-—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ѕрикольные_футболки ќ_—амом_»нтересном MY_HIT

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36119
 омментариев: 138684
Ќаписано: 176452

»нтересные факты об осетинском пироге

¬торник, 22 »юл€ 2014 г. 09:16 + в цитатник
 аждый из нас хот€ бы раз в жизни ел осетинский пирог. Ќо что мы знаем о нем, кроме того, что он отличаютс€ превосходным вкусом? ћежду тем, истори€ осетинского пирога полна интересных фактов. 
3667889_141091c867c1168b78c3295650828226 (585x383, 41Kb)
 
ѕища древних аланов
 
ќсетинский пирог – на первый взгл€д блюдо простое, пон€тное и несложное, но это не так. Ёто очень древнее блюдо, берущее свое начало в кухне древних кочевников- предков современных осетин - скифов, сарматов и аланов, с которыми св€зано много символов и обр€дов. Ёти круглые пироги упоминаютс€ еще в старинном нартском эпосе.
–ацион кочевников был всегда скуден и ограничен - злаки, травы, м€со. ќсобенно ценились злаковые культуры, сыр и кисломолочные продукты.  очевникам были неизвестны дрожжи, поэтому древний пирог - это всегда лепешка из пресного бездрожжевого теста, из пшеничной муки, где в качестве начинки используетс€ сычужный сыр с небольшим количеством трав - дикого лука, черемши, свекольной ботвы или м€са.
ѕирог был особым блюдом еще и потому, что его нужно было выпекать в печи, нужно было остановитьс€ и приготовить продукты. ѕри кочевом образе жизни это было сопр€жено с большими трудност€ми. ѕоэтому пироги были св€заны с особыми случа€ми в жизни племени и пеклись нечасто. “ак постепенно сложилс€ особый ритуал пира, ставший с прин€тием аланами христианства, еще и песней Ѕогу- застольной литургией.

 –анний и поздний пирог

»звестны две разновидности теста дл€ пирога. –анн€€ - бездрожжева€, такое тесто использовали древние кочевники. —о временем кочевникам стали известны дрожжи и рецептура теста изменилась - по€вилась «поздн€€», современна€ верси€ рецепта, котора€ используетс€ при выпечке сейчас.
–анний пирог - бездрожжевой. ѕоздний - печетс€ при использовании дрожжей.  —имволы ќсетинский пирог – это всегда символ. ќн имеет две формы: круг и треугольник.  руг- символ земли, бесконечности и высших сил, треугльник - плодородие земли, еЄ сила и стабильность. Ќа праздничном пиру всегда подаетс€ три пирога.- по три шутки на блюде, положенными один на другой - так организуетс€ магическое пространство, отражающее три важнейшие категории: Ѕога ( ’уыцау) - верхний пирог, средний- —олнце ( ’ур) и нижний- «емлю («ах).

Ќа траурной церемонии пироги подаютс€ четными числами.- по 2. “ут отсутствует средний пирог, символизирующий —олнце, так как над усопшим его больше не будет. ƒва пирога на поминальном столе - символ нарушени€ гармонии ¬селенной, вызванной переходом умершего в иной мир.
ѕирог всегда разрезаетс€ особым образом. ƒвум€ крестами, образу€ 8 треугольников. 3 пирога, 4 разреза- в сумме получаетс€ число 7- символ центра ¬селенной и еЄ вечной гармонии. „тобы не нарушить еЄ, к пирогам следует относитьс€ очень бережно и во врем€ разрезани€ не поворачивать блюдо и не совершать лишних движений.

“ри пирога

ѕироги тесно св€заны с обр€дом «“ри пирога» - застольной литургией - праздничным пиром, который совершаетс€ по большим религиозным, национальным и семейным праздникам. «десь читаютс€ в определенном пор€дке молитвы, и подаютс€ пироги с сыром и м€сом, а также свекольной ботвой и картофелем. “ри пирога, помимо трех стихий - земли, солнца и воды - олицетвор€ют Ѕожественную “роицу - Ѕога-ќтца, Ѕога-—ына и Ѕога - ƒуха —в€того, и сам пир приближаетс€ по своей значимости к “айной ¬ечере.  Ќазвани€ и начинки ќсетинские пироги имеют свои названи€, в зависимости от  начинки. Ќазвание состоит из основы и суффикса - джын, который указывает на обладанием чем-либо и на содержание чего-либо. ¬от некоторые из них:

ƒавонджин- пирог с листь€ми черемши и осетинским сыром.
 абускаджин - с капустой и сыром.
 артофджин - с картофелем и сыром.
”алибах ( о нем будет речь ниже)- пирог с сыром.
‘ыджин - с рубленым м€сом ( с гов€диной).
 адурджин - с фасолью.
÷ахараджин - со свекольной ботвой и сыром.

 “онкости ремесла

ѕриготовление пирогов - исключительно женское дело. ƒл€ мужчин считалось очень унизительно заниматьс€ с тестом. ѕоэтому пироги пекут женщины. ƒва основных правила дл€ них: 1 - тишина и 2 - волосы хоз€ек должны быть убраны под платок.

Ёто св€зано с тем, что пирог - ритуальна€ еда, котора€ требует к себе уважени€. ћука- всегда пшенична€. “есто - теперь дрожжевое. Ћепешка должна быть не слишком толстой. “олста€ и пышна€ лепешка выдает неопытность хоз€йки. Ќачинки должно быть много, но не слишком. ≈сть правило и дл€ начинок - м€сной фыджин подаетс€ по праздникам, это блюдо дл€ праздничного стола.

 ”алибах

—амый древний из всех - пирог с сычужным сыром уалибах. ќн выпекаетс€ исключительно и только дл€ молитв. »менно он участвует во всех осетинских важных застоль€х. »менно он - самый главный ѕирог, и про него можно сказать, что он –царь стола.   нему прин€то относитьс€ с особым трепетом.

ѕокупа€ осетинский пирог и угоща€ им гостей, помните, что осетинский пирог - самый древний на земле вид пирога, перва€ пища кочевника, которой он благодарил небо, землю, солнце и воду за то, что он жив, здоров и может пасти свои стада и кормить свою семью.

автор Ќаталь€ Ћевашова

 

–убрики:  »нтересное
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м



Saechka62   обратитьс€ по имени ¬торник, 22 »юл€ 2014 г. 13:33 (ссылка)
ќчень интересно!—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћустанбековна   обратитьс€ по имени „етверг, 24 »юл€ 2014 г. 00:50 (ссылка)
—пасибо за интересную информацию. я часто пеку уалибах. ћои домочадцы очень люб€т осетинские пироги. »з информации почерпнула много интересного.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку