-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36184
 омментариев: 138772
Ќаписано: 176607

языческие корни 1 ћа€

„етверг, 28 јпрел€ 2011 г. 23:31 + в цитатник

http://i053.radikal.ru/1005/75/42dc8380ba1e.jpgѕодавл€ющее большинство  граждан, которые выйдут на первомайские демонстрации, вр€д ли представл€ют себе, что, по сути дела, €вл€ютс€ продолжател€ми €зыческих традиций.
“ри тыс€чи лет назад жители ƒревней »талии поклон€лись богине ћайе, покровительнице земли и плодороди€. ¬ честь богини последний весенний мес€ц и был назван маем, а в его первый день устраивались торжества: дабы затраченный весной труд -- вспахивание земли, посевна€ -- не прошел даром.
јпеннинский народ, который в честь ћайи гул€л, танцевал и пел -- в общем, веселилс€ до упаду -- также не догадывалс€ о том, что п€ть тыс€челетий спуст€ их €зыческий праздник станет идеологическим знаменем коммунизма.

«а минувшие п€ть тыс€ч лет обычаи древней »талии распространились по всей ≈вропе. ¬ јнглии, Ўотландии и ‘ранции привыкли в этот день к массовым гул€нь€м и шестви€м. ¬ —ицилии все от мала до велика в первомайские дни собирают луговые желтые ромашки, которые, по местным поверь€м, принос€т счастье. ¬ »спании 1 ма€ считаетс€ праздником всех цветов, которые распускаютс€ к этому времени, и молодые люди дар€т их своим избранницам. ¬ √ермании, согласно поверь€м, жители накануне праздник должны сидеть дома и не выходить. » все это из-за бо€зни стать легкой добычей ведьм, устраивающих в «день международной солидарности» свой шабаш на лысой горе Ѕроккен. Ќо с какими бы традици€ми народы ни св€зывали 1 ма€, дл€ большинства людей это просто весенний праздник. ѕраздник любви, обновлени€ и ожидани€ лучших перемен.

„» ј√ќ - –ќƒ»Ќј ѕ≈–¬ќћјя

¬сего сто с небольшим лет назад, јмерика представл€ла собой страну совсем не «американской мечты». ¬ 1880 году средн€€ стоимость жизни составл€ла 720 долларов в год, а годова€ средн€€ зарплата рабочих в промышленности была около 300 долларов в год. ѕри этом средний рабочий день составл€л 11-12 часов, а нередко и все 15.  аждый шестой ребенок работал в промышленности, получа€ половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. „то такое охрана труда никто не знал. ¬се эти данные вз€ты из заключени€ Ѕюро трудовой статистики, представленного  онгрессу —Ўј. ¬ конце этого заключени€ делаетс€ вывод: « Ћюди должны умирать дл€ того, чтобы процветала индустри€».

≈стественно, рабочие уже пытались, организовано боротьс€ за свои права. ќднако мирные шестви€, подача петиций вызывали реакцию раздражени€ и ненависти у власть имущих, более того по свидетельству американского историка ‘. ‘онера:"ƒл€ отр€дов конной полиции или дл€ пеших полицейских, когда они шли сомкнутых строем, стало излюбленным зан€тием разгон€ть при помощи дубинок любое скопление рабочих. ƒубинка была «беспристрастным» орудием: она одинаково избивала мужчин, женщин, детей и глазеющих лавочников". ¬ ответ стали возникать вооруженные группы дл€ охраны рабочих от нападени€ полиции и войск. ѕерва€ така€ группа была создана чикагскими анархистами в 1875 году.

„икаго был признанным центром рабочего движени€ в —Ўј в 80-х годах. ¬ городе действовали отделени€ ќрдена рыцарей труда, јмериканской федерации профсоюзов, —оциалистической рабочей партии. Ќо основное вли€ние на рабочих имели анархисты, объединенные в ћеждународное товарищество труд€щихс€. Ћидерами их стали јльберт ѕарсонс и јвгуст Ўпис, прежде активные функционеры профсоюзов. –азуверившись в легальной политической де€тельности, пон€в, что парламентские выборы есть лишь «изобретение буржуазии дл€ обмана рабочих», они начали искать новые методы борьбы с эксплуатацией пролетариата капиталистами и государством, с полицейским террором. √лавным средством борьбы они видели"создание вооруженных организаций рабочих, готовых с оружием в руках защищать свои права от вс€ких пос€гательств на них", главной своей целью - полное уничтожение системы насили€ и эксплуатации.

јктивность и бескомпромиссна€ позици€ анархистов привлекли к ним рабочих. «а один лишь 1883 год из —оциалистической рабочей партии в ћеждународное товарищество труд€щихс€ перешли 1500 человек. ќни участвовали в организации большинства забастовок на —реднем «ападе —Ўј, помога€ рабочим, не смотр€ на принадлежности к парти€м и союзам или политическим и социальным взгл€дам.

¬ 1884 году ‘едераци€ профсоюзов прин€ла резолюцию: с 1 ма€ 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дн€ €вочным пор€дком и добиватьс€ ее признани€ всеобщей забастовкой.
–уководство крупнейшей по численности организации —Ўј -- ќрдена рыцарей труда, согласившись с лозунгом 8-часового рабочего дн€, отказалось поддержать его забастовкой, а в марте 1886 года пр€мо запретила своим членам бастовать 1 ма€.

„икагские анархисты сначала отрицательно отнеслись к лозунгу 8-часового рабочего дн€. Ћидер чикагских анархистов, јльберт ѕарсонс, писал: « —огласитьс€ с тем, что капиталисты имеют право на 8 часов нашего труда, -- это факт, признающий справедливость наемного труда… 8 часов могут оказатьс€ подачкой, которую капиталисты брос€т рабочим, чтобы удовлетворить их и заставить отказатьс€ от борьбы за свержение наемного рабства». ќднако, пон€в, как глубоко этот вопрос волнует рабочих, и, не жела€ оставатьс€ в стороне от массового и исторически прогрессивного движени€, анархисты присоединились к нему. ќни сразу перевели движение в область практических дел, и в результате, наиболее массовое, активное и успешное выступление 1 ма€ 1886 года было именно в „икаго.

1 ма€ в —Ўј бастовали 350 тыс€ч человек (11562 предпри€ти€), еще около 100 тыс€ч сумели добитьс€ прин€ти€ своих требований до начала всеобщей забастовки. ѕосле нее сокращени€ рабочего дн€ до 8 часов добились около 200 тыс€ч, примерно столько же -- сокращени€ с 12 и более часов до 9-10.

¬ „икаго, как уже говорилось, движение было наиболее массовым. 1 ма€ здесь бастовали свыше 40 тыс€ч человек (около 50 тыс€ч добились своего до ма€ 1886-го), не работало ни одно предпри€тие. ¬ этот же день в газете «ћэйл» по€вилось требование расправитьс€ с ѕарсонсом и Ўписом -- «главными организаторами беспор€дков». ¬ласти ждали лишь предлога дл€ своей мести. » выжидали недолго.

Ќа одном из заводов „икаго объ€вили локаут, 1,5 тыс€чи человек были уволены. ¬ ответ рабочие объ€вили забастовку. 3 ма€ на завод прибыли штрейкбрехеры. –абочие их встретили митингом у проходной, но полици€ разогнала его, использу€ оружие. 4 человека были убиты, дес€тки ранены. ¬ тот же вечер по€вились листовки с призывом собратьс€ на митинг протеста против террора полиции.   середине следующего дн€ мэр города дал разрешение на его проведение, и вечером 4 ма€ на ’эймаркет-сквер собрались 3 тыс€чи человек, в том числе женщины и дети. ¬ыступавшие требовали про€вить твердость и организованность в борьбе за свои права. ¬ыступавший в это врем€ анархист ‘илден успел лишь крикнуть, что это мирный митинг, и тут кто-то бросил бомбу…

ќдин полицейский был убит, 53 ранено. “ут же был открыт огонь, полицейские преследовали людей, избива€ и расстрелива€ мужчин, женщин и детей. ¬ той бойне погибли дес€тки, ранено 200 людей.

Ќа следующий день полици€ громила рабочие клубы, типографии, без вс€ких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала"подозрительных". —отни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставл€ли лжесвидетельствовать и доносить. „ерез несколько дней большинство было выпущено. ќбвинительное заключение предъ€вили восьмерым:

-- јльберту ѕарсонсу

-- —эмюэлю ‘илдену

-- ёджину Ўвабу

-- јдольфу ‘ишеру

-- јвгусту Ўпису

-- √еоргу Ёнгелю

-- Ћуису Ћингу

-- ќскару Ќебе

Ёти люди были особенно ненавистны власт€м предержащим - не столько из-за убеждений (все они были анархистами), сколько из-за того, что благодар€ им „икаго стал главным центром рабочего движени€ в —Ўј.  роме ‘илдена, никого из них не было на митинге в момент взрыва, поэтому обвинили их не в организации взрыва, а в убийстве: обвинение основывалось на том, что неизвестный террорист действовал под впечатлением их речей.

ѕарсонсу удалось скрытьс€ в подполье, но к началу суда он сдалс€, жела€ разделить судьбу своих товарищей.

ѕрис€жным была дана инструкци€: приравнивать к убийству агитацию рабочих за объединение дл€ защиты своих прав. Ќо и ее не требовалось: прис€жные -- все как один, управл€ющие предпри€ти€ми- до начала процесса говорили о своей убежденности в виновности обвин€емых и о том, что они вынесут соответствующее решение.

—уд шел около мес€ца, в заключительном слове прокурор сказал: " «десь решаетс€ вопрос о законности и анархии.  оллеги€ прис€жных отобрала этих людей из числа других и предала их суду потому, что они были вожаками. ќни виновны не в большей мере чем, те тыс€чи, которые идут за ними. √оспода прис€жные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером дл€ других. " ѕриговор гласил: семерым -- смертна€ казнь, одному -- 15 лет лишени€ свободы. ‘илдену и Ўвабу заменили смертную казнь на пожизненное заключение; Ћинг покончил с собой.

11 но€бр€ 1887 года ѕарсонс, Ўпис, Ёнгель и ‘ишер были повешены. Ќо уже в 1893 году всех амнистировали за недосказанностью их вины.

ј в декабре 1888 года —ент-Ћуисский съезд јмериканской ‘едерации “руда решил назначить 1 ма€ 1890 года днем общенационального выступлени€ за права рабочих.

„уть позже конгресс ¬торого »нтернационала постановил праздновать 1 ма€ как день международной солидарности труд€щихс€.

1 ћјя ¬ –ј«Ќџ’ —“–јЌј’

‘ранци€

Ќочь с 30 апрел€ на 1 ма€ -- ¬альпургиева ночь, разгул нечистой силы, от которой нужно об€зательно защищатьс€. ¬ эту ночь особенно целебными свойствами обладают роса, молоко, масло. ¬ эту ночь можно «навредить» соседу. ƒл€ этого нужно утащить с его двора немного навоза и разбросать его по своему полю. 1 ма€ во ‘ранции -- праздник ландышей, все дар€т друг другу букетики этих душистых весенних цветов. Ќо дар€т не только ландыши: в знак дружбы и любви можно подарить веточку бо€рышника, дуба, топол€. ƒевушкам с плохим характером дар€т остролист, а лент€йкам -- ветку бузины.

»спани€

1 ма€ -- «еленый —анть€го, праздник влюбленных и цветов. ƒевушки ход€т, увенчанные розами и гвоздиками, в сопровождении воспевающих их влюбленных.

Ќидерланды

«десь в последнюю неделю апрел€ и первую неделю ма€ проходит ‘естиваль тюльпанов. ÷ентральный день этого фестивал€ -- Ћуковичное воскресенье. ¬ деревн€х и по сей день 1 ма€ прин€то юношей и девушек «распредел€ть» по парами список этих пар вывешивать на видном месте.

—кандинавские страны

«десь в ¬альпургиеву ночь не сп€т. ∆гут костры, вод€т хороводы, играют на музыкальных инструментах, стрел€ют, чтобы отпугнуть троллей перед выгоном скота. ѕо датским и шведским народным поверь€м, в эту ночь лет€т на свои сборища ведьмы и демоны, а огни костров мешают им делать остановки и вредить люд€м. —ам же день 1 ма€ в скандинавских странах называют «ƒнем кукушки».

√ермани€

≈сли девушка хочет избавитьс€ от веснушек, она должна на рассвете перед1 ма€ умытьс€ росой и сказать: «ƒоброе утро, ¬альпурги€! я принесла тебе свои веснушки. ќни должны к тебе прийти, а у мен€ пропасть!»

1 ма€ - один из тех праздников, который имеет и €зыческие, и социальные предпосылки дл€ возникновени€. Ќо об это не каждый знает, что делает праздник менее попул€рным.  аждый человек должен стремитс€ к росту, развитию, сближению с природой и своими истоками. 1 ма€ - и есть тот, праздник, который организует человека, показывает, что человек должен трудитс€, обращает внимание на необходимость большего сли€ни€ с природой через труд. ¬едь человек стал таким, какой он есть благодар€ труду и его де€тельности.

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Tanya_Simonova   обратитьс€ по имени —уббота, 30 јпрел€ 2011 г. 00:34 (ссылка)
ќчень занимательно. —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку