-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36190
 омментариев: 138778
Ќаписано: 176621

29 апрел€ - ћеждународный день танца

¬оскресенье, 29 јпрел€ 2012 г. 17:52 + в цитатник

29 апрел€ отмечаетс€ международный день танца. ѕраздник служителей и поклонников “ерпсихоры отмечаетс€ с 1982 года по решению ёЌ≈— ќ в день рождени€ французского балетмейстера ∆ана ∆оржа Ќоверра, реформатора и теоретика искусства танца, который вошел в историю как «отец современного балета».

»стори€ танца. ∆ан-∆ор Ќоверр: биографи€

29 апрел€ 1727 года в ѕариже родилс€ ∆ан-∆ор Ќоверр (Noverre, Jean-George) - французский артист, балетмейстер, теоретик и реформатор балета. ќн был учеником балетмейстера Ћуи ƒюпре, дебютировал в качестве танцовщика в 1743.

Ѕалет зародилс€ в »талии в эпоху ¬озрождени€ (XVI в.) как танцевальна€ сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере, объединЄнный единым действием или настроением. «атем во ‘ранции расцветает придворный балет - пышное торжественное зрелище. ћузыкальную основу первых балетов составл€ли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. ¬о второй половине XVII века по€вл€ютс€ новые театральные жанры - комеди€-балет, опера-балет, дл€ которых специально пишетс€ музыка, делаютс€ попытки еЄ драматизировать.

¬о времена Ќоверра балет входил в состав оперы – хореограф пришел к мысли о создании независимого танцевального спектакл€ с серьезной тематикой, развивающимс€ действием и действенными характеристиками. ¬ своем манифесте нового искусства Ќоверр писал: «“еатр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгон€ть со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуетс€ дл€ исполнени€ данной драмы». Ќоверр был решительно против чаконы – сценического танца, использовавшегос€ в старинных операх и балетах: « омпозиторы, в большинстве своем, все еще, повтор€ю, держатс€ старинных традиций ќперы. ќни сочин€ют паспье, потому что их с такой грацией «пробегала» м-ль ѕрево, мюзетты, потому что некогда их из€щно и сладостно танцевали м-ль —алле и г-н ƒемулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль  амарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого ƒюпре, наилучшим образом соответству€ его склонности, амплуа и благородной фигуре. Ќо всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…»,- писал хореограф.

√лавным выразительным средством балетов Ќоверра стала пантомима. ƒо половины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках. ¬ это врем€ сцены пени€ постепенно замен€ютс€ жестами мимов. Ќоверр впервые ввел пантомиму в своем балете "Medеe et Jason". ” Ќоверра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. ћимические сцены доныне составл€ют особенность италь€нских балетов, в которых всегда имеютс€ особые мимы. ƒл€ старинной пантомимы Ќоверр брал весьма сложные сюжеты; напр. сюжет "—емирамиды" ¬ольтера. ѕодобного рода пантомимы имели до 5 актов.

–азработанные Ќоверром принципы героического балета и балета-трагедии, воплощаемых средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника, были впервые высказаны в работе 1759 года «ѕисьма о танце и балетах». ¬ –оссии этот труд вышел в 4 томах в ѕетербурге в 1803–1804.

Ќоверр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх.   штудгартским премьерам (с 1762) музыку писал композитор ∆.-∆.–одольф, в ¬ене (1767–1776) сотрудниками хореографа были композиторы  .¬.√люк, ….—тарцер, ‘.јспельмайер. ¬ 1776–1781 Ќоверр возглавл€л балетную труппу ѕарижской оперы (тогда  оролевской јкадемии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Ћондоне, возглавл€€ балетную труппу в театре "ƒрури-Ћейн". Ќаиболее значительные постановки Ќоверра – ћеде€ и язон (музыка –одольфа, 1763), јдель де ѕонтье (музыка —тарцера, 1773), јпеллес и  ампаспа (музыка јспельмайера, 1774), √орации и  уриации (по пьесе ѕ. орнел€, музыка —тарцера, 1775), »фигени€ в јвлиде (музыка Ё.ћиллера, 1793). ќсновыва€сь на эстетике французских просветителей – ¬ольтера, ƒидро, –уссо - он создал спектакли, содержание которых раскрываетс€ в драматически выразительных пластических образах.

”мер Ќоверр в —ен ∆ермен-ан-Ће 19 окт€бр€ 1810. –еформы создател€ действенного балета (ballet d'action) оказали решающее вли€ние на все дальнейшее развитие мирового балета. √лавные идеи Ќоверра – взаимодействие всех компонентов балетного спектакл€, логическое развитие действи€ и характеристик действующих лиц - не потер€ли значени€ и в наши дни. Ќоверра называют «отцом современного балета». ƒень его рождени€ по решению ёЌ≈— ќ с 1982 года объ€влен ћеждународным днем танца.

29 апрел€, начина€ с 1992 года, в ћоскве происходит награждение призом, который по праву считаетс€ балетным «ќскаром» - это «Ѕенуа де л€ данс». ѕриз «Ѕенуа де л€ данс» был учрежден в 1991 году в ћоскве ћеждународным союзом де€телей хореографии. » в том же году был прин€т под патронат ёЌ≈— ќ. ÷еремони€ вручени€ приза проходила не только в ћоскве, но и в ѕариже, ¬аршаве, Ѕерлине, Ўтутгарде. «Ѕалетный Ѕенуа» ежегодно присуждаетс€ за наиболее талантливые работы в области хореографии. ѕриз представл€ет собой статуэтку – стилизованна€ танцующа€ пара – работы скульптора »гор€ ”стинова, потомка рода Ѕенуа (отсюда – и название приза). —реди обладателей самой престижной премии в области танца – знаменитые артисты и балетмейстеры. ѕобедителей года определ€ет международное жюри. «Ѕенуа де л€ ƒанс» перестал быть досто€нием только –оссии, приобрет€ мировую известность и статус фестивал€.

»стори€ развити€ танцев в –оссии

ѕетр ввЄл преподавание бальных танцев как об€зательный предмет в казЄнных учебных заведени€х, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинани€...

ѕервые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового –енессанса - расцвета рыцарской культуры. ƒо наших дней сохранились лишь названи€ этих танцев.

Ѕольшую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во ‘ранции. “анцы с покачивани€ми и притопами назывались простыми бранл€ми; танцы с подскоками и прыжками - весЄлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные - бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д.

«натные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важна€ поступь, величественна€ осанка, умение исполн€ть приветстви€, поклоны и реверансы.

ќгромной попул€рностью пользовалась павана, которую исполн€ли с кандел€брами или факелами в руках. Ётим танцем открывались балы, павана становилась центром свадебной церемонии.

”же в XIV веке знаменитый французский теоретик “уано јрбо в книге "ќрхезографи€" описал разные виды танцев.

Ѕальные танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполн€лись в сопровождении небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. Ќа смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себ€ лЄгкие прыжки, повороты и из€щные позы. ¬ моду вошли менуэт, ригодан, романеска.

”сложн€лась танцевальна€ лексика и композици€, что привело к необходимости длительного обучени€ танцу. “анцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители по танцам. ¬ них включают наиболее попул€рные в это врем€ массовые танцы.

¬ 1661 году по указу Ћюдовика XIV в ѕариже была открыта "јкадеми€ танца", где провер€лись знани€ танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.

ƒвижени€ придворного менуэта не отличались сложностью: плавный скольз€щий шаг, глубокие реверансы, поклоны. ј обучались ему годами! “рудно давалась манера исполнени€ менуэта: все переходы должны совершатьс€ м€гко, округло, без рывков, плавно вытека€ один из другого. Ќекоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета. ¬от почему менуэт до сих пор изучаетс€ во всех хореографических академи€х.

ѕЄтр ѕервый сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства –оссии. ¬ 1718 году он издает указ об ассамбле€х, которые положили начало публичным балам в –оссии. Ѕыло даже создано специальное руководство "ёности честное зерцало, или ѕоказание к житейскому обхождению", в котором говорилось об этикете на ассамбле€х и в быту.

"…непристойно на свадьбах в сапогах и острогах быть и тако танцевать: дл€ того, что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причин€ют острогами, тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов";

"… с кем танцу€, не подлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону"; "… немала€ отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь называетс€, но ожидает, пока его танцевать приглас€т".

ѕетр ввЄл преподавание бальных танцев как об€зательный предмет в казЄнных учебных заведени€х, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинани€.

“анцмейстер, который именовалс€ в те годы учителем " танцев, учтивости и куплимента", должен был также воспитывать своих учеников, внушать им правила европейского светского обхождени€, " политеса".

XIX век св€зывают с массовыми бальными танцами, всЄ больше вход€т в моду балы и маскарады. Ўирокое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учител€ - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население.

29 апрел€ весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник "ћеждународный день танца" - театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самоде€тельные артисты.

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



MORE20   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 јпрел€ 2012 г. 18:42 (ссылка)
¬ечерком! —пасибо большое за пост! ћне это особенно при€тно,так как,€ €вл€юсь профессиональным тренером по танцам современных молодежных направлений, по аэробике и танцевальной гимнастике.«акончила институт спорта. “анцы мо€ стихи€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку