-—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ѕрикольные_футболки ќ_—амом_»нтересном MY_HIT

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36179
 омментариев: 138768
Ќаписано: 176597

ћасленица. »стори€ и традиции праздника

—уббота, 09 ћарта 2013 г. 23:51 + в цитатник

11 марта 2013 года в –оссии - начало ћасленицы (ћасленичной недели). ћасленица – один из самых радостных и светлых праздников. ÷елую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

“радиции ћасленицы

ћасленица называетс€ различно, и все эти названи€ означают одно и то же. ѕо причине воздержани€ от м€са произошло название м€сопуста; от употреблени€ сыра - сырной недели; от повсеместного употреблени€ масла - масленицы, котора€ продолжаетс€ целую неделю перед ¬еликим постом. ¬ св€тцах и церковных книгах употребл€етс€ название сырной недели. ¬ это врем€ не ед€т ничего м€сного; рыба, молока, €йца и сыр есть общее дл€ всех. »звестное название этой недели по всей –оссии - ћасленица.

¬ течении ћасленицы на –уси все сослови€ увлекались разгульной жизнью и забавами; она в северо-восточной –оссии называлась в простом народе честной ћасленицей, а на западе - широкой ћасленицей. ќна начинаетс€ встречей в понедельник; с середины недели идет разгул ћасленицы; в широкий четверг все спешат угощать друг друга; наконец следуют прощальные дни: суббота и воскресенье.

 ак в старину, так и ныне, главное угощение на ћасленице состоит в блинах. ¬сю неделю пекут из гречневой или пшеничной муки блины на масле, молоке и €йцах, круглые, во весь объем сковороды. Ѕлины же, не более как с чайное блюдечко, тонкие, легкие и большей частью на молоке и €йцах, из одной пшеничной муки называют оладь€ми. ¬ богатых домах подавали к блинам жидкую икру. ¬ ћалороссии и смежных с ней местах пекли блины и сверх того готовили вареники - небольшие пирожки, похожие на сибирские пельмени, их начин€ли творогом и подавали к столу с маслом и сметаной.

Ѕлины тоже подавались повсюду гор€чими: остывшие тер€ют свое достоинство.
ѕотчевание блинами на масле и водкой породило поговорку: "Ќе житье, а ћасленица"

¬ иных местах ћасленица начиналась с понедельника, а с четверга уже праздновали все. ѕростолюдины, закусив пор€дочно блинами, принимались распевать веселые песенки; потом катались в сан€х и разъезжали по знакомым. ѕосле катани€ посещали при€тельский дом, в котором их ждали новые блины, готовый обед, и там пировали до полуночи.

¬ воскресенье вечером совершались проводы ћасленицы. — утра реб€тишки собирали дрова дл€ костра. ћолодежь в сан€х с чучелом ћасленицы ездила по деревне до темноты, балагур€ и распева€ песни. ѕоздно вечером выезжали в поле и здесь, на приготовленном заранее костре, чучело сжигали. –азыгрывали порой и целые представлени€ - похороны ћасленицы. — ней прощались и в шутку, и всерьез.

ѕрощание с долгой зимой означало рождение нового хлебородного года, новых трудов праведных, новой борьбы за существование.

ѕоследний день ћасленицы - ѕрощеное воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. ѕеред строгими дн€ми ¬еликого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказала √осподь: "»бо если вы будете прощать люд€м согрешени€ их, то простит и вам ќтец наш Ќебесный, а если не будете прощать люд€м согрешени€ их, то и ќтец ваш не простит вам согрешений ваших" (ћф. 6, 14-15).

ј главное - простите всех сами: "¬сех грешных прощаю, простите и мен€, грешного!" — той же целью в ѕрощеное воскресенье ходили на кладбище, оставл€ли на могилах блины, молились и поклон€лись праху родных.

Ѕыл и сейчас есть в –оссии обычай, когда в последний день ћасленицы прос€т прощени€ друг у друга.
’од€т просить отпущени€ грехов у своих св€щенников и потом отправл€ютс€ к могилам родных и знакомых. ¬ семь€х не ложились спать не помирившись друг с другом: дети испрашивали прощени€ у родителей, в слуги - у господ. —ами господа не только не считали за стыд испросить прощени€ у своих слуг, но даже вмен€ли это в св€щенный долг. “акой обычай был повсеместен в –оссии.

ѕословица "Ќе все коту ћасленица" произошла оттого, что после ћасленицы наступает пост, а с ним вместе строго воздержна€ жизнь. — первого дн€ поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. ѕервые три дн€ ничего не вар€т: ед€т одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. — четверга вар€т из овощей кушанье без постного масла.

»стори€ ћасленицы

ѕраздник ћасленица дл€ нас, как карнавал дл€ италь€нцев. “ем более что в переводе с италь€нского «карнавал» означает «гов€дина, прощай!». ј масленица, предшествующа€ ¬еликому посту, издавна называлась «ћ€сопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть м€со.

Ќекоторые историки считают, что в древности ћасленица была св€зана с днем весеннего солнцеворота, но с прин€тием христианства она стала предвар€ть ¬еликий пост и зависеть от его сроков. ќднако это еще не все о значении ћасленицы. ƒл€ слав€н она долгое врем€ была и встречей Ќового года! ¬едь до XIV века год на –уси начиналс€ с марта. ƒаже блины, непременный атрибут ћасленицы, имели ритуальное значение: круглые, рум€ные, гор€чие, они €вл€ли собой символ солнца, которое все €рче разгоралось, удлин€€ дни. ј по давним поверь€м считалось: как встретит человек год, таким он и будет. ѕотому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. » называли ћасленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

ѕроходили века, мен€лась жизнь, с прин€тием христианства по€вились новые церковные праздники, но широка€ ћасленица продолжала жить. Ќичто не смогло заставить росси€н отказатьс€ от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого.  стати, одно врем€ царь јлексей ћихайлович самыми строгими мерами старалс€ утихомирить своих разудалых подданных. ¬оеводы рассылали по градам и вес€м царские указы, то запреща€ частное винокурение, то требу€, чтобы росси€не в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Ќо ни грозные царские указы, ни наставлени€ патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

ј вот в 1724 году в ѕетербурге ћасленица не удалась. ѕетр, известный любитель вс€ческих увеселений, намеревалс€ и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Ќесколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправл€лись отогреватьс€ к кому-нибудь в гости. ”вы, стихи€ победила, забава не удалась.

≈катерина II по случаю своей коронации, подража€ ѕетру I, устроила в ћоскве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «“оржествующа€ ћинерва». “ри дн€ ездила по городу маскарадна€ процесси€, котора€, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой ≈катерины.

—о временем «катальна€ потеха» в городах совершенствовалась. Ќа льду реки или на площад€х стали возводить дерев€нные горки с нар€дными павильонами. √орки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже дерев€нными скульптурами. ¬ ѕетербурге в начале XIX века славились горы купца ѕодозникова. ќни строились на Ќеве против —ената и достигали 26 метров в высоту.  стати, катание с городских гор в то врем€ было платным и стоило копейку. ¬озле лед€ных гор разворачивалась бойка€ торговл€ гор€чим сбитнем, чаем из дым€щихс€ самоваров, сладост€ми, орехами, пирогами и блинами. ѕублику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой ѕетрушка.

¬ деревн€х, где балаганов отрод€сь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – вз€ти€ снежного городка. —обравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башн€ми и воротами. „аще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. «атем участники игрища делились на две партии.  онные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пуга€ лошадей. ѕобедител€, ворвавшегос€ первым в ворота, ожидало испытание: его заставл€ли искупатьс€ в лед€ной проруби.

Ќо самым любимым и красивым масленичным обр€дом было катание на сан€х. ¬ыезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упр€жки: богачи щегол€ли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали кресть€нские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

 онечно, главным угощением на ћасленице были блины. ќни пеклись и поедались в несметных количествах.

Ќа каждый день масленой недели существовали определенные обр€ды. ¬ понедельник – встреча ћасленицы, во вторник – заигрыши. Ќа лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины з€тьев с женами. ќсобенно этот обычай соблюдалс€ в отношении молодых, недавно поженившихс€. Ќаверн€ка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». ¬ широкий четверг происходили самые людные санные катани€. ¬ п€тницу – тещины вечерки – з€ть€ звали тещу на угощение. —уббота отводилась золовкиным посиделкам. ¬оскресенье называлось «прощеным днем». ¬ этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелу€ми, поклонами и просили прощени€ друг у друга, если обидели словами или поступками.

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 14 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



Ѕарсуков_јндрей   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 ћарта 2013 г. 02:47 (ссылка)
— началом весны!~¬есна.  артинки
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Tusssya   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 10 ћарта 2013 г. 10:08 (ссылка)
—пасибо
proxy.imgsmail.ru (550x413, 188Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Famar   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 ћарта 2013 г. 01:19 (ссылка)
ѕогул€ть у нас люб€т! ќдно застолье плавно переходит в следующее. ј как оно будет называтьс€ - не так важно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку