-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36110
 омментариев: 138657
Ќаписано: 176416

 расна€ горка в 2017 году

—уббота, 01 јпрел€ 2017 г. 14:49 + в цитатник

јпрельские капели, €ркое и по-весеннему ласковое солнышко, перва€ зелена€ травка, свежа€ листва на деревь€х, звонкие соловьиные трели, потр€сающей красоты восходы и закаты – все эти признаки характерны дл€ периода, когда отмечаетс€  расна€ горка. »значально праздник св€зан с окончательной победой весны над зимой, веселыми гул€ни€ми с пл€сками и песнопени€ми. —уществует множество названий  расной горки. »з наиболее распространенных названий можно отметить ‘омин день,  ликушное воскресенье, јнтипасха, ‘омино воскресенье.

 расна€ горка в 2017 году: дата и истори€ праздника

Ётот праздник всегда отмечаетс€ в выходной день. ¬ 2017 году  расна€ горка будет 23 апрел€ – первое воскресенье после светлого дн€ ¬оскресени€ ’ристова. –асчет точной даты производитс€ с об€зательным учетом даты ѕасхи. ¬ св€зи с тем, что истоки  расной горки уход€т в древнюю –усь, в некоторых местах праздник отмечают в весенний ёрьев день (в 2017 году – это 6 ма€).  ое-где  расна€ горка празднуетс€ накануне ≈гори€ (ёрьева дн€) или же сразу после него.

»стори€ праздника

¬ русской традиции насчитываетс€ несколько названий  расной горки, поэтому истоки праздника правильнее толковать, исход€ из истории возникновени€ каждого названи€. »так. јнтипасха Ќазвание имеет греческие корни. √лавный день ветхозеветной седмицы – суббота. “ак было изначально. —реди иудеев прин€то говорить: «¬ первый, второй третий и т.д. день после субботы». ќ  расной горке говорили, что праздник отмечаетс€ в единый день от субботы, то есть в воскресенье. ќднако в ход истории вмешалось ¬оскресение ’ристово, с тех пор главным днем стала «недел€ – выходной день, когда не работают, а только отдыхают. —о временем неделю стали называть воскресеньем. “аким образом, с целью обозначить главный и начальный день седмицы, его назвали јнтипасхой, другими словами, повтор€ющейс€ ѕасхой. Ќа –уси этот день считалс€ особым праздником в честь нового православного исчислени€ времени (отсчета недель).

‘омин день или ‘омино воскресенье

ƒанное название  расна€ горка получила из-за событи€, упоминавшегос€ в ≈вангелии.  огда после ¬оскресени€ ’ристос впервые €вилс€ своим ученикам, апостола ‘омы среди них не было. ¬ это врем€ он отправилс€ в »ерусалим, где и узнал о том, что »исус воскрес и €вилс€ ученикам. ¬ ответ на услышанное известие ‘ома изрек: «я не поверю в произошедшее событие, пока лично не коснусь ран, оставленных на руках »исуса гвозд€ми, и пока собственноручно не вложу в них персты». Ќа восьмой день все апостолы собрались в помещении, когда к ним снизошел »исус и сказал, обратившись к ‘оме: «¬ложи же свои персты в мои раны. ќтныне ты не будешь неверующим, а станешь верующим». ќтсюда и возникло выражение «неверующий ‘ома». Ќа примере ‘омы видно, что он, в отличие от многих других, не побо€лс€ открыто высказать свое неверие в ¬оскресение ’ристово. ѕоэтому и возжелал вложить персты в раны »исуса, чтобы обрести веру. » ’ристос тот час откликнулс€ на его зов, сказав: «¬ложи персты свои, ‘ома, пусть это станет доказательством. ¬едь в течение последующих веков люди через теб€ будут верить в то, что сами никогда не видели!»

 ликушное (кликушкино) воскресенье

“ак как на  расную горку было прин€то свататьс€ и женитьс€, в одном селе часто насчитывалось несколько дес€тков пар молодоженов. ќдносельчане приходили в дом к жениху и невесте, чтобы «окликать» («окричать») их благодатными словами. «вучали песни, стишки и просто пожелани€ добра, любви, хлебосольного дома, скорого рождени€ детей, долгой и счастливой жизни. Ёти выкрикивани€ получили название «кликушки», а €зыческий обычай стал традицией. ¬замен на радостные пожелани€ «кликуны» получали дары. ¬ основном это было продовольствие (хлеб, €йца, молоко, овощи, м€со).

 расна€ горка в €зычестве и христианстве

¬ дохристианские времена все пригорки, сопки и холмы не только были окружены ореолом загадочности, но и особо почитались в религиозном плане. —читалось, что пребывание на горе и любой другой возвышенности приближает человека к Ѕогам и солнцу. ¬ €зычестве на вершинах всегда зажигали огни, проводили различные обр€ды и жертвоприношени€, устраивали празднества, воздвигали идолов. “ак как €зычники, кроме Ѕогов, чтили и пам€ть о своих предках, ритуальные действи€ проводились в самых лучших под небесами местах – на горках и холмах. Ёти возвышенности называли «красными горками». —лово «красные» имело два значени€: прекрасные и озаренные солнцем (ярило) при восходе и закате, пламенем купальского огн€ и ритуального костра.  огда солнце поднималось, над сопками, холмиками и €зыческими св€тилищами играло красное зарево. ќтсюда и по€вилось название  расна€ горка. »менно по этой причине русские погосты располагали на самых красивых холмах и пригорках. Ћюди ходили на эти кладбища в дни поминовени€ усопших, чтобы почтить их пам€ть и отдать дань уважени€ предкам.

“ак и произошло название « расна€ горка». »значально этот праздник возник в €зычестве. ќтмечать его прин€то было, как и тризну – не в печали и трауре, а в радости и с улыбкой на устах. язычники верили, что об усопших необходимо вспоминать весело. –адостна€ пам€ть об умерших родственниках олицетвор€ет жизнь и продолжение рода. ƒаже слова «радость» и «род» имеют одинаковый корень. ¬ дохристианские времена говорили, что €рое солнце встает над красными холмиками. ј то, что праздник отмечалс€ весной, символизировало не что иное, как пробуждение мертвых, воспоминани€ о них, а также напоминание усопшим о себе с помощью специальных кличей.

—пуст€ некоторое врем€ православна€ церковь позаимствовала у €зычников традицию почитать своих предков таким образом. ’ристиане тоже начали обустраивать погосты на холмах, называ€ их красными горками. ѕравославные не только следовали этому €зыческому обычаю, но и наполнили его новым, более возвышенным смыслом. ’ристиане, как и древние €зычники, не грустили в день поминовени€ умерших родственников, они, напротив, радовались и веселились, а при посещении могил клали на них куриные €йца, окрашенные в красные цвет.

 расна€ горка на –уси имела еще одно особое значение в быту: в этот день было прин€то свататьс€, отмечать свадьбу, венчатьс€, выбирать себе суженого или суженую. —читалось, что на  расную горку зарождалась нова€ семь€.

ќбычаи и народные традиции на  расную горку

 расна€ горка

Ќа –уси  расна€ горка – один из трех самых значимых весенних праздников. ѕервый и второй – ѕасха и день весеннего равноденстви€. Ќа ‘омино воскресенье окончательно провожают зиму и встречают весну, вод€т хороводы, венчают молодоженов, поминают предков, устраивают веселые гул€нь€ с игрищами, песн€ми и пышными застоль€ми. Ќе все традиции и обычаи, соблюдавшиес€ на  расную горку в древности, дошли до наших дней. Ќо, к счастью, о наиболее распространенных из них пам€ть все-таки сохранилась.

«азывание весны

ѕеред восходом солнца первой на пригорок выходила хороводница, которую выбирали с вечера. ќбратившись к ¬остоку и держа в одной руке круглый хлебец, она читала специальную молитву, после чего заводила веселую песню. «атем на пригорок поднимались остальные девицы, окружали «зачинщицу» и, вод€ хоровод, все вместе выкрикивали веселые зазывалки.

Ќачало поминовени€ усопших

ѕервым делом почитали умерших родителей. «релые женщины и незамужние девушки надевали траурные плать€ и шли на погост.  лан€лись могилам своих родителей, а затем и всех остальных усопших родственников. ѕосле поклона по традиции нужно было погоревать, затем разложить на могиле угощени€. ѕричем раскладыванием еды и напитков занимались исключительно замужние женщины. ј девушки на выданье катали по могилам красные куриные €йца. —реди напитков, принесенных на погост, об€зательно было красное вино. ≈го остатки выливались пр€мо на могилы родственников.

ѕрид€ с кладбища, женщины и девушки переодевались в праздничные нар€ды. ѕосле этого они собирались на холме, дружно пл€сали, пели песни, водили хороводы, плели плетень, играли в горелки, перебирали просо дл€ будущего посева.

¬стреча весны

— утра на холме собирались девушки и парни. «аранее изготовленное из соломы и тр€пок чучело устанавливали на самой вершине. ¬округ него водили хороводы, пели, пл€сали. ѕосле этого рассаживались кругом и угощали друг друга снедью. √лавным блюдом была €ичница. „учело оставл€ли на горе до вечера. Ќа закате солнца вокруг чучела оп€ть устраивали гул€нь€, после чего весело сжигали сооружение.

—мотрины

— самого утра все незамужние девушки и неженатые парни надевали свои самые красивые нар€ды. ¬ыходили на улицу и гул€ли по селу, присматривались друг к другу. “аким образом, они выбирали себе невест/женихов. –одственники молодых людей также имели отличную возможность лучше рассмотреть потенциальную невесту/жениха дл€ своего сына/дочери.

ќбновление души и тела

„тобы праздник принес только блага, девушки и парни выходили на заре на улицу и обливали друг друга водой. —читалось, что именно утренн€€ вода на  расную горку способна смыть все недуги и беды, а также даровать счастье. —амые смелые люди купались в водоеме. ѕосле водных процедур устраивали игры: перепрыгивали через плетень на огороде, пели песни, вод€ хоровод вокруг сенных стогов, лазали на деревь€.

ѕраздничный стол

  встрече  расно горки готовились основательно. Ќа пиршество звали не только односельчан, но и людей со всех окрестных деревень. ’оз€юшки пекли караваи, пироги с различными начинками, готовили €ичницу. ѕироги и караваи об€зательно должны были иметь круглую форму, символизирующую солнечный диск.

ѕрославление весны

ћолодые девушки надевали красивые плать€, в косы вплетали разноцветные ленты, голову покрывали венками и, разгулива€ по селу, пели весн€нки. ƒети накануне праздника мастерили дерев€нных ласточек – символ весны и обновлени€. — этими ласточками детишки ходили по домам односельчан и пели песни, прославл€€ зеленачку и €рь.

‘омино воскресенье дл€ неженатых и незамужних

 расна€ горка на –уси отмечалась в течение нескольких дней, этот праздник был грандиозным событием в жизни молодежи и рассматривалс€ скорее как увеселительное действо. Ќа улицах повсеместно устраивались народные гул€нь€, отовсюду звучали песни и весн€нки, слышалс€ задорный смех. Ќезамужние и неженатые люди имели возможность выбрать дл€ себ€ спутника жизни и посвататьс€. “е, кто не имел жениха или невесты, собирались вместе, гул€ли, водили хороводы, пели песни, а вечером рассаживались кругом на холме, угощались праздничными блюдами. ѕосле этого в центр круга выходил каждый, кто хотел, и озвучивал им€ той (того), котора€ ему симпатизирует. “ак проходило первое знакомство с потенциальными невестами/женихами.

ќсобое внимание удел€лось нар€дам, которые надевали незамужние девушки и холостые парни в праздничный день. —пециально к  расной горке дл€ парней шили рубашки, штаны и красные по€са. ƒевицы расшивали сарафаны украшени€ми, мастерили венки и вплетали в косы причудливые ленточки, покрывали головы расписными платками. Ќакануне праздника об€зательно избиралась Ћада – девушка, котора€ назначалась распор€дителем торжества.  ак правило, Ћада знала множество присказок, песен, весн€нок, кликушек и стихов, св€занных с  расной горкой. ќна руководила игрищами и хороводами, напоминала о правилах той или иной игры, запевала мелодичные кликушки и песни. ”дивительно, но куплеты некоторых песен составлены так, чтобы каждый участвующий в песнопении, имел возможность громко выкрикнуть им€ человека, который ему пришелс€ к душе. “аким образом, молодые люди узнавали о прив€занност€х, а также рассказывали о своих симпати€х.

—вадьба на  расную горку

 расна€ горка

Ётот праздник предполагал проведение не только ритуалов, св€занных с поминовением усопших, гул€ний и веселых застолий, но и символизировал надежду, зарождение новых чувств.  расна€ горка была насто€щим торжеством любви. ѕоэтому все влюбленные пары старались провести бракосочетание именно в этот день. «нающие люди говорили, что брак, заключенный на  расную горку, €вл€етс€ залогом долгой и счастливой жизни дл€ молодоженов.

“радици€ сочетатьс€ брачными узами на ‘омино воскресенье по€вилась неслучайно. ƒело в том, что  расна€ горка приходитс€ на первый после ¬еликого ѕоста воскресный день. ћногие влюбленные пары ждали своей свадьбы всю зиму и половину весны. ¬любленных, которые сыграли свадьбу на  расную горку, называли «вьюница» и «вьюнок». ќтсюда пошло еще одно название праздника – «вьюичное воскресенье». –азумеетс€, всех молодоженов, которые желают обвенчатьс€ в день своего бракосочетани€, св€щенник обслужить не мог физически. ќтсюда и возникло свадебное поверье о том, что те, кто попал в число пар, венчавшихс€ на  расную горку, об€зательно проживут счастливую, сытую и долгую жизнь.

≈сли учитывать €зыческие корни праздника, свадьбы проводились именно на  расную горку и потому, что этот день был приурочен к почитанию Ѕогов солнца, главным из которых €вл€етс€ ярило. ѕо этой причине люди верили, что брак, заключенный в ‘омино воскресенье, благословлен ¬ысшими —илами и Ќебесами, а также освещен —олнцем. —разу после росписи, молодые старались посетить дом тех пар, кто заключил брак вначале текущего года. Ёта традици€ была основана на суеверии: если в день своей свадьбы молодожены смогут побывать в гост€х у такой пары, их совместное существование будет легким и радостным. „ем большее число домов, где живут уже расписанные в этом году пары, посет€т жених и невеста, тем лучше.

ќсновными свадебными угощени€ми, которые выставл€лись на праздничный стол, €вл€лись блюда, в составе которых присутствуют €йца. √лавные лакомства – €йца, запеченные в золе, а также вареные €йца, скорлупа которых окрашена в красный цвет.

ѕриметы и поверь€ на  расную горку

Ќекоторые люди, особенно старшее поколение, вер€т в приметы и поверь€, с которыми св€зана  расна€ горка.

  • —читалось, что если незамужн€€ девушка или холостой парень не будет участвовать в праздничном гул€нии, судьба обозлитьс€, а удача отвернетс€. » сидеть ему/ей бобылем/девицей до следующей  расной горки.
  • ≈сли на закате солнца бросить монетку любого достоинства в колодец, предварительно загаданное желание об€зательно сбудетс€ в течение года.
  • ƒевушки и женщины в праздник пытались сшить себе нар€д из материала красного цвета. —читалось, что именно таким образом они смогут расположить к себе Ѕога солнца, который наградит их удачей на весь год.
  • ƒл€ улучшени€ материального положени€ и состо€ни€ здоровь€ накануне  расной горки хоз€йки обмывали иконы ключевой водой, которую не выливали, а хранили до праздника. ”тром на ‘омино воскресенье все семейство умывалось этой водой. ѕричем старшие всегда умывали вначале младших домочадцев, а потом и себ€. —читалось, что водица с икон способна укрепить здоровье и поправить финансовое положение.
  • ќсобой негативной энергетикой обладали раздоры, случавшиес€ на  расную √орку. √оворили, что поссорившиес€ на праздник люди ни за что не примир€тс€ до наступлени€ “роицы. „тобы в доме всегда царила идилли€, не было разногласий и скандалов, хоз€йка должна была испечь праздничные куличи, а хоз€ин дома (супруг) – должен был угостить этими куличами всех людей, которые встрет€тс€ ему на улице. ƒаже крошки от угощени€ оставл€ть в доме было нельз€. ќстатки отдавали скотине или раскрашивали птицам.
  • Ћюди верили, что долгую и счастливую жизнь им могли даровать молитвы, прочитанные утром на  расную √орку. ѕричем молитвы должны быть обращены не только к √осподу, но и к своим умершим родственникам, которые на том свете попрос€т за своих родных.

√адани€ на  расную горку

√адание на исход любовных отношений

”единитесь в помещении. ѕосередине комнаты на полу установите невысокий табурет (можно заменить пуфиком, ведром или большой кастрюлей, которую предварительно следует перевернуть дном вверх). Ќеобходимо чтобы получилось что-то наподобие подставки.   табурету прислоните доску или металлическую пластину (примерна€ длина 1 м, ширина – 30 см). ¬озьмите две красные крашенки и одновременно катните их вниз по доске. ќцените, как они будут катитьс€ и где останов€тс€.

  • ≈сли оба €йца будут катитьс€, каса€сь друг друга, и останов€тс€ р€дом друг с другом, вы со своей второй половинкой проживете долгую и радостную жизнь, полную любви и взаимопонимани€.
  • ≈сли же одна или обе крашенки разобьютс€, вас и вашего любимого человека ждет серьезна€ ссора.
  • ≈сли €йца раскат€тс€ в разные стороны, вам, увы, не суждено быть вместе.

√адание на здоровье

«аранее подготовьте кусок ноздреватого сыра (примерно 150-200 г). Ћожась спать в ночь на  расную горку, поместите сыр у изголовь€, заведите будильник на 03:00. ¬став, отрежьте от целого куска сыра небольшой кусочек (пластинку). ќтреза€ сыр, произнесите: «—ырочек, сырочек, отдай мне свой кусочек, ты лежал у моего изголовь€, поведай мне о моем здоровье». “еперь посчитайте, сколько дырочек в отрезанном кусочке сыра. ≈сли четное количество, значит, в текущем году могут быть незначительные проблемы со здоровьем. ≈сли количество дырочек нечетное, здоровье вас не подведет.

ƒенежное гадание на  расную горку

Ќа заре в  расную горку заберитесь на вершину любого холма, вз€в с собой три ложки (любые).  огда солнце будет всходить, обернитесь вокруг своей оси три раза и, выкрикнув: «Ѕудет ли у мен€ достаток в этом году?», подкиньте вверх ложки. ѕосле того, как ложки упадут на землю, оцените их месторасположение.

  • “ри ложки упали р€дом друг с другом – новые источники дохода, наследство, крупный выигрыш.
  • ƒве ложки упали р€дом, а треть€ отлетела в сторону – прочное финансовое положение.
  • ¬се ложки упали далеко друг от друга – знак предсто€щих трудностей, возможно, будут долги.

√адание на будущее

Ќакануне праздника красили куриные €йца в красный цвет. ”тром на  расную горку взбирались на холм и несколько человек одновременно катили €йца с горы вниз. „ье €йцо дольше всех укатилось и при этом осталось неповрежденным, тот и €вл€лс€ баловнем судьбы в предсто€щем году. —читалось, что этого человека непри€тности обойдут стороной, а в будущем ожидают только радостные событи€.

 расна€ горка – период весенних паводков, когда природа пробуждаетс€ от долгого зимнего сна, обновл€€сь и знамену€ отсчет нового жизненного цикла. Ќа вершинах холмов уже показалась перва€ зелена€ травка, которую ласкает нежно-красное зарево солнышка. ћногие традиции касательно  расной горки за давностью лет, увы, утер€ны. Ќо те, что сохранились до наших дней, нужно старатьс€ беречь и вс€чески способствовать их возрождению.

–убрики:  ѕраздники
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку