-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36199
 омментариев: 138798
Ќаписано: 176651

 ак празднуют троицу

—уббота, 11 »юн€ 2011 г. 10:08 + в цитатник

http://kp.ru/f/12/image/97/92/1579297.jpg“роица - воскресенье, праздник в честь ќтца и —ына и св€того ƒуха. »наче его называли ƒнем —в€ той троицы. —огласно христианскому вероучению Ѕог €вилс€ миру в трех лицах: —ына, принимающего , от »оанна крещение в водах »ордана, ќтца, свиде тельствующего о нем: «—ей есть —ын мой возлюблен ный», и св€того ƒуха, сошедшего в виде голуб€. ѕо христианскому догмату - Ѕог един в трех лицах. —чи таетс€, что на п€тидес€тый день после ѕасхи было завершено дело искуплени€ человечества. ¬ этот день, который совпал с древним иудейским праздни ком ѕ€тидес€тницы, Ѕог-“роица даровал земле благо датную силу через сошествие св€того ƒуха на апос толов (учеников ’риста). ѕоэтому “роицу еще называют ѕ€тидес€тницей. “ретье название праздника - ƒень сошестви€ св€того ƒуха, но почитание ƒуха св€ того переноситс€ на следующий день - понедельник.

“–ќ»÷ј - один из любимейших праздников русского народа. ¬ нем причудливо переплелись христианские вероучени€, древние слав€нские предани€, народные обр€ды, обычаи. Ќедел€, предшествующа€ “роице, - —едьмица св€тых отцов (по числу дней в неделе) или —емицка€. ќсобо почитались в народе три дн€ семиковой недели: —емик - седьмой четверг после ѕасхи, –одительска€ суббота, “роица - воскресенье, п€тидес€тый день после ѕасхи.

–усские люди величают —емик честным (благородным). ¬ православное врем€ в этот день совершались главные приготовлени€ к празднованию “роицына дн€. Ќаши далекие предки-слав€не посв€щали его богине весны - светлокудрой Ћаде, прославлению весеннего возрождени€ весны, прощанию с весной и встрече лета. »менно в это врем€ года, на которое приходитс€ праздник, буйно разрастаютс€ травы, покрываютс€ листвой деревь€. ƒо сих пор в некоторых област€х семицка€ недел€ носит название ««еленых св€ток». —имвол праздника - березка. Ѕерезовыми ветками и полевы ми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Ѕереза стала главным персонажем праздника, веро€тно, потому что она одна из первых одевалась в €ркую нар€дную зелень. —читалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. ¬етки березы наши предки использовали в качестве оберега от вс€ких нечистых духов.

¬ день —емика девушки, ук расив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. ¬ ближайшей роще выбирали молодую кудр€вую березку, украшали ее лентами и, вз€вшись за руки, водили хоровод, сопровожда€ его песн€ми. «атем устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. ѕохороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертитс€ на одном месте - свадьба расстроитс€, потонет - смерть родных или суженого. ¬енки также сплетали и хранили до “роицына дн€.

¬ “роицу девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. ≈е срубали и ставили посредине круга, оп€ть украшали лентами, цветами. ѕотом устраивали с березкой торжественное ше ствие: обносили ее вокруг всей деревни. «атем на одной из улиц втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы.   девушкам присоедин€лись парни.   вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом березку хоронили: тащили к реке топить или выносили в хлебное поле, стара€сь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли. ¬ некоторых местност€х березку сжигали.

¬ разных област€х обр€д этот проводилс€ по-разному, но основные элементы обр€да сохран€лись везде. Ёто выбор и украшение деревца, совместна€ трапеза под ним, завива­ние венков, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду, сру бание дерева с последующим его уничтожением.

” нас на ”стье сохранились очень скудные сведени€ о народных праздничных обр€дах. “ак, јлексей ћихайлович –оманов вспоминал в письме к своему плем€ннику, что у них в ƒмитриево в “роицу и в другие праздники молодежь собиралась на угорье или около качелей близ «араевского пол€.  ачели, песни, хороводы, скаканье на доске, горелки - у парней. –юхи, лапта, шаром, скола, чижик - у парней. ћ€ч - у девушек. «ћы, храбра€ детвора, - пишет јлексей ћихайлович, - с “роицы начинали купальный сезон в ¬орангасе (название ручь€), потом в ћехреньге, а после в ”стье». ѕо традиции во многих деревн€х у качелей устанавливали лотки и катали €йца. „ем больше навыбиваешь €иц, тем дольше теб€ будут качать, так как с качельниками рассчитывались п€таками или €йцами. ¬ деревне  ононовской тут же, у качелей, водили хороводы, пл€сали под гармошку.

¬ наше врем€ празднование “роицы свелось к поминовению родных в –одительскую субботу, в “роицын день на кладбище, да в негласном запрете на земл€ные работы в ƒухов день, понедельник. ƒаже качели забыты, а ведь не так уж давно, в п€тидес€тые годы прошлого века, в канун “роицы чуть ли не в каждой деревне устанавливались карусели (кругова€ качул€ по-усть€нски), а в праздники качались на ней стар и мал.

¬ те же годы в селе Ѕерезник, например, некоторые ста рушки смутно помнили обр€д с березкой, но подробностей передать уже не могли.

¬ конце дев€тнадцатого - начале двадцатого века в каждой волости был свой особенно почитаемый праздник: в ћалодорах - »ванов день, в Ѕестужево - ƒень св€того ѕрокопи€ ”сть€нского, в  ононовской - «аговенье, в селе Ѕерезник - “роица.

Ќа ”стье, как и всюду на –уси, “роица - повсеместно почитаемый праздник, но вот традиционные обр€ды, народные обычаи, похоже, утер€ны. ≈сть еще старожилы, которые помн€т или слышали от родителей, дедов своих, что в “роицу устраивались гул€ни€ с березкой, но ритуальных подробностей проведени€ обр€дов уже не знают.

ѕользу€сь случаем, музей обращаетс€ к жител€м ”сть€нского кра€: откликнитесь, если кто-то из вас что-либо знает о том, как на ”стье в далекую старину отмечали праздники. Ѕудущие поколени€, потомки наши должны знать о том, как жили, во что верили и как умели отдыхать и веселитьс€ теперь уже выпадающие из пам€ти поколени€. ¬ам, кому сейчас за семьдес€т и за восемьдес€т, многое известно, и вы многое можете вспомнить и рассказать. Ёто очень важно, ибо, чтоб не подверглись забвению жизнь, дела, досуг вчерашних и сегодн€шних поколений, мы должны сохранить эти знани€ и передать идущим нам на смену поколени€м. “олько в этом случае мы можем быть уверены, что и нас не забудут, и далекие потомки кое-что возрод€т из нашего времени, или сольютс€ обычаи разных времен воедино, как слились описанные в этой ста­тье древние слав€нские, €зыческие и народные обр€ды с православными христианскими праздниками.

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



Linelchen   обратитьс€ по имени —уббота, 11 »юн€ 2011 г. 10:14 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lanacha   обратитьс€ по имени —уббота, 11 »юн€ 2011 г. 10:30 (ссылка)
—пасибо, — праздником!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
тать€на_орленко   обратитьс€ по имени —уббота, 11 »юн€ 2011 г. 22:42 (ссылка)
—пасибо!— праздником “роицы!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 20 »юн€ 2013 г. 19:26 (ссылка)
—пасибо огромное!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку