-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36184
 омментариев: 138772
Ќаписано: 176607

“радиции наших предков

ѕонедельник, 13 »юн€ 2011 г. 17:05 + в цитатник

gutsulyak ак уберечьс€ от нечистой силы с помощью расчЄски?

 онечно же, прежде всего расчЄски, гребни и гребешки нужны были нашим предкам дл€ расчЄсывани€ волос. Ќо дл€ древних слав€н гребень был не только предметом гигиены. Ќапример, он воспринималс€ в качестве женского и эротического символа, а также был атрибутом русалок, богинок и т.д. » даже больше: относилс€ к предметам-апотропе€м, то есть магическим и, в частности, обережным.

ќн соотносилс€ с магией волос, будто бы обладал силой предотвратить колдовство, сглаз и порчу. ќднако при этом считалось, что гребень может не только защитить, но и навредить, передава€ злые намерени€ от ведьмы к жертве. ќтголоски подобного отношени€ можно прочитать в сказках. “ак, «колдунь€ воткнула гребень в голову ‘инисту ясному —околу, и он уснул мертвым сном»…

Ќо изначально символика пластинки с зубь€ми была св€зана с лучами солнца и стру€ми дожд€. ѕравда, некоторые авторы (в частности, Ўнайдер) добавл€ют к этому св€зь с символикой лодки, но это слишком сложный вопрос дл€ того, чтобы однозначно прин€ть подобную точку зрени€.

»менно в силу не исключительно бытового, а магического и обережного предназначени€ гребень использовалс€ в большом количестве обр€довых действ, которые сопровождали как торжественные, знаковые моменты, так и повседневную жизнь наших предков.  аких же именно?

–одины и крестины

«десь учитывалс€ аспект женского символа. Ќоворожденным девочкам пуповину перерезали через гребень. ѕредполагалось, что в этом случае она в будущем станет хорошей пр€хой, что весьма ценно дл€ кресть€нского быта. Ќа крестинах бабка передавала малышку куме через гребень, а не через порог, как это было полагалось делать с мальчиками, а кумовь€, выход€ из дома, должны были наступить правой ногой на гребень.

ƒевичьи гадань€

 расны девицы, ложась спать, клали гребень под подушку со словами «суженый, р€женый, приходи голову чесать» и ожидали увидеть его во сне. ј если страдали от неразделенной любви или пребывали в разлуке с возлюбленным, то причитали: «¬олос-волосок, гребень-гребешок, милому внушите мою любовь. ƒень за день, ночь за ночь, пусть мен€ вспоминает и по мне скучает, а вскоре вновь привечает».

—вадьба

ѕодружки невесты, распустив ее косы, расчесывали гребнем волосы. Ёто означало их прощание с ней в девичестве, ведь в замужестве ее волосы будут спр€таны под головным убором. Ќа свадьбе бросали гребень через порог дл€ защиты новобрачных от нечистой силы. Ќевесте дарили на счастье гребень с семью зубь€ми и изображением двух коньков (но не везде, поскольку в некоторых местах, например, на ѕсковщине, в древние времена замужних женщин обривали наголо).

Ќо если недобрый человек хотел воспреп€тствовать семейному счастью, то делал «свадебную отсушку»: тайком ставил два чесальных гребн€ по обе стороны дороги, а когда по ней проходили молодые, соедин€л. Ёто считалось верным средством дл€ того, чтобы муж и жена либо всю жизнь ссорились, либо расстались.

ѕохороны

¬ некоторых регионах гребень ставили над умершим и зажигали на нем свечи, чтобы защитить дом в случае, если он станет упырем. ќбр€жа€ покойника, его расчесывали, и гребень, использованный дл€ этого, подлежал удалению из «живого» пространства. ¬ разных местност€х использовались свои способы.

≈го могли положить в гроб вместе с остриженными волосами, предварительно отломив столько зубьев, сколько жильцов остаетс€ в доме. Ёти зубь€ помещали либо в загон дл€ скота, либо клали на ветку €блони. ƒругой способ был направлен на то, «чтобы смерть поскорее уплыла», а потому гребень кидали в реку. ¬ иных местах его, переломив, сжигали или поручали тем, кто обмывал умершего, выбросить в такое место, где никто не ходит и т.д.

«ажиточность

√ребень клали в мешок с посевным материалом или помешивали им семена перед посевом, чтобы урожай был «частым», как его зубь€; вычесанную у овец шерсть бросали в овечий загон, чтобы шерсть к стрижке была гуще.

«ащита от волков

ќдин из ритуалов был аналогичен «свадебной отсушке»: скот прогон€ли между двум€ гребн€ми, а потом их соедин€ли и вывешивали над входом в хлев. ƒругой способ заключалс€ в том, что под —очельник два гребн€ соедин€лись зубь€ми («запира€ пасть волку») и до  рещени€ женщины не должны были к ним прикасатьс€. ƒва гребн€ соедин€ли и в том случае, если скот тер€лс€.

÷елительство

∆енским гребнем расчесывали волосы заболевшему человеку или домашнему животному (например, корове) и забрасывали его на грушу либо €блоню (на 1 – 2 недели), потом доставали, расчесывали вновь больного и мыли. ѕри этом предпочтителен был гребень с семью зубь€ми. Ќа —в€тки гребень выносили из дома, это считалось защитой хоз€ина и домочадцев от змей, а скот – от болезней.

«ащита от колдовства

ƒл€ опознани€ ведьмы тоже делали «отсушку» с двум€ гребн€ми. ≈сли подозреваема€ действительно была колдуньей, она просто не могла €витьс€ с просьбой разъединить, потому что в соединенном положении они причин€ли ей невыносимую боль. ј при опасении преследовани€ путники бросали гребень позади себ€.

¬о скольких сказках так поступали герои, а чаще – героини, и за ними вырастал непроходимый лес! ј знаете, почему? √ребень, олицетвор€вший лес, был символом опасности (лес ведь считалс€ опасным местом). Ѕрошенный назад, он оставл€л эту опасность позади.

ѕравила обращени€

Ќам сейчас может показатьс€ забавным, но в старину в народе вновь купленным гребнем сначала расчесывали собаку (позднее – кота) или… свинью. ѕредполагалось, что после этого зубь€ дольше не поломаютс€, так как «скинетс€ зло».  роме того, гребень ни в коем случае нельз€ было держать на виду и даже при пользовании класть на стол, на окно, квашню или кадку (а то «ангел не с€дет»). —разу после причесывани€ его нужно было положить в укромное место.

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Ќј“јЎј48   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 »юн€ 2011 г. 20:50 (ссылка)
»Ќ“≈–≈—Ќќ...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Linelchen   обратитьс€ по имени „етверг, 16 »юн€ 2011 г. 10:12 (ссылка)
»нтересный пост...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕабгаль   обратитьс€ по имени ¬торник, 19 »юл€ 2011 г. 10:09 (ссылка)
ќчень интересно! «абираю...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку