-—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2010
«аписей: 36110
 омментариев: 138657
Ќаписано: 176416

 ак праздновали ѕасху в ———–

„етверг, 13 јпрел€ 2017 г. 08:24 + в цитатник

≈сли религи€ — опиум, то ѕасха — его супердоза, считала советска€ власть, не дава€ народу отмечать главный христианский праздник. Ќа борьбу с церковью в —оюзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Ќо стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашенки тут же выбрались из подполь€…

“јЌ÷џ, „”„≈Ћј, —ѕ≈ “ј Ћ»

—вободу антирелигиозной про­­­па­­ганды провозгласили в 1929 году. ÷еркви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавл€ли второй, третий… » так до тех пор, пока брем€ становилось непосильным и храм не закрывали.

«ѕри этом община сама должна была послать наверх обращение труд€щихс€ с просьбой ликвидировать храм, — рассказывает историк ќлес€ —тасюк. — »з материалов госархива видно, что все подобные за€влени€ обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку».

Ђ расна€ ѕасхаї: как праздновали ѕасху в ———–

»з многих освободившихс€ храмов попросторнее устраивали клубы. ѕо словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себ€ ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставл€ли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки.  ого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго.

«—трах так укоренилс€, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельз€, — говорит —тасюк. — ¬ голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно €ичко и делили. ћногие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельз€».

 ј  –ј«√ќ¬ЋяЋ»—№

¬ ­1930-м выходной из-за ѕасхи перенесли с воскресень€ на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем.  огда эта практика не прижилась, горожан стали выгон€ть на ленинские субботники, воскресники и массовые шестви€ с чучелами св€щенников, которые потом сжигали.

Ђ расна€ ѕасхаї: как праздновали ѕасху в ———–

 арикатура из журнала « рокодил»

  этому дню, по словам —тасюк, приурочивали антипасхальные лекции: дет€м рассказывали, что пасхальные гул€ни€ плод€т пь€ниц и хулиганство.  олхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. ј в —трастную п€тницу, врем€ глубокой скорби у христиан, дл€ школьников любили устраивать танцы.

—¬ќя —¬јƒ№Ѕј

—разу после революции большевики начали бурную де€тельность по замене религиозных праздников и обр€дов новыми, советскими.

«¬недр€лись так называемые красные крестины, красные ѕасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь пон€тную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед ¬иктор ≈ленский. — ќпирались на ленинские слова о том, что церковь замен€ет люд€м театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи».

Ђ расна€ ѕасхаї: как праздновали ѕасху в ———–

—ћ» боролись с религией всеми доступными им методами.

 расные ѕасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представл€ли они собой.

— ¬ќ«№ ЅќЋќ“ј

Ќо партийна€ антирелигиозна€ комисси€ сдаватьс€ не собиралась. ¬ конце 40-х в семь€х предпраздничные приготовлени€ все еще держали в тайне, говорит историк ѕетр Ѕондарчук.

« огда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учител€ высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — »споведоватьс€ к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал св€щеннику через св€зных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию».

Ђ расна€ ѕасхаї: как праздновали ѕасху в ———–

ѕоскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращалс€ в целое паломничество. «»з отчета уполномоченного ¬ерховного —овета по делам религий в «апорожской области Ѕ.  озакова:

«ћне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на рассто€нии почти 2 км до ¬елико-’ортицкой церкви в гр€зи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках.  огда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себ€, отвечали: «Ёто не муки, а радость — идти в церковь на св€тую ѕасху…»

¬ 40-е » ѕќ—Ћ≈

¬сплеск ре­­лигиозности случилс€ во врем€ войны, и как ни странно, граждан почти не преследовали. «—талин в своем выступлении в св€зи с началом ¬еликой ќтечественной даже обратил­­с€ к народу на церковный лад — „брать€ и сестры!“. ј с 1943-го ћосковский патриархат уже активно использовалс€ на внешней политической арене дл€ пропаганды», — отмечает ¬иктор ≈ленский.

јгрессивное высмеивание и сжигани€ чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто дл€ тихого отмечани€ праздника, а остальных граждан планировали не­нав€зчиво занимать в пасхальные дни.

Ђ расна€ ѕасхаї: как праздновали ѕасху в ———–

«Ќа атеистическую пропаганду в ———– выдел€ли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о прин€тых антипасхальных мерах, — рассказывает религиовед. — ¬ свойственной «советам» манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в преды­дущем.

Ѕќ∆№я  ј–ј

ѕенсионерка ћари€ √уцал и спуст€ 70 лет охает, вспомина€, как ее «пропечатали» в школьной стенгазете: ходила св€тить вербу, а «добрые люди» доложили кому надо.

¬ понедельник после ѕасхи педагоги провер€ли руки у детей: если замечали следы от крашенок — были проблемы. «ѕеред праздником хоз€йкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если ѕасха совпадала с майскими праздниками, — вспоминает она. —  ак-то директор молокозавода в —в€тое ¬оскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. ∆ена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили — Ѕог наказал».

Ђ расна€ ѕасхаї: как праздновали ѕасху в ———–

ј Ќиколай Ћосенко рассказывает, что забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крут€т кино — звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку — одни завывани€. «Ёто теперь €сно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пени€ эхо шло. ј тогда судачили, что это церковь мстит», — по€сн€ет он.

Ќј„≈ ”

ќбщественность не давала верующему люду поко€. ƒаже окт€бр€т инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. „тобы воврем€ «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами командировали на всенощные бдени€ в компанию к бабушкам свои рейды.

«аслоны из педагогов, оцеплени€ комсомольцев, отр€ды дежурных дружинников всю ночь зевали под церкв€ми, вылавлива€ в толпах воспитанников и коллег.

«¬ конце 70-80-х молодежи войти в церковь на ѕасху было нельз€ — милици€ окружала, — вспоминает насто€тель —в€то-”спенской церкви села —еменивка отец »оанн. — „тобы учител€ не вз€ли „на список“, ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. ј стал постарше — вызывали „на ковер“ и ставили на вид».

Ђ расна€ ѕасхаї: как праздновали ѕасху в ———–

ƒружинники. ќтлавливали верующих возле церквей.

„тобы удержать народ дома в св€тую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «ћелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости. «—лыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставл€€ дь€конов и батюшек пь€ницами и крохоборами», — рассказывает Ќиколай Ћосенко.

ј в родном селе сына св€щенника јнатоли€ ѕолегенько ни одна всенощна€ не обходилась без музыкального фона. ¬ центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела весела€ музыка; заходили обратно — звук приглушалс€.

«ƒоходило до того, что перед ѕасхой и с неделю после родители €иц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит ѕолегенько. — ƒо войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполн€л пасхальные песнопени€».

ƒЋя √јЋќ„ »

Ѕлиже к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. јдекватные «контролеры» никого не карали, но играли роль до конца. «”чител€ вели беседы про „поповский мрак“ чисто дл€ проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Ћосенко. — ќни и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».

Ђ расна€ ѕасхаї: как праздновали ѕасху в ———–

ќтец ¬итольд тоже начинал учителем. ¬ первое же школьное –ождество поступила директива патрулировать село в поисках кол€дников.

«–азбились мы по компани€м, ходим по улицам. ѕока никто не видит — шмыгнули к одному коллеге домой, „покол€довали“, потом быстрой перебежкой к другому. » так весь день, да так, чтоб не попастьс€ на глаза кол€дующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выстав€т со скверной характеристикой», — делитс€ Ћевицкий.

Ѕывшему комсомольцу јнд­рею ¬ащуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на ѕасху. «Ќикого мы не ловили: просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, — признаетс€ он. — ј дежурные педагоги могли так „разговетьс€“ под церковью, что еле ноги волокли».

–убрики:  »стори€
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



¬алентина_¬алюша   обратитьс€ по имени „етверг, 13 јпрел€ 2017 г. 08:57 (ссылка)
√осподи, бред какой-то... ”же в 1950-е никто у церквей не сто€л и никого не ловил. » в школах крестики носили в 1960-х, если кто был крещЄный. ƒругое дело, что крещЄных детей в те времена уже почти не было. а потому и крестики почти не носили. » €йца красили, и иконушки держали. бабушка умерла в 1966-м, а иконушка у неЄ сто€ла ещЄ в начале 1960-х. » никто маму не арестовал и примерно не наказал, несмотр€ на то, что она была работником горкома партии. ј в 1970-1980-х на это вообще никто внимани€ не обращал, наоборот, в 1980-х начали восстанавливать нашу церковь. ѕочему помню так хорошо? ѕотому как работала в то врем€ в местной газете и сама делала материалы об этом...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—амуил_√етерле   обратитьс€ по имени „етверг, 13 јпрел€ 2017 г. 09:13 (ссылка)
¬ —ибири, как известно, живут люди разных национальност€х. я жил в немецкой деревне, атеистов у нас не было, поэтому справл€ли все праздники: и советские, и религиозные. ѕасху отмечали обычно на 2 недели раньше, чем в соседних, русских, деревн€х. ѕразднование продолжалось 1 день. ¬ соседних, русских деревн€х, ѕасха отмечалась и верующими, и атеистами с большим размахом, не менее 3-х дней. “радиции, однако :).
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
meiztan   обратитьс€ по имени „етверг, 13 јпрел€ 2017 г. 15:48 (ссылка)
я тоже говорю бред в —оветское врем€ отмечали и пасху и мы айт наша пасха, к нам любили русские ,немцы приходить есть баурсаки курт, а мы обожали булочки печенюшки вс€кие, €йца казалось крашеные вкуснее))) и немцы пекли свои кребли ,пирожные разные и никто не запрещал пили ели от души и никто никогда не преследовал и родителей не ругали и в школу не вызывали ,весело было, жили дружно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
”_ ќЋќƒ÷ј   обратитьс€ по имени „етверг, 13 јпрел€ 2017 г. 23:50 (ссылка)
—амое главное было не то, что не разрешали праздновать, а то, что не было Ѕожьего —лова нигде. Ќельз€ было ни послушать, ни почитать, ни спросить. ƒуховный вакуум пострашнее отсутстви€ праздничных традиций.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку