-—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ѕрикольные_футболки ќ_—амом_»нтересном MY_HIT

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36119
 омментариев: 138684
Ќаписано: 176452

 ак воспитывали российских монархов

¬торник, 15 јпрел€ 2014 г. 14:29 + в цитатник

 ак особа€ мисси€ воспитани€ будущих монархов было осмыслено в эпоху ≈катерины II, котора€ в недостатке воспитани€ видела причину всех пороков. “огда и были заложены основные принципы образовани€ наследников престола и великих кн€зей.

ќбразовательна€ система в –оссии по€вилась ко времени правлени€ государ€ јлексе€ ћихайловича. ѕервые образованные наследники – царевич »ван јлексеевич и царевна —офь€ јлексеевна, обучались по программе —лав€но-греко-латинской академии, открытой в ћоскве в 1687 году. ÷арица —офь€ считалась одной из самых образованных женщин в –оссии и продемонстрировала способность к успешному управлению государством. “ем ни менее, ее «образованность» не помогла переиграть в политической борьбе, получившего сравнительно бессистемное обучение ѕетра јлексеевича.

„тение и иностранные €зыки

»мператор ѕавел I ѕетрович

¬ажную роль в системе «придворной педагогики» играло пробуждение интереса к чтению и изучению древних и новых €зыков. ¬оспитатель царевича ѕавла ‘. ƒ. Ѕехтеев придумал дл€ своего маленького воспитанника особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. ƒругим способом увлечь маленького кн€з€ чтением стало издание небольшой газеты, в которой Ѕехтеев помещал заметки обо всех, даже самых незначительных поступках самого ѕавла.

»зучение иностранных €зыков основывалось на пр€мом общением с носител€ми €зыка, которых как можно раньше зачисл€ли в штат царственных младенцев. –езультаты не заставл€ли себ€ ждать. ќ своем четырехлетнем внуке јлександре ≈катерина писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски. ƒл€ лучшего закреплени€ и систематизации €зыковой подготовки к јлександру был приглашен швейцарец ‘редерик —езар де Ћагарп, подготовивший дл€ наследника колоссальный список рекомендованного чтени€. ќснову списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале. «¬еликой кн€зь јлександр ѕавлович читает с исправностию и когда содержание ему нравитс€ или возбуждает любопытство, он заставл€ет слушать себ€ с удовольствием» - так характеризовал Ћагарп €зыковые успехи воспитанника.

 

‘изические упражнени€

ѕортрет великих кн€зей јлександра ѕавловича и  онстантина ѕавловича

‘изическое развитие и телесные ограничени€ были неотъемлемой частью воспитани€ великих кн€зей с самого раннего возраста. ≈катерина не скрывала своей боли, вспомина€ о том, что не имела возможности преп€тствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке н€нек и мамушек по отношению к маленькому ѕавлу, которого «заботами буквально душили».

¬нуков – јлександра и  онстантина – напротив, закаливали, с детства приуча€ к холоду. ¬еликих кн€зей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное врем€. —пали они на твердых волос€ных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. ѕод окнами детской стрел€ли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам. ќбразование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнени€, дающие, по выражению известного педагога XIX века я. . √рота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

 

“руд

¬елика€  н€жна “ать€на, дочь цар€, переносит при помощи солдата, глыбы дерна на носилках

“радиции трудового воспитани€ наследников престола также были заложены в 18 веке. Ѕудущий император ѕавел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачива€ детали. ≈го сын јлександр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал гр€дки, исполн€л об€занности кучера, стол€ра, мал€ра. ‘изический труд неизменно входил в распор€док дн€ царских детей вплоть до 1918 года: в дневнике императора Ќикола€ II, уже лишенного власти, ежедневно упоминаетс€ работа, которую царска€ семь€ выполн€ет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле.

 
Ѕлаготворительность

 онный портрет великого кн€з€ јлександра Ќиколаевича

«Ѕудьте м€гки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны» - так суммировала ≈катерина свое представление о личности будущего государ€ на экземпл€ре «“елемака», адресованном внуку. ќдной из «достойных наследника престола» форм поощрени€, которую примен€л по отношению к великому кн€зю јлександру Ќиколаевичу (будущему јлександру II) его учитель  . . ћердер, было право финансовой помощи нуждающимс€ семь€м. ѕраво это надо было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода.

 

√ражданский долг

¬ записке, поданной ≈катерине, учитель ее внука јлександра - швейцарец ‘редерик —езар де Ћагарп излагал свои убеждени€ относительно гражданских добродетелей монарха: первой среди них было осознание ответственности за судьбу своих подданных. ѕоэтому при обучении его всевозможным наукам (а великие кн€зь€ проходили, помимо гуманитарных дисциплин также экспериментальную физику, химию, математику, географию, астрономию и т.п.) нельз€ упускать из виду, что правитель должен быть не физиком, натуралистом или юристом, а в первую очередь - «честным человеком и просвещенным гражданином».

Ћичный пример

¬еликие кн€зь€ јлександр, ¬ладимир и Ќиколай јлександровичи детьми

ѕоскольку все великие кн€зь€ получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрени€ будущего государ€, станов€сь им близкими, почти родными людьми. ќтбор наставников дл€ великих кн€зей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведени€, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходитьс€ при€тно и ласково».

¬оспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. «√осударь дал мне то, что дл€ мен€ и целой –оссии есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. ƒа поможет мне Ѕог исполнить мое великое дело» - писал родным  арл  арлович ћердер. ¬ свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней прив€занностью. ƒневниковые записи ћердера свидетельствуют о том, что во врем€ его болезни јлександр Ќиколаевич не скрывал искреннего сочувстви€ учителю: «¬ид€ мен€ слабым и страдающим, он заливалс€ слезами, и только силой могли отвести его от моей постели».

ќбщение со сверстниками

÷аревич јлексей Ќиколаевич со сверстниками, детьми охраны и прислуги

¬ составленном я. .√ротом в 1858 году «ѕроекте особого учебного решени€ дл€ великих кн€зей» отдельно обсуждалс€ вопрос о возможности обучени€ царских детей в кругу сверстников. ѕ€ть-шесть юношей, выбранных по жребию из числа питомцев лучших учебных заведений ѕетербурга и ћосквы, получали право заниматьс€ в том же учебном классе, что и будущий монарх. ¬о врем€ летних каникул одноклассники наследника допускались к нему дл€ совместных «ботанических и мореходных» прогулок и зан€тий гимнастикой. ѕомимо возможности дружеского общени€ со сверстниками, важным преимуществом совместного обучени€ была атмосфера соревновани€ в учебной аудитории. —ледствием ее должны были стать как учебные успехи, так и привычка к умственному труду, формирование воли и характера великих кн€зей.

ћарина Ќиколаева

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 14 пользовател€м



kartinka777   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 јпрел€ 2014 г. 14:55 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
луида   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 јпрел€ 2014 г. 17:11 (ссылка)
Ќедопитое вино.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку