-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36185
 омментариев: 138773
Ќаписано: 176609

Ўаль и ее истори€!

ѕ€тница, 07 ƒекабр€ 2012 г. 17:26 + в цитатник

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
ј.≈.„алон. ѕортрет ≈лены ћихайловны «авадовской. 1838 г.

” многих народов – немцев, французов, англичан, русских и др. – слово «шаль» звучит примерно одинаково, так как заимствовано из персидского €зыка (перс. schal).

ћода на шали возникла в ≈вропе после египетского похода Ќаполеона Ѕонапарта. »менно тогда Ќаполеон привез своей обожаемой ∆озефине Ѕогарне множество восточных подарков – сокровищ, среди которых были кашемировые, или, как было прин€то говорить, кашмирские шали. —упруга императора сходу ввела шали в обиход, с ее лЄгкой руки шали стали неотъемлемой частью гардероба французских аристократок, быстро распространившись и по всей ≈вропе. » конечно в –оссии.

»менно ∆озефина и еЄ интимный кружок оказали серьЄзное покровительство талантливому портному Ћеруа, который стал одевать весь императорский двор и считалс€ творцом новой моды в стиле ампир. ќднако ампирные туалеты были, при всей их привлекательной лЄгкости и прозрачности ещЄ и очень холодными! ј климат ѕарижа всЄ-таки отличалс€ от климата ƒревней √реции…

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
‘ранц  савье ¬интерхальтер. ѕортрет мадам јкерман, жены главного министра финансов корол€ Ћуи ‘илиппа

¬рачи умол€ли запретить эту моду, предлага€ дамам отправитьс€ на кладбище ѕер-Ћашез и посмотреть, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за неЄ от простуды. ќднако женщины, не желавшие расставатьс€ с обольстительными нар€дами, предпочли решить проблему проще и стали гретьс€ с помощью новинки – тЄплых шалей.

  тому же, на плать€х с кружевами, бантами и фижмами, шаль бы просто потер€лась и прикрыла бы его пышное великолепие. ј простое светлое платье эпохи ампира оказалось будто созданным дл€ того, чтобы оттенить его строгость €ркой шалью. ќни нашли друг друга – платье, напоминающие об античных временах, и накидка, напоминающа€ о них же.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўали были всевозможных форм и размеров: длинные, квадратные и даже восьми­угольные. ќсобенно ценилось искусство драпировки шали. ќ женщинах того времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». Ўаль была настолько попул€рна, что в начале XIX в. по€вл€етс€ танец «па де шаль». “ак девушки демонстрировали свое из€щество, грациозность и хорошую осанку. Ёта традици€ сохранилась до конца XIX века. ѕодтверждение данному факту можно найти в романе ‘. ћ. ƒостоевского «ѕреступление и наказание», где ћармеладов говорит –аскольникову: ««найте же, что супруга мо€ в благородном губернском двор€нском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила».

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
ѕ. —. ѕопов. ѕортрет Ќ. ≈. ¬олковой (помещицы ¬ологодской губернии). 1824 год. ∆енщина одета и причесана по моде начала 1820-х годов.

јвторитетный журнал дл€ дам не менее авторитетно за€вл€л: «≈два ли нам известен лучший способ проверить вкус насто€щей леди, чем посмотреть на еЄ выбор шали и на манеру носить еЄ».

ќдин конец шали обЄртывалс€ вокруг руки, а другой спускалс€ до самой земли. „тобы шаль удерживалась в нужном положении, сохран€ла красивую драпировку, в еЄ углы вшивали маленькие металлические шарики, иногда такие шарики вплетали в кисти.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

ј на –уси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льн€ным полотенцем с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку. —лово «платок» исконно русское, «плат» – кусок ткани. ј спуст€ еще 100 лет (1790г.) в русском €зыке по€вл€етс€ персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
ѕлаток из ткани жаккардового плетени€ – когда узор изначально вплеталс€ в полотно ткани.

—читаетс€, что производство первых шалей началось еще в XV веке в  ашмире, на северо-западе »ндии. “ам столети€ми разводили коз с нежнейшей шерстью, из которой ткали тончайшие покрывала – «шали», предмет мужской (!) одежды. ƒа и сама професси€ ткача была сугубо мужской. Ўаль могли вышить, а могли и соткать, и втора€ разновидность ценилась куда выше первой.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
»ндийска€ шаль из  ашмира. XIX в.

Ўали, привезенные из »ндии, стоили баснословно дорого. » эта дороговизна вполне объ€снима: над обычной шалью три ткача трудились несколько мес€цев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырЄх лет.  ашмир вообще славитс€ в мире высоким качеством шерсти (пашмин и шатуш). —уровые зимы с температурами, доход€щими до 35 градусов мороза, способствуют по€влению толстого подшЄрстка у козочек.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
Ўаль из Ўотландии. 1856г.

Ќо уже с 1800 года в Ўотландии, в городе ѕейсли, наладили производство имитаций индийских шалей (многие знают, что благодар€ ему восточный узор из «огурцов» и получил название «пейсли»). Ўотландские шали с рисунком «в Єлочку» делали из смесовых тканей (хлопка и шЄлка).

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
‘ранцузска€ шаль. 1840–49гг.

¬ ≈вропе набивные шали имели очень сложный рисунок. Ќа Ћионских мануфактурах делали набивные шали из тонкого натурального шЄлка. Ќа мануфактуре “аулера и  емпинг в Ќорвиче делали высококачественные шали из тонкой шерст€ной ткани, иногда с добавлением шЄлковой нити.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
Ўаль из „ехии

— введением в моду кринолинов женщины продолжали носить шали. Ќа платье с его широкой юбкой, порой 5-6 метров в окружности подола, уходило очень много ткани, так что любой вид верхней одежды, кроме всевозможных накидок и шалей, подходил к ним мало.

Ўерст€ные шали, соответственно, тоже увеличивались в размерах, покрыва€ значительную часть плать€, и могли теперь достигать 4 м в длину.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

¬о времена правлени€ Ќаполеона III и его жены императрицы ≈вгении станов€тс€ очень попул€рными небольшие шали из французского кружева «шантильи».

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
‘ранцузска€ шаль из кружева «шантильи». 1860–70гг.

«намениты были также бельгийские шали из игольного кружева.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
Ўаль из Ѕельгии. 1860–70гг.

ј в »спанию, через манильский порт (ћанила – столица ‘илиппин), из  ита€ прибывали шЄлковые шали, прозванные «манильскими» – им предсто€ло стать частью костюма испанских цыганок.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
”никальные китайские шали, украшенные вышивкой. 1885–1910гг.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
¬ышита€ шаль (‘илиппины), XIX в.

  тому времени в холодном российском ќренбурге вовсю уже в€зали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха.  ак гласит легенда, перва€ оренбургска€ шаль была подарена императрице ≈катерине II одной казачкой. ÷арица поразилась искусной работе, щедро одарила мастерицу, но приказала слугам ослепить еЄ, чтобы никто ничего подобного больше не сделал.
  счастью, у казачки была дочь, которой она успела передать секреты в€зани€. “акова легенда.

ћы знаем, что, начина€ с середины XIX века, оренбургские пуховые издели€ не раз удостаивались медалей на ¬семирных промышленных выставках в Ћондоне, „икаго, Ѕрюсселе. –азмером 3,5м х 3,5м, лЄгкие ажурные паутинки поражали своей красотой и тонкостью – платок можно было продеть сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного €йца.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
ќренбургска€ пухова€ шаль

ћеждународна€ слава русских кашмирских шалей началась с первой ¬семирной промышленной выставки в Ћондоне (1851). »х выполн€ли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. ѕозднее эту технику освоили и в других европейских странах.

Ўали эти были созданы руками крепостных девушек в мастерских Ќ. ј. ћерлиной и ƒ. ј.  олокольцова – помещиков Ќижегородской губернии. ѕо качеству эти издели€ ни в чем не уступали индийским образцам. ƒл€ ткачества пр€ли нити из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз. ѕр€жа была так тонка, что волос в сравнении был толще. Ќа русских мануфактурах были выработаны особые приЄмы обработки пуха тибетских коз, вигоней и сайгаков – моточек пр€жи весом 13 граммов состо€л из нити длиною в 4,5 километра.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
 айма на одной из «колокольцевских» шалей, где восточный «огурец», если присмотретьс€, состоит из таких нам знакомых, уже ставших классическими, «русских» цветочков.

Ўали ћерлиной были чудом ремесла. «а год в мастерских выпускалось примерно 16 шалей. » изготовление их стоило здоровь€ молодым ткачихам, их трудовой век оканчивалс€ задолго до наступлени€ 30 лет: потер€в зрение, они считались непригодными дл€ ткачества. ƒл€ крепостной это было выкупом за свободу: каждую шаль, имевшую дес€тки оттенков (!), две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состо€ни€ — до 32 тыс€ч рублей.

Ќаши русские шали в начале XIX века по сложности узора, изысканности расцветки и качеству ничуть не уступали европейским образцам, а порой превосходили их.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
ѕлаток ѕрохоровской “рехгорной мануфактуры. ƒо 1874г. ћосква.

Ўали, которые называли «купавинскими», делали на  упавинской фабрике кн€з€ Ќ. Ѕ. ёсупова, их носили купчихи.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
 ристина –обертсон. ѕортрет кн€гини «инаиды ёсуповой. 1840 г.

—тоимость одной такой шали была 200 рублей (такую сумму зарабатывал фабричный рабочий за год).

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
‘рагмент «купавинской» шали

— середины XIX века, в –оссии начинают массово производить шали с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. » тогда шаль становитс€ досто€нием всего народа, прочно войд€ в быт всех слоЄв русского общества. “еперь ею обладают не только двор€нки и богатые купчихи, но и мещанки, и кресть€нки.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
Ѕ. ћ.  устодиев. « упчиха с зеркалом». 1920 год.

Ѕольшой попул€рностью пользовались издели€ из города ѕавловский ѕосад Ѕогородского уезда ћосковской губернии. «десь с середины XIX века существовал «“орговый дом я. ». Ћабзина и ¬. ». √р€знова», известный далеко за пределами –оссии. — 1865 года шали этого ƒома неоднократно отмечались призами российских и международных выставок.

–исунок на платочную ткань наносили дерев€нными резными формами, использу€ дл€ этого доски двух типов: «манеры» и «цветки». «÷ветки» резали из дерева, с их помощью на ткань наносили фон или поле рисунка, причЄм каждый цвет требовал отдельной доски.

 онтур рисунка набивали «манерами». »х изготовление было более трудоЄмким: вначале узор на дереве прожигали на определЄнную глубину, затем заливали свинцом. ѕолученный таким образом контур накладывали на отдельные доски.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
«ћанера»

ѕоскольку изготовление «цветков» и «манер» на величину всего платка было невозможным, рисунок разбивали на части, от 4 до 24 в больших шал€х со сложным узором. Ёти шали имели, как правило, и сложный колорит в 16 и более цветов. “аким образом, дл€ набойки платка требовалось порой более 400 наложений досок. –исунки, как правило, были очень устойчивы, и набивные доски использовали дес€тки лет, при необходимости подновл€€ или повтор€€.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
√од создани€ этого платка 1832.  ака€ точность и тонкость рисунка, €ркость и чистота красок!

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
ј этот платок просто удивителен! Ёхо ѕервой мировой войны: на платке изображена схема сбора-разбора винтовки.

Ќадо заметить, что истори€ ремесла набивки, или набойки (встречаетс€ также термин «выбойка»), на –уси довольно давн€€. Ётот способ декорировани€ ткани был известен нашему народу еще в XI-XII веке, ткани окрашивали и по цветному фону набивали узоры. —таринна€ русска€ набойка делалась масл€ной краской по льн€ному холсту. »з набивной ткани шили не только одежду, но и церковное облачение, занавески, шатры и знамена.

“ак как узор наносили на холст резными досками (а дл€ того чтобы краска лучше впитывалась в ткань, по дерев€нной форме били молотком), – возникли термины «набойка» и «набивка».

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
ѕавловопосадские платки

¬ качестве образцов рисунков служили мотивы дерев€нной и каменной резьбы, лицевое и орнаментальное шитьЄ, привозимых тканей. –усские мастера переосмысливали иноземные мотивы, и под вли€нием местных традиций рождались новые, самобытные, поражающие разнообразием и фантазией узоры.

XX век сделал акцент на шл€пке и шапочке. ѕлатки и шали заменили в€заными шарфами. Ќо шали не вышли совсем из обихода. Ќапример, в Ўотландии, как и раньше, в них носили грудных детей.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
Evelyn Hobbs of Tonmawr, Neath, nursing a baby «Welsh fashion», 1920.

ј посмотрите, как великолепны вечерние шали начала прошлого века!

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
¬ечерн€€ шаль в стиле арт-деко. 1925г. ‘ранци€.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
¬ечерн€€ шаль, сконструированна€ знаменитой ћадлен ¬ионне. 1925г.

¬о второй половине ’’ в. мода на шали из ткани вновь вернулась. ќни стали рассматриватьс€ как дополнение к костюму. » непременно – как тЄпла€ вещь.

ѕлатки и шали всЄ чаще по€вл€ютс€ в коллекци€х лучших модельеров, их с удовольствием нос€т многие знаменитости:

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец
:)

Ўерсть дл€ тепла, шифоновые и шЄлковые шали как стильный аксессуар сегодн€ нос€тс€ повсеместно. » не только по пр€мому назначению. »з платков шьют и другие предметы одежды: плать€, корсеты, сумки и т.д.

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

Ўаль. »стори€ покорени€ женских сердец

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 14 пользовател€м



¬елика€49   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 ƒекабр€ 2012 г. 18:25 (ссылка)
»нтересно! —пасибо1
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬ладимир_—песивцев   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 ƒекабр€ 2012 г. 18:27 (ссылка)
 –ј—»¬ќ » »Ќ“≈–≈—Ќќ-¬Ћјƒ»ћ»–
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћј оста_55   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 ƒекабр€ 2012 г. 18:30 (ссылка)
—пасибо за интересную информацию!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ветла€_осень   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 ƒекабр€ 2012 г. 20:36 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 апелька-_ апелька   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 ƒекабр€ 2012 г. 22:02 (ссылка)
ќчень познавательный пост!!!! —пасибо!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ј…Ѕя   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 ƒекабр€ 2012 г. 22:55 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ! ќ„≈Ќ№  –ј—»¬ќ, »Ќ“≈–≈—Ќќ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку