-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36199
 омментариев: 138798
Ќаписано: 176651

»ндийские танцы.

ѕ€тница, 29 »юл€ 2011 г. 10:22 + в цитатник

»ндийские танцы: какие они? Ѕхаратанать€м“анцевали всегда и везде. „еловечества без танцев не существует. “анцы выполн€ли разные функции, изначально главными были религиозна€, ритуальна€, обр€дова€. ƒа и что за радость – существовать без танцев?

—охранились танцы, которые относ€т к древнейшим в мире, это – индийские классические танцы. »х прин€то делить на стили, по традиции подраздел€€ на восемь основных.

≈сть танцы, где каждое движение пальцем, каждое движение бровью, не говор€ уже о руках, ногах – все геометрически выверено и имеет огромное значение. ѕрежде всего, потому что эти танцы имеют сакральный характер. ћимика и жесты, безукоризненна€ последовательность поз и рисунок танца – все строго определено и подчинено сюжету.

  таким танцам относ€тс€ все классические танцы »ндии, и, пожалуй, самый знаменитый из них – Ѕхаратанать€м (иногда пишут раздельно: Ѕхарата Ќать€м). ќн и переводитс€ как «чувства-музыка-ритм-танец-театр», все вместе, такой многогранный вид искусства. » все классические танцы »ндии считаютс€ так или иначе св€занными с йогой, а также с древней индуистской символикой, историческими предани€ми.

¬ »ндии, на юге страны в “амил-Ќаду, в одной из главных «чакр мира», как об этом иногда говор€т, есть город с храмовым комплексом – „идамбарам, он же – город танцующего бога, именно там Ўива танцует свой космический танец. ¬ „идамбарам стекаютс€ паломники, заезжают туристы, круглый год там проход€т св€щенные фестивали, и рассказывать о нем можно бесконечно (посмотреть ролик можно в комментари€х).

“анец Ѕхаратанать€м св€зан с этим храмовым комплексом. “анец и родом оттуда, и вдохновлен скульптурами храмов. » наоборот, многие скульптуры вобрали в себ€ элементы древнейшей танцевальной культуры.

 роме богов, можно увидеть и полубогинь. Ёто апсары – небесные танцовщицы. —татуэтки и барельефы апсар можно увидеть по всему »ндокитаю. јпсары танцевали, часто соблазн€ли аскетов, при этом были женами или возлюбленными гандхарв – полубогов, певцов и музыкантов. »ногда апсар и гандхарв сравнивают с древнегреческими нимфами и кентаврами. ¬ самой »ндии всегда существовала глубока€ св€зь между разными видами искусства – музыка, поэзи€ и литература, танец, драма, живопись, скульптура. » эта глубока€ св€зь сохранилась до сих пор.

—амому танцу Ѕхаратанать€м отвод€т некий возраст – 5000 лет. ёг »ндии оказалс€ дл€ танца заповедником, тыс€челетние традиции сохранились в неприкосновенности. “рудно судить о возрасте танца, но фигуры его описаны в древнейших тамильских трактатах. “анцевали храмовые танцовщицы – девадаси – «божьи рабыни», западна€ традици€ дала им название «ба€дера» (от португальского – танцовщица). ƒевадаси служили в храмах, исполн€ли положенные ритуалы, танцевали. „асто присутствовал и сексуальный аспект в жизни и работе храмовых танцовщиц, но св€щенный танец оставалс€ св€щенным танцем – это был божественный танец в пр€мом смысле этого слова. («—истема девадаси» была отменена в »ндии только в 1988 году. ќднако правительство в курсе, что девадаси не исчезли, хот€ их роль несколько изменилась).

»так, танцует девушка, чаще всего – соло. ¬ других культурах и традици€х могут танцевать и мужчины. Ётот танец можно расценивать и как танец огн€. —ами движени€ часто напоминают танцующее плам€ – празднование вселенной через празднование красоты материального человеческого тела. ¬с€ вселенна€ – это танец верховного танцора Ќатараджи, то есть индуистского бога Ўивы. ¬едь именно верховное божество передало способность к этому танцу люд€м.

√овор€т, во всем мире не более двух сотен квалифицированных исполнителей этого танца. ѕонимающих этот танец – тоже немного, ведь нужно знать значение каждого жеста. “ем не менее, желающих научитьс€ основам этого танца тоже хватает, уже не в сакральном, религиозном смысле, не в прославлении танцующего Ўивы, а в «чистом» виде древнего, красивого (пусть экзотического дл€ европейца) танца. ¬ попул€рной культуре Ѕхаратанать€м уже широко представлен в адаптированном виде и в кино, и в телевизионных программах по всему миру.

∆елающих присоединитьс€ к «возрождению» классических индийских танцев очень много. —уществуют академические и коммерческие институты в разных странах, обучение занимает несколько лет. “ем не менее – попул€рность древнейшего индийского танца растет. “ем более, что есть и «чистый танец» – так называема€ нритта – абстрактные, но согласованные движени€, танец как таковой, вне четкого обозначени€ сюжета.

ј танцевать его непросто.  роме всего прочего, нужно выучить огромное количество движений и пон€ть их смысл. Ќаучитьс€ «по-индийски» выражать чувства (любовь, радость, покой, печаль, страх и удивление, гнев и даже героизм). Ёти чувства нужно научитьс€ передавать не только с помощью хореографии, но и филигранно и тонко – через «мелкие» движени€ головы, шеи, бровей и глаз (только последних может быть от 8 до 36). ¬едь Ѕхаратанать€м – еще одновременно и пантомима, и театр. Ќужно выучить каждое движение рук (а они изображают совершенно разное), комбинации движений ног, нужно слышать музыку и понимать термины на тамильском €зыке и санскрите (а эти термины не поддаютс€ простому толкованию). ћного чего нужно…

 онечно, совершенно не об€зательно нам всем срочно разучивать классические индийские танцы. ’от€, шутки ради, можно выучить пару жестов или движений и однажды выразить свои чувства «по-индийски». —кажем, мужу или возлюбленному. “е же любовь, радость, покой, печаль, страх и удивление, гнев и даже героизм. Ќет, лучше восхищение.  ак получитс€.

» если мы не научимс€ танцевать Ѕхаратанать€м, ничего страшного с нами не произойдет. Ќам бы свое собственное как-нибудь восстановить. Ќо, по крайней мере, есть надежда, что сами индийские танцы перестанут нам казатьс€ бессмысленными. ќни очень осмысленны: не только кажда€ «фраза тела», но даже взгл€д танцора (танцовщицы) говорит знатоку о многом.

 учипуди – не менее интересный танец, чем Ѕхаратанать€м, и такой же древний. ќн также относитс€ к основным восьми индийским классическим стил€м. Ёто – танец другого района огромной »ндии (штат јндхра ѕрадеш), но тоже южного. ¬ самом названии отражено место, где зародилс€ танец (деревн€  учелавапури, или «поселение актеров»), в округе  ришна, что граничит с Ѕенгальским заливом. √овор€т там на телугу – древнем дравидийском €зыке.

Ётот танец – тоже танцевальна€ драма. —читаетс€, что за век до нашей эры искусство этого танца было распространено на большой территории. “анцевали его тоже девадаси-ба€деры, то есть храмовые танцовщицы. ¬последствии стали танцевать и мужчины.

ѕо легенде, некий брахман по имени —иддх ≈ндра …оги в XV столетии уже нашей эры внес большой вклад в развитие этого танца. ”же тогда  учипуди стал синтезом театра, пантомимы, музыки – и поэзии тоже. “анцоры часто декламируют во врем€ исполнени€ своего танца. » до представлени€ по традиции они сначала представл€ютс€ стихами и танцем, затем уже начинаетс€ театрализованное танцевальное действо.

ћногие элементы танца  учипуди сходны с элементами Ѕхаратанать€ма, есть и отличи€. –азница существует не только в движени€х, но и в одежде, и в украшени€х.

ј самое необычное – танцы на латунной тарелке. ѕопробуйте представить, какой гибкостью, пластичностью и устойчивостью нужно обладать, чтобы станцевать на блюдце, держа на голове кувшин с водой, и вдобавок – гор€щую свечу. Ќо это уже – «высший пилотаж» и увидеть такое доводитс€ крайне редко.

ќдисси часто называют просто индийским балетом, настолько этот танец грациозен в своей основе. ќн также относитс€ к одному из восьми главных стилей индийских танцев.

ќдисси возник давно, около 2000 лет назад в районе, который сейчас относитс€ к штату ќрисса (восточна€ »нди€). ¬ пещерах, исследованных археологами в этом районе, найдено изображение танцующих ќдисси. ¬ те далекие времена это был светский танец, впоследствии он тоже стал храмовым. ѕричем, танцевалс€ он в храмах, посв€щенных и Ўиве, и ¬ишну, и богине Ўакти, танцевалс€ он в местах, где собирались исповедующие джайнизм, и в буддистских монастыр€х. ¬ одном из самых интересных древних храмов – храме —олнца  онарока, стены украшены скульптурами многочисленных танцующих. » по этим скульптурам «во времена забвени€» (то есть британского правлени€) восстанавливали движени€. ¬ этом храме есть и «ал “анца.

“анцевали этот танец тоже девадаси – храмовые танцовщицы, только в том районе они назывались махари (приблизительно – «великие избранные»).

¬ основе танца – два основных начала, мужское и женское. √лавное отличие от остальных стилей – тройной изгиб тела (трибанг), многочисленные независимые движени€ головы и груди, и поза чоука (квадрат, или 4 угла).

¬ самом танце ќдисси существует р€д направлений и школ. “анец несколько раз переживал свой период упадка, но снова возрождалс€. —тали его танцевать и мужчины, переодетые в женскую одежду. ¬последствии танец стал и мужским тоже, уже без переодеваний.

ќдисси отличаетс€ от других классических индийских танцев. » если трудно разобратьс€ с терминологией танцевальных элементов, в лини€х сюжета, то легко можно услышать разницу в музыкальном сопровождении и различить костюмы. ¬ последних преобладает определенный вид сари, большое количество серебр€ных украшений (производимых именно в этом штате), интересный головной убор.

Ќо эмоции, которые передаютс€ танцем, все те же. » их мы можем почувствовать, если не пон€ть. ќдисси также становитс€ все более попул€рным танцем, его пыталась станцевать ћадонна во врем€ церемонии награждени€ MTV Award ceremony, он представлен в видеофильме альбома ћайкла ƒжексона «Black or White».

ќписывать все классические индийские танцы – довольно долгое зан€тие. »нди€ – огромна€ страна, потр€сающа€ своим разнообразием.

“анец ћохини-аттам – один из классических, родом из штата  ерала. ћохини – это прекрасна€ женщина, в которую превращалс€ бог ¬ишну. » сам танец – это танец обворожительной женщины. »звестно около 40 основных движений, большинство св€зано с покачиванием женского тела: ведь нужно как-то отвратить ужасных демонов, чтобы не мешали собирать богам нектар. Ёто – маленька€ и нежна€ драма в танце и стихе.

“анец ћанипури известен на северо-востоке страны, который граничит с Ѕирмой (ћь€нмой). –айон происхождени€ этого танца наложил свои особенности и непохожести в темах и в исполнении. ћанипур, родившийс€ в индийском штате ћанипури, – очень зрелищный танец.  огда-то «танец – приношение богам» стал постепенно светским, его могла танцевать и сама королева, и тогда все социальные различи€ и касты переставали существовать. Ќа врем€, конечно. “анец считаетс€ прочно св€занным с легендой о сотворении мира, без него не обходитс€ ни одни из главных праздников – Ћай ’араоба (апрель-май). ј зарождение этой танцевальной традиции относ€т к древнейшей эпохе поклонени€ огню. ƒл€ этого танца характерно очень м€гкие, плавно переход€щие друг в друга движени€. ƒаже у мужчин, танцующих с мечом или копьем.

ќчень интересен танец  атхак. ќн родилс€ на северо-западе страны, где всегда было много кочевников.  атхак переводитс€ с санскрита как «сказитель, рассказчик», эти рассказчики передавали танец по наследству.  атхак базировалс€ на мифологических сюжетах, или же это было театральное действо с нравоучительным уклоном. “анцевали его и в храмах, и на площад€х, и во дворцах. –ассказчики умели держать в напр€жении огромную аудиторию, пользу€сь часто скудными средствами. ¬от он пов€зал платок на талии – он злодей, накинул шаль на голову – прекрасна€ девушка.

 атхак постепенно вбирал в себ€ многие «заимствовани€» из ÷ентральной јзии, что определило его непохожесть на другие танцы. ѕовороты и кружени€ – от «верт€щихс€ дервишей», «пр€мые» ноги и несгибающеес€ туловище – от персидских танцев, на каждой щиколотке – до 150 колокольчиков! ќт цыган – всем нам знакомые движени€ фламенко. —хожесть между катхаком и фламенко просто поразительна€, дроби ступн€ми звучат вполне «по-испански». ¬ихрь движений, пируэты, дроби – катхак по своей сути «чистый» танец, далеко ушедший от религиозных ритуалов. „еткого пор€дка сюжетов тоже уже нет. Ќо кака€ виртуозность, и кака€ искрометна€ радость танца!

¬ танцевальных костюмах  атхака – также большое разнообразие: они могут быть традиционно индийскими, бенгальскими, а могут быть и мусульманскими.

 лассические индийские танцы – не только древнейшее искусство, но и цела€ наука. »зучение их может потребовать всю жизнь, это только дл€ очень сильно стрем€щихс€. Ќо, надеюсь, они стали более пон€тными, обрели хот€ бы минимально воспринимаемый смысл. Ќадеюсь, что и своеобразна€ утонченна€ красота этих танцев тоже не пройдет мимо ваших внимательных глаз.
 
–убрики:  »нтересное
¬ мире
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



рашида   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 »юл€ 2011 г. 10:44 (ссылка)
Ћюблю индийские танцы!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒ» ќ≈_ѕќЋ≈   обратитьс€ по имени ќЅ—”∆ƒ≈Ќ»≈ ѕ€тница, 29 »юл€ 2011 г. 16:41 (ссылка)
я тоже
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ljalja_Klimt   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 »юл€ 2011 г. 19:13 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ ЅќЋ№Ўќ≈!!! ќ„≈Ќ№ »Ќ“≈–≈—Ќќ! ’ќ“≈Ћќ—№ Ѕџ ≈ў® ѕќ—ћќ“–≈“№!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћюбовь_„ужа€   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 »юл€ 2011 г. 21:40 (ссылка)
—пасибо, интересно !!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку