-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36110
 омментариев: 138657
Ќаписано: 176416

18 феврал€ –одительска€ суббота. »стори€ и суть праздновани€.

—уббота, 18 ‘еврал€ 2017 г. 14:37 + в цитатник

ѕравославна€ церковь учредила дл€ праздновани€ верующими множество важных дат. ≈сть среди них дни, относ€щиес€ непосредственно и к »исусу ’ристу, —ыну Ѕожьему, и к Ѕогородице, и к тому или иному св€тому, преподобному, блаженному угоднику √осподню, коих в сонме праведников, вознесшихс€ по смерти на небеса, не счесть. ќсобое место занимают в христианском календаре даты, предназначенные дл€ всецерковного поминовени€ усопших. ќдна из них, называема€ ¬селенской родительской (м€сопустной) субботой, в 2017 году выпадает на 18 феврал€.

¬селенска€ родительска€ (м€сопустна€) суббота

—уть праздновани€

√овор€ о смысле религиозного событи€, наход€щегос€ в центре насто€щего повествовани€, следует уточнить, что в году не одна родительска€ суббота. ќдну отмечают перед праздником ѕ€тидес€тницы, известной большей части верующих как ƒень св€той “роицы, вторую – в преддверии Ќедели (—едмицы) м€сопустной. Ќас интересует именно втора€ дата.

Ќедел€ м€сопустна€ традиционно посв€щена напоминанию христианам, да и всему человечеству, о гр€дущем последнем —трашном суде ’ристове. “аким образом, ¬селенска€ родительска€ (м€сопустна€) суббота предназначена ÷ерковью дл€ поминовени€ усопших всех родов от јдама.

“еперь разберемс€ с терминами: «м€сопустна€», «родительска€» и «вселенска€». ќпределение «м€сопустна€» должна восприниматьс€ как одна из характеристик праздника в качестве руководства к действию: в этот день запрещаетс€ употребл€ть м€сную пищу. „то касаетс€ термина «родительска€», то здесь есть несколько объ€снений. ¬ первую очередь, любой истинно православный верующий человек об€зан совершать молитвы за души своих матери и отца, почивших с миром. Ёто главные дл€ каждого из нас люди на всем белом свете – они дали нам жизнь, и мы в вечном долгу перед ними, оплатить который можем, должны, в том числе вымаливанием прощени€ у Ѕога за их грехи, сотворенные во врем€ земного существование.   тому же родители в основном – так и положено – покидают бренный мир раньше своих чад. Ёто тоже сыграло своеобразную, хот€ и не главную роль в возникновении термина.


„то означает слово «вселенска€» применительно к наименованию религиозной даты? ќсобое значение в этот важный день поминовени€ усопших ÷ерковь придает молитвам, обращенным к √осподу за людей, умерших внезапной, а то и неестественной смертью. ÷ель очевидна: нельз€ допустить, чтобы чь€-то душа осталась неупокоенной. ¬от и называют родительскую м€сопустную субботу ¬селенской, то есть посв€щенной молитвенному воспоминанию всех почивших без исключени€.

»стори€ праздника и богослужени€ в этот день

”становление родительской субботы накануне м€сопустной —едмицы тесно св€зано с апостольским преданием. Ётому есть подтверждение в церковном уставе, относ€щемс€ по времени к V веку н.э. и принадлежащем перу преподобного —аввы ќсв€щенного. ¬ свою очередь данный факт, упом€нутый в уставе, имеет еще более древнее происхождение. “акже определенную роль сыграл обычай христиан испокон веков в конкретные даты массово посещать кладбища с целью поминовени€ усопших.

«аупокойна€ служба, осуществл€ема€ в храмах в день ¬селенской родительской (м€сопустной) субботы называетс€ следующим образом: «ѕам€ть, совершаема€ всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших» ¬ определенный момент богослужени€ перед ÷арскими вратами, ведущими в алтарь, ставитс€ стол, на нем располагаетс€ –асп€тие, а перед ним – свеча и нередко кути€. ¬ других церкв€х несколько иной пор€док: ограничиваютс€ исключительно свечой в большом подсвечнике оп€ть же перед ÷арскими вратами.

—тоит упом€нуть некоторые молитвенные моменты в заупокойной службе на ¬селенскую родительскую (м€сопустную) субботу. ¬ них заложен важный смысл. “ак, например, имеет место быть тропарь: «≈диный —оздатель, глубиной мудрости человеколюбиво все устро€ющий и всем дарующий полезное, √осподи, упокой души рабов “воих, потому что они возложили свои надежды на “еб€, “ворца, ѕромыслител€ и Ѕога нашего». »ли вот несколько канонов: «”мершим напрасно от случаев, от клича же зельного, скораго течени€ и заушени€, удавлени€ же от искренн€го, и л€гани€, √осподи славы, верою усопшим ослаби во веки» - о внезапно погибших православных христианах, ведших благочестивый образ жизни; «яже покры вода, и брань пожат, трус же €же объ€т, и убийцы убиша, и огнь, €же попали верны€, ћилостиво, в части учини праведных».

ѕоминовение усопших в родительскую субботу

ѕон€тно, что ÷ерковь берет на себ€ об€занность молитьс€ о душах умерших христиан в обозначенную дату. Ќу, а как обычному верующему самосто€тельно пом€нуть усопших родственников и знакомых во ¬селенскую родительскую (м€сопустную) субботу?

—ледует заказать в этот день о них обедню или особое поминовение на ѕроскомидии. — данной целью придите в храм, заполните специальный листок «ќб упокоении», отдайте человеку, уполномоченному такие записки принимать, внесите плату. ѕор€док подачи записок можно узнать на сайте любого храма либо непосредственно в церкви - там, где осуществл€етс€ данна€ процедура.

¬ идеале нужно отсто€ть службу до конца, помолитьс€ во врем€ ѕанихиды за своих близких, почивших с миром. „тобы попасть на ѕроскомидию, нужно прийти в церковь пораньше. Ёта служба совершаетс€ до начала Ћитургии.

’орошо раздать милостыню нищим, дабы пом€нуть лиц, за которых запрещено подавать записки. Ёто самоубийцы, женщины, умершие от абортов, некрещенные, атеисты и еретики. ѕри этом им€ называть не нужно.

ƒома можно и нужно вспомнить об усопших родственниках, вкуша€ пищу на прот€жении ¬селенской родительской (м€сопустной) субботы. Ќе помешает почитать 17-ю кафизму ѕсалтири.

 ак приготовить кутию

¬ыше уже упоминалось, что во врем€ богослужений в храме в день ¬селенской родительской (м€сопустной) субботы задействовано блюдо, которым по древнему обычаю люди угощают друг друга перед –ождеством и ¬асильевым днем (—тарый Ќовый год). –ечь идет о кутье, иначе – кутие.  ак видите, его употребл€ют и в даты, посв€щенные поминовению усопших.  уть€ представл€ет собой об€зательное кушанье поминальной трапезы.

” этого блюда есть еще одно название – «коливо». —егодн€ мы готовим его, как правило, из риса, меда и изюма. Ќо оригинальный состав кушань€ выгл€дит иначе: варена€ пшеница плюс мед.  ути€ в данной форме напоминает о ¬оскресении умершего, когда придет день —трашного —уда. ѕри этом пшеничное зерно олицетвор€ет тело человеческое: «чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и испытать истление, чтобы потом восстать дл€ будущей жизни», а мед – не что иное, как олицетворение сладости благ будущего существовани€.

ѕопробуйте приготовить блюдо непосредственно таким, каким его ели наши предки. ¬озьмите пшеничное зерно, залейте водой, оставьте на несколько часов. «атем слейте жидкость и сварите кашу. √отовые зернышки не должны слипатьс€, но в то же врем€ об€заны быть м€гкими. ¬сыпьте в подготовленную крупу промытый изюм, заправьте медом. ’орошенько перемешайте. Ѕлюдо стоит отнести в храм, на панихиду дл€ осв€щени€ и последующего поминовени€ усопших.

 

јвтор: ѕономаренко Ќадежда  вз€то здесь

 

 

 

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 8 раз
ѕонравилось: 8 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку