-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36193
 омментариев: 138784
Ќаписано: 176630

ѕервый —пас. ћедовый —пас

¬оскресенье, 14 јвгуста 2011 г. 13:25 + в цитатник

Ќародное название праздника православной церкви, посв€щенного »исусу ’ристу- —пасителю (—пасу). ÷ерковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту, крестный ход к водоемам и осв€щение воды. ¬ этот день происходили массовые гул€нь€, купани€ людей и скота и всюду отдавалась дань воде. ѕчеловоды в этот праздник осв€щали мед. Ќародна€ традици€ св€зывала первый спас с проводами лета. 
   
ѕервый —пас (—пасовки, —пасов день, ѕроисхожденьев день, ћаковеи /ћаккавеи/, ћедовый, ѕчелиный, ћокрый, ¬одный, "—пас на воде",  алинник (сибирск.), —оломониды-бабушки /сибирск./) - народное название праздника православной церкви, посв€щенного »исусу ’ристу - —пасителю (—пасу), который отмечаетс€ 1/14 августа.

¬ церковной традиции в этот день совершаетс€ два торжества: ѕроисхождение (изнесение) „естных ƒрев ∆ивотвор€щего  реста √осподн€ (отсюда название - ѕроисхожденьев день) и празднество ¬семилостивому —пасу и ѕресв€той Ѕогородице.

ѕраздник ѕроисхождени€ „естных ƒрев перенесен на –усь из  онстантинопол€, где он сложилс€ на основе водоосв€щени€ и крестного хода на воды. ƒл€ того, чтобы защитить город от часто случавшихс€ в августе эпидемий из сокровищницы императорского дворца выносили св€щенную реликвию - сохранившуюс€ частицу ∆ивотвор€щего ƒрева  реста, на котором был расп€т »исус ’ристос. –еликвию несли с крестным ходом, включавшим императора, к источнику —паса, расположенному за городской стеной, и далее в храм —в€той —офии. ƒо праздника ”спени€ Ѕогородицы св€тыню носили по городу с крестным ходом "дл€ осв€щени€ мест и дл€ отвращени€ болезней", предлага€ народу поклонитьс€ св€тому кресту. ќтсюда и произошло наименование праздника - "происхождение" (вместо "вынесение", "исхождение") честных древ креста - как неточный перевод греческого названи€.

Ќа –уси видоизменение праздника ѕроисхождени€ креста привело к установлению в к. XIV в. праздника с поклонением честному  ресту ’ристову и с торжественной службой ¬семилостивому —пасу и  ресту. Ќа рубеже XIV - XV вв. в прологах - слав€но-русских церковно-учительных сборниках - по€вл€етс€ русское сказание об утверждении этого празднества. ¬ сказании говоритс€, что оно было установлено  онстантинопольским патриархом Ћукою и  иевским митрополитом  онстантином в пам€ть знамений от трех св€тынь -  реста ’ристова, иконы ¬ладимирской Ѕогоматери и образа —паса. «намение произошло во врем€ победы византийского императора ћануила над сарацинами, а также русского кн€з€ јндре€ Ѕоголюбского над волжскими болгарами в походе 1164 г. ѕротивники были побеждены и обратились в бегство, а от св€тых икон, находившихс€ среди войск, исходили лучи, осен€вшие полки. √реческий царь и русский кн€зь обмен€лись сообщени€ми об одержанных победах и о чудесном си€нии, исходившим от св€тых икон. ¬ честь чего и был установлен праздник.   XV в. относ€тс€ иконы ѕроисхождени€ креста, на которых изображалс€ византийский крестный ход к водам —пасова источника. ¬ XVI-XVIII вв. строились церкви, посв€щенные празднику ѕроисхождени€ „естного и ∆ивотвор€щего  реста √осподн€. »х число было невелико, иногда они переименовывались в —пасские или ¬семилостивого —паса. ¬ насто€щее врем€ в этот праздник при богослужении совершаетс€ вынос креста на середину храма и поклонение ему, а после литургии - крестный ход на воду.

—огласно же древнему преданию, 1 августа св€той благоверный кн€зь  иевский ¬ладимир крестилс€ сам и крестил –усь. ¬ этот день в пам€ть о ¬еликом событии  рещени€ –уси совершаетс€ осв€щение воды. ¬ "—казании действенных чинов св€ты€ соборные и апостольски€ церкви ”спени€" (1627 год) говоритс€: "ј на ѕроисхождение в день „естного  реста бывает (крестный) ход, осв€щени€ ради воднаго и просвещени€ ради людскаго, по всем градам и вес€м" (ѕравославный церковный календарь на 1993 год. —. 79).

ѕраздник ѕроисхождени€ „естных ƒрев ∆ивотвор€щего  реста √осподн€ широко отмечалс€ в средневековой –уси. — особой торжественностью это происходило в ћоскве, где совершалс€ крестный ход на воду и чин водоосв€щени€, отличавшиес€ особой торжественностью, в которых участвовал сам царь. Ќакануне ѕервого —паса, т.е. в канун —пасова заговень€, вечером 31 июл€, с ≈вдокимова дн€ на ѕервый —пас, государь выезжал в —имонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник сто€л заутреню. Ќапротив —имонова монастыр€, на ћоскве-реке устраивалась "»ордань", как в день Ѕого€влени€ (—м.  рещение). Ќад водою сооружалась сень на четырех столбах с карнизом ("с гзмызом"), котора€ расписывалась и увенчивалась золотым крестом. ѕо углам "»ордани" изображались св€тые евангелисты, внутри нее - апостолы и другие св€тители. »орданска€ сень украшалась цветами, листь€ми, птицами. ќколо "»ордани" устраивались два места - дл€ государ€, в виде круглого п€тиглавого храма, и дл€ патриарха, которые расписывались, украшались резьбою и огораживались позолоченной решеткой, помост вокруг них застилалс€ алым сукном. ¬ назначенное врем€, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный бо€рами и служилыми людьми, дл€ торжественного осв€щени€ воды.

ƒейство ѕроисхождени€ начиналось с погружени€ ∆ивотвор€щего  реста в воду. ѕосле прочтени€ молитв государь с бо€рами опускалс€ в "»ордань", возложив при этом на обычное выездное платье св€тые кресты с мощами - золотые, унизанные драгоценными камн€ми, один из которых принадлежал первому из московских митрополитов - св. ѕетру, другим благословила цар€ јлексе€ его бабка, инокин€ ћарфа »вановна. ѕереодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывалс€ к кресту и принимал патриаршее благословение. ƒуховенство осв€щенной ("иорданской") водою кропило войска и знамена, а желающим разливалась св€та€ вода. ƒве серебр€ных стопы с этой водою отправл€лись в царский дворец.

ѕосле чина водоосв€щени€ устраивались народные гул€нь€. ¬ ћоскве сходились гул€ть около —имонова монастыр€; в “уле собирались на ѕоповом болоте, за городом. ¬ Ќовгороде к ѕервому —пасу была приурочена —пасска€ "праздницка€" - народное гул€нье, бытовавшее до XIX - начала XX в. и происходившее на островке, около крепостных "происхожденских" или вод€ных ворот, получивших данное название от того, что через эти ворота проходил в определенные дни крестный ход на реку ¬олхов.

Ќе только в городах, но и в деревн€х и селах –оссии церковью устраивалось торжественное вынесение креста, совершалс€ крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и осв€щение воды. ¬ этот день отдавали дань воде, поэтому и называли в народе ѕервый —пас - "—пасом на воде", ¬одным или ћокрым. ѕосле водосв€ти€ прин€то было купатьс€, чтобы защититьс€ от лихорадки и сглаза. “ак, в ¬алдае Ќовгородской губернии купались пр€мо в рубашках. √оворили: "Ќа —паса в ≈рдани купатьс€ - незамоленные грехи прост€тс€".  роме людей купали лошадей, а пастухи пригон€ли с пастбищ домашнюю скотину и загон€ли ее в реку, дл€ того чтобы защитить животных от разных болезней.

“ак, в «арайском у. –€занской губ. на луг, расположенный недалеко от ручь€ или реки мальчики-подростки пригон€ли лошадей со всего прихода. ќни выстраивали лошадей в две или три линии, оставл€€ проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругв€ми и иконами. ѕо окончании молебна и осв€щени€ воды св€щенник в сопровождении причетника проходил по р€дам лошадей и кропили их св€той водою из водосв€тной чаши или кандеи, при этом не оставались без внимани€ и лошади кресть€н и господ, приехавших на водосв€тие. ¬ некоторых местах лошадей не кропили водою, а перегон€ли вплавь через реку, в которой вода предварительно осв€щалась. Ћошадей, как и весь другой скот, обычно купали в этот день в последний раз, так как считалось, что если выкупать лошадь после этого дн€, то она не переживет предсто€щей зимней стужи - у нее "застынет кровь"; а на следующий день поили их через серебро, т.е. положив в воду что-нибудь серебр€ное, чтобы они были здоровыми и сильными.

»меновалс€ ѕервый —пас и медовым - от обили€ меда, который в этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили осв€щать в церковь (иногда говорили: "Ќа помин родителев").  ресть€не считали, что с этого дн€ пчелы прекращают производить мед ("пчела перестает носить медовую вз€тку"), поэтому необходимо было "заломать соты" ("Ќа ѕервый —пас заламывай соты"), иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. ƒл€ "выламывани€" первых сот на пасеке пчеловод одевалс€ в чистую одежду, осен€лс€ крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей - после чего "подрезывал" соты ("Ќа ѕервый —пас макай в мед ножи" - смоленск.) и, положив часть их в новую, не бывшую в употреблении дерев€нную посуду, относил в церковь. ѕосле обедни св€щенник осв€щал мед нового урожа€ и только теперь его разрешалось есть. „асть осв€щенного меда ("попова дол€") оставалась в церкви, затем угощалс€ причт, нищие ("Ќа ѕервый —пас и нищий медку попробует!") и дети. ѕробу€ первый мед, реб€та приговаривали:

                    "ƒай, √осподи, хоз€ину многие лета,
                    ћногие лета - долгие годы!
                    ј и долго ему жить - —паса не гневить,
                    —паса не гневить, Ѕожьих пчел водить,
                    Ѕожьих пчел водить, €рый воск топить -
                    Ѕогу на свечку, хоз€ину на прибыль,
                    ƒому на приращение,
                    ћалым детушкам на утешение".
                                 ( оринфский ј.ј. 1995. —. 324).

¬озвратившись из церкви, пчеловоды разговл€лись свежим медом, пирогами с пшенной кашей и медом, варили "мед€ные" квасы и угощали всех пришедших в гости, а в ƒревней –уси пекли на первом меду огромный хлеб-пр€ник из первой ржаной муки нового урожа€.

 о дню ѕервого —паса приурочивалось начало и других хоз€йственных работ. “ак, начинали отделывать овины и очищать гумна ("√отовь гумна и овины"), устраивали "сиротские и вдовьи помочи", т.е. приходили помогать по хоз€йству сиротам и вдовам, что происходило обычно после службы в церкви, до праздничного обеда ("Ќа вдовий двор хоть щепку кинь!"). „асто сами приносили и угощение. ѕриговаривали:

                    "“ы - за себ€,
                    ћы - за теб€,
                    ј ’ристов —пас -
                    «а всех нас!"
                                ( оринфский ј.ј. 1995. —. 326).

ќсобо почиталс€ ѕервый —пас в южных губерни€х –оссии, где раньше созревал хлеб и плоды, и где этот праздник приравнивалс€ по значению ко ¬торому —пасу (см. ѕреображение √осподне). “ак, в южной ¬еликороссии к ѕервому —пасу в основном заканчивалась уборка овощей и хлеба, и было прин€то осв€щать в церкви венки, сплетенные из колосьев, наполненных новым зерном, и первые плоды созревшего урожа€. ¬ народе говорили: "—пас - всему час"; "ќт ѕервого от —паса накопит и мужик запаса"; "—пасов день покажет, чь€ лошадка обскачет", т.е. кто воврем€ или быстрее других соберет урожай в поле.

¬ день ѕервого —паса в центральной и южной полосе –оссии начиналс€ ранний посев озимой ржи ("ѕервый —пас - первый сев"; "Ќа ѕервый —пас паши под озимь, сей рожь, готовь гумна и овины"; "ƒо ѕетрова дни взорать, до »льина заборонить, на —пас - засевать!"). ѕеред началом пашни устраивались крестные ходы на пол€; совершалось осв€щение сем€н, дл€ чего их насыпали в лукошки и выносили в поле, либо несли дл€ осв€щени€ в часовню, церковь или к колодцу, где происходило водосв€тие. —емена ржи дл€ осв€щени€ приносились лишь частью кресть€н, остальные брали у них по горсточке. ѕри осв€щении сем€н св€щенником читалась особа€ молитва: "ќтжени (отгони) от нас, (господи), вс€, снедающа€ плод наш земный, и вс€кое наказание, праведно наводимое на ны (нас), грех ради наших; и богаты€ тво€ щедроты ниспошли на вс€ люди тво€…" (—мирнов ћ.». 1927. —. 50-51). ќсв€щенную рожь приносили домой, складывали к остальным семенам, либо бросали первой горстью на полосу во врем€ сева.

 роме осв€щени€ ржи в ѕервый или ¬торой —пас (см. ѕреображение √осподне) вынимали во врем€ службы т.н. "засевальную просфору", которую позже помещали в лукошко с семенами или прив€зывали к нему на веревочке. Ќекоторые кресть€не сохран€ли к началу сева "благовещенскую" или "четверговую" просфору, брали с собой икону, крест, пасхальное €йцо, хлеб и соль (владимирск.).

Ќакануне ѕервого —паса варили €йца, по числу наход€щихс€ во дворе мужчин; за обедом каждый разбивал €йцо и смотрел - у кого оно окажетс€ полнее, тот и должен се€ть рожь, чтобы урожай был "полный" (смоленск.).

ѕеред началом сева озимых находили в деревне старика - умелого и опытного пахар€. ѕоддержива€ его под руки, потр€сали ими и говорили: "ѕосей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!" (Ќекрылова ј.‘. 1991. —. 299).

— ѕервым —пасом св€зывались проводы лета, окончание летних хороводов, начало двухнедельного ”спенского поста, считающегос€ "осколком от ¬еликого поста", поэтому его и почитали также как и ¬еликий пост ("”спенский пост мужика досыта кормит"; "—пасовка - лакомка, а ѕетровка /ѕетровский пост/ - голодовка"). ќтмечались и различные природные €влени€, бывающие около дн€ ѕервого —паса. “ак, сибирские кресть€не называли ѕервый —пас первым  алинником и утверждали, что он "влечет за собой инеи", которые губ€т хлебные злаки в период созревани€. "Ќа —паса инью не было - хлеба уйдут (дозреют)"; "ѕронеси  алинника мороком либо туманом!". √оворили: "≈сли за неделю перед —пасом аисты станут приготовл€тьс€ к отлету, то рано зима станет и будет морозна€, а весна будет тепла€"; "Ќа ѕервый —пас отлетают ласточки и стрижи" ("ќтлетает первый табун стрижков" (сибирск.)). «амечали, что "ласточки отлетают в три раза, в три —паса" (1, 6 и 16 августа). —читалось, что накануне ѕервого —паса ласточка в последний раз облетает деревню. ј в сам —пас в некоторых губерни€х после службы в церкви дети собирались на краю деревни - "просить касаток". –еб€та играли в различные игры и при этом следили - не полетит ли из деревни ласточка. ”видев вылетающую птицу, они бежали следом с приговором:

                    "Ћасточка - касатка!
                    ј где ж тво€ матка?
                    √де твои братцы,
                    √де твои детки,
                    √де ж твои сестрицы?
                    »спей —пасовой водицы!
                    ”летать - не отлетай,
                    ƒо —пожинок доживай".
                                  (симбирск.;  оринфский ј.ј. 1995. —. 327).

—овершив такой обычай, реб€та верили, что ласточки не улет€т из деревни до ”спени€ Ѕогородицы. √оворили: "Ћасточка весну начинает - осень накликает!"; "ѕришел ѕервый —пас, держи шубу (вар. рукавицы, кожух) про запас"; "— ѕервого —паса - холодные росы"; "ќтцветают розы, падают холодные росы"; "— ѕервого —паса и роса хороша!"; "” ѕервого —паса всего в запасе: и дождь, и вЄдро"; "Ќа ѕервый —пас олень копыто обмочил"; "¬ ѕервый —пас - на воде - олень обмакивает лапу, во ¬торой —пас - на горе - обмакивает хвост (вода холодеет)". ќб этом говоритс€ в песне:

                    "“ы олень ли, мой олень,
                    “ы јлешенька!
                    “ы куда-куда бежишь?
                     уда путь держишь?"

                    "я бегу ли побегу
                     о студеной ко воде…
                    ћне копытцом ступить,
                     лючеву воду студить!"
                                (ћельников-ѕечерский ѕ.». 1986. —.)

¬ церковной традиции день 1 августа посв€щен не только празднику —паса, но и пам€ти семи ветхозаветных мучеников ћаккавеев (отсюда - ћаккавеев день) и их матери —оломонии. ¬ народных представлени€х произошло соединение созвучного имени семи мучеников и названи€ растени€ - "мак", сбор сем€н которого приходилс€ на это врем€. √оворили: "ћаковей или ћакотрус - собирают мак".

¬ —ибири этот день называли днем "—оломониды - ба(в)ушки". —оломонида почиталась матер€ми, беременными ("детным" и "берЄжим бабам"), а также знахарками и лекарицами, упоминавшими ее им€ в наговорах от "ветр€нова перелому" и когда парили в бане детей.

јвтор: Ѕаранова ќльга √еннадьевна
»сточник: –оссийский этнографический музей

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



тать€на_магаева   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јвгуста 2011 г. 17:25 (ссылка)
Ѕлагодарю сердечно за такой подробный рассказ!— праздником!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ketevan   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јвгуста 2011 г. 20:13 (ссылка)
¬от и всЄ - ћедовый —пас.
ѕлачет сад слезами €год -
¬ утешение их припас август нам
ќт летних т€гот.
—коро, скоро упадЄт с ветки
яблоко большое,
» повалит весь народ
Ѕога славить всей душею.
«а посильные труды,
„то с молитвой не расстались,
«а цветущие сады,
„то плодами увенчались.
- Ќе оставь нас, Ѕоже наш
Ќи в морозы, ни в метели
„тоб не только закрома,
Ќо и души не пустели!
0_62e22_33bc16e1_L (500x500, 281Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћќ«»Ћј   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 14 јвгуста 2011 г. 22:16 (ссылка)
с праздником!!!!!!!! спасибо за пост
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку