-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36193
 омментариев: 138784
Ќаписано: 176630

»стори€ русских кораблей

¬оскресенье, 04 —ент€бр€ 2011 г. 20:43 + в цитатник

яхта «—в€той ѕетр»


«Cв€той ѕетр» - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. ѕостроен в √олландии в 1693 году по заказу ѕетра 1 и в том же году прибыл в јрхангельск - единственный в то врем€ порт –оссии. Ётот небольшой парусный корабль имел одну мачту с пр€мым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. ѕо бортам подвешивались шверцы (балансиры) дл€ большей устойчивости в бурном море. ¬ 1693 году на €хте дл€ осмотра побережь€ Ѕелого мор€ выходил ѕетр 1. ќн еще дважды находилс€ на ее борту: во врем€ поездки в —оловецкий монастырь, а позже - квнвоиру€ со всей эскадрой русских военных кораблей иностраннье торговые суда до Ѕелого мор€. ¬ последующие годы €хта «—в€той ѕетр» была превращена в торговое судно.


Ўлюп «ћирный»

«ћ»–Ќџ…», парусный военнный шлюп, корабль 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей јнтарктиду. Ќа ќлонецкой верфи в Ћодейном поле близ ѕетербурга в 1818 году строилось дл€ флота вспомогательное судно «Ћадога». —трем€сь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в јнтарктиду решили не строить новое судно, а использовать «Ћадогу» ѕри включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «ћирный» и сразу же приступили к перестройке. –аботами руководил командир «ћирного» ћ. ѕ. Ћазарев. Ќаделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили кн€вдигед, дополнительно обшили корпус - дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвозд€ми.  орпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водоросл€ми, покрыли медными листами. ¬нутри корпуса поставили дополнительные креплени€ на случай воздействи€ льдин, сосновый руль был заменен дубовым. –анее поставленный сто€чий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, примен€емыми на корабл€х военно-морского флота.

Ўлюп «ћирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Ёкипаж насчитывал 72 человека.


ѕервый русский линейный корабль «ѕолтава»

«ѕолтава» - первый линейный корабль, построенный в ѕетербурге. «аложен 15 декабр€ 1709 года на √лавном јдмиралтействе в —анкт-ѕетербурге, спущен на воду 15 июн€ 1712 года. —троительством «ѕолтавы», названной так в честь выдающейс€ победы 27 июн€ 1709 года русских войск над шведами под ѕолтавой, руководил ѕетр I.

ƒлина - 34,6 ширина - 11,7, осадка 4,6 метра, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. ѕосле вступлени€ в строй этот корабль участвовал во всех кампани€х русского Ѕалтийского корабельного) флота в годы —еверной войны, а в мае 1713 года, прикрыва€ действи€ галерного флота по овладению √ельсингфорсом, был флагманским кораблем ѕетра 1. ѕосле 1732 этот корабль, пришедший в негодность к дальнейшей морской службе, был исключен из списков.


Ћинейный корабль «ѕобедоносец»

—тремление русского государства к проведению активной внешней политики в середине 18 века требовало возрождени€ –оссийского флота, пришедшего в упадок после смерти ѕетра I. ««начительное усиление –оссии немыслимо без действий –усского военно-морского флота» - эти слова ≈катерины II блест€ще подтвердила истори€. ¬о второй половине 18 века –осси€ вела ожесточенную борьбу за выход в „ерное и —редиземное мор€, а также укрепл€ла свои позиции на Ѕалтийском море. ѕоэтому численный состав флота в этот период его развити€ в основном определ€лс€ двум€ факторами: угрозой со стороны “урции на юге и Ўвеции - на Ѕалтике. ¬ законодательном пор€дке количественный и качественный состав флота определ€лс€ Ўтатным положением, разрабатываемым јдмиралтейств- оллегией и утверждавшимс€ главой государства.

ѕосле заключени€ 10 июл€ 1774 года  учук- айнарджийского мирного договора с “урцией отпала необходимость в дальнейшем увеличении численного состава флота, т. к. «число плавающих кораблей превосходило назначенное по большому военному комплекту». ѕоэтому с 1775 г. интенсивность строительства линейных кораблей в –оссии начинает падать и вскоре прекращаетс€ вообще. Ћишь в 1779 г. началась достройка кораблей, находившихс€ на стапел€х. ѕерерыв в строительстве флота был использован русскими кораблестроител€ми и мор€ками дл€ дальнейшего совершенствовани€ корабельной архитектуры, повышени€ боевых и мореходных качеств военных кораблей.

¬ 1766 году на корабл€х «»—»ƒќ–» (74 пушечного ранга) и «»Ќ√≈–ћјЌЋјЌƒ» (66 пушечного ранга), вооруженных по новым пропорци€м такелажа, парусов, мачт, стеньг и реев, были проведены испытани€. јвтором новых пропорций €вл€лс€ вице-адмирал —.  . √рейг. ѕо результатам вышеуказанных испытаний јдмиралтейств-коллеги€ прин€ла решение: «... впредь корабли вооружать так, как были вооружены корабли «»—»ƒќ–» и «»Ќ√≈–ћјЌЋјЌƒ».

“ак был прин€т промежуточный регламент 1777 года, который с учетом артиллерийского штата 1805 года лег в основу второго  орабельного –егламента 1806 г., продолжившего традиции русской кораблестроительной школы.

¬ 1779 г. –осси€ возобновл€ет строительство линейных кораблей с целью замены «пришедших в негодность по ветхости своей». «а последующие четыре года было построено 8 линейных кораблей и 6 фрегатов. —реди них был корабль 66 пушечного ранга «ѕќЅ≈ƒќЌќ—≈÷», заложенный 9 июн€ 1778 года и спущенный на воду 16 сент€бр€ 1780 года. ѕостроенный по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей ј.  атасонова, корабль имел следующие размерени€: длина по нижней палубе - 160 футов; ширина по мидель-шпангоуту - 44,6 футов; глубина интрюма - 19 футов. ¬ооружение состо€ло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий.

—вое первое длительное плавание в —редиземное море корабль совершил под командованием капитан-бригадира ј. —пиридонова в составе эскадры вице-адмирала ¬. „ичагова в 1782 году. ѕровед€ в море свыше 7 мес€цев, корабль вернулс€ в  ронштадт, заслужив высокую оценку адмирала „ичагова не только своими действи€ми в период плавани€, но и высокими мореходными качествами: «... что же касаетс€ крепости, то в подводной части все корабли тверды, а в надводной, напротив того, все слабы, кроме корабл€ «ѕобедоносец».

ќн был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. «а 27-летнюю службу ќтечеству в биографию корабл€ вписано немало славных дел, в том числе участие в морском бою у ¬ыборга 22 июн€ 1790 года, где своим интенсивным артиллерийским огнем по шведским корабл€м он во многом способствовал разгрому непри€тельской эскадры. ¬ 1893 году корабль был перетемберован и получил внешний вид, отличающийс€ от проектного.  орабль был разобран в 1807 году и исключен из списков флота.


 орабль « репость»

«Kрепость» - первый русский военный корабль, вышедший в „ерное море и посетивший  онстантинополь.

ѕостроен в ѕаншине, недалеко от усть€ ƒона. ƒлина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий.

Ћетом 1699 года « репость» под командованием капитана ѕамбурга доставила в  онстантинополь посольскую миссию, возглавл€емую думным советником ≈м. ”краинцевым. ѕо€вление русского военного корабл€ у стен турецкой столицы, а всей русской эскадры у  ерчи вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к –оссии. ћежду “урцией и –оссией был заключен мирный договор. Ётот поход « репости» примечателен еще и тем, что русские мор€ки впервые произвели гидрографические промеры  ерченского пролива и Ѕалаклавской бухты, а также составили первые планы  рымского побережь€.

¬о врем€ сто€нки в  онстантинополе на борту « репости» побывали многие турецкие и зарубежные специалисты, давшие высокую оценку русскому судостроению. ¬ июне следующего, 1700 года, корабль « репость» с 170 русскими пленными возвратилс€ из “урции в јзов.


√алера «ѕринципиум»

√алера построена в начале 1696 года в ¬оронеже по голландскому образцу, 2 апрел€ того же года вместе с двум€ другими однотипными судами была спущена на воду. ƒлина - 38, ширина - 6 метров, высота от кил€ до палубы - около 4 м. ¬ движение приводилась 34 парами весел. „исленность экипажа - до 170 человек. »мела на вооружении 6 пушек. ѕо типу «ѕринципиума», лишь с некоторыми изменени€ми, было построено еще 22 судна дл€ участи€ в јзовском походе ѕетра 1. 3 ма€ 1696 года «ѕринципиум» под командованием ѕетра 1 в голове отр€да из восьми судов покинула ¬оронеж и после 12-дневного плавани€ под парусами прибыла в „еркесск. ¬о врем€ этого перехода на ее борту ѕетром 1 был написан так называемый «”каз по галерам», €вившийс€ прототипом «ћорского ”става», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а гакже указани€ на случай бо€.

27 ма€ это судно в составе флота впервые вышло в јзовское море, а в июне участвовало в блокаде с мор€ осажденной русскими войсками турецкой крепости јзов, закончившейс€ капитул€цией ее гарнизона.

ѕо окончании боевых действий под јзовом галера была разоружена и поставлена на ƒону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. ¬ документах того времени чаще встречалась под наименовани€ми «≈го высочества» и « умондера».


Ўлюп «ƒиана»

Pvcский 3-х мачтовый военный шлюп, совершивший в 1807 - 1813 гг. дальнее плавание под командованием известного русского мореплавател€ ¬. ћ. √оловнина. ѕерестроен из транспорта дл€ перевозки леса в 1806 г. корабельными мастерами ». ¬.  урепановым и ј. ». ћелеховым. ¬ 1807 г. перешел на  амчатку по маршруту  ронштадт - мыс √орн - мыс ƒоброй Ќадежды. ¬ —аймонстауне (ёж. јфрика) в 1808 г. из-за начавшейс€ англо-русской, войны шлюп был захвачен англичанами, но в 1809 г. команда сумела вывести его из бухты и спастись бегством. «ƒиана» продолжила свой путь и, обогнув “асманию с юга, в мае 1809 г. прибыла в ѕетропавловск- амчатский.  урсировала от  амчатки к –усской јмерике, доставл€€ грузы дл€ русских поселений. — борта «ƒианы» производилась опись  урильских островов. ѕосле пленени€ €понцами командира шлюпа √оловнина в 1811 г. в командование вступил старший офицер ѕ. ». –икорд. ¬ но€бре 1813 г. «ƒиана» совершила послед ний рейс, после чего служила складом на отмели в ѕетропавловской гавани. »менем шлюпа назван пролив между островами  ета и —имушир ( урильские острова).

¬одоизмещение 300 т, длина 27,7 м. ¬ооружение: 14 6-фунтовых пушек, 4 8-фунтовые карронады, 4 3-фунтовых фальконета.


√алиот «ќрел»

” российского мореходства многовековое прошлое, признанное в мире. јнглийский морской писатель ‘. ƒжейн свою книгу «»мператорский –оссийский военный флот: его прошлое, насто€щее и будущее» начал словами: «–усский флот, начало которого хот€ обыкновенно относ€т к сравнительному позднему учреждению, основанному ѕетром ¬еликим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот Ѕританский. «а столети€ до того, как јльфред построил британские корабли, русские суда сражались в отча€нных морских бо€х; и тыс€чу лет тому назад первейшими мор€ками того времени были они, русские...»

ѕредметом же этой статьи будет корабль, который традиционно считаетс€ началом –оссийского флота, это - двухпалубный парусный корабль «ќрЄл». »так, углубимс€ в историю √осударства –оссийского, чтобы нам были более пон€тны некоторые моменты развити€ –оссийского же флота...

¬ первой половине XVI в. ћосковское государство начинает борьбу за возвращение своих исконных земель на западе, упорно пробива€сь к мор€м (напомню, они были утер€ны ещЄ до того как ¬еликие кн€жества были объединены и ћосква стала столицей). ¬ 1572-1577 гг. войскам »вана IV (√розного) удалось освободить от гнета Ћивонского ордена русские земли в ѕрибалтике - но, увы, ненадолго. ¬ то же врем€ –осси€, до конца одолев монголов и присоединив к себе  азанское, јстраханское и —ибирское ханства, Ќогайскую орду и земли башкир, завладела волжским речным путем с выходом в  аспийское море.

ќторванные от балтийских берегов московиты начинают создавать свой торговый флот на ¬олге. ¬ 1636 г. в Ќижнем Ќовгороде был построен первый русский морской корабль «‘редерик» длиной 36,5 м, шириной 12 м и глубиной интрюма 2,1 м.  орабль европейского образца имел плоское днище, трехмачтовое парусное вооружение и 24 больших галерных весла. Ќа борту корабл€ во врем€ первого плавани€ находилось около 80 человек. ƒл€ защиты от нападени€ на судне было установлено несколько пушек.  орабль «‘редерик» ходил с посольством в ѕерсию, и по€вление столь необычного дл€ каспийских вод судна сильно поразило очевидцев.   сожалению, век «‘редерика» оказалс€ недолгим: во врем€ шторма он потерпел аварию и был выброшен на берег в районе ƒербента.

¬ мае 1667 года, 19-го числа, царь јлексей ћихайлович издал указ, в котором говорилось: «ƒл€ посылок из јстрахани в ’валынское ( аспийское) море делать корабли в  оломенском уезде в селе ƒединове и то корабельное дело ведать в приказе Ќовгородской чети бо€рину ќрдину-Ќащокину, да думным дь€кам ƒохтурову, √олосову и ёрьеву...»

«а два года здесь сделали парусный корабль «ќрел», €хту, два шлюпа и бот.  оломенцы принимали непосредственное участие в их строительстве, а оснащали суда коломенские канатных дел мастера.

¬ последующие годы верфь в ƒединове продолжала действовать. «десь строили известные барки - коломенки длиной 15 - 20 саженей, а шириной 2 - 4 сажени (сажень - русска€ мера длины, равна€ 2,134 метра), на которых купцы перевозили от 7 до 12 тыс€ч пудов груза... Ќо остановимс€ поподробнее на паруснике «ќрЄл».

¬ 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке ќке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «ќрел». ѕо длине (24.5 м) он был лишь немного больше «чайки» или струга, но в два раза шире (6.5 м). ¬ воде он сидел намного глубже (осадка 1.5 м), а борта были высокими. Ёкипаж - 22 матроса и 35 стрельцов («солдат корабельных»). Ёто двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищал€ми (шестифунтовыми пушками). ¬ отличие от «‘редерика» это судно не имело гребных весел и €вл€лось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в –оссии. Ќа фок- и грот-мачтах «ќрла» были установлены пр€мые паруса, а на бизань-мачте - косой.  роме «ќрла», тогда же были построены и малые военные суда. ¬от строки из указа цар€ јлексе€ ћихайловича по этому кораблю: « ораблю, который в селе ƒединове сделан, прозвание дать «ќрлом». ѕоставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же».  огда «ќрел» был готов, на его корме и носу укрепили дерев€нных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Ёти геральдические символы царской власти €вл€лись своеобразным подтверждением названи€ корабл€, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

«ќрдин-Ќащокин, волну€сь, взмахнул рукой, и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. «ќрел» тронулс€ с места и заскользил по стапелю. “оржественный перезвон заглушили залпы салюта. „ерез минуту-другую первый русский военный корабль закачалс€ на голубой глади окской заводи».

  сожалению в истории этого корабл€ нет героических сражений. ѕроплавав некоторое врем€ по ¬олге и  аспию, «ќрел» был захвачен в городе јстрахани казаками —теньки –азина. Ёто произошло летом 1669 г., после того как «ќрел», €хта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в јстрахань. ќн не был сожжен в јстрахани вместе с остальной южной флотилией, как это предполагалось раньше. ¬осставшие, опаса€сь, что царь јлексей ћихайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 г. загнали его в протоку  утум, где он просто€л многие годы, пока не пришел в ветхость. Ќо тем не менее он навсегда вошЄл в историю –оссии как первый военный парусник.


Ќу а это - ѕ— – "ќ–®Ћ" - корабль, на котором € служил (€ уже делал пост о нЄм)
–убрики:  »нтересное
»стори€
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Aquila_reale   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 04 —ент€бр€ 2011 г. 20:48 (ссылка)
—пасибо большое! ќчень интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку