-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.02.2010
Записей: 36193
Комментариев: 138784
Написано: 176630

Масленица

Воскресенье, 19 Февраля 2012 г. 22:05 + в цитатник

Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней.

Масленица, открывающая сырную неделю, — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

http://www.fresher.ru/images/interesnye-fakty-o-ede/32.jpg

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как суббота перед масленицей почиталась как «родительский день» — славяне поклонялись душам усопших предков.

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».

В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Масленица (масляница) – народно-языческий праздник, то есть некий праздничный цикл – неделя, — который сохранился на Руси ещё с дохристианских времён. В народе и до сих пор существуют особые названия каждого дня масляной недели. Эти названия интересны именно потому, что в них проглядывает исключительная народная наблюдательность, и отчасти – юмор, который был свойственен нашему народу во все периоды его истории.
Ещё сто лет назад этому празднику придавалось такое исключительное значение, что во многих сельских областях сохранились древние традиции, сопровождавшие его проведение. В этой статье мы и расскажем вам о некоторых, дошедших из глубины веков до наших дней.

Понедельник масляной недели называют «Встречей». Во «Встречу» во всех домах начинают печь блины и по возможности, не занимаются больше никакой другой работой. Вторник – «Заигрыши», среда – это «Лакомка» (именно в этот день все лакомятся тем, чем Бог послал), четверг – «Перелом» (масляная неделя переломилась, то есть наступила вторая её половина) и «Разгул» (все гуляют и пьют), пятница – «Тёщин день», «Тёщины вечерки» (люди женатые пируют у тёщ), суббота – это «Золовкины посиделки», а воскресенье – «Проводы», «Прощанье», «Прощальный день», Прощенный день», «Целовальник», «Целовник». Все названия воскресенья, за исключением «Проводов», указывают на обычай, и теперь ещё сохранившийся в некоторых самых отдалённых деревнях и сёлах, просить прощения за обиды.

В некоторых местах Руси в деревнях дети встречали первый день масленицы таким образом. Они с утра все выходили на улицу, строили снежные горы и при этом скороговоркой приговаривали: «Звал-позывал наш чистый семик широку белу масленицу в гости к себе во двор. Душа моя масленица, ты широкая боярыня, перепелиные твои косточки, блинное тельце, да сахарны твои уста, ты приезжай в гости ко мне на широкий двор да на горах покататься, да в блинах поваляться, да сердцем потешиться, мне на веселье и радость-утеху!»

В некоторых местах, по некоторым данным многих этнографов, приготовление первой опары для блинов и сейчас содержится в величайшей тайне ото всех, как от домашних, так и от соседей и знакомых. Опару иногда даже приготавливают с особыми обрядами; так, иные старухи готовят её не на молоке или воде, а на снегу, и при этом приговаривают: «месяц, ты месяц, ясный месяц, и золотые твои рожки, выгляни в оконце, посмотри на опару, на мою опару на блинную, что на блинную, да на масляничную!». Эти хозяйки-старухи до сих пор верят, что от этого приговора блины будут печься белыми и рыхлыми.

На Украине до революции существовал древний обычай – привязывание колодки всем девушкам, холостым парням, вдовцам и вдовам, не успевшим «окрутиться», то есть жениться или выйти замуж в мясоед. Этот обычай, без сомнения, является остатком самой глубокой старины, и скорее всего начало его теряется в том отдалённом времени, когда славяне ещё были язычниками. Община, соблюдая интересы общества, требовала, чтобы все люди пребывали в женатом состоянии, а если кто-нибудь остался к известному времени или сроку, например предшествовавшему началу полевых работ, не женатым, — тот должен был поставить общине нечто вроде штрафа. Это был, так сказать, налог на холостых и незамужних. По прошествии времени этот дореволюционных обычай на местах утратил свой социальный и экономический смысл, и стал пустым увеселительным обрядом.

Как только наступала масляная неделя, замужние бабы собирались толпой и шли по деревне с колодкой, украшенной цветной лентой и, встречая на улице или заходя в хаты неженатых и незамужних, убеждали их позволить привязать к ноге колодку. Те откупались водкой или деньгами. Всё это сопровождалось шутками, весёлым смехом, что вносило развлечение в однообразную и скучную жизнь тогдашнего украинского села. Если кто не откупится, и колодка будет привязана к ноге, тот человек не имел права снять её самовольно.

В Пинежском уезде Архангельской губернии очень долго существовал обычай катания с гор. Катались в самых лучших своих нарядах, каждому «новобранцу», то есть поженившемуся в период времени с последней пасхи до настоящей масленицы, вменялось в обязанность скатить с горки свою молодуху. У горки собиралась толпа зрителей. На горку взбирались «молодые», а молодухи стояли у горы. Зрители начинают кричать» «Молодуха (такого-то) вы ходь на горку!». Она, услыхав приглашение, выходит из толпы, кланяется в пояс на четыре стороны и затем, взошедши на гору, вновь отвешивает три низких поклона. Супруг её в это время уже сидит в санях (обычно это были дровни, на которых возили воду, сено, дрова, но только без оглобель); она садится к нему на колени и целует его несколько раз. Зрители иногда были недовольны малым количеством поцелуев и говорили, держа сани и не спуская их с горы: «Подмажь, подмажь ещё, ещё разик, ходче сани пойдут!», и заставляли целоваться до десяти раз. Когда сани скатывались с горы, молодая ещё раз целовала мужа, как бы благодаря его за доставленное ей удовольствие, и затем они оба – муж и жена – кланялись зрителям.

Во многих городах и даже больших сёлах устраивались на масляной неделе езда на лошадях в «круговую», то есть по известным улицам и в заранее известном направлении. В воскресенье (целовник, прощенный день) все, и стар, и млад, шли в церковь, и после обедни расходились по могилам умерших родственников и знакомых. У могил они делали земные поклоны, и тем самым просили прощения у умерших. Иногда на могилах служили панихиды и ели холодные блины.

Вечером, перед тем, как спать ложиться в воскресенье, обыкновенно просили прощения у своих домашних. Конечно, сначала молодые подходили к старшим, отвешивали перед каждым земные поклоны со словами: «Прости меня грешного!», или «Прости меня грешную!». Те в свою очередь кланялись этим (очень старые люди кланялись только в пояс) и затем целовались в знак прощения.

В Калужской губернии очень долго сохранялся небезынтересный обряд похорон масленицы. В воскресенье после обеда собирались девки и бабы и делали из соломы большую куклу с руками. На эту куклу надевали белую рубашку, сарафан, и на голову повязывали платок. Одна баба надевала на себя рогожу вместо ризы (так она изображала попа или священника) и в руки брала навязанный на верёвке веник. Затем двое из участников в обряде похорон масленицы брали куклу под руки, выносили её на площадь и в сопровождении многочисленной толпы, под предводительством этого новоявленного «попа», пускались в весёлый путь с одного конца села в другой. При этом звучали шутки, смех и пелись различные песни. Когда процессия двигалась обратно, то масленицу непременно сажали на палки, служившие вместо носилок и непременно закрывали её пелёнкой. Когда процессия доходила до другого конца деревни, она останавливалась, куклу раздевали и затем разрывали и разбрасывали остатки кругом, а иногда и сжигали её в поле.

Масленица — проводы зимы! Традиции масленицы, обряды масленицы, русская масленица.

Завтра начало Масленицы (Масленичной недели). Масленица — один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

«Масленица — масляная неделя, сырная, неделя до Великого поста; ее чествуют; веселою, широкою, разгульною, честною; пекут блины; катанье с гор и на лошадях, и потехи разного рода» — так разъяснял значение этого слова в XIX веке В.И. Даль.

Масленица — замечательный, веселый праздник, который хочется встретить на улице. Весна уже вступает в свои права, но пока это только календарная весна, на улице еще господствует зима.

«А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!» — запевали во время одного из самых длинных славянских праздников наши предки, поедавшие семь дней масленичной недели блины. И не просто поедали, а со смыслом, ибо каждому дню было дано свое имя.

 

Понедельник: «Встреча»

Утром делают куклу из соломы — Масленицу. Пекут блины. Дети обходят дома с трещотками, им выносят сладости. Дети катаются со снежных горок.

Понедельник — Встреча — начало Узкой Масленицы.

На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой Масленицы — широкой боярыни.

В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: «Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

После этих зазываний дети начинали кричать: «Масленица приехала, Масленица приехала!» и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи.

Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.

К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину — жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные — с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: «честные наши родители, вот для вашей души блинок».

Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.

Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую Масленицу, тещи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь.

Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны. Да вот, например:

А мы Масленицу встpечали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыpом гоpу набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.

А вот одна из распространенных величальных песен в честь Масленицы:

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, тpиаpшинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки кpасные,
Лапти частые головастые,
Поpтянки белые, набеленные!

Вторник: «Заигрыш»

День молодоженов. Парни высматривают себе невест, молодые семьи катаются с горок и зовут родных и знакомых на блины.

Масленица. Вторник - Заигрыш

Среда: «Лакомка»

В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки, в которых продавался горячий сбитень (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники и чай. Считалось, что в Масленицу, а особенно на «лакомку», нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет». К блинам следовало подавать всевозможные сыры, молоко, сметану и масло.

Пеклись и поедались блины с икрой, блины с овсяной мукой, блины с картошкой, блины с творогом. Ели эти блины, смазывая сметаной, коровьим маслом и медом. Наедались впрок, на весь будущий пост!

Веселная масленица

Четверг: «Разгульный четверток»

Вот тут-то начиналось основное веселье: катались по улицам, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика — балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ.

Катание на санях

Катание в санях на Масленице было обязательным. В нем принимали участие взрослые семейные люди, а также парни и девушки, новобрачные. Катание начиналось в четверг, продолжалось в пятницу и субботу. В русских деревнях существовал обычай катать в понедельник после Масленицы старух. Их сажали в сани и возили по полям, чтобы, как говорили крестьяне, «лен на полях был долгий».

Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916. Государственный Русский музей.

Веселная масленица

Забавы на Масленицу

В старину масленичные гулянья начинались в четверг и с каждым днем набирали силу. Воскресенье представляло собой апогей праздника. Игры и забавы во всех областях могли быть разными, однако главная их цель — показать удаль молодецкую. При стечении народа и теперь на Масленицу устраиваются всевозможные соревнования и потехи. Зрители должны бурно реагировать на происходящее.

Популярные соревнования на Масленицу — это перетягивание каната, соревнования по залезанию на шест, бег на ходулях.

В Тверской губернии (записи о селениях по реке Тверце) масленичное катание на лошадях начиналось только с пятницы. На лошадей надевали самую лучшую сбрую, обвешивали их бляхами. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. Все молодые парочки непременно участвовали в катание. Девушки тоже добывали себе сани и, «насевши по нескольку человек, наряженные, отправлялись куда-нибудь в ближайшую деревню, где назначается съезд». В такую деревню съезжались сотни саней. Даже девочки-подростки просили родителей запрячь им лошадь. Если не было саней, то запрягали в дровни. Катание продолжалось здесь в течение трех дней. Имела значение одежда, в которой предстояло появиться на праздничных санях. Парни надевали крытые шубы; за отсутствием своей даже брали напрокат, потом отрабатывали. Катание, как и хоровод, было окружено определенной атмосферой внимания старших, в которой формировалось общественное мнение.

Однако самое популярное развлечение на Масленицу — это катание с ледяных гор. Горы украшали елками, фонариками. Катались на чем угодно. Во время катания девушки и парни могли целоваться при всем честном народе, не вызывая при этом нареканий.

Пятница: «Тещины вечерни»

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения же бывали разные: почетные — когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые — на ужин. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званных», тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок».

Суббота: «Золовкины посиделки»

В субботу, на золовкины посиделки (золовка — сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво и настороженно — вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Веселная масленица

Воскресенье: «Прощеный день» — последний день Масленицы

Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.

В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: «молоко сгорело, в Ростов улетело» и под.). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: «Не проси молока, блинов, яичницы».

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение «козы» или «козла» (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.

Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай».

В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.

В городах же костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед.

Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Со следующего понедельника — в этом году 15 февраля — начнется Великий Пост, запрещающий все то изобилие, от которого сейчас должны ломиться столы.

Веселная масленица

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Поделитесь с нами своими поделками в кулинарии. Возможно, Ваши масленичные куклы обладают неповторимым колоритом и обаянием. Расскажите через фоторепортаж, как проходило празднование там, где Вы живёте. Покажите костюмы, которые Вы одеваете на масленичный маскарад.

Работы можно будет отправить на страницы раздела Масленица

Борис Кустодиев «Масленичное гулянье» 1919.

Веселная масленица

Масленичные обряды

Масленичный костер

Во время проводов Масленицы, в воскресенье, был обычай жечь костры. Костры зажигаются, чтобы отогнать от людей зло, неведомую и нечистую силу спутников зимы. Огонь помогает очиститься от грехов, снять болезни, порчу, сглаз. В то же время масленичный костер имитирует солнце. Он дает, по поверью, то, что дает людям настоящее солнце: тепло, силу земле, урожай хлебов, трав, плодов, умножение скота. На возвышенном месте за околицей деревни втыкали в землю длинный шест, на которое укрепляли масленичное колесо. Его обкладывали дровами, старыми корзинами, бочками, соломой, тряпками, а затем поджигали. Люди, пришедшие к костру, плясали, пели, старались перепрыгнуть через огонь. Пепел от сгоравшего костра разбрасывался по полям.

Масленичные колеса от Татьяны Б

Веселная масленица

Катание на санях
Катание в санях на Масленице было обязательным. В нем принимали участие взрослые семейные люди, а также парни и девушки, новобрачные. Катание начиналось в четверг, продолжалось в пятницу и субботу. В русских деревнях существовал обычай катать в понедельник после Масленицы старух. Их сажали в сани и возили по полям, чтобы, как говорили крестьяне, «лен на полях был долгий».

Сани — необходимая принадлежность масленичного катания. Сани, украшенные нарядной росписью, назывались «выездные». В них запрягался один или два выездных жеребца, которые содержались на конюшне специально для поездок в город, в гости, на свадьбу или для катания на Масленице. В субботу на Масленой неделе принято парам, которые недавно поженились, проводить обряд целования. Молодые поднимались на катальную горку. Там они должны были поклониться «миру» — собравшимся посмотреть на событие деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: «Давай, давай!»

источник

Рубрики:  Праздники
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 4 пользователям



спинингист   обратиться по имени Воскресенье, 19 Февраля 2012 г. 22:27 (ссылка)
Вечерком, спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Осенний_романс   обратиться по имени Воскресенье, 19 Февраля 2012 г. 23:23 (ссылка)
Спасибо,интересный материал.
Ответить С цитатой В цитатник
mariann2418   обратиться по имени Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 00:01 (ссылка)

756813201 (412x409, 139Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
sedmila   обратиться по имени Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 00:16 (ссылка)

0_52429_22f2b2d_L (500x375, 554Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
elixir_of_alisy   обратиться по имени Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 02:00 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Пахалина_Наталья   обратиться по имени Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 17:17 (ссылка)
Спасибо! С большим удовольствием прочитала пост! Очень душевная информация! С масленицей!
Ответить С цитатой В цитатник
KISSA26   обратиться по имени Четверг, 23 Февраля 2012 г. 00:44 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку