-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 38985
 омментариев: 142926
Ќаписано: 183590



 ак воспитать насто€щего мужчину

¬оскресенье, 25 ћа€ 2014 г. 21:44 + в цитатник

¬ырастить из мальчика насто€щего мужчину – такую задачу нередко став€т перед собой и воспитатели, и родители. ј какой смысл вкладываетс€ при этом в пон€тие «насто€щий мужчина»?  ак насто€щий мужчина относитс€ к женщине – защищает или презирает, считает ли он еЄ равной себе или существом второго сорта? » не скрываютс€ ли за стремлением к «насто€щей мужественности» наши тайные страхи, которые мы невольно проецируем на своих детей?

ѕопробуем задать себе простейший вопрос: кто €? —колько наберЄтс€ ответов? ћы все – в первую очередь люди, обладающие полом, затем принадлежащие к роду, нации, компетентные в каком-то деле (журналисты, рабочие, родители)… Ёто и есть идентификаци€ – чувство общности с определенной социальной группой, к которой мы себ€ относим, про которую говорим «мы»: «ћы, мужчины», «ћы, строители». ¬месте с тем идентификаци€ составл€ет то €дро личности, которое позвол€ет сказать: «я – это €». „ем больше наберетс€ ответов, тем больше мы социализированы, тем больше защищены своей группой, у нас больше поводов быть уверенными в себе.

” каждого из нас есть потребность в автономности, уникальности, свободе, но человек – существо общественное, и у него есть така€ же потребность в идентификации. „резмерное одиночество и свободу вынести трудно. ѕоэтому ещЄ в младенческом возрасте нас приучают к принадлежности к группе, семье, роду, полу.

ќ полоролевой идентификации

¬ оценке образа «я», и внешнего, и внутреннего, идентификаци€ с полом занимает ключевые позиции: «я – мужчина», «€ – женщина». ќднако при этом важно помнить: в каждом мужчине есть то, что называетс€ женственностью, в каждой женщине есть мужественность. Ѕлагодар€ этому у нас есть потребность общени€ с противоположным полом. јндрогинна€ часть нашей личности ищет достойного собеседника в представителе противоположного пола, и это можно назвать главным условием любви.

ќбвинени€ в отсутствии женственности и мужественности всегда больно ран€т, даже если противоречат действительности. —лишком велик в нас страх не отвечать заданным образцам. Ќо в действительности никто не может полностью соответствовать стереотипам пола.   тому же они мен€ютс€ со временем.

»деальным мужчиной XIX века был ѕушкин, поэт и издатель, успевающий думать о красе ногтей и пополн€ть свой донжуанский список, идеальными мужчинами 60-х годов XX века были благородные физики и врачи, всегда верные любви, долгу и своему слову – таких героев играл актЄр јлексей Ѕаталов. —ейчас кино и компьютерные игры нав€зывают нам в качестве идеала сурового обладател€ горы мышц, «рационального» и «без эмоций».

»деал – всегда обобщение. ”же в силу этого он недостижим дл€ отдельного, уникального человека. »ндивидуальные различи€ между людьми тоньше и многообразнее, чем половые и гендерные различи€.

ќ ролевых играх

” детей также есть полоролева€ идентификаци€: «€ мальчик», «€ девочка». Ёта идентификаци€ складываетс€ постепенно, в результате исследовани€ собственного тела, из наблюдений за старшими и за сверстниками, а также из ролевых игр.

–олевые игры занимают особое место в детской психике – они знаком€т ребЄнка с миром людей, их зан€ти€ми и взаимоотношени€ми, они учат жизни как таковой: дружескому общению, нахождению компромиссов, социальным рол€м, формированию шкалы ценностей. –олевые игры начинаютс€ где-то с двух лет, и то, что заложено в таком нежном возрасте, остаетс€ в подсознании как норма. ƒети играют в «магазин», исполн€€ роли покупателей и продавцов, в «больницу» – изобража€ врачей и пациентов, в «войну» и в «дочки-матери».

Ќужно ли дет€м играть в войну?

ƒве последние игры считаютс€ особенно важными дл€ формировани€ полоролевой идентификации. »гра в войну, как прин€то думать, подходит дл€ мальчиков, а дочки-матери – дл€ девочек. ƒействительно, в первой мальчики осваивают роль воина, защитника, а девочки во второй – роль матери, воспитательницы. Ќе так уж часто девочкам запрещают играть вместе с мальчиками в войну, хот€ упрЄк «ведЄшь себ€ как мальчишка» порой можно услышать. ј вот случаи, когда мальчику не разрешают играть с девочками, встречаютс€ чаще. ¬ адрес мальчика обвинение «ведЄшь себ€ как девчонка» звучит не в пример жЄстче. Ќо ведь мальчику предстоит быть не только воином, но и мужем, отцом. “е навыки, которые он получит, игра€ в отца семейства, «уход€ на работу» и возвраща€сь в «дом» с полезными находками, вместе с девочками обустраива€ игровое пространство, пригод€тс€ ему в будущем, в его взрослой жизни. ƒалеко не каждый мужчина посв€тит свою жизнь воинской службе, но почти каждый захочет иметь семью и хорошие отношени€ со своей женой и детьми.

ќ мальчиках и куклах

ƒавайте подумаем: если мальчик просит, чтоб ему купили куклу, м€гкую игрушку или детскую посуду, а у мамы такое желание сына вызывает ужас, с чем это св€зано?

¬полне веро€тно, что ответы будут примерно такими:

«ќна воспитывает мужчину! ј главное в воспитании мальчика, чтоб он ни в чЄм не был похож на девочку!»

«а такими ответами стоит следующа€ установка: мальчик, который хочет вырасти насто€щим мужчиной, должен относитьс€ к женским зан€ти€м как к недостойным. ћужественность воспитываетс€ исключительно как антиженственность. »наче может произойти «самое страшное» – гомосексуальность. »гры и игрушки дл€ девочек унижают его мужское достоинство, они не могут быть интересными и содержательными.

Ќо так ли это на самом деле? ћальчик наблюдает взрослых женщин, он чаще всего растЄт под присмотром женщин и вынужден им подчин€тьс€. ћама, учител€, воспитатели, врачи, продавцы выгл€д€т всезнающими. ≈му остаЄтс€ сделать вывод, что женщины, по-видимому, имеют какой-то скрытый изъ€н, о котором он узнает, как только повзрослеет. “акое знание и будет казатьс€ ему признаком взрослени€.

Ётика и критическое мышление по€вл€ютс€ у ребЄнка намного позже знакомства с гендерными стереотипами. ќбучение чтению начинаетс€ с «ћама мыла раму», ну, а папа в букваре, был, конечно, пилотом, железнодорожником, инженером. ¬ этих примерах мама и папа живут в разных мирах. Ќо в жизни дети встречаютс€ с противоположным полом посто€нно. » у мальчика постепенно формируетс€ внутренний женский образ – анима, а у девочки мужской – анимус. „ем ближе эти образы к реальности, тем легче впоследствии будет наладить отношени€, может быть, самые главные в жизни. ќни дадут возможность молодым мужчинам и женщинам понимать друг друга. Ќе семью ли охран€л воин, не ради семьи ли накапливались богатства, не ради этих ли отношений мужчина стремитс€ выгл€деть мужественным?

ћальчик хочет куклу, потому что ему интересно, как устроены люди, потому что так устроен он сам.  роме того, его привлекают куклы-девочки в €рких плать€х, потому что они похожи на тех девочек, которых он видит на площадке, и они кажутс€ прит€гательными.  ак видим, эти интересы не имеют отношени€ к гомосексуальности.

“ак что же делать с этим непон€тным половым воспитанием?

ј никакого особенного полового воспитани€ просто не нужно. ќтветственный, уверенный в себе, компетентный в жизни, умеющий посто€ть за себ€ человек – это и есть зрела€ личность. ’орошо, если эта личность мужчина, и хорошо, если женщина.

¬ыпуск наборов игрушек, где на коробке написано «дл€ мальчиков» или «дл€ девочек», кажетс€ мне напутствием в дискриминацию. ќбычно девочкам предлагаетс€ что-то вроде набора косметики дл€ детей, а мальчикам информаци€ об устройстве механизмов, о доисторических животных или видах оружи€.

Ќо мир не делитс€ на мужскую и женскую половину. ћальчикам и девочкам интересны игрушки друг друга – потому что интересно пон€ть другого. »нтересу€сь другим, мы вовсе не перестаем быть самими собой. ј сведени€ о мире, предназначенные неумными взрослыми «дл€ мальчиков», могут быть интересны и мальчикам, и девочкам.

ј как же слова из попул€рной песни «∆енское счастье – был бы милый р€дом»? “рудно, но придЄтс€ смиритьс€ с тем, что никто не сможет проплыть над суетой и тревогами мира на подн€тых «сильных мужских руках». ћир так устроен, он устроен мудро. ћы – женщины, точно так же, как и мужчины, родились, чтобы прожить эту жизнь, а не проплыть над ней. “акие надежды ничего не дают, кроме обид. ѕосмотрим внимательно: может быть, наш герой тоже устал и ищет плечо, чтобы на него оперетьс€.

¬оспитание личности и достоинства не требует специальных меропри€тий и приемов, им просто надо дать возможность развиватьс€. » это – единственный секрет воспитани€ «насто€щего мужчины». “очно так же, как и «насто€щей женщины»

–убрики:  –азное
∆изнь
ћетки:  


ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку