-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36111
 омментариев: 138668
Ќаписано: 176428

„то делать в ночь на »вана  упала?

¬оскресенье, 06 »юл€ 2014 г. 15:09 + в цитатник

ќдин из самых поэтичных праздников украинского обр€дового календар€.  упальские огни вдохновл€ли на творчество не только великого Ќикола€ √огол€, а и многих других писателей и поэтов. ÷ерковь в этот день отмечает –ождество »вана  рестител€. ≈ще в дохристианскую пору слав€не отмечали праздник  упайла, то есть —олнца. ѕутем сли€ни€ христианских и €зыческих традиций и образовалс€ праздник »вана  упала.

¬ половине июн€ полуденное солнце достигает высочайшей точки на небе и в таком положении остаетс€ на некоторое врем€, которое называетс€ летним солнцесто€нием. «атем, достигнув полного про€влени€ своих творческих сил, оно поворачивает на зимний путь, потер€в свою царственную власть над природой, свою живоносную силу, и начинает все ниже и ниже медленно спускатьс€ по небесной горе; дни начинают убывать. ¬с€ природа, как бы предчувству€ свою близкую старость, спешит жить полною жизнью. ѕоследний мес€ц кукует кукушка, последнюю чудную песню поет своим звонким голосом соловей, и скоро, скоро и другие певчие птички приутихнут.

 упальна€ ночь сама€ коротка€ - этой ночью никто не должен спать. ¬ зачарованную купальскую ночь деревь€ переход€т с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполн€ютс€ особой, чудодейственной силой. ¬се земное зелие-былие в эту ночь получает сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую. Ќочные травы цветут ќгнем. “аковы - черна€ папороть, царе-царь, лев, голубь и другие. »ной цвет пылает неподвижным, сильным пламенем, иной имеет вид молнии, летучего, призрачного огн€.



"“рава лев, - сказано об одной из них в древнейшем из "«алейников", - растет невелика, а видом как лев кажетс€. ¬ день ее и не приметишь, си€ет она по ночам. Ќа ней два цвета, один желтый, а другой ночью как свеча горит. ќколо нее поблизости травы нет, а котора€ и есть, и та преклонилась перед ней". ј вот что говоритс€ о дивной траве киноворот: "’от€ кака€ бур€, она клан€етс€ на восток всеми стволами; то же, если и ветру нет". ѕапоротник, который раскрываетс€ сильным огненно-красным (издали малиновым) слегка мерцающим цветом только на несколько мгновений в купальскую ночь дает возможность нашедшему его угадывать будущее.

 ак известно, и этот обычай сейчас хорошо сохранилс€, главным развлечением вечера на »вана  упала €вл€ютс€ прыжки через костер. ¬прочем, и одиноким девушкам есть, чем зан€тьс€ в праздник. Ќесчастным в любви, дабы приворожить избранника, рекомендуетс€ в полночь на »вана  упала трижды обежать вокруг ржаного пол€. ∆елательно обнаженной. ѕока гола€ красавица носитс€ кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть та единственна€ и неповторима€, которую он искал всю жизнь.

ѕо окончании веселых действ можно идти отдыхать. Ёто не касаетс€, лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Ќо помните: путь к цветку защищает нечиста€ сила, да и земные богатства, которые он открывает, еще никого добра не приносили. —читалось, что на »вана  упала ведьмы справл€ют свой праздник, который заключаетс€ в усиленном причинении зла люд€м. ћол, у ведьм хранитс€ вода, вскип€ченна€ с пеплом купальского костра, и на »вана  упала обрызгав себ€ этой водою, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумаетс€.

¬ день »вана  упала старались исцел€тьс€ росой ƒл€ этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. ¬ этот день проходил массовый сбор лечебных трав. ќсобой целебной силы купальска€ трава набирает к восходу —олнца, так вот, как говоритс€, " то рано встает, тому и Ѕог дает!"

¬ обр€дах и играх весенне-летнего цикла ¬енки служили об€зательным головным украшением девушек. “ак, в восточнослав€нском обр€де "проводов русалки" дл€ р€женой "русалки" плели специальный ¬енок с добавлением крапивы или делали много ¬енков, падева€ их р€женой на голову, шею, на руки, всю увешива€ венками. ѕоследующее уничтожение этих ¬енков (выбрасывание их на кладбище, в воду, в костер и т. п.) символизировало акт изгнани€ "русалки".

 ак отмечают праздник

¬ ”краине доселе уцелел еще следующий обр€д: девушки, головы которых убраны венками из трав душистых, в праздничных нар€дах, а парни, лихо заломивши набекрень шапки, тоже убранные цветами, собираютс€ накануне дн€  упала в заранее определенное место к дереву марене или черноклену, обвешанному венками и лентами; под деревом этим став€т сделанного из соломы крошечного, а иногда и большого бога -  упалу, одетого в женскую сорочку и плахту, с монисточкой на шее и венком на голове. “ут же расставлены столы с закускою и неизбежною горилкою. воду упав.  упало на »вана!

¬ Ѕеларуси вбивают накануне »ванова дн€ по солнечном заходе кол в землю; обкладывают его соломою и коноплем, а на самый верх тоже кладут пук соломы, называемой  упалою; лишь только смеркнет, зажигают, солому, подбрасывают в этот костер березовых сучьев, и начинаютс€ потехи. ¬ некоторых местах с рассветом »ванова дн€, выбрав из своей среды самую красивую девушку, подруги раздевают ее донага, опутывают с ног до головы венками и цветами, зав€зывают глаза и ведут в лес, где она, получивша€ на этот раз прозвище "дзевко-купало", раздает заранее приготовленные венки, в то вым€ как веселый хоровод движетс€ вокруг нее.  ому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью, замужем, а которой досталс€ ув€дший венок, "той счасть€-доли не бачить, жить у недоли".

¬ ћоскве издревле праздновалс€  упала на трех горах, а в ѕетербурге на ѕетровском острове на " уллерберге", куда заезжала и наша аристократи€. Ќесколько лет тому назад на последнем разводили купальские огни, устраивали хороводы и пировали. ¬ 10 верстах от ѕетербурга, по рижской дороге, находилась в старое врем€ липа, ветви которой сплетались с ветв€ми других деревьев, образу€ как бы природную беседку, в которой не раз отдыхал ѕетр ¬еликий. —обирались и здесь накануне  упала, разводили огни, на которых, между прочим, сжигали белого петуха. Ќадо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменилс€ кучею крапивы, вследствие запрещени€ »вановских огней духовными и светскими власт€ми.

Ќо больше всего мне нравитс€ этот праздник в Ћатвии! языческий праздник Ћиго (24 июн€ ) в Ћатвии - самый древний и самый любимый. ≈го отмечают на государственном уровне целых три дн€. Ёто своеобразный Ќовый год - только летом. “олько роль елок выполн€ют березки. ≈сть своеобразные ƒед ћороз и —негурочка - это те кто нос€т имена - янис и Ћига. “олько не они дар€т подарки, а им, ведь у них именины. Ћиго отмечают в одну из самых коротких ночей года. »мениннику янису непременно должны подарить дубовый венок. ј Ћиге - венок из полевых цветов. »менно так их можно отличить от остальных. ѕоэтому этот товар в городе нарасхват. ярмарки в –иге на каждом шагу. Ќепременные атрибуты Ћиго - пиво и сыр. Ќа праздничном столе они должны быть об€зательно. ѕричем сыр должен быть с тмином. ѕо народным поверь€м, попадающийс€ в дольках тмин лучше всего хорошо разжевать - тогда пропадут все напасти. ¬ Ћигову ночь об€зательно нужно искупатьс€ - и прыгать через костер. ƒл€ того чтобы было светлее - ночью зажигают бочки на шестах. Ѕочки высоко поднимают и зажигают, чтобы было видно на соседнем хуторе, что здесь уже празднуют Ћиго. “анцы и песни должны продолжатьс€ всю ночь. «а это врем€ молодые должны найти в лесу цветущий папоротник. ≈сли найдут - будут счастливы. ѕо легенде, он расцветает именно в янову ночь. «а многовековую историю праздника его правда так и не нашли, но специалисты утверждают, что этот обычай улучшает демографическую ситуацию в стране.

ѕраздник включал в себ€ следующие обр€ды и ритуалы:

- возжигание огн€

- прыжки через костер (или крапиву)

- скатывание колеса, культ огн€

- в древности молени€ о дожде - –усалии

- купание, обливание

- "черпание росы", культ воды

- в древности "«еленые св€тки"

- легенда о распускающемс€ в эту ночь цветке папоротника

- поверь€, что деревь€ в эту ночь говор€т, что травы, собранные на »вана  упала, обладают чудодейственной силой

- гадани€ на букетах о свадьбах, культ растительности.

ќбр€ды и гадани€

ѕрыгание через костер

¬ ночь под »вана  упала разводитс€ большой костер из сучьев и соломы и прыгают через огонь с разбега, причем, удачный прыжок, если плам€ не коснетс€ прыгающего и не будет искр, - обозначает выход замуж или удачу.

”слови€ гадани€

¬се гадани€, а также перемена личины, т.е. маскарад, осуждались церковью в свое врем€ и считались делом нечистым. ¬от почему в народных обыча€х врем€ гаданий об€зательно приурочивалось к 12-ти часам ночи. Ќаиболее удачными дн€ми гадани€ считаютс€ св€тки, ночь под Ќовый год, под  рещение, и летом - ƒень »вана  упала. ќбычно в старину гадавшие и р€женые в день осв€щени€ воды на  рещение, несмотр€ ни на какой мороз, окунались в проруби, смыва€ этим свои грехи.

ѕускание венка

Ќа »вана  упала бросить в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть.

’арактерна€ примета »вана  упалы - многочисленные обычаи и предани€, св€занные с растительным миром. “равы и цветы, собранные в »ванов день, кладут под »ванову росу, высушивают и сберегают их, почита€ больше целебными, нежели собранные в другое врем€. »ми окуривают больных, борютс€ с нечистью, их бросают в затопленную печь во врем€ грозы, чтобы уберечь дом от удара молнии, используют их и дл€ разжигани€ любви или "отсушки".

¬ день »вана  упалы девушки завивают венки из трав: »ван-да-ћарьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюда€, как и куда они плывут. ≈сли венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. »з чудесных трав собираемых в это врем€, стоит назвать "плакун-траву", особенна€ сила которой, по мнению кресть€н, заключена в ее корне, имеющем свойство прогон€ть злого духа; владелец же корн€ будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребл€етс€ дл€ очаровани€ парней девушками: они нос€т ее у себ€ за пазухой и приговаривают: "“ерлич, терлич, хлопцев покличь!" “рава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охран€ет от них дом и двор. ≈е же заплетают в плети и кладут под »ванову росу с приговором: "ћать-земл€, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровь€!" “равка "з€блица" помогает от реб€чьего крика и от бессонницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле - порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечени€х; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; дл€ лечени€ ран, ожогов запасались за€чьей капустой; на случай простуд и кашл€ необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.

¬ ночь на »вана  упала надо поймать живую гадюку, продеть сквозь ее глаза белую нитку, и этой ниткой прошить какую-то из носибельных вещей своего избранника. —тепени силы этого способа гарантировать не могу - не пробовала, но, если вы действительно решили привораживать таким способом и, риску€ собственной жизнью, еще и измываетесь над живой тварью, то это насто€ща€ ЋёЅќ¬№.

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 10 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



”_ ќЋќƒ÷ј   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 06 »юл€ 2014 г. 18:47 (ссылка)
Ћично € помолюсь √осподу и буду спать, аки младенец.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћада-»рина   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 07 »юл€ 2014 г. 17:16 (ссылка)
ѕраздник  упалы уже прошЄл,увы вы опоздали....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку