-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36179
 омментариев: 138765
Ќаписано: 176594

¬ера в приметы

ѕ€тница, 09 ћарта 2012 г. 19:46 + в цитатник

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/72/34/72034485_a21.jpgЅольшинство из вас, веро€тно, слышали про пон€тие «психологическа€ защита», а некоторые даже могут вн€тно объ€снить, что это такое, верно?

ƒл€ тех, кто не достаточно хорошо понимает, что это такое, дам определение в свободной и ненаукообразной форме.

»так, психологическа€ защита помогает человеку избежать непри€тных переживаний, овладеть каким-либо угрожающим чувством (страх, гнев, €рость и др.), либо помогает сохранить самоуважение.

¬от и все определение – коротко и €сно.

¬се психологические защиты в той или иной мере искажают окружающую нас реальность, но степень искажени€ у разных защит различна. „то значит искажают?

ѕод искажением понимаетс€ та разница, котора€ существует между реальным положением дел (объективным) и нашим воспри€тием этого положени€ дел (субъективным).

»менно это искажение и помогает люд€м избежать непри€тных переживаний, овладеть сильными чувствами или сохранить самоуважение. “ут, надеюсь, все пон€тно.

«ащиты есть у всех людей без исключени€, и ничего плохого в этом нет – это просто адаптивный механизм, без которого нормальное существование человека практически невозможно. ¬опрос лишь в том, насколько эффективна кажда€ из используемых защит, каково их общее количество и насколько сильно они искажают воспри€тие реальности человеком.

ѕока покончим с теорией и перейдем ближе к теме обсуждени€.

ѕсихологических защит существует, по меньшей мере, два дес€тка (а если считать и подвиды, и уровни, и слегка измененные варианты – и того больше).

—егодн€ же мне в душу запал такой интересный защитный механизм, как «аннулирование». ѕро него € и хотел бы немного рассказать. ѕод аннулированием понимаетс€ бессознательна€ попытка «уравновесить» некоторые переживани€ (обычно стыд или вину) с помощью «искупающего поведени€».

¬озможно, это звучит не очень пон€тно, поэтому пример: муж может после ссоры с женой возвращатьс€ домой с букетом цветов. ѕри этом аннулирование будет иметь место в том случае, если это делаетс€ почти бессознательно (как-то вдруг просто захотелось купить цветы и подарить), хот€ и в случае осознанного поступка также можно говорить о том же самом механизме.

“ут все примерно €сно. –ассмотрим теперь еще одно про€вление аннулировани€ – ритуальное поведение.

ѕод ритуалом будем понимать вполне определенную последовательность движений, действий, слов и т.п., исполнение которой приносит человеку психологическое облегчение, сн€тие напр€жени€.

¬ы уже догадались, о чем это?

Ёто, дорогие друзь€, про веру в приметы. —кажем, вы «л€пнули» что-то нехорошее, а вам отвечают: «“ипун тебе на €зык!» —казали что-то хорошее и тут же стучите по дереву чтобы «не сглазить».

¬ышли из дома, забыв что-то; вернулись – посмотрели в зеркало и только потом снова вышли.

ƒумаю, другие примеры каждый дл€ себ€ придумает сам.

»сполн€€ вышеописанные действи€ вы словно аннулируете, «отмен€ете» нежелательное развитие событий благодар€ простому ритуалу (сказали, постучали, посмотрелись в зеркало и т.п.).

ѕри этом что характерно, приметы переход€т от поколени€ к поколению и практически никто не собираетс€ ставить под сомнение необходимость выполнени€ сопутствующих им ритуалов.

Ћюди действуют по принципу – ничего страшного, сделаю – не развалюсь небось. » делают.  аждый раз так – как бы «на вс€кий случай» - а вдруг примета работает?

≈сли работает, а € сделал «искупающий» ритуал – значит все должно быть хорошо, можно не волноватьс€. ≈сли не работает – все равно сделаю, раз на раз не приходитс€… а вдруг?

» так продолжаетс€ всю жизнь.  ак правило, чем старше человек, тем больше вс€ких сомнительных примет он знает и все больше ритуализирует свое поведение.

— этим моментом разобрались более или менее.

ј вот почему человек так легко попадает в ловушку примет?  то сказал, что надо делать «так-то и так-то», чтобы избежать чего-то нежелательного?

ќбратите внимание на само слово примета – кто-то что-то там приметил или подметил. —прашиваетс€: «ј вам какое до этого дело?»

ћожно возразить, сказав, что приметы, мол, идут из глубины веков, они выработаны давным-давно и использовались нашими предками на прот€жении столетий, если не тыс€челетий, поэтому они верны и не стоит играть с огнем и нарушать их.

Ћадно, а как же быть с тем фактом, что приметы совершенно разные в разных культурах? ƒа что там культурах, даже в соседних странах! „то скажете теперь?

¬ том-то и дело, что приметы были «примечены» совершенно разными людьми и при разных обсто€тельствах.

 ак вам нравитс€ примета про черную кошку, перебегающую дорогу перед вами? јга! ƒаже холодок по спине пробежал, наверное, да? ј теперь спросите то же самое у испанца, у мексиканца, у австралийца, у шведа, италь€нца. ќни только плечами пожмут – мол, не знаем мы, про что это, и что это такое.

¬ самом деле, представим такую замечательную картину:

Ќа дворе бородатый 14 век (ну например). —редневекова€ –усь. ƒеревн€. Ќека€ јленушка (или братец »ванушка) идут себе по деревне на колодец за водой. ѕтички поют. —олнышко си€ет. »дилли€, в общем... » тут бедной јленушке дорогу перебегает черна€ кошка. Ќу јленушка идет себе дальше за водой, просто проигнорировав такое событие (она-то еще не знает, что скоро из-за нее родитс€ ныне всем известна€ примета!)

» вот она набрала воды, вернулась в избу. —готовила обед. ѕоела. ј после обеда ей стало почему-то очень худо – температура, озноб и т.д. Ќу ее родн€ и расспрашивает, что делала до этого, чтобы до причины докопатьс€, а она так вскользь рассказала, что шла за водой, кошка там пробежала и все в таком роде. ≈ще денек и бедна€ деревенска€ девушка отправл€етс€ в мир иной – мед. помощь слаба€, а гор€чка скоротечна€…

¬се соседи сбегаютс€ и начинают причитать: «как же так, что же случилось!» ј родн€ девушки так вскользь упоминает о колодце, воде и черной кошке, перебежавшей дорогу.

—оседи, конечно, на ус мотают, и в подсознании откладываетс€ информаци€ о черной кошке.

¬се – примета уже почти сформирована – достаточно одного стечени€ обсто€тельств, и совершенно независимые событи€ могут восприниматьс€ как св€занные между собой.

”же любой житель деревни будет не рад, если ему перебежит дорогу черна€ кошка. ѕричем сразу после этого запуститс€ «программа» ожидани€ плохого результата, несчасть€, котора€ и реализуетс€ только потому, что ее реализации ожидают.

«нает одна деревн€ – знает и друга€ – а там за несколько веков и вс€ –осси€. “ак вот.

¬ы говорите, что пример наивный и надуманный? ¬озможно, зато нагл€дный и простой, так ведь и сами приметы не отличаютс€ логичностью и очевидностью.

“аким образом, что € хочу сказать? я хочу сказать лишь то, что каждый волен сам выбирать, верить ему в приметы или нет. ¬ыполн€ть бестолковые ритуалы, придуманные кем-то, или нет. Ќосить с собой всю жизнь чувство стыда или вины, либо нет.

ƒл€ чего вы выполн€ете ритуал? ƒл€ того чтобы вернуть себе душевное равновесие.

ѕочему ваше душевное равновесие было нарушено неким событием? ѕотому что оно служит дл€ вас знаком о возможном наказании, несчастье.

ѕочему это событие служит дл€ вас знаком о наказании, несчастье? ѕотому что вы внутренне готовы к тому, чтобы вас наказали или вас настигло несчастье.

ѕочему вы готовы к наказанию и несчастью? ѕотому что внутри вас живет чувство вины и стыда.

¬ывод: ¬ера в приметы и выполнение св€занных с ними ритуалов характеризует вас как носителей глубинного чувства вины или стыда.

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Nevskaya_Zvezdochka   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 09 ћарта 2012 г. 20:11 (ссылка)
ј объективного взгл€да и не существует. Ћюбой взгл€д субъективный. ј "вещь в себе" познать невозможно. ‘илософи€))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку