-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.02.2010
Записей: 36747
Комментариев: 139669
Написано: 178081

Продукты быстрого приготовления

Суббота, 24 Марта 2012 г. 16:13 + в цитатник

Супы быстрого приготовления, лапша и каши из пакетиков уже больше десяти лет пользуются в России успехом. "Одноразовая" еда нравится всем, хотя далеко не все готовы в этом признаться. А производители этого продукта http://img.news.tut.ua/300x230/mivina_36135.jpgнаучились дегидрировать и сублимировать любой натуральный продукт от фруктов и овощей до мяса и птицы, хотя до натурального вкуса разного рода "горячим кружкам" и "лапше со вкусом острой говядины" еще далеко.
Продукты быстрого приготовления представлены на рынке в двух вариантах - дегидрированные и сублимированные. Первый вид - наиболее дешевый и популярный, второй - дорогостоящий и малоизвестный широкому потребителю. В советские времена супы в пакетиках были изготовлены как раз из сублимированных продуктов - военные, космонавты, туристы питались именно такой едой, которую еще тогда окрестили сублиматом. Что же касается бульонных кубиков и растворимых пюре иностранного производства, то они появились только в конце 80-х годов.

Дегидрированные, то есть высушенные, продукты были придуманы в конце XIX века компанией Nestle. Современная технология изготовления "быстрых" продуктов практически целиком основана на термическом высушивании - продукт нагревают до 100-120°C, и влага из него испаряется. При этом разрушается клеточная структура, меняется консистенция продукта, его вкус и аромат, а витаминов остается не более 25%. Обязательно добавляются различные ароматизаторы, консерванты, связующие вещества.

Сублимированные продукты - советское изобретение, придуманное в 1929 г. ученым Лаппой-Стерженецким для производства антибиотиков и сухих кровезаменителей. В 60-х годах прошлого века с развитием отечественной космонавтики сублимацию стали использовать в пищевой индустрии. Процесс сублимации - это переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя стадию жидкости. В пищевой промышленности под сублимацией подразумевается удаление в вакуумных установках влаги из быстрозамороженных продуктов. Кроме того, в этих продуктах практически полностью сохраняются все питательные вещества, витамины, микроэлементы, первоначальный запах, вкус и цвет. Достаточно перед употреблением добавить воды - продукт восстанавливается и будет почти неотличим от натурального. Еще одно важное преимущество - сублиматы при хранении в диапазоне температур от -50°C до +50°C практически не изменяются в течение нескольких лет. Однако их цена очень высока: к примеру, 1 кг сублимированного мяса, который заменяет 4 кг натурального, стоит 2 тыс. руб. Теперь государственного производства сублиматов практически не осталось, да и спрос настолько низок, что о каких-то рыночных объемах их производства речи не идет.

Сублимированную продукцию производят несколько отечественных предприятий и институтов: ООО "Партнер" (Москва), ЗАО "Экополис" (Ковров) и ВНИИ комплексного использования молока (Ставрополь). В основном они производят лактобактерии для кисломолочных продуктов. Единственный крупный российский производитель сублимированных овощей, мяса, каш и супов - компания "Галактика", ей принадлежат два завода - в Волгограде и Мурманске. Сейчас предприятие, как и 50 лет назад, в основном работает на нужды армии, школ и туристов. Постепенно к компании стали обращаться и производители быстрого питания, и кондитерские, однако пока их мало. Проблемы и с техническим оснащением. Технологии им приходится разрабатывать самим. При этом стоимость оборудования колеблется от $500 тыс. до $ 1 млн. Основные затраты приходятся на электроэнергию, поскольку цикл сублимации может достигать 24 часов.

Несмотря на явные преимущества сублимации перед обычной сушкой, спрос на эти продукты маленький - цена пугает, но крайним северным районам такие продукты просто необходимы.

Сублиматы при всех их преимуществах сейчас не конкуренты дегидрированным продуктам, рынок которых неуклонно растет. И, по прогнозам производителей, в России с каждым годом он будет увеличиваться примерно на 10%.

Все основные мировые производители продуктов быстрого приготовления, представленные на рынке, торгуют именно дегидрированными продуктами. Maggi - самая продаваемая в России марка таких продуктов, ее доля составляет 25% рынка. Объем Gallina Blanca, благодаря лидерству в продажах бульонных кубиков, составляет 12%, Knorr - 6%.

Основные объемы продаж во всей товарной группе продуктов быстрого приготовления составляет лапша (80%), которую начали завозить в Россию в начале 90-х годов. Хоть и позиционируется она как лучший продукт, позволяющий быстро перекусить в рабочий полдень, наш покупатель принял его как часть своего ежедневного рациона и, как правило, принимает утром, днем и вечером. Производители объясняют такую любовь тем, что лапша первой появилась в сегменте продуктов быстрого приготовления и привлекла покупателя ценой. До этого в распоряжении россиян были только бульонные кубики, и когда покупатели оказались перед выбором - выпить бульон или за те же деньги съесть тарелку того же продукта, но с макаронными изделиями, выбор был сделан в пользу лапши.

Сейчас лапшу поставляют более десятка производителей, лидерами являются "Доширак" (20% объема продаж всего рынка) и "Роллтон" (17%, около 1 млрд. упаковок в год). Корейскому производителю Korea Yakult (владеющему брэндом "Доширак"), по мнению конкурентов, работать в России проще всего, поскольку у себя на родине он уже производит полный спектр "быстрой" еды. Поэтому, как только у российского потребителя появляется потребность в каком-то новом вкусе или соусе, их немедленно внедряют, не тратя времени на разработку, дизайн упаковки и усовершенствование технологий. "Роллтон" же делают на трех заводах в Подмосковье, по объему продаж он ненамного отстает от "Доширака", поскольку продает как дешевую (3-5 руб. за упаковку) лапшу, так и продукты средней ценовой категории (около 15 руб. за упаковку). Этот разброс и позволяет марке конкурировать с "Дошираком". Запуск производства уровня "Доширак" в России потребует порядка $50 млн. и окупится лишь через десять лет.

Остальные производители, существенно отстав по продажам от "Доширака" и "Роллтона", решили пойти по другому пути. Например, компания King Lion, выпустившая в этом году новый продукт под названием "Кухня без границ", предлагает лапшу по достаточно высокой цене. Рассчитанная на пол-литра кипятка, упаковка вермишели "Биг ланч", к которой, помимо сыпучей составляющей, прилагается пакетик соуса, стоит 20 руб. За более "элитный" обед "Бизнес-ланч" с пакетиком натурального тушеного мяса, представляющего из себя сублимат, придется отдать уже 30 руб. Принятие решения о выпуске такой дорогостоящей лапши объясняется запросами потребителя. По результатам исследований, лапшу потребляют в основном мужчины, приправляя ее колбасой, мясом и т.д. Поэтому и появилась идея добавить пакетик мяса.

Другое направление производства "быстрой" еды непосредственно связано с приготовлением пищи. В конце 80-х годов появились куриные бульонные кубики, и с тех пор они активно используются на кухне. Еще несколько лет назад продажи кубиков росли, но в последние годы стали замедляться и падать. Эта тенденция объясняется тем, что бульонные кубики появились в России в тяжелый экономический период и многим заменили мясо в супе. Теперь же уровень доходов изменился, и мясо вернулось в ассортимент россиян. Кроме того, для российской хозяйки очень важно, что она готовит сама, а не кормит семью полуфабрикатами.

Поэтому в последнее время производители делают основную ставку на супы быстрого приготовления, которые нужно варить, и продукты, помогающие в приготовлении пищи. У Maggi это "Суповарка", "Макарономания", "Магги на второе", "Золотой бульон" и "Супер золотой бульон", Gallina Blanca предлагает "Аппетитницу", а Knorr - "Секрет блюд" и "Заправку". Также есть различные варианты приправ, заправок для салатов, гранулированных и рассыпчатых бульонов.

Вкусы наших потребителей довольно специфичны. Курица - один из самых любимых продуктов в России. Людям нравится насыщенный куриный вкус. Поэтому Maggi выпустила "Супер золотой бульон" и многие свои заправки сориентировала именно на приготовление блюд из курицы. Кроме того, россиянам предлагаются рецепты тех блюд, которые им знакомы - жюльен, гуляш, плов. Если же производитель делает попытку познакомить хозяек с тем, чего они не знают, разъяснение приходится отдельно давать на упаковке: "Макароны в томатно-мясном соусе болонез".

Что касается рынка супов быстрого приготовления ("Горячая кружка", "Быстросуп", "Чашка супа" и т. д.), то он развивается в основном в больших городах - 40% всех продаж. Однако от стран Европы Россия по потреблению этого продукта отстает в 4 раза. Этот рынок считается быстрорастущим - прирост около 15% в год. Интересен этот рынок еще и потому, что любой суп в России априори считается полезным. Пакетик супа известных марок стоит около 10 руб.

Кроме вышеперечисленных продуктов, есть еще известное более 10 лет растворимое картофельное пюре (например, Uncle Ben`s, подразделение американской Mars, представило его одним из первых в России), каши быстрого приготовления для завтрака и соленые каши для вторых блюд. Картофельное пюре сейчас предлагают Knorr, Maggi и "Роллтон". Но его тоже покупают меньше, чем лапшу. Также для российского рынка выпускается гречневая каша, которую, например, в Европе покупают исключительно в качестве корма для птиц. Гречка позиционируется на рынке как второе блюдо наравне с картофельным пюре. Ее производит только Maggi, и пока что она не очень-то покупается - в прошлом году объем продаж составил лишь 6,4% от всего объема вторых блюд быстрого приготовления.

Каши для завтрака стремительно завоевали рынок - они ассоциируются у граждан со здоровым образом жизни и потребляются с удовольствием даже самыми ярыми противниками еды быстрого приготовления. Жители больших городов предпочитают те, что не нужно готовить, а регионы - каши быстрого приготовления, которые все же нужно варить. Объясняется это все теми же доходами: цена каши, требующей варки, в пересчете на килограмм продукции в пять раз ниже стоимости каши моментального приготовления. Предпочтение россияне отдают овсянке без добавок.

Лидер на рынке каш - компания "Быстров" (в прошлом году ее доля на рынке составила около 45%). После кризиса 1998 года россиян потянуло на традиционные каши (представители компании считают, что это связано "с традициями, передающимися из поколения в поколение"). Дальше рекламная кампания "Быстров" упрочила веру россиян в здоровый имидж овсянки, и это привело к ее абсолютному лидерству на рынке.

Следом за торговой маркой "Быстров" идут: Nordic, "Бишоп" и Myllyn Paras. Причем на долю финской Nordic приходится до 95% всего объема продаж каш быстрого приготовления.

 автор Владимир Смирнов

 

Рубрики:  Приятного аппетита
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку