-—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ѕрикольные_футболки ќ_—амом_»нтересном MY_HIT

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36171
 омментариев: 138763
Ќаписано: 176584

»стори€ игральных карт

ѕонедельник, 05 —ент€бр€ 2011 г. 12:32 + в цитатник
–едкий современный человек не держал в руках игральных карт. ¬ерсий их по€влени€ несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счЄт.
” карт древн€€ и весьма драматична€ истори€. ƒолго существовавшее мнение, что карты были изобретены во ‘ранции дл€ развлечени€ душевнобольного корол€  арла VI Ѕезумного, — всего лишь легенда. ”же в ƒревнем ≈гипте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в »ндии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в  итае карты, похожие на современные, известны с XII века.
≈сть две главные версии происхождени€ карт. ѕерва€ — китайска€, хот€ многие до сих пор не хот€т в нее верить. ”ж слишком непривычны дл€ нас китайские и €понские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, котора€ больше похожа на домино. ќднако несомненно, что уже в VIII веке в  итае дл€ игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначени€ми различных символов. Ёти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. ј в »ндии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Ўивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Ќекоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным маст€м.

 итайцы усложнили игру в кости и получили домино. «атем вместо точек на табличках стали изображать фигуры, цветы и бытовые сцены. “акие таблички использовались дл€ напоминающей пась€нс игры "маджонг", распространЄнной в  итае и японии. —уть игры в том, чтобы из множества высыпанных на стол табличек составить пары одинаковых. »з јзии италь€нские путешественники привезли в ≈вропу идею использовать дл€ игр карточки с изображени€ми. ”дивительно, но ни кости, ни домино, ни маджонг не исчезли с по€влением карт – прекрасный пример сосуществовани€ разных ветвей эволюции.

Ќо куда попул€рнее египетска€ верси€ происхождени€ карт, растиражированна€ новейшими оккультистами. ќни утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "ћладшие јрканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиес€ 22 "—тарших јркана" вошли в состав загадочной колоды “аро, используемой дл€ гаданий. Ёту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Ёттейла, а его продолжатели французы Ёлифас Ћеви и доктор ѕапюс и англичане ћэзерс и  роули создали собственные системы интерпретации карт “аро. Ќазвание это €кобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в ≈вропу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из ≈гипта.

ѕравда, никаких доказательств столь раннего существовани€ колоды “аро ученым найти не удалось.

—огласно третьей версии (европейска€ верси€), обычные карты по€вились на европейском континенте не позднее XIV века. ≈ще в 1367 году в городе Ѕерне карточна€ игра была запрещена, а дес€ть лет спуст€ шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутс€ в карты у стен своей обители. ¬ 1392 году ∆акмен √рингоннер, шут душевнобольного французского корол€  арла VI, нарисовал карточную колоду дл€ развлечени€ своего господина. “огдашн€€ колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Ќе хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. “олько в следующем столетии италь€нские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.
—уществует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. «елена€ масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. ¬ средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листь€ми, которые при печати карт упростились до черных пик.  расна€ масть символизировала красоту, север, духовность. Ќа карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. ∆елта€ масть — это символ интеллекта, огн€, юга, делового успеха. Ќа игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. √олуба€ масть — символ простоты, пор€дочности. «наком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

 арты в то врем€ имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными дл€ игры.

Ќе было единообрази€ в карточных маст€х. ¬ ранних италь€нских колодах они носили названи€ "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов". ѕохоже, как и в »ндии, это было св€зано с сослови€ми: двор€нством, духовенством и торговым классом, в то врем€ как жезл символизировал сто€вшую над ними королевскую власть. ¬о французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). Ќа разных €зыках эти названи€ и сейчас звучат по-разному; например, в јнглии и √ермании это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в »талии — "копь€", "сердца", "квадраты" и "цветы". Ќа немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листь€". „то касаетс€ русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): пон€тно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

–анние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употребл€лись 22 "—тарших јркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков «одиака и стихий. ¬ разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно.   тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. ¬ XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

»нтересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Ќапример, четыре корол€ — это величайшие монархи древности:  арл ¬еликий (черви), библейский царь ƒавид (пики), ёлий ÷езарь (бубны) и јлександр ћакедонский (трефы). ¬ отношении дам такого единодуши€ не было — например, дама червей была то ёдифью, то ≈леной “ро€нской, то ƒидоной. ƒама пик традиционно изображалась как богин€ войны — јфина, ћинерва и даже ∆анна дјрк. ¬ роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую –ахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Ќаконец, дама треф, на ранних италь€нских картах выступавша€ как добродетельна€ Ћукреци€, превратилась в јргину — аллегорию суеты и тщеслави€.
ƒжокер — легкомысленна€ фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики... ј в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". ¬ дореволюционных сценических действах похожий персонаж называлс€ ‘радь€воло. "ƒжокер" выше всех, она не имеет масти и в игре считаетс€ самой сильной. “аким образом, на вершине пирамиды находитс€ отнюдь не  ороль, а Daus...

“уз — слово польского происхождени€ от немецкого Daus. Ќемецко-русский словарь указывает значение слова: Daus — дь€вол. ¬полне возможно, что Daus — вариант искажени€ греческого "диаболос" — рассеиватель клеветы.

—ама€ сложна€ фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. —амо слово "валет" вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. »менно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ћа √ир по прозвищу —атана (черви), а также герои эпоса ќжье ƒатчанин (пики), –оланд (бубны) и Ћанселот ќзерный (трефы).

" озырные" карты, само их название, имеют своЄ особое назначение. " ошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношени€…что, как вы понимаете, св€занно с каббалой.

¬се же каждый исследователь приводит свои толковани€ мастей и фигур. ќтец ћенестрье считал, что карты — это символы великих монархий (иудейска€, греческа€, римска€, французска€), а четыре дамы — не что иное как главные женские добродетели: набожность, материнство, мудрость и красота. ƒругие же считают, что "дамами" изображены такие исторические личности, как ћари€ јнжуйска€, јгнесса —орель, »забелла Ѕаварска€ и ∆анна дјрк. Ќо гипотезы так и остаютс€ гипотезами.

ќдно греческое предание приписывает изобретение карт ѕаламеду, сыну эвбейского цар€ Ќавпли€, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого ќдиссе€. ќдиссей хотел остатьс€ в стороне от войны греков против “рои.  огда его в св€зи с этим отыскал ѕаламед. ќдиссей прикинулс€ сумасшедшим. ј сделал он это так: он впр€г в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. ќднако ѕаламед сразу же разгадал обман.

ќн вернулс€ во дворец, вз€л из люльки сына ќдиссе€ — “елемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упр€жкой волов и осла. ќдиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себ€. Ёта хитрость ѕаламеда €вилась основанием дл€ того, чтобы ему стали приписывать различные изобретени€. ќн €кобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во врем€ многолетней осады “рои — игральные карты. » это случилось за 1000 лет до нашей эры!
  XIII веку карты уже были известны и попул€рны во всей ≈вропе. — этого момента истори€ развити€ карт становитс€ более €сной, но довольно-таки однообразной. ¬ средние века и гадани€, и азартные игры считались греховными.  роме того, карты стали попул€рнейшей игрой во врем€ рабочего дн€ – страшный грех, по мнению работодателей всех времЄн и народов. ѕоэтому с середины XIII века истори€ развити€ карт превращаетс€ в историю св€занных с ними запретов.

Ќапример, во ‘ранции в XVII веке домохоз€ева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгон€лись из города.  арточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребЄнка. ѕосле французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. »зменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них прин€то было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. ѕравда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты.  освенный налог на карты дл€ игры был отменен во ‘ранции лишь в 1945 году.
¬ –оссии карты по€вились в начале XVII столети€.   середине этого века они уже обрели попул€рность в качестве „пути" к преступлени€м и разжиганию страстей. ¬ „”ложении" 1649 г. при царе јлексее ћихайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о тат€х", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубани€.

”казом 1696 г. при ѕетре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты ,"...и у кого карты вынут, бить кнутом". Ёти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, св€занными с распространением азартных карточных игр. Ќар€ду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт дл€ показа фокусов и раскладывани€ пась€нсов.

–азвитию „невинных" форм применени€ карт способствовал указ ≈лизаветы ѕетровны от 1761 года о разделении употреблени€ карт на запрещаемое дл€ азартных игр и дозвол€емое дл€ игр коммерческих. Ќе совсем €сен путь проникновени€ карт в –оссию. —корее всего, они получили распространение в св€зи с польско-шведской интервенцией в период —мутного времени начала XVIII в.

¬ XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт. ≈й занимались академики живописи јдольф »осифович Ўарлеман и јлександр ≈горович Ѕейдеман. —тоит отметить, что в насто€щее врем€ их эскизы хран€тс€ в √осударственном –усском музее и в  арточном музее ѕетергофа. ќднако в производство были запущены рисунки академика јдольфа »осифовича Ўарлемана, которые мы и знаем сейчас, как јтласные карты.

ј.».Ўарлеман не создал принципиально нового карточного стил€. –исунки на јтласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", котора€ также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

—озданные новые эскизы карт не имели собственного названи€. ѕон€тие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовлени€. јтлас — это особый сорт гладкой, гл€нцевитой, блест€щей шелковой ткани. Ѕумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. ¬ 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.
— конца XVIII века началс€ насто€щий карточный бум, охвативший всю русскую культуру. Ќапример, ƒержавин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а ѕушкин в полицейских донесени€х значилс€ не как поэт, а как "известный на ћоскве банкомет". јзартные Ќекрасов и ƒостоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный “ургенев предпочитал игру "на интерес". ¬ тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и св€занные с ними скандалы.

ѕостепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. ≈сли первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародь€.

Ќа «ападе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. ¬прочем, карты стали служить и дл€ совсем уж неинтеллектуальных зан€тий. ≈сли на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Ќо это совсем друга€ игра.

Ќадо сказать, за столети€ по€вл€лось немало желающих модернизировать карточные изображени€, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. ¬ политических цел€х выпускались колоды, где в роли королей выступали Ќаполеон или германский император ¬ильгельм. ј в ———– в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с кресть€нами и даже ввести новые масти — "серпы", "молоты" и "звезды". ѕравда, подобную самоде€тельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложени€".
–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



“ј“ ”   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 05 —ент€бр€ 2011 г. 15:05 (ссылка)
»нтересно. Ѕлагодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
мурзик49   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 05 —ент€бр€ 2011 г. 21:45 (ссылка)
благодарю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку