-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36094
 омментариев: 138618
Ќаписано: 176361

»сторические прототипы русских богатырей

¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 14:17 + в цитатник

ћы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они насто€щие супергерои - былинные вит€зи. ќни совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

»ль€ ћуромец

»ль€ ћуромец - старший из "младших богатырей". ¬ нем все - наше. —начала сидел на печи, потом чудесным образом исцелилс€, затем служил на кн€з€, врем€ от времени ссорилс€ с ним, после дел ратных - ушел в монахи.
ѕрототип нашего главного вит€з€ - —в€той »ли€ ѕечерский, мощи которого поко€тс€ в ближних пещерах  иево-ѕечерской лавры.  ” »льи ћуромца было прозвище, его называли также "„оботок". „оботок - это сапожок. ќ том, как »ль€ ћуромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемс€ документе  иево-ѕечерского монастыр€:
«≈сть также один великан или богатырь, называемый „оботка, говор€т, что на него напало однажды много непри€телей в то врем€, когда он надевал сапог, и так как второп€х он не смог захватить никакого другого оружи€, то начал защищатьс€ другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». 

“о, что »ли€ ѕечерский и есть »ль€ ћуромец подтверждает и изданна€ в 1638 году книга "“ератургима". ¬ ней монах из лавры јфанасий  альнофойский говорит, что в пещерах почивает —в€той »ли€, которого таке называют „ибитьком. «емную жизнь богатыр€ "“ератургима" относит к XII веку.

Ќовые доказательства идентичности исторического »лии ѕечерского и »льи ћуромца по€вились в 1988 году, когда в  иев-ѕечерскую лавру была направлена ћежведомственна€ комисси€ ћинздрава ”——–. –ост »лии ѕечерского при жизни составл€л 177 см, что дл€ ƒревней –уси было внушительно. ”казанию былин на неподвижность св. »лии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. ѕо заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихс€ после переломов.  роме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

јлЄша ѕопович

јлЄша ѕопович - младший из троицы былинных богатырей. ќн выгл€дит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Ёто объ€снимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. ќн самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
“радиционно јлешу ѕоповича соотнос€т с ростовским бо€рином јлександром ѕоповичем, о котором есть не одно упоминание в Ќиконовской летописи. ќн участвовал в Ћипецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке  алке.

ќднако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. јлеша ѕопович прославилс€ двум€ главными подвигами - победой над “угарином змеем и над »долищем поганым. ¬ерси€ сопоставлени€ былинного богатыр€ с јлександром ѕоповичем не объ€сн€ет ни одно из этих достижений, поскольку победы над »долищем поганым, и над “угарнином змеем были одержаны за два века до битвы на  алке.

ƒругую версию о том, кто был прототипом јлЄши ѕоповича рассказал искусствовед јнатолий ћаркович „ленов. ќн считает, что более правильно сопоставл€ть јлешу ѕоповича с сыном бо€рина и соратником ¬ладимира ћономаха  ќльбергом –атиборовичем.

ѕо "ѕовести временным лет" именно он убил  в 1095 году по приказу кн€з€ приехавшего на переговоры в ѕере€славле половецкого хана »тлар€, расстрел€в его из лука сквозь дыру в крыше. Ѕорис –ыбаков, в частности,  писал, что им€ »долище, по всей веро€тности, €вл€етс€ искажением »тлар€ через форму "»тларище поганый". ’арактерно, что во всей былинной традиции именно убийство »долища поганого €вл€етс€ единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

¬торой подвиг јлеши ѕоповича - победа над “угарином змеем. ѕрототип "зме€" филологи нашли ещЄ в XIX веке, в начале XX версию озвучил ¬севолод ‘едорович ћиллер. "“угарин змей" - это половецкий  хан “угоркан из династии Ўураканидов. Ўарукан у половцев означало как раз "зме€".
“аким образом, все складываетс€. ѕо версии Ѕориса –ыбакова, им€ ќльберг с течением времени трансформировалось в христианское ќлеша, а сопоставление јлеши ѕоповича с историческим воеводой јлександром ѕоповичем, по версии ƒмитри€ Ћихачева, более позднее.

 
ƒобрын€ Ќикитич

Ќа картине ¬аснецова ƒобрын€ изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах ƒобрын€ - добрый молодец. ≈сть мнение, что во внешность ƒобрыни ¬аснецов писал отчасти  самого себ€. ќкладиста€ борода как бы намекает.
»м€ "ƒобрын€" обозначает "м€гкосердие богатырское". Ѕылинный ƒобрын€ также имеет прозвище "млад", он силен, €вл€етс€ защитником "несчастных жен, вдов и сирот".  роме того, он креативен - играет на гусл€х и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. ¬ речах ƒобрын€ разумен, знает тонкости этикета. ѕо всему видно, что он не простолюдин.  ак минимум - кн€зь-дружинник.
Ѕылинный ƒобрын€ сопоставл€етс€ филологами (’орошев,  иреевский) с летописным ƒобрыней, д€дей кн€з€ ¬ладимира —в€тославовича. »сторически, Ќикитич - это не отчество, отчество у реального ƒобрыни вполне голливудское - ћалкович. ј были ћалковичи из села Ќизкиничи. —читаетс€, что "Ќикитич" - как раз трансформированное народом "Ќизкинич".
Ћетописный ƒобрын€ сыграл большую роль в истории –уси. ѕо "ѕовести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе кн€жить ¬ладимира, он же посодействовал женитьбе плем€нника на половчанке –огнеде. «а свои дела ƒобрын€, после смерти брата ¬ладимира ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Ќовгорода.

≈сли верить »оакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "ѕут€та крести мечом, а ƒобрын€ огнем",  дома строптивых €зычников приходилось жечь. –аскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

автор јлексей –удевич

–убрики:  »нтересное
»стори€
ћетки:  

ѕроцитировано 59 раз
ѕонравилось: 60 пользовател€м



liuda-O   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 14:36 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
vit4109   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 14:53 (ссылка)
Ѕлагодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“34“”–Ѕќ   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 15:21 (ссылка)
»нтересно. —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“амаровна   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 17 јвгуста 2014 г. 15:21 (ссылка)
»нтересно.—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
awia49   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јвгуста 2014 г. 07:38 (ссылка)
Ѕлагодарю за интересную информацию!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќина_ёрьева   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јвгуста 2014 г. 08:07 (ссылка)
«амечательный пост,спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Hatshepsoot   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јвгуста 2014 г. 09:38 (ссылка)
интересно, спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Natyps   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јвгуста 2014 г. 10:58 (ссылка)
ћне всегда кажетс€, что историю просто "прит€гивают за уши" к тем событи€м или персонажам, какие кому нужны!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
riorita   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јвгуста 2014 г. 13:36 (ссылка)
ќчень интересно))) —пасибо)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—в€тослав_ иевский   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јвгуста 2014 г. 14:57 (ссылка)
–усские былинные богатыри никакого отношени€ к ћосковии не имеют. »бо и ћосковии тогда не было, когда ”краина- иевска€ –усь процветала. Ќе говор€ уже о –оссии - на это название  иевской –уси ѕетр первый сменил название ћосковского улуса с угро-фино-татарским населением. ƒо 20 века включительно шло орусачивание дикарей искусственным €зыком на основе староболгарской Ѕиблии.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 19 јвгуста 2014 г. 00:16ссылка
¬ ¬аших словах есть дол€ правды. Ќо всЄ равно мы €вно родственики. ѕотому как в клоунаде друг-другу не уступаем.
ѕерейти к дневнику

—реда, 20 јвгуста 2014 г. 00:56ссылка
ѕетрушка - московитский персонаж. јналогов в ”краине нет. ƒаже по этому признаку не родственники. Ќе говор€ о генах - угро-финно-татарских и слав€нско-украинских. —пору нет - в –оссии украинской крови разной степени до 40 миллионов носителей. Ќо формально заныканых. Ќе зр€ пут€н 2 тыс€чи украинских школ закрыл. ¬се до одной.
ѕерейти к дневнику

„етверг, 21 јвгуста 2014 г. 00:10ссылка
“огда »ль€ ћуромец - €вно наш чувак, угр.   вам слав€но-украинцам случайно зашЄл, и стал по былинам старшим.
ѕерейти к дневнику

„етверг, 21 јвгуста 2014 г. 02:02ссылка
Ќу да. ”грский богатырь. Ќа своЄм родном угрском наречии цвенькал. ¬ернее финском - кацапы - чисто финское плем€, хот€ из угро-финской €зыковой группы. ѕока татаре ќрды их не научили говорить и вестидела на государственном уйгурском. ј 450 лет назад потроху начали им тем€шить староболгарский церковный. Ётим унгро-финно-татарам. —коро оп€ть чужой €зык учить придЄтс€...
0_10ca6f_d39b7f0d_orig (640x480, 40Kb)
kkkmmmaaa   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јвгуста 2014 г. 16:15 (ссылка)
Ѕлагодарю вас!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
чибилана   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 јвгуста 2014 г. 17:05 (ссылка)
Ѕогать≥ри не "русские" , а "руськ≥", от названи€ странь≥  иевска€ –усь.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
»нгари   обратитьс€ по имени ¬торник, 19 јвгуста 2014 г. 00:04 (ссылка)
ƒобрын€ две трети новгорода истребил, когда крестил, между прочим. ј »ль€ не как не мог стать монахом, потому что был €рым €зычником. ЌераспрастранЄнные былины и предани€ это подтвержают. ¬се ссоры и разногласи€ с ¬ладимиром и ƒобрыней были из-за этого...ЌасчЄт монаха, церковь в очередной раз пытаетс€ изказить русскую историю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
sanny1963   обратитьс€ по имени ¬торник, 19 јвгуста 2014 г. 11:26 (ссылка)
—пасибо, интересно , выходит , что все они жили как минимум с разницей в сто лет друг от друга, а впам€ти людской, сказках и былинах народ их объединил и во времени и в подвигах!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћюбовь_Ћаринина   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 25 јвгуста 2014 г. 17:16 (ссылка)
–усские богатыри, они и останутс€ русскими!  ак бы укры не старались их себе приписать. ј насчет того, что –уси тогда еще не было... ƒа, но были слав€не! » еще в 4000 лет до нашей эры образовывали свои городища и грамоту свою имели. ѕочитайте книги «адорнова (отца), да еще у √умилева имеютс€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку