и снимани€ лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. –азумеетс€, всю свою нужду благородный рыцарь справл€л… пр€мо в латы.

Ќекоторые историки были удивлены, почему солдаты —аллах-ад-ƒина так легко находили христианские лагер€. ќтвет пришел очень скоро – по запаху.

≈сли в начале средневековь€ в ≈вропе одним из основных продуктов питани€ были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. ћодные и дорогие специи использовались не только дл€ демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый м€сом и другими продуктами.

¬ »спании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

„тобы выгл€деть томно-бледной, дамы пили уксус. —обачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

—ифилис ’VII -XVIII веков стал законодателем мод. √езер писал, что из-за сифилиса исчезала вс€ческа€ растительность на голове и лице. » вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ќу, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших сло€х общества быстро вошли в моду и в ≈вропе и в —еверной јмерике. —ократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней.

Ѕлагодар€ уничтожению христианами кошек расплодившиес€ крысы разнесли по всей ≈вропе чумную блоху, отчего пол-≈вропы погибло. —понтанно по€вилась нова€ и столь необходима€ в тех услови€х професси€ крысолова. ¬ласть этих людей над крысами объ€сн€ли не иначе как данной дь€волом, и потому церковь и инквизици€ при каждом удобном случае расправл€лись с крысоловами, способству€ таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.

ћетоды борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. «нать с насекомыми боретс€ по своему – во врем€ обедов Ћюдовика XIV в ¬ерсале и Ћувре присутствует специальный паж дл€ ловли блох корол€. —осто€тельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», нос€т шелковые нижние рубашки, полага€, что вошь за шелк не уцепитс€, ибо скользко. “ак по€вилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

¬любленные трубадуры собирали с себ€ блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

 ровати, представл€ющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и об€зательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. —толь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели – чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

—читаетс€, что мебель из красного дерева стала столь попул€рна потому, что на ней не было видно клопов.

 ормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». ѕоследователи св€того ‘омы, даже наименее посв€щенные, готовы были превозносить его гр€зь и вшей, которых он носил на себе. »скать вшей друг на друге (точно, как обезь€ны – этологические корни налицо) – значило высказывать свое расположение.

—редневековые вши даже активно участвовали в политике – в городе √урденбурге (Ўвеци€) обыкновенна€ вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. ѕретендентами на высокий пост могли быть в то врем€ только люди с окладистыми бородами. ¬ыборы происходили следующим образом.  андидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. «атем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. »збранным мэром считалс€ тот, в чью бороду заползало насекомое.

ѕренебрежение гигиеной обошлось ≈вропе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») ‘ранци€ потер€ла треть населени€, а јнгли€ и »тали€ – до половины.

ћедицинские методы оказани€ помощи в то врем€ были примитивными и жестокими. ќсобенно в хирургии. Ќапример, дл€ того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовалс€ т€желый дерев€нный молоток, «ки€нка», удар которого по голове приводил к потере сознани€ больного, с другими непредсказуемыми последстви€ми. –аны прижигали каленым железом, или поливали крутым кип€тком или кип€щей смолой. ѕовезло тому, у кого всего лишь геморрой. ¬ средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Ёто значит – получи огненный штырь в задницу – и свободен. «доров.

—ифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благопри€тным поледстви€м привести не могло.

 роме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подр€д, €вл€лось кровопускание. Ѕолезни считались насланными дь€волом и подлежали изгнанию – «зло должно выйти наружу». ” истоков кровавого поверь€ сто€ли монахи – «отворители крови».  ровь пускали всем – дл€ лечени€, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода – по календарю. «ћонахи чувствовали себ€ знатоками в искусстве врачевани€ и с полным правом давали рекомендации». ќсновна€ проблема была в самой порочной логике такого лечени€ – если улучшение у больного не наступало, то вывод делалс€ только один – крови выпустили слишком мало. » выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал.  ровопускание, как излюбленный метод лечени€ всех болезней, унесло, веро€тно, жизней не менее, чем чума.

Ѕыла в средневековой европе и хирурги€. ƒаже если хирург научилс€ резать быстро – а к этому они и стремились, пам€ту€ √иппократа: «ѕричин€ющее боль должно быть в них наиболее короткое врем€, а это будет, когда сечение выполн€етс€ скоро» – то из-за отсутстви€ обезболивани€ даже виртуозна€ техника хирурга выручала лишь в редких случа€х. ¬ ƒревнем ≈гипте попытки обезболивани€ делались уже в V-III тыс€челети€х до н.э. јнестези€ в ƒревней √реции и –име, в ƒревнем  итае и »ндии осуществл€лась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опи€ и т.п., в ’V-’III веках до н.э. дл€ этой цели был впервые применен алкоголь. Ќо в христианской ≈вропе обо всем этом позабыли.

Ўироко распростран€ютс€ в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей. √арманн приводит также рецепт «божественной воды», названной так за свои чудесные свойства: беретс€ целиком труп человека, отличавшегос€ при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; м€со, кости и внутренности разрезаютс€ на мелкие кусочки; все смешиваетс€ и с помощью перегонки превращаетс€ в жидкость.

Ќарочитое пренебрежение к смерти и презрение к земной жизни про€вилось в таком €влении, как мода на человеческие черепа. »сторик –ат-¬ег поражалс€ такому обычаю, широко распространенном в ≈вропе еще в 18-ом веке:

«“рудно представить, что человеческий череп когда-то был предметом моды. Ќенормальна€ мода родилась в ѕариже в 1751 году. «натные дамы устанавливали череп на туалетный столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него гор€щую свечу и временами погружались в благоговейное созерцание». Ќо удивл€тьс€ тут особенно нечему – у такого отношени€ к человеческим останкам глубокие корни. ’ристиане тыс€челетие насаждали культ поклонени€ мощам.  ак известно, первые христиане жили в катакомбах в окружении трупов.

ƒл€ €зыческой культуры это было неприемлемым €влением. ≈внапий из —ард в IV веке описывал осквернение христианами €зыческого храма —ераписа: «они привели в это св€щенное место так называемых монахов, которые имеют хот€ человеческий образ, но …. собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлени€х и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаютс€ ниц перед ними». Ётим культом мертвых тел, а также культом евхаристии, ÷ерковь добилась того, что народ в ≈вропе еще в 17-ом веке св€то верил, что истертые в порошок черепа и кост€шки пальцев очень полезны дл€ здоровь€. »з обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников приготовл€ли возбуждающий любовный напиток.

¬ыражение «переплет из человеческой кожи» скорее вызовет ассоциации только с пропагандистскими байками вроде «абажуров из кожи в Ѕухенвальде» и «мыла из евреев». Ќо если на пресловутые абажуры посмотреть нигде не получитс€ ввиду их отсутстви€, то прототипы этого «навета» вполне реальны.  ниг, переплетенных в человеческую кожу, в библиотеках достаточно.  ниги или пергамент, обернутые в человеческую кожу, по€вились в средневековье, когда стало широко практиковатьс€ дубление человеческой кожи (и сохранение других частей тела). Ёти книги до нас не дошли, хот€ есть некоторые исторические сообщени€ касательно Ѕиблии XIII-ого века и текста Decretals ( атолическое церковное право), написанных на человеческой коже.

—реди других переплетенных в человеческую кожу документов – копи€ ѕрав „еловека и нескольких копий французской  онституции 1793 г.

¬еликий инквизитор »спании “омас де “орквемада (1420-1498), широко прославившийс€ своей св€щенной борьбой с еретиками, стал своеобразным «лицом »нквизиции», нар€ду с  рамером и Ўпренгером. “орквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на кострах 10 220 человек. √ораздо меньше известно другое – сколько человеческого материала «врагов народа» было использовано более рационально. —жигание заживо эмоционально заслон€ет от нас куда большее количество «общественно полезных» приговоров образовавшейс€ в »спании «экономической инквизиции». Ќапример, тем же “орквемадой к ссылке на галеры было приговорено 97 371 человек. »менно на галерах должны были эти еретики искупать свою вину перед √осподом. “омас “орквемада был духовником инфанты »забеллы  астильской (той самой, котора€ гордилась тем, что мылась два раза в жизни).

¬ отношении «истинных» врагов ÷еркви (то есть, например, тех кто отказывалс€ признать свою вину или посмел не «заложить» свою семью, родственников и друзей) »нквизици€ была непримирима – только костер. ” остальных еретиков всегда был выбор: быстра€ смерть в огне (тогда еще быстра€ – сожжение на сырых дровах христиане придумают позже) или галеры. —сылка на галеры фактически €вл€лась той же смертной казнью, только отложенной – большинство приговоренных к пожизненной каторге не доживало даже до окончани€ второго года заключени€.

–убрики:  »стори€
ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз



StElena   обратитьс€ по имени „етверг, 28 јпрел€ 2011 г. 16:40 (ссылка)
јфигеть !!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒ≈Ќ»—_ƒ”–я√»Ќ   обратитьс€ по имени „етверг, 28 јпрел€ 2011 г. 17:18 (ссылка)
да дикость
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Irena_Dominique13   обратитьс€ по имени „етверг, 28 јпрел€ 2011 г. 18:00 (ссылка)
¬любленные трубадуры собирали с себ€ блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.
--гадость кака€... как дикарка истинна€ говорю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
MarinaG   обратитьс€ по имени „етверг, 28 јпрел€ 2011 г. 20:40 (ссылка)
ƒругие времена, другие нравы.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Marudororu   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 јпрел€ 2011 г. 20:28 (ссылка)
ѕизданулась?!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёл€_ƒанежжэ   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ћа€ 2011 г. 19:14 (ссылка)
≈вропа была дикой. Ќо не стоит думать, что –осси€ была лучше. ¬езде одинаков дурдом. »звините, если ‘ике через окна заходила в дворцы, и не только она, то что там говорить об удобствах. ј лечение везде было одинаковым.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёл€_ƒанежжэ   обратитьс€ по имени ¬торник, 03 ћа€ 2011 г. 19:20 (ссылка)
≈вропа была дикой. Ќо не стоит думать, что –осси€ была лучше. ¬езде одинаков дурдом. »звините, если ‘ике через окна заходила в дворцы, и не только она, то что там говорить об удобствах. ј лечение везде было одинаковым.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку