-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.02.2010
Записей: 39599
Комментариев: 143435
Написано: 184717


Советы логопеда.

Понедельник, 05 Апреля 2021 г. 17:53 + в цитатник

Как научить ребенка выговаривать звук «Р»  

Эффективные упражнения, чтобы научить ребенка выговаривать звук «Р» дома: используйте дыхательную и артикуляционную гимнастику

Казалось бы, сколько проблем может доставить родителям один звук? На самом деле, очень много, если малышу никак не удается освоить его произношение. Больше всего достается мамам и папам от звука «Р». Ведь это один из самых труднопроизносимых звуков в славянской фонетике. Красиво и качественно рычать получается далеко не у всех деток. Поэтому примерно с 4 лет родители бьют тревогу из-за того, что ребенок картавит. О том, когда нужно «ставить» малышу звук «Р», и как это можно сделать самостоятельно, нам рассказала логопед, основатель детской логопедической школы ЛогоКлуб Алена Король 

Звук «Р» – звук позднего онтогенеза. Это значит, что он формируется в речи ребенка одним из  самых последних (наряду со звуком «Л» и шипящими «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»). В 3-4 года его у ребенка вполне еще может не быть, и это абсолютная норма. Прицельно заниматься постановкой этого звука логопеды рекомендуют примерно за год до школы.

Можно ли научить ребенка звуку  «Р» дома

«Я не сторонник того, чтобы родители сами учили ребенка звукопроизношению, – говорит Алена Король. – Ни одна статья в интернете, ни одно обучающее видео не может оценить особенности артикуляционного аппарата и фонематических процессов ребенка. Например, у ребенка укороченная уздечка, есть особенности подвижности артикуляционного аппарата или проблемы с зубочелюстной системой. Такому ребенку нужны специфические занятия. Но мама тоже это видит далеко не всегда, и пробует обучить ребенка по базовым практикам».Что может произойти в этом случае? Отлично, если «звезды становятся правильно», и звук «Р» появляется в речи. «К сожалению, так случается не всегда, – констатирует Алена Король. – Часто нужный звук произносится неправильно, и в речи ребенка появляется, например, гортанная «французская Р». Если такое произношение входит в привычку – это проблема. Ведь переучить сформированный артикуляционный уклад сложнее, чем просто поставить этот звук с нуля».

Вторая проблема – это  синдром выгорания . Да-да, такое встречается даже у маленьких детей. «Случается, что ребенок приходит к логопеду настолько измученный домашними тренировками, что на занятиях даже не хочет прилагать усилия, – отмечает Аленка Король. – Если вы решили ставить звук сами, позаботьтесь о состоянии ребенка. В занятиях должна быть ситуация успеха, чтобы малыш видел, что у него получается. Поэтому, если вы уже пару недель ставите ребенку звук, а результата не видно – лучше перепоручить этот процесс специалисту».

Дыхательные упражнения для правильной речи

Начинать работу над постановкой любого звука нужно с дыхательной гимнастики. Это своего рода разминка, которая тренирует легкие и помогает ребенку формировать целенаправленный поток воздуха, необходимый для произношения звуков.

«Часто у деток наблюдается верхнеключичное дыхание, когда ребенок вдыхает неглубоко и резко, приподнимая плечики. Этот тип дыхания не слишком способствует хорошей речи. Помогите ребенку сформировать диафрагмальный тип дыхания – то есть, дыхание животиком. Для этого кладем ребенка на спинку, ставим на животик объемную легкую игрушку и просим вдохнуть так, чтобы игрушка приподнялась»,  – советует Алена Король.

Также для тренировки дыхания будут очень полезны такие упражнения:

  • «Воздушный шарик». Надуть щеки и медленно выпускать воздух, через губы, вытянутые трубочкой.
  • «Хомячок». Попеременно надувать правую и левую щеку.
  • «Греем ручки». Представить. Что вы слепили снежную бабу. Дышать на ладошки, выговаривая звук «Х-Х-Х», как будто их нужно согреть.
  • «Футбол». Вытянуть губы трубочкой. Сдувать со стола ватный или пенопластовый шарик, следя за тем, чтобы щеки не надувались
  • «На качелях». Подвесить на нитку бумажные фигурки (цветочки, снежинки, кукол). Попросить ребенка раскачать их своим выдохом.
  • «Пузырьки». Слегка открыть рот, упираясь кончиком языка в нижние зубы. По центру языка положить коктейльную трубочку, опустив ее конец в емкость с водой. Дуть в трубочку так, чтобы в воде появлялись пузырьки. При этом щеки не должны надуваться, а губы должны быть неподвижными
  • «Фокус». Слегка открыть рот и растянуть губы в улыбку. Высунуть язык в форме «лопатки» на нижнюю губу. Положить на кончик языка какой-то маленький легкий предмет и резко сдувать его, направляя поток воздуха вперед.
  • «Кораблик». Сделать бумажный кораблик и пустить его в миску или ванну с водой. Сначала ребенок дует плавно, сложив губы как для звука «Ф-Ф-Ф». Потом «налетает порывистый ветер». Ребенок складывает губы как для звука «П» или вытягивает их трубочкой, не надувая при этом щеки.

Артикуляционные упражнения для звука «Р»

«На самом деле эти упражнения не ставят звуки. В первую очередь, они направлены на активизацию мышц артикуляционного аппарата, – поясняет Алена Король. – Язык, губы, щеки – все это мышцы. Поэтому после выполнения таких упражнений дети начинают говорить намного четче, ведь что их органы артикуляции находятся в тонусе. Что касается конкретно звука «Р» - это звук, который образуется на верхнем подъеме языка. Соответственно, для его формирования буду полезны упреждения, которые поднимают кончик языка вверх».

Для тренировки поднятия кончика языка вверх подойдут такие упражнения (по нарастающей от простого к сложному):

  • «Чистим зубки». Открыть рот и кончиком языка почистить зубы с внешней и внутренней стороны верхнего и нижнего зубного ряда, выполняя движения из стороны в сторону и сверху вниз. Выполнять на счет 1-2.
  • «Вкусное варенье». Открыть рот. Языком облизать верхнюю губу. Выполнять движение сверху вниз, в конце пряча язык в рот. Выполнять на счет 1-2.
  • «Маляр». Открыть рот и «покрасить» языком небо, выполняя медленные движения от верхних зубов глубину рта и назад. Выполнять на счет 1-2.
  • «Лошадка». Открыть рот, присосать язык к небу и резко оторвать, клацнув ним. Выполнять на счет 1-2.
  • «Чашка». Широко открыть рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка поднять к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении на счет до 10.
  • «Грибок». Присосать язык к небу, широко открыть рот. Спинка языка – это шапочка гриба, а подъязыковая уздечка – его ножка. Удерживать в таком положении на счет до 10.

Упражнения на постановку звука «Р»

В общей сложности артикуляционная гимнастика не должна занимать у вас дольше 5-7 минут. После этого можно попробовать «поставить» ребенку звук «Р» при помощи нескольких упражнений. При этом нужно соблюдать определенные правила.

«Все упражнения на постановку звука «Р» выполняются на широкой улыбке и при широко открытом рте. Таким образом, язык рефлекторно занимает во рту благоприятное положение, – акцентирует Алена Король. – Не говорите малышу, чтобы он сказал звук «Р» или порычал. У него будет включаться старая артикуляция, и он будет произносить тот звук, которым он ранее заменял звук «Р». Если во время упражнений вы услышали, что у ребенка «проскочил» неправильный звук (гортанный, картавый), прекратите упражнение, чтобы не автоматизировать привычку».

Упражнение «Барабан» («Дятел»)

Ребенок улыбнулся, открыл рот и быстро-быстро ударяет кончиком языка по альвеолам (бугоркам за передними зубами), произнося при этом звук «Д-Д-Д». Если при этом ребенок еще и дует на кончик языка, там самопроизвольно может возникнуть вибрация. В этот момент мама может ватной палочкой поводить ребенку под кончиком языка. Так мы дополнительно активизируем языковые мышцы и можем добиться усиленной вибрации и возникновения звука «Р».

Упражнение «Муха» («Жужжание»)

Его можно делать при условии, что ребенок умеет произносить звук «Ж» и может хорошо удерживать язык в форме «чашки». На широкой улыбе и при открытом рте язык находится в положении произношения звука «Ж» (кончик сверху, боковые края языка прижаты к зубам). Ребенок начинает произносить звук «Ж», но при открытом рте вы будете слышать звук, похожий на жужжание мухи. В этот момент ребенок должен очень сильно подуть на язык, и мама снова может поводить ватной палочкой по кончику языка в том месте, где должна возникнуть вибрация - под кончиком языка.

Звукосочетания «ТР» и «ДР»

В интернете можно встретить «стопроцентный» способ запустить звук «Р». Это произношение звукосочетаний «ТР» и «ДР». Логопеды не отрицают его эффективность, но советуют быть аккуратными. Во-первых, это упражнение также обязательно делать при широко открытом рте, чтобы добиться вибрации в нужном месте. Во-вторых, важно вовремя «отделить» нужный звук от звукосочетания. Сначала ребенок будто отталкивается от переднего звука («Т» или «Д»), тем самым запуская звук «Р». Однако потом бывает сложно избавиться от «помощников». В результате у ребенка выходит «трыба» или «дрыба», и самостоятельно эту связь разорвать он не может.

Рубрики:  для детей
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку