-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36184
 омментариев: 138772
Ќаписано: 176607

»стори€ праздновани€ Ќового года на на –усской земле

—уббота, 21 ƒекабр€ 2013 г. 23:11 + в цитатник
ѕразднование Ќового года на –усской земле относитс€ к глубокой седой старине. «десь перекликаютс€ и накладываютс€ €зыческие и христианские традиции, смешени€ гражданского и церковного календарей.
¬ €зыческие времена у восточных слав€н Ќовый год начиналс€ весной - первого марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы. — кормилицей-землЄй была тесно св€зана жизнь древнего человека, поэтому новый год и приходилс€ на весеннюю пору. Ќовый год слав€не отмечали на масленицу, где-то 20-го числа во врем€ первого весеннего равноденстви€.
√лавный зимний праздник наших предков носил названи€  ол€ды. ќн отмечалс€ в день зимнего солнцеворота и длилс€ с 25 декабр€ по 6 €нвар€. «имние солнцесто€ние, как и весеннее равноденствие, слав€не св€зывали с очередным пробуждением природы и поворотом к весне.  ол€ду отмечали 12 дней. Ёто число считалось сакральным и использовалось старцами - жрецами в период новогодних празднеств. ƒо нас дошло предание о том, что в это врем€ 12 €зыческих жрецов руководили ритуальными действи€ми. ќни гадали о будущем урожае по 12 снопам, пользовались водой из 12 колодцев дл€ подблюдных гаданий, 12 дней горел св€щенный огонь в период праздновани€  ол€ды.
26 декабр€ прибавл€лс€ световой день, и по представлению древних слав€н нарождалось новое солнце. —имволически солнце представл€ло особое полено - Ѕадн€к, который зажигали на  ол€ду. —читалось, что в это врем€ там, в пламени, зарождаетс€ новое солнце, дающее всем жизнь и благополучие.
ќдна из главных частей праздника  ол€ды - новогодние песни и кол€дование. »з восхвалений  ол€ды они постепенно превратились в форму своеобразных поздравлений и шуточных песен. Ќакануне праздника слав€не украшали свои дома еловыми и сосновыми ветками, позже стали Єлки, которые должными были, по древним поверь€м, своими колючими и острыми иглами отгон€ть злых духов и не пустить их в дом. ƒобрые зимние духи слав€н ћорок, “рескун и ћорозко сковывали реки льдом, приносили метели и насылали лютые морозы. „тобы они не очень расходились, приходилось их задабривать разными способами. ќбычно на окна выставл€ли подарки духам: кисель, кутью и блины. — годами эти дары стали отдавать р€женым, которые ходили по деревни с песн€ми, шутками и пл€сками.
јвсень (овсень, усень, бауцень, баусень, таусень) — прозвища кануна нового года в разных местност€х ¬еликороссии; в иных местах, называют ¬асильев, или богатый, вечер; в ћалороссии называют канун кол€дою. ћногие думают, что основание как названи€, так и различных символических де€ний, св€занных со встречею Ќового года (варение каши с распределением ролей между членами семьи, ношение зерна в мешке и т. п.) надобно искать еще во времена €зычества: думают, что тогда кол€да и јвсень составл€ли один большой праздник, от которого надолго сохранились отрывочные остатки, различно справл€емые и теперь русскими людьми.
Ёнциклопедический словарь ‘.ј. Ѕрокгауза и ».ј. ≈фрона. — —.-ѕб.: Ѕрокгауз-≈фрон. 1890—1907.
”  ол€ды был ещЄ и брат-близнец ќвсень, который по€вилс€ на свет чуть позже и потому считалс€ младшим. ќбеих братьев отмечали в один и тот же сезон - зимой. —начала праздновали  ол€ду, затем по деревн€м ходили "овсенщики", славившие ќвсен€. ¬ древности ќвсень почиталс€ на –уси как божество, зажигающее солнечное колесо и несущее свет всему миру. „ествовали ќвсен€ 1 марта на Ќовый год, поэтому он считалс€ весенним богом. ¬ерили, что ќвсень приезжает на большом коне и привозит с собой Ќовый год. ѕраздновали ќвсен€ как зимой, так и весной, согласно древнему слав€нскому календарю. ќбычно встречали ќвсен€ кашей, которую хоз€йки варили накануне ночью. ѕриносили из амбара крупу и начинали топить печь. ѕо традиции нельз€ было касатьс€ крупы, пока не истопитс€ печь. ¬о врем€ приготовлени€ каши необходимо было шептать заклинани€ на будущий урожай. «атем клан€лись горшку с кашей и ставили в печку. ѕотом начинали гадать - если каша вылезла из горшка или горшок лопнул, значит, в дом могла прийти беда. ј если каша удалась - значит ќвсень осталс€ доволен хоз€евами, и надо ждать удачи и радости в доме.
— прин€тием христианства на –уси новый год начал отмечатьс€ 1 сент€бр€. Ётот день считалс€ Ќоволетием, так как согласно Ѕиблии Ѕог сотворил мир именно в сент€бре. —ент€брьский Ќовый год на –уси встречали благоговейно и чинно. Ѕогатые люди на праздник стремились приехать в ћоскву, где устраивались пышные торжества. ¬ храмах проходила торжественна€ служба, повсюду звенели колокола. ¬ечером перед новогодней ночью все собирались в доме главы семейства. √остей угощали мЄдом, винами пивом и медовухой.
приходом к власти ѕетра ѕервого в –оссии гр€нули перемены. Ќе обошли они и календарь. ¬ декабре 1699 года император ѕетр ѕервый издаЄт указ о том, что с 1 €нвар€ 1700 года Ќовый год в –оссии будет отмечатьс€ 1 €нвар€. ѕетр повелел "учинить некоторые украшени€ от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых", потешатьс€ с огнем - разжигание новогодних костров, учин€ть стрельбу и гул€ни€. ÷арским указом предписывалось поздравл€ть друг друга с праздником. » теперь гражданский новый год праздновали в начале €нвар€, а церковный новый год осталс€ прежним - 1 сент€бр€.
ѕраздник Ќового года имел свой народный аналог - ¬асильев вечер, который чествовали в ночь на 1 €нвар€. Ёто был церковный праздник, посв€щенный дню пам€ти св€того ¬асили€ ¬еликого. ¬ечером устраивали пышный пир, где главным блюдом был жареный поросенок. ќн считалс€ символом плодороди€, плодовитости домашнего скота и обили€ в будущем году. Ќа стол ставили всЄ лучшее, что было заготовлено в доме - сытные пироги, блины, кутью. ¬ изобилии была водка, медовуха, пиво. ѕрин€то было надевать новую неношеную одежду, чтобы весь следующий год хорошо одеватьс€. ¬ этот день нельз€ было давать в долг деньги, а вот получать их считалось хорошей приметой, котора€ сулила прибыль и достаток.
¬ наши дни Ќовый год - любимый праздник всех людей. — ним св€зывают свои надежды и желани€, этот праздник не носит никакой идеологической нагрузки. ќн просто добрый, веселый и радостный.
–убрики:  »нтересное
»стори€
ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 10 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



K-D-I   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 22 ƒекабр€ 2013 г. 00:37 (ссылка)
—пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
вальс7   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 22 ƒекабр€ 2013 г. 23:54 (ссылка)
ќчень познавательно!—пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ергей_”дачин   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 ƒекабр€ 2013 г. 02:56 (ссылка)
ќчень интересно. —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку