-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36110
 омментариев: 138657
Ќаписано: 176416

¬ербное воскресение. Ќародные приметы и традиции.

—реда, 20 јпрел€ 2016 г. 12:38 + в цитатник

ѕраздник входа √осподн€ в »ерусалим христианска€ церковь ввела в IV веке, а на –уси он по€вилс€ в X веке и стал называтьс€ ¬ербным ¬оскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. ѕо традици€м праздника накануне ¬ербного ¬оскресень€ в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был насто€щий обр€д. ¬ерба всегда осв€щалась в церкви св€той водой, впрочем, эта традици€ сохранилась и до нашего времени.

¬ тЄплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветв€ми, в нашей же стране в это врем€ года листь€ на деревь€х ещЄ не распускаютс€. ¬етви вечнозелЄных хвойных растений традиционно примен€лись при обр€дах погребени€, поэтому их использовать нельз€.

ѕо приметам и поверь€м считалось, что осв€щЄнна€ верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к люд€м, жела€ им здоровь€, ставили у изголовь€ больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. –астолченные высушенные почки вербы добавл€ли в различные целебные отвары, которые использовали дл€ лечени€ ран и кожных болезней. »ногда почки добавл€ли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. »з раскрывающихс€ почек делали вербную кашу. Ќо верба не только исцел€ет, она придаЄт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

verbnoe—читалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьЄзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. ¬етв€ми украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. “акже амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. ѕо примете, нужно было съесть по дес€ть почек через п€ть дней после окончани€ мес€чных, это должно было помочь в зачатии ребЄнка. ј чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Ќаши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. »менно поэтому домашних животных стегали осв€щенной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились €довитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ќи один день не обходитс€ без примет, св€занных с погодой. » ¬ербное воскресенье - не исключение.

≈сли на ¬ербное воскресенье идЄт дождь - ждите хорошего урожа€. Ёта примета основана на многолетних наблюдени€х наших предков. ќни заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. ≈сли же, наоборот, стоит суха€ погода, то и урожа€ можно не ждать. ј, если на небе тучи, пасмурно, но дожд€ нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. “акже считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. ¬ дом, в котором есть осв€щЄнна€ веточка вербы, не попадЄт молни€. ≈сли при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и плам€ не перейдЄт на другое строение. ј веточки, брошенные во врем€ ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

≈сли к следующему празднику ¬ербного воскресень€ в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельз€ было выкидывать. »х необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причЄм, вода не должна быть сто€чей. ¬ыбира€ новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревь€м, растущим у рек. Ќельз€ было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнЄзда и дупла.

ћногие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне ¬ербного воскресень€ украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

 

ѕриметы на ¬ербное воскресение

ѕостучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. ѕожалуй, это единственна€ примета, о которой знают люди сегодн€. —начала веточку вербы осв€щают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Ѕудь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земл€». “акое предпочтение отдаетс€ именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. —читаетс€, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно приметс€, и будет расти. »менно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильна€.

—ъешь почку вербы – решитс€ важное дело. ќсв€щенные веточки вербы было прин€то хранить целый год возле иконы. ≈сли вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное дл€ вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Ќо поможет только та верба, котора€ в ¬ербное воскресенье была осв€щена в церкви. ќтправл€€сь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запива€ св€ченой водой, при этом дума€ о своем деле. ѕравда, пользоватьс€ этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. ѕосто€нно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

Ќа ¬ербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. —уеверие? —корее всего. Ќо раньше молода€ девушка, если ей нравилс€ какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимани€, ждала именно этого дн€. Ќачина€ с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. ≈е мысли каким-то непон€тным образом передавались этому парню. ј вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погул€ть. ¬ принципе, уже давно доказано, что человеческа€ мысль материальна. ¬се, о чем мы думаем, рано или поздно об€зательно случаетс€ в реальной жизни. ¬озможно, у ¬ербного воскресень€ така€ энергетика, котора€ позвол€ет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

ѕосади комнатное растение на ¬ербное воскресенье – будешь богатым. –аньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. ¬ городах, конечно, держали комнатные растени€, а вот в деревн€х было не до того. Ќо те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растени€, очень быстро вставали на ноги. Ќо у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. ¬о-первых, если цветок в течение мес€ца зав€нет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. ј во-вторых, сажать нужно только растени€ с большими и м€систыми листами.  стати говор€, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. ƒл€ того чтобы оно не зав€ло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним.  стати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

ƒомашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. ¬озможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. —читалось, что за неделю до ¬еликой ѕасхи ведьмы начинали буйствовать. ¬едь начина€ с ѕасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. ¬от они и старались напакостить, так сказать, впрок. —читалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. ¬от только верить этой примете или нет, не известно. Ќо в деревн€х и по сей день те, кто птицу держит, в ¬ербное воскресенье стараютс€ ее на улицу не выпускать.

≈сть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, св€занных с этим днем. ћы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Ќо когда в нашей жизни случаютс€ непри€тности, по€вл€ютс€ проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это беретс€, и за что все это нам на наши головы.

 

ѕоверь€ на ¬ербное воскресение

• ѕод ¬ербное воскресение заговаривают головные боли.
  ƒл€ этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
  ѕолейте этой водой вербу под ¬ербное воскресенье и скажите:
  «¬ода, иди в землю вместе с головной болью».

• ¬ ¬ербное воскресенье делают приворот на вербу.
  ƒл€ этого сломайте веточку и скажите:
  «ƒо тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
  ƒо тех пор мен€ муж не разлюбит, не забудет. јминь».
  ¬ербу положите за икону.
  “олько ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

• ѕомните, что веточки с ¬ербного воскресени€ необходимо сохранить.
  ќни помогают в лечении многих заболеваний!

• ѕрин€то, по поверью, в ¬ербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровь€.
  Ќо знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
  “ак как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудетс€.

• —в€т€т вербу. » потом хран€т еЄ в доме весь год в вазе или за иконами.
  —тарой вербой, отсто€вшей год, обметают все углы, окна, пороги,
  благодар€т еЄ за службу и сжигают.
  Ќадо стегнуть новой св€ченой вербой по спине всех домашних и животных,
  вслух сказать: «¬ерба-хлЄст, бей до слЄз», — это прибавл€ет здоровь€.

• ѕочки, пушистики от вербы св€ченой
  помогают при бесплодии женском и при энурезе.

• —егодн€ можно запечь пушистики св€ченой вербы в хлеб
  и дать больным домашним животным — исцел€тс€.

• ¬сем, кто помогает своим близким отливками
  или другим методом сн€ть порчу или полечить,
  пригодитс€ этот оберег от перехвата: сегодн€ натощак надо съесть
  3 почки вербы и запить св€той водой.
  ѕотом сказать:
  «¬ербой св€той ѕавел махал, от мен€ чужие болезни отгон€л.
   ак правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
  что чужие болезни ко мне не пристают. јминь».
  ≈сли ¬ы православный человек, то до этого надо причаститьс€.

 

ќбр€ды. ¬ерба и еЄ сила

¬ерба по сию пору €вл€етс€ значимым растением в народно-православной культуре русских. ќно дало название «¬ербное воскресенье» церковному двунадес€тому празднику ¬хода √осподн€ в »ерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед ѕасхой. —огласно ≈вангелию, »исус Xристос направл€лс€ с учениками из ¬ифании, где он воскресил Ћазар€, в »ерусалим, чтобы отпраздновать там ѕасху. Ќа подходе к городу Xристос увидел прив€занного к дереву осла, на котором и въехал в город. ∆ители »ерусалима, узнавшие о чуде воскресени€ Ћазар€, восторженно приветствовали —пасител€ пальмовыми ветв€ми, называемыми «ваии», и хвалебной песней. Ќа дорогу, по которой ехал »исус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. ¬ пам€ть об этом событии в христианских храмах в день праздника прин€то осв€щать украшенные ветви деревьев. ” русских место пальмовой ветви зан€ла верба, а неделю перед праздником стали называть «¬ербной», «¬ербницей».

ѕредставлени€ о необычных свойствах вербы, однако, уход€т корн€ми в дохристианские, €зыческие времена. Ёто растение, как и береза, в народной культуре св€зывалось с идеей быстрого роста, здоровь€, жизненной силы, плодороди€. Ёти представлени€ основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. –асцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

¬ерба довольно широко использовалась в календарных обр€дах русских кресть€н. Ќесмотр€ на то что ¬ербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обр€ды с вербой, имеющие в своей основе архаичные веровани€. Xодить за вербой в лес было прин€то до восхода солнца в Ћазареву субботу, накануне ¬ербного воскресень€. ѕринесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их осв€щени€ или накануне ѕасхи. —в€тить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. ќсв€щенные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до ≈горьева дн€ или весь год. ¬ —ибири дл€ вербы делали из соломы «теремок», украшали его тр€почками, лентами и вешали перед иконой.

ѕо приходе домой после осв€щени€ вербы, а иногда пр€мо около церкви ею удар€ли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «дл€ здоровь€». ѕри этом приговаривали: «¬ерба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Ќе € бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». ¬о многих местност€х с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растени€.

¬ среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. ¬ некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Ћазареву субботу приносили в церковь дл€ осв€щени€ вместе с вербой печенье. ¬  остромской губернии оно называлось «барашки», в ћосковской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в –€занской — «орешки», «кытька». ѕеченье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традици€х — и дл€ всех домочадцев. Ќа –€занщине, корм€ овец в ¬ербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре €гн€т кажда€, а сам праздник называли «€гн€чьим».

ќсв€щенные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор став€т в красный угол р€дом с иконами. –аньше вербу хранили до ≈горьева дн€ или весь год. ¬ыбрасывать ее после хлестани€ скотины считалось грехом. ќбычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуска€ по воде»; иногда — сжигали в печи. ” белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового —трастного понедельника. ¬ этот же день ее сжигали и у образов ставили новую осв€щенную вербу. ѕри переходе в новый дом часть веток вербы оставл€ли в старом доме, а половину переносили в новый.

¬ ≈горьев день во многих местност€х вербой удар€ли каждую скотину во врем€ обр€да первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, счита€, что эти действи€ обеспечат хороший приплод и обезопас€т от диких животных в течение всего сезона пастьбы. ѕодобным образом поступали и в день Ќиколы ¬ешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
Ќа »вана  упалу на ¬олыни и в ѕодолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое врем€ парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Ётот обр€д по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнослав€нской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удалс€ урожай.

 ак можно пон€ть из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. ќсобой силой надел€лись вербовые ветки, осв€щенные в ¬ербное воскресенье. ѕродуцирующие свойства растени€ очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «–асти, как верба!», « ак вербочка растет, так и ты расти!» ¬ некоторых местност€х бесплодные женщины ели почки осв€щенной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. ѕасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хоз€ину меда и воска в изобилии.

¬ ѕензенской губернии бытовал обр€д окликани€ молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значени€. ¬ полночь накануне ¬ербного воскресени€ молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«ќтопри, отопри, молода€, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». ћолода€ отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Ѕыл бы урожай хлеба, скота умножень€». ¬сех сп€щих в избе слегка удар€ли вербой, приговарива€: «Ѕьем, чтобы быть здоровым», — а также: «¬ставай рано, бей барана». ѕоследней стегали молодую, когда она клан€лась, провожа€ поющую молодежь за ворота.

ѕродуцирующа€ сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обр€дах. “ак, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное дл€ посева. Ќа —моленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земл€ быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушиста€, как верба»; другую часть пр€тали за икону — «чтоб скот домой возвращалс€». «десь же хоз€йка прут, которым выгон€ла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродилс€ лен». ¬ некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам пол€ дл€ оберега посевов. ¬ “амбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. ¬ Ѕелоруссии с осв€щенной вербой выходили на первую пахоту €рового пол€ и на распахивание целины.
 роме продуцирующих верба надел€лась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических цел€х, так и непосредственно в народной медицинской практике. ¬ ≈нисейской губернии осв€щенную вербу скармливали коровам и овцам в „истый четверг — четверг на —трастной неделе, при этом говорили: «Ќе € даю, а тальник.  ак тальник не сохнет, так и вы, мои Ѕогом данные скотинки, не сохните». ¬ербу, даже не осв€щенную, широко употребл€ли также дл€ лечени€ людей.

Ќа  убани вербу использовали при лечении детских болезней. ƒл€ этого рано утром, до восхода солнца отправл€лись на реку и там срезали вербу три раза по дев€ть веток. ѕри этом трижды считали от дев€ти до одного. ѕрид€ домой, опускали в гор€чую воду один пучок из дев€ти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. ¬ полдень клали в гор€чую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого сто€ло солнце в этот момент. ¬ечером, когда солнце садилось, те же действи€ совершали с последним пучком веток перед окном, смотр€щим в западную сторону. ѕо окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. —читалось, что болезнь отступит. Ќа ¬итебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребл€ли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

¬ербе в народной культуре приписывались защитные качества. ” всех восточных слав€н широко бытовали представлени€ о том, что осв€щенна€ ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. ” русских в “амбовской губернии полагали, что верба, брошенна€ против ветра, может прогнать бурю, а брошенна€ в огонь — усмирить его. ѕовсеместно верили, что хран€ща€с€ в красном углу верба защитит дом и все хоз€йство от грома и молнии. Ѕелорусы во врем€ града ставили на подоконник пучок осв€щенной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобити€ в хлебных пол€х.

Ќар€ду с тем, что верба широко используетс€ в обр€довой сфере и €вл€етс€ атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверь€х она принадлежит к деревь€м, прокл€тым Ѕогом. —огласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри дл€ скреплени€ креста. «а это верба, по народным представлени€м, подвержена точению черв€ми, а в сухой вербе сид€т черти. ¬ этой св€зи показательна известна€ украинска€ пословица: «¬любилс€, как черт в сухую вербу». ѕо представлени€м белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с  рещени€ до ¬ербного воскресень€ сидит черт. ¬есной черти отогреваютс€ на вербе, а после того как ее осв€т€т в праздник, они падают в воду, и поэтому от ¬ербного воскресень€ до ѕасхи нельз€ пить воду, почерпнутую под вербой.

 

 

вз€то здесь

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



¬алентина_–€бикова   обратитьс€ по имени —реда, 20 јпрел€ 2016 г. 17:29 (ссылка)
Ѕлагодарю!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
„улым_река   обратитьс€ по имени „етверг, 21 јпрел€ 2016 г. 10:18 (ссылка)
Ѕлагодарю! ¬еликолепный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку