-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36193
 омментариев: 138784
Ќаписано: 176630

ƒуша самура€ или как возник культ меча

¬торник, 17 ћа€ 2011 г. 10:28 + в цитатник

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Samurai.jpg/220px-Samurai.jpg√еографическое положение японии делает ее конечным пунктом, «накопителем» культурных импульсов материкового ¬остока.  ультурные €влени€, идущие из »ндии,  ита€,  ореи, достига€ японии, утрачивают экспансивность и начинают совершенствоватьс€, обрета€ завершенность. япони€ склонна не столько продуцировать новое, сколько бережно культивировать и рафинировать уже существующее. Ёто относитс€ даже к таким культурным феноменам, как чайна€ церемони€, дзен, «сады камней», этикетность поведени€ и ритуализаци€ всех сторон жизни (восход€ща€ к конфуцианским добродетел€м).

≈стественно, предельна€ ритуализаци€ не могла миновать меч – символ прав€щего сослови€.

ƒл€ многих любителей ¬остока словосочетание «€понский меч» означает катану, и даже современное кэндо многие св€зывают именно с этим оружием. ћежду тем это и неполно, и неверно. ќружие кэндо – синай, пр€ма€ бамбукова€ имитаци€ меча, сама форма которого, в сочетании со спортивными тактическими задачами, диктует жесткую пр€молинейную технику, построенную на руб€щих ударах. »зогнута€ и достаточно массивна€ катана лучше приспособлена дл€ более пластичных (хот€ и не менее мощных) руб€ще-режущих движений. » дело не только в том, что бамбуковой заготовке трудно придать изогнутую форму. —ам иероглиф, читающийс€ в сочетании «кэндо» как кэн, в качестве самосто€тельного слова имеет чтение «цуруги», а вовсе не «катана». ј ведь цуруги – тоже «€понский меч», причем исконный.

ѕервые достоверные упоминани€ об изогнутом мече не старше 8-9 веков, а старейший известный меч датирован 1159 годом. ƒо того €понские воины использовали цуруги – пр€мой меч с двусторонней заточкой. ѕодобные мечи обнаруживаютс€ в гробницах древне€понских родовых вождей и напоминают старинные китайские, от которых, скорее всего, они и произошли. ÷уруги имел клинок длиной около 70 см. —уд€ по относительно короткой руко€ти, это одноручный меч. ÷уруги действительно ближайший родственник цз€н€ – классического оружи€ китайских аристократов. ÷з€нь также €вл€лс€ символом императорской власти и св€щенной особы императора.

Ѕезусловно, это обсто€тельство повли€ло и на отношение к мечу €понцев. ¬ 7 веке там «по государственному заказу» записывалс€ и унифицировалс€ свод синтоистских мифов « одзики» (««аписки о де€ни€х древности»). ¬ основу ее положена мифологи€ земель ямато – центра €понской государственности, откуда происходил императорский род. —трем€сь не уступать великому китайскому государству, правители японии китаизировали характер, отношени€ и статус божеств. ѕо аналогии с китайским культом предков, в котором особое значение дл€ всей страны играл культ божественных предков императора, главенство в пантеоне было отдано солнечной богине јматэрасу и ее потомкам, основател€м €понской императорской фамилии. ќтправл€€ своего внука Ќиниги на землю, богин€ вручила ему 3 св€щенных предмета: зеркало, €шмовую подвеску и меч – будущие императорские регалии. “ак и в японии меч стал сакральным предметом, св€занным с императорской властью.

¬ 7-8 веках примен€лись и мечи корейского образца корай-цуруги: пр€мые, но более длинные и т€желые, двуручные, с односторонней заточкой.

ѕримерно тогда же по€вилс€ и изогнутый меч. Ёто могло диктоватьс€ развитием технологии и потребност€ми военного дела. ¬оинскому сословию нужно было оружие не дл€ утонченного фехтовани€, а дл€ массового бо€ в доспехах. √ораздо более мощный изогнутый меч равно позвол€л и колоть, и рубить, был гораздо удобнее в конном бою. ¬ оппозицию заимствованному из  ита€ пр€мому мечу, он был назван «нихон-то» – «€понский меч».

Ќо насколько €понским был в действительности этот прообраз катаны? ¬ ранних хрониках такой меч называетс€ «корейским». »зогнутые мечи действительно были распространены в  орее, а мастера и приемы металлообработки отличались высочайшим дл€ того времени уровнем.  стати, изогнутый меч за века своего существовани€ заметно эволюционировал, мен€лось месторасположение изгиба, его кривизна и т. д.

 онечно, к мечу относились с высочайшим почтением. Ќо подобное отношение к «благородному» оружию вообще свойственно средневековому обществу, где война – об€занность и право высших слоев. ѕоэтому вызывает сомнени€, например, что каждый клинок изготавливалс€ в течение долгих лет, причем весь процесс его создани€ был опутан возвышенными ритуалами. ƒа, ритуальна€ сторона сопровождала эту де€тельность, как и любую другую (так, гадани€ и ритуалы сопровождали выбор дн€ начала путешестви€, важных меропри€тий и даже мыть€ волос). »зготовление меча сопровождалось ритуалами очищени€, но едва ли каждый клинок изготовл€лс€ в течение многих лет, как нередко пишут попул€рные статьи и издани€.

„асто читаешь о многолетнем выдерживании заготовок в земле; о едва ли не многомес€чном процессе полировки. „то изготовлением клинков занимались сами самураи, потому, €кобы, что этого св€щенного предмета не должны были касатьс€ руки простолюдина. Ќо вспомним, что в эпоху феодальных войн, дес€тилети€ми дл€щихс€ военных конфликтов, меч – это прежде всего оружие. ќно активно использовалось в бою, а значит щербилось, тупилось и ломалось. ѕо-насто€щему сакральный предмет нельз€ подставл€ть под удары другого меча (столь же сакрального), рубить им по стальному доспеху...

ќсновную часть своей истории €понский меч – продукт массового производства. —татус св€щенных могли приобретать избранные экземпл€ры клинков, обладающие теми или иными выдающимис€ свойствами или биографией. » такой меч вр€д ли активно использовалс€ в военных действи€х, служа скорее статусным оружием. ѕодавл€ющее же большинство мечей отличались хот€ и высокими, но заур€дными качествами. ѕопадались и откровенно скверные.

ћечи требовались в большом количестве, и на изготовление клинка никак нельз€ было тратить несколько мес€цев. ƒелали их обычные ремесленники, хот€ и выдел€емые из общей массы мастеровых в силу особой сложности и престижности их работы. ƒа, встречались и великие мастера – как и в любой профессии, их были единицы. ¬озможно, самура€м и не возбран€лось заниматьс€ этим не низким ремеслом, но если кто-нибудь из них и изготавливал мечи или их части, то занималс€ этим «дл€ души».

—обственно, долгое врем€ «символом» самура€ был не меч, а лук. — конца периода ямато (ок. 300-710 гг.) с распространением конницы лук становитс€ неотъемлемой принадлежностью родовитого воина, и даже величина армии исчисл€етс€ по числу луков. »скусство стрельбы из лука – одна из важнейших воинских дисциплин, об€зательна€ часть «образовани€» благородного юноши, а соревновани€ в стрельбе – излюбленное развлечение и воинского сослови€, и придворной аристократии. ƒаже в 17 веке среди более чем двух дес€тков воинских искусств первое место отводилось стрельбе из лука.

ј как же культ меча? ¬ том или ином виде он действительно существовал, про€вл€€сь почтением к оружию – как к своему, так и к чужому. Ќо ведь дл€ средневекового сознани€ вообще характерна этикетность и ритуализаци€ действительности, тем более в столь важной ее части, составл€ющей основу существовани€ верхушки общества. ћногочисленные тексты, посв€щенные средневековой японии, пестр€т описани€ми ритуалов, окружавших обращение с мечом.

¬ойти в чужой дом с оружием мог только «старший по званию», все остальные передавали меч слуге, бережно возлагавшему его на особую подставку. ¬з€ть чужой меч без спросу, задеть его в толпе даже случайно – смертельное оскорбление. „астично обнажить оружие – вызов, и т.д. —уществовало множество детально разработанных правил. Ќо едва ли стоит усматривать в этом про€вление загадочной €понской души. ѕодобный «культ» оружи€ существовал у многих народов – например, в средневековой ≈вропе. ≈два ли можно представить немца или француза, без разрешени€ хватающего, а тем более пинающего чужой меч. ј жест руки, опускающейс€ на эфес или частично обнажающей клинок, безусловно, воспринималс€ как угроза.

 ульт меча в том виде, как мы привыкли о нем слышать, возник гораздо позже наступлени€ расцвета самурайской культуры – в 17 веке. — установлением твердой власти и прекращением междоусобиц меч почти перестает использоватьс€ в военных действи€х и превращаетс€ в поединочное оружие, символ и предмет сословной гордости. «десь развиваютс€ и окончательно оформл€ютс€ многочисленные ритуалы, окружавшие «душу самура€» – его меч. —амураи того времени стали удел€ть значительно большее внимание отделке меча – более раннее, боевое оружие имело гораздо более скромный вид. Ќачина€ с 17 века возникает множество школ боевых искусств, а прикладное кэн-дзюцу (искусство меча) начинает постепенно превращатьс€ в кэн-до – путь меча.

јвтор: јлександр —мирнов в соавторстве с Ќатальей  олпаковой

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



романова_лора   обратитьс€ по имени ¬торник, 17 ћа€ 2011 г. 13:37 (ссылка)
ќчень интересно. —пасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку