-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36320
 омментариев: 139056
Ќаписано: 177031

¬ыдающиес€ женщины допетровской –уси

—реда, 16 јпрел€ 2014 г. 18:48 + в цитатник

’от€ иногда считают, что —редние века были временем мужчин, на –уси этого времени было немало выдающихс€ женщин — и правительниц, и просветительниц, и св€тых,и прекрасных и верных жен. « ириллица» рассказывает о 7 выдающихс€ женщинах допетровской –уси.

 н€гин€ ќльга

ќльга, в крещении ≈лена, по преданию, происходила из ѕскова. ќна правила  иевской –усью после гибели мужа, кн€з€ »гор€ –юриковича, как регент с 945 до примерно 960 года. ќльга про€вила себ€ как решительна€ и мудра€ правительница. ƒревл€не после убийства »гор€ прислали к его вдове сватов звать ее замуж за своего кн€з€ ћала.  н€гин€ жестоко покарала древл€нских старейшин и привела древл€н к покорности народ древл€н. ѕервой из русских правителей прин€ла христианство еще до крещени€ –уси. —огласно ѕовести ¬ременных Ћет это произошло в 955 году в  онстантинополе, ќльгу лично крестили император  онстантин VII Ѕагр€нородный с патриархом (‘еофилактом): «» было наречено ей в крещении им€ ≈лена, как и древней царице-матери императора  онстантина I». ѕовесть ¬ременных Ћет и ∆итие украшают обсто€тельства крещени€ историей о том, как мудра€ ќльга перехитрила византийского цар€. “от, подивившись ее разуму и красоте, захотел вз€ть ќльгу в жены, но кн€гин€ отвергла прит€зани€, заметив, что не подобает христианам за €зычников свататьс€. “огда-то и крестили еЄ царь с патриархом.  огда царь снова стал домогатьс€ кн€гини, та указала на то, что она теперь приходитс€ крЄстной дочерью царю. “огда тот богато одарил еЄ и отпустил домой. ќльга причислена к лику св€тых как равноапостольна€, день ее пам€ти в православной традиции — 24 июл€.

Ќа ”краине началась предвыборна€ кампани€ и совсем скоро вы узнаем, кто будет следующим президентом ”краины. Ћично мне хочетс€ , чтобы ¬ыборы президента ”краины прошли организованно и честно, а в стране наступил пор€док. Ќу  пока предвыборно€ борьба в самом разгаре и каждый кандидатов в ѕризитенты ”краины делает самые разные за€влени€. ¬от например, кандидат в президенты ”краины ¬алерий  оновалюк предложил ¬ладимиру ѕутину решить все спорные вопросы между ”краиной и –оссией на татами. ≈сли вы мне не верите,  то можете воспользоватьс€ ссылкой http://www.ukrainepresident.info/konovalyuk-vyzval-putina-na-poedinok-po-dzyudo/.

јнна ярославна, королева ‘ранции

јнна (јгнесса) ярославна или јнна  иевска€— младша€ из трЄх дочерей киевского кн€з€ ярослава ћудрого от брака с »нгегердой Ўведской, супруга французского корол€ √енриха I и королева ‘ранции. ћолода€ королева была дальновидным и энергичным государственным де€телем. Ќа французских документах той поры, нар€ду с подпис€ми еЄ мужа, встречаютс€ и слав€нские буквы: «јнна –ъина» (королева јнна). –имский папа Ќиколай II, удивленный замечательными политическими способност€ми јнны, написал ей в письме: «—лух о ваших добродетел€х, восхитительна€ девушка, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполн€ете в этом очень христианском государстве свои королевские об€занности с похвальным рвением и замечательным умом».

¬ 1060 году јнна переселилась в замок —анлис, в 40 км от ѕарижа, здесь основала женский монастырь, и церковь. ќна €вл€лась воспитательницей подрастающего сына и его руководителем в государственных делах, однако номинально опекуном был граф Ѕодуэн ‘ландрский (опекуном мог быть только мужчина). ¬ 1063 году јнна вышла замуж за –аул€ де  репи-ан-¬алуа. Ётот брак вызвал скандал. ’от€ в жилах –аул€ текла кровь  аролингов, а его феодальные владени€ превосходили домен французских королей, тем не менее он был вассалом. ѕосле смерти –аул€ в 1074 году, јнна вернулась ко двору и была прин€та как королева-мать. ѕоследнее упоминание об јнне мы находим в 1075 году (еЄ подпись стоит на грамоте), после этого ничего точного о еЄ судьбе неизвестно. ѕо одной из версий јнна была похоронена в аббатстве ¬илье в местечке —ерни недалеко от Ћа ‘ерте јлле. — именем јнны в 18—19 в. часто св€зывалась церковнослав€нска€ пергаменна€ рукопись, хран€ща€с€ в –еймсском соборе; по крайней мере с 16 в. на нЄм прис€гали французские короли. ћнение о том, что эта рукопись (точнее — перва€ еЄ часть, написанна€ кириллицей; втора€, глаголическа€, относитс€ к 14 в.) была завезена во ‘ранцию јнной ярославной, получило большую попул€рность.

≈фросини€ ѕолоцка€

≈фросинь€ ѕолоцка€ — перва€ белорусска€ и, по некоторым данным, восточнослав€нска€ просветительница. ≈Є светское им€ — ѕредслава. –одилась она в кн€жеской семье и была дочкой младшего сына кн€з€ ¬сеслава Ѕрачеславовича. ћать еЄ — —офи€ — была дочерью ¬ладимира ћономаха. ’от€, суд€ по всему, ѕредславе светило блест€щее светское будущее, маленька€ кн€жна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было прин€то. ѕо достижении совершеннолети€ — а по тем временам это было 12 лет — ѕредслава твЄрдо решила уйти в монастырь и, несмотр€ на мольбы матери и угрозы отца, так и сделала. ¬ монастыре насто€тельницей была еЄ тЄтка, она и прин€ла юную монахиню.¬ 1127—1128 годы ≈вфросини€ основала ѕолоцкий —пасо-≈вфросиниев монастырь, куда под еЄ вли€нием постриглись также еЄ сестра √ордислава (в иночестве — ≈вдоки€) и двоюродна€ сестра «венислава Ѕорисовна (в иночестве — ≈впракси€). ћонастырь получил богатые вклады и ≈вфросинией в нЄм был построен каменный храм —пасител€, сохранившийс€ по насто€щее врем€. “акже ≈вфросинией была построена каменна€ церковь во им€ ѕресв€той Ѕогородицы вокруг которой возник мужской монастырь. ƒл€ неЄ около 1160 года из ¬изантии была привезена ≈фесска€ икона Ѕогородицы.

¬ преклонном возрасте ≈фросинь€ отправилась в паломничество в »ерусалим (в апреле 1167 года). “ам она получила аудиенцию у патриарха Ћуки. ¬ »ерусалиме ≈фросинь€, обессиленна€ долгим путешествием, заболела и умерла. ¬ 1984 году ≈фросинь€ ѕолоцка€ была причислена к —обору Ѕелорусских —в€тых. ≈Є им€ нос€т церкви в г. —аут-–ивер (—Ўј) и “оронто ( анада). ≈жегодно в ѕолоцке в начале июл€ отмечаетс€ день рождени€ св€той. ќрганизуетс€ служба, вынос ≈фросиньевского креста. Ќа этом меропри€тии всегда присутствует митрополит ћинский и —луцкий, ѕатриарший экзарх все€ Ѕеларуси.

≈впракси€ –€занска€

—в€та€ благоверна€ кн€гин€ ≈впракси€ –€занска€ — жена ‘Єдора ёрьевича, кн€з€ –€занского. ѕо рассказам летописей, славилась своей красотой. ¬о врем€ монголо-татарского нашестви€ хан Ѕатый, наслышанный о еЄ красоте, пожелал, чтобы еЄ привели к нему.  н€зь ‘Єдор отказалс€ привести жену в ќрду, за что и был убит по приказу Ѕаты€. ”знав об участи своего мужа (по другим данным — после захвата крепости Ѕатыем, чтобы не остатьс€ на поругание), ≈впракси€ вместе с ребЄнком наложила на себ€ руки, бросившись с крыши кн€жеского терема (по другим данным — с колокольни храма св. Ќикола€).  анонизирована ѕравославной церковью.

‘еврони€ ћуромска€

‘еврони€ (в миру ≈вфросини€) — св€та€, супруга муромского кн€з€ ƒавида, в иночестве ѕетра. ќ ‘евронии дошли до нас извести€ уже позднейшего происхождени€, по всей веро€тности 16 века, по€вившиес€ одновременно с канонизацией муромских чудотворцев.  н€зь ƒавид, еще до зан€ти€ кн€жеского стола в ћуроме, долго страдал от какой-то т€жкой болезни: тело его было покрыто струпь€ми. ƒочь одного «»древолазца»" (бортника), славивша€с€ умом и красотой, вылечила кн€з€ какой-то мазью.  н€зь дал слово женитьс€ на ней, но потом нашел неприличным своему сану супружество с девицей низкого происхождени€. ¬скоре кн€з€ оп€ть посетила прежн€€ болезнь, и оп€ть он был исцелен той же ≈вфросинией. Ќа этот раз он выполнил свое обещание и сочеталс€ с ней браком. ƒавид ёрьевич, по смерти старшего брата своего, зан€л муромский кн€жеский стол. ћуромские вельможи, завидовавших его власти и они требовали, чтобы кн€зь или отпустил от себ€ супругу, или сам оставил ћуром. ƒавид ёрьевич покинул кн€жество.  н€гин€ советовала кн€зю не печалитьс€ и наде€тьс€ на √оспода. ¬скоре бо€ре были вынуждены были просить ƒавида и ≈вфросинию возвратитьс€ в ћуром. ”мна€ и благочестива€ кн€гин€ помогала супругу советами и делами благотворительности.

ƒостигнув старости, кн€зь и кн€гин€ прин€ли иноческий постриг один с именем ѕетра, друга€ — с именем ‘евронии. ‘еврони€ скончалась в 1228 г., в один день с супругом. ќба они, согласно завещанию, положены в одном гробе. —в€тые ѕЄтр и ‘еврони€ почитаютс€ в –оссии как покровители семьи и брака (день пам€ти-25 июн€).

ћарфа-посадница

ћарфа, богата€ и вли€тельна€ вдова новгородского посадника »саака Ѕорецкого, в 15 веке стала неформальным лидером бо€рской оппозиции растущему вли€нию ћосквы. ќна вела переговоры с великим кн€зем литовским и королЄм ѕольши  азимиром IV о вступлении Ќовгорода в состав ¬еликого кн€жества Ћитовского на правах автономии при сохранении политических прав Ќовгорода. ћарфа и ее сын, новгородский степенный посадник ƒмитрий, в 1471 году выступили за выход Ќовгорода из зависимости от ћосквы установленной яжелбицким миром (1456).”знав об этом, великий кн€зь ћосковский »ван III объ€вил войну Ќовгородской республике и в Ўелонской битве (1471 год) разбил новгородцев. ƒмитрий Ѕорецкий был казнен, однако Ќовгород сохранил право на самоуправление в своих внутренних делах. Ќо ћарфа, несмотр€ на смерть сына и действи€ »вана III, продолжила переговоры с  азимиром, который обещал ей поддержку. ¬ 1478 году »ван III окончательно лишил Ќовгородские земли привилегий самоуправлени€, распространив на них власть самодержави€. ¬ знак упразднени€ новгородского веча вечевой колокол увезли в ћоскву, земли ћарфы были конфискованы, ее с внуком сначала привезли в ћоскву, а затем выслали в Ќижний Ќовгород. “ам ћарфу постригли в монашество под именем ћарии в «ачатьевском монастыре, где она и умерла в 1503 году. Ётой неоднозначной, но €ркой женщине посв€щена повесть Ќикола€  арамзина «ћарфа-ѕосадница, или покорение Ќовгорода», а ее изображение присутствует на пам€тнике «1000-летие –оссии» в ¬еликом Ќовгороде.

Ѕо€рын€ ћорозова

‘еодоси€ ћорозова, в девичестве —оковнина, в 17 лет вышла замуж за царского спальника √леба »вановича ћорозова. —тав вдовой, ‘еодоси€ опекала малолетнего сына и пользовалась вли€нием при дворе цар€ јлексе€ ћихайловича, име€ чин верховой бо€рыни. Ѕо€рын€ ћорозова была противницей реформ патриарха Ќикона, и общалась с апологетом старообр€дчества — протопопом јввакумом. ‘еодоси€ занималась благотворительностью, домашние молитвы совершала «по древним обр€дам», а ее московский дом служил пристанищем дл€ гонимых властью староверов. ѕосле тайного пострига в монахини под именем ‘еодоры, состо€вшегос€ в декабре 1670 года, ћорозова стала удал€тьс€ от церковных и светских меропри€тий. ѕриверженность к «старой вере» и отказ присутствовать на царской свадьбе вызвали непримиримый конфликт с царем јлексеем ћихайловичем. Ѕо€рын€ была арестована, лишена имени€, а затем сослана в ѕафнутьево-Ѕоровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. јкадемик ј. ћ. ѕанченко, исследу€ письма ћорозовой к јввакуму, пишет, что ‘еодоси€ «не мрачна€ фанатичка, а хоз€йка и мать, зан€та€ сыном и домашними делами». Ѕо€рын€ ћорозова изображена на знаменитой картине —урикова (1887); она €вл€етс€ одним из главных персонажей недавно сн€того телефильма «–аскол».

ћетки:  

ѕроцитировано 15 раз
ѕонравилось: 18 пользовател€м



fomicheva_lidia   обратитьс€ по имени —реда, 16 јпрел€ 2014 г. 19:04 (ссылка)
—пасибо !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
altinira   обратитьс€ по имени —реда, 16 јпрел€ 2014 г. 19:36 (ссылка)
— благодарностью!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
bouguet   обратитьс€ по имени —реда, 16 јпрел€ 2014 г. 19:40 (ссылка)
»нтересно,спасибо.«абрала.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬елика€49   обратитьс€ по имени —реда, 16 јпрел€ 2014 г. 22:08 (ссылка)
Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Leon_Meusi   обратитьс€ по имени „етверг, 17 јпрел€ 2014 г. 12:42 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћумсик   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 05 ћа€ 2014 г. 06:32 (ссылка)
Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку