-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36110
 омментариев: 138657
Ќаписано: 176416

√адани€ и приметы на праздник ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы

„етверг, 13 ќкт€бр€ 2016 г. 10:35 + в цитатник

14 окт€бр€ - ѕраздник ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы и ѕриснодевы ћарии. Ётот православный церковный праздник относитс€ к великим недвунадес€тым. ѕомимо богослужени€, ѕравославна€ ÷ерковь имеет акафист ѕокрову богоматери.  роме того, праздник ѕокрова 14 окт€бр€ издавна любим народом, и некоторые приметы и обычаи, св€занные с ним, не изменились до сей поры.

»стори€ праздника ѕокрова

¬ период царствование императора Ћьва ѕремудрого в 910 году, во врем€ вторжени€  захватчиков на территорию ¬изантии, св€той јндрей ёродивый и его ученик ≈пифаний, наход€сь в 1-й день окт€бр€ (14 окт€бр€ по новому стилю) во ¬лахернском храме, где хранилась риза Ѕогородицы, при всенощном воскресном пении видели в воздухе чудное €вление ѕресв€той ƒевы Ѕогородицы, окруженной, как венцом, пророками, јпостолами и јнгелами, си€ющей солнечным светом, мол€щейс€ о грешном мире и покрывающей христиан честным своим омофором.

—подобившийс€ этого видени€ јндрей спросил своего ученика ≈пифани€: «¬идишь ли, брате, ÷арицу и √оспожу всех, мол€щуюс€ о всем мире?». «¬ижу, св€той отче, и ужасаюс€», - отвечал ему ≈пифаний. ¬идение прославлено было сперва мол€щимис€ в храме, потом во всем  онстантинополе. ∆ители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и уповани€, что Ѕог по молитвам «аступницы избавит их от бед. » действительно, вскоре после видени€ враги отступили.

¬ –оссии праздник ѕокрова Ѕожией ћатери был установлен в середине XII века, запись об этом содержитс€ в ѕрологе XII века. ¬ 1165 году вблизи ¬ладимира был построен всемирно известный древнерусского зодчества - храм ѕокрова на Ќерли. ƒругой известнейший собор в честь ѕокрова Ѕожией ћатери (храм ¬асили€ Ѕлаженного) расположен в центре ћосквы, на  расной площади. ”тешительным свидетельством особенного ѕокрова Ѕожией ћатери дл€ ѕравославной ÷еркви служат и все воспоминани€ многочисленных €влений благодатной помощи ћатери Ѕожией верующим.

√адани€ на праздник ѕокрова

 ак известно, девушки гадали о суженых не только под –ождество, но уже и под праздник ѕокрова. √адающа€ девушка должна была накануне праздника испечь небольшой ржаной хлеб и «обделить», то есть изм€ть и отрепать пучок льна. ¬ечером «волшебный» хлеб и лен относилс€ в овин и ставилс€ на колосники (положенные горизонтально жерди, на которые став€т дл€ просушки снопы хлеба) со словами: «ћой суженый, мой милый, приходи сегодн€ в ригу на работу, насмотрис€, из окошка покажис€». ѕосле чего девушка, сто€ посредине гумна, дожидалась по€влени€ суженого. ѕо поверью, он должен был показатьс€ в окне, в которое бросают снопы в овине.  огда зазвон€т к утрене, хлеб и лен нужно вз€ть обратно домой и сохранить.

Ќо обычно гадающие девушки бо€лись оставатьс€ ночью в пустом овине, и, положив хлеб и лен на колосники, убегали домой. Ќеудивительно, что своего суженого они так и не могли увидеть, разве что во сне. Ќо хлеб и лен, пролежавшие всю ночь в сарае, должны были воспринимать чудодейственную силу привораживать сердца - оставалось только уговорить понравившегос€ парн€ съесть кусочек хлеба и положить ему в карман нитку из вороженого льна, при условии, чтобы тот ничего не подозревал. »наче ворожба не подействует.

ћаги€ и обр€ды на праздник ѕокрова Ѕогородицы

¬ымалива€ себе «вторую половинку», девушки и парни в 14 окт€бр€ в праздник ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы вспоминали все известные любовные заговоры. —читалось, что на ѕокров они имеют особую силу. ƒела€ заговор «Ќа любовь парн€», девушка слегка прикусывала €зык со словами: «—ама себ€ кусаю, раба Ѕожи€ (им€) к себе приделываю. „тоб раб (им€) скучал, от тоски отдыха не знал...». ћолодой человек, заговарива€ девушку, говорил: «...ѕосел€ю € ту тоску в рабу Ѕожию (им€), чтобы она мен€ на уме держала.  ак солнцу и мес€цу помехи нет, так бы и моему заговору помехи не было. јминь, аминь, аминь».

—тара€сь вымолить себе у Ѕожией ћатери хорошего жениха, девушки говорили: «ћать-ѕокров, покрой землю снежком, мен€, молоду - платком». –ечь здесь идет о фате, неотъемлемой свадебной принадлежности, котора€ символически объедин€ет молодых в новую семью. ¬ былое врем€ на –уси невесту водили под венец, закутавши или закрывши всю фатою. —ходство свадебного покрывала с покровом ѕресв€той Ѕогородицы отчасти дает пон€ть, почему ≈й в народном сознании было присвоено покровительство над браком.

—амо врем€ праздника ѕокрова в сельскохоз€йственном быту представл€ет особенные удобства дл€ праздновани€ свадеб: к празднику ѕокрова оканчиваютс€ все важнейшие сельские работы, сроки договоров, наймов и сделок, и, занима€сь теперь понемногу своим хоз€йством и жив€ в достатке, можно спокойно думать о свадьбах. ѕоэтому именно с ѕокрова начинались свадебные недели.

ѕокров также считалс€ днем русских пр€х. — незапам€тной старины, от лучины до неонового освещени€, проходили засидки пр€х, беседы-посиделки женщин и девушек. ≈ще называли эти посиделки капустниками, поскольку об€зательным угощением на столах были разнообразные блюда из капусты. ƒевушки-невесты в этот день старались изготовить праздничный холст и искусно расшить его узорами, тем самым демонстриру€ всем, что они готовы стать женами-хоз€йками. ѕриготовленную холстину перед обедней несли к иконе ѕокрова ѕресв€той Ѕогородицы, приговарива€: «ћатушка Ѕогородица! ѕокрой мен€ поскорее, пошли женишка поумнее!».

ѕриметы на ѕокров ѕресв€той Ѕогородицы

¬ русском народном календаре ѕокров ассоциировалс€ с началом зимы и первым зазимьем: «Ќа ѕокров до обеда осень, а после обеда зима». „асто в этот день выпадает и первый снег, который ассоциируетс€ со свадебным покрывалом или фатою. Ќа селе дл€ девушек и парней заканчивалось врем€ хороводов и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались пр€дением, вышиванием, в€занием под пение народных песен, кол€док и кантов.

¬ этот день - первый праздник холода - пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало. ѕо погоде этого дн€, по тому, как падают листь€ с деревьев, откуда дует ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предсто€щей зимы.

Ќа –усском —евере с ѕокрова кресть€не начинали готовить свои дома к зиме: затыкали пазы в стенах изб мхом, говор€ при этом: «Ѕатюшка ѕокров, покрой нашу избу теплом, а хоз€ина добром». Ќа юге –оссии только с ѕокрова начинали топить избы.

ѕраздник ѕокрова знаменует собой начало зимнего сезона и в скотоводческом календаре. ќтмеча€ переход на зимние корма, кресть€не на ѕокров убирали колоды с пчелами, убирали в омшаник и «закармливали» скот на зиму, уже не выгон€€ его на пастбища. ƒл€ этого еще с жатвы приберегали в избе последний сноп необмолоченного овса, на ѕокров его делили по числу голов скота и давали ему прежде иного корма.

  этому времени завершались основные полевые работы, и часть молодежи мужского пола получала возможность уйти на заработки - с ѕокрова возобновл€лись осенние торги и €рмарки. ѕокров окончательно ставил точку в летней жизни, перевод€ всю домашнюю де€тельность в избу: ««азимье пришло - засидки привело».

— ѕокрова хоз€ева начинали утепл€ть дом на зиму, «загон€ть тепло». ¬о врем€ работы говорили: ««ахвати тепла до ѕокрова», «„ини шубу до ѕокрова, не то тепла не будет». «атаплива€ печь, хоз€йки приговаривали особые слова: «Ѕатюшко-ѕокров, натопи нашу хату без дров».

  празднику ѕокрова в избе старались навести полный пор€док и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожа€. “акже этот праздник считалс€ последним днем сбора плодов и грибов. ¬ерили, что в этот день можно уберечь детей от простуды, дл€ этого ребенка обливали водой сквозь решето на пороге избы.

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  
ѕонравилось: 4 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку